Повторительные упражнения на правописание приставок. Повторительные упражнения на правописание приставок Тренировочные упражнения правописание приставок на з с

Упражнение 1. Перепишите, расставляя ударения и вписывая пропущенные буквы.

Розвальни – развалиться; розыгрыш – разыграть; розыск – разыскать; роспись – расписать, расписание, расписка; россыпь – рассыпать; рассказ – россказни; распустить (на каникулы) – роспуск.

Текст заголовка

Упражнение 2. Укажите, в каких словах на месте пропуска пишется буква З, а в каких С.

1)восстановить отношения,

2) вежливо здороваться,

3) период расцвета,

4) раззадорить спорщиков,

5) неиссякаемый источник,

6) сдать в наём,

7) принять в расчёт,

8) расчётливый хозяин,

9) воссоединение народа,

10) возделывать землю,

11) жёсткий распорядок дня,

12) тратить расчётливо,

13) рассчитывать на внимание,

14) точное использование,

15) орудийный расчёт,

16) редкий разговор,

17) отдельная работа,

18) раздельная уборка,

19) зрелое рассуждение,

20)здешние цены.

Упражнение 3. Вставьте пропущенные буквы и определите, в какую морфему (в приставку или в корень) входят сочетания букв раз- (роз-), рас-(рос-), ис-, из-, нис-, низ-, бес-, без-, черес-.

Разносчик, истинный, разночинец, истолковать, россыпи интересных мыслей, низвести, низкотемпературный, растянуть, известняк, растение, известность, безвкусный, бессердечный, воссоздать, чересчур, восторг, раскрыть, рассадить, развинтить, беззвучный, развитие, бессмысленный, предрассветный.

Упражнение 4. Вставьте пропущенные буквы в приставках и разместите слова по трем столбикам:

1) с приставками, не меняющими на письме согласного;

2) с приставками на з –с;

3) с приставками на гласный.

Безвкусица, сжечь дотла (что-нибудь), безжалостный, бесформенный, бесшумный, обтекаемый, воззрение, восстановление, надсмотрщик, наслаждение, восторжествовать, подучить, отблеск, изжога, исподтишка, подписчик, подшипник, бескормица, происшествие, ниспадать, просвещать, сдельщина, предпочтение, предшественник, чересполосица, чересседельник, задвижка, зачинщик, перемирие, пер…шеек, ра…знакомиться, растворять, расщелина, доверенный, доверчивый, расчет, рассчитать, расхвораться, бескровный.

Упражнение 5. Перепишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки.

Пре…ставлять, п…радеть, о…ходиться, о…крывать, о…гадывать, о…переться, архи(плут), о…водить, (архи)ерей, по…ходящий, (анти)вегетарианец, по…бородок, (вице)король, (контра)бас, (экс)министр, (контр)революционный, (де)классированный, (фельд)комендант, (контр)адмирал, (супер)фосфат, (суб)ординация, (архи)быстро, (до)петровская эпоха, (кон)гениальный, (контр)удар, меж…американский, о…бивка, обес…лавить, о…севки, о…грузить, о…цедить, по…данный, по…садить, пр…отцовский, пре…дипломный, пр…американский, ра…прекрасный, с…противление, (ультра)звук, пр…щур, о…тереть, о…сохнуть, по…ключить.

]

Текст заголовка

Текст заголовка

Текст заголовка

Текст заголовка

[[Файл:Файл:Example.jpg [[Файл:Файл:Example.jpg [[Файл:Файл:Example.jpg [[Файл:Example.jpgВставьте сюда текст, который не нужно форматироватьВставьте сюда текст, который не нужно форматировать--90.189.61.174 90.189.61.174 18:35, 23 апреля 2012 (VLAT)--90.189.61.174 18:35, 23 апреля 2012 (VLAT)--90.189.61.174 18:35, 23 апреля 2012 (VLAT)--90.189.61.174 18:35, 23 апреля 2012 (VLAT)--90.189.61.174 18:35, 23 апреля 2012 (VLAT)--90.189.61.174 18:35, 23 апреля 2012 (VLAT)--90.189.61.174 18:35, 23 апреля 2012 (VLAT)--90.189.61.174 18:35, 23 апреля 2012 (VLAT)--90.189.61.174 18:35, 23 апреля 2012 (VLAT)

Вставьте сюда текст, который не нужно форматировать[[Заголовок ссылки [[Заголовок ссылки [[Заголовок ссылки [[Заголовок ссылки Заголовок ссылки ]]]]]]]]]]]]]]]] ==

== == ==

Упражнение 7. Распределите и запишите слова в две колонки: в первую - с при-, во вторую - с пре-.

Старинное пр...дание, камень пр...ткновения, пр...чуды природы, пр...ступить (к делу), богатое пр...даное, пр...вратности судьбы, пр...одоление препятствий, не надо пр...рекаться, пр...знание в содеянном, пр...бывать в бездействии, беспр...кословно повиноваться, пр...верженец новых взглядов, пр...дать друга, пр...мирить врагов, пр...бытие поезда, непр...менное условие, полезное пр...обретение, жизнь без пр...крас, пр...забавный случай, пр...ломление лучей, пр...вышение полномочий, пр...остановить слушание дела, давать пр...сягу, искатели пр...ключений. придание приткновение причуды

Упражнение 8. Проверьте себя по теме «Правописание приставок», вставляя пропущенные буквы.

Д…бежать до калитки, …бхитрить противника, пр…чувствие беды, …тдых на море, посторонним вход в…спрещён, пр…гулка на воздухе, п…бежать н…п…регонки, взять н…прокат вещи, д…заправка самолёта, п…загорать на солнце, н…дпись на камне, з…прокинуть голову, бе…заботная жизнь, пр…ветренная комната, бе…дарный артист, бе…толковый ответ, и…ношенный механизм, и…следовать причины, ра…кидывать вещи, и…порченный телефон, чре…мерные усилия, в…дремнуть немного, пр…драссветная мгла, бе…форменные очертания, н…ожиданная р…звязка, дружные в…ходы на полях, стремительный ра…бег, пр…ехать на ярмарку, в ра…цвете сил, …долеть пр…грады, удачная …делка, пр…бить к потолку, …делать зарядку, пр…вокзальная площадь, пр…даное невесты, ра…калённый металл, пр…стегнуть значок, …тдать долги, пр…восходный ра…сказчик, …дельная работа, чере…чур сильно, д…веренность, …жечь дотла (что-нибудь), з…движка, ра…творить песок, в…зраст, …бить с ног, р…списка, з…явление.

Упражнение 9. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

Раз_скать, пред_дущий, без_дейный, из_сканный, пред_юльский, без_глый, с_знова, воз_меть, без_нвентарный, под_тожить, роз_грыш, небез_звестный, с_мпровизировать, без_скусный, под_нтегральное число, об_грать, из_мать. Меж_нститутский, сверх_ндустриализация, сверх_нтересный, меж_рригационный период, меж_здательский, сверх_мпульсивный. Суб_нспектор, контр_гра, транс_орданский, дез_нфекция, супер_нтересный, пост_мпрессионизм, пан_сламизм. Спорт_нвентарь, мед_нститут, фин_нспектор. Пред_стория, меж_нтернатский, без_нициативный, спорт_гра, об_скать, сверх_зобретательный, без_мянный, контр_ск, с_змала, сверх_зысканный, небез_нтересный, пред_нфарктный, пост_нфарктный, вз_скать, меж_гровой, дез_нформация, сверх_ндустриальный, пед_нститут, без_сходный, Глав_здат, супер_гра, под_мать, с_грать, сверх_скусный, транс_ндийский, без_мпульсный.

Упражнение 10. Распределите и запишите слова в две колонки: в первую - с И, во вторую - Ы.

Безыглый, безыдейность, безынвентарный, безыскровый, безытоговый, взымать, взыскать, дезинформация, контригра, небез…звестный, об…ндеветь, об…сканный, под…тожить, пост…мпрессионистский, пред…юльский, сверх…зысканный, спорт…гра, с…здавна, с…змала, с…мпровизировать, транс…орданский, без…скрый, без…нициативный, дез…нфекция, меж…нститутский, над…ндивидуальный, небез…нтересный, об…граннный, от…менный, пан…сламист, пред…мпрессионистский, пред…стория, сверх…ндустриализация.

Упражнение 11. Вставьте, где это необходимо, разделительные Ъ и Ь.

Кон…юнктура, суб…ект, ад…юнкт, интерв…ю, двух…язычный, лос…он, фел…етон, сверх…естественный, контр…атака, фельд…егерь, волеиз…явление, прем…ера, трёх…осный (автомобиль), ад…ютант, бул…он, с…узить, в…юга, двух…этажный, всеоб…емлющий, пед…институт, об…явление, кон…юнктивит, транс…японский, контр…якобинский, дез…инфекция, вар…ирование, дет…ясли, без_упречный, об_явление, неб_ющийся, бар_ер, контр_удар, сверх_естественный, раз_яренный, пас_янс, трех_язычный, нав_ючить, необ_ятный, в_ется, пред_убеждение, обез_яна, пред_угадать, кинос_емка, бур_ян, меж_ярусный, комп_ютер, раз_яснить.

Упражнение 12. Вставьте, где это необходимо, Ь после шипящих.

Вскач_, замуж_, лиш_, настеж_, невмоч_, невтерпеж_, сплош_. Береч_ся, взвес_те, встретиш_ся, испеч_ся, назнач_те, намаж_, остан_ся, не плач_те, съеш_, сяд_те. Глуш_, грач_, дач_, крыш_, ландыш_, лещ_, много луж_, меч_, молодеж_, мыш_, ноч_, помощ_, рож_, стаж_, тиш_, выше туч_. Могуч_, похож_, хорош_. Жен_щина, мощ_ный, погон_щик, пон_чик, реч_ка, стекол_щик, точ_ка, удач_ный. Восем_сот, сем_десят, шест_сот. Веч_ный, вещ_, встан_те, готовиш_ся, девят_сот, дрож_, душ_, еж_ колюч_, живуч_, камен_щик, лож_, луч_, моеш_ся, навзнич_, наотмаш_, отреж_, плач_ ребенка, подвин_ся, проч_, пят_десят тысяч_, репортаж_, реч_, реч_ной, среди рощ_, руч_ка, спряч_те, черная туш_, увлеч_ся, удач_. Молодёж…, превосходиш…, престиж…, наотмаш…, благородство человеческих душ…, иш…, туш… для век, горяч… нравом, уж…, обеспеч… безопасность, не плач…те, мелоч…, результат встреч…, проч…, стаж…, капает с крыш…, полноч…, не пряч…тесь от людей, увелич…те, пренебреч…, роскош… не утаиш…, спряч… мяч…

Упражнение 13. Проверьте себя по теме «Правописание Ъ и Ь знаков», вставляя пропущенные буквы.

Альпинизм, июньский, клянчить, фальшь…, лентяй, отсроч…ка, селььд…б, вес…ма, усад…ба, прос…ба, мос…тик, мощ…ный, готовиш…, он готовит…ся к прыжку, кин…те мячик, состав… уравнение, назнач…те свидание, признат…ся в слабости, с…ешьте кусочек, хочу купат…ся, пришлос… добират…ся пешком, лист не колышет…ся, пора занимат…ся, придётся задумат…ся, пишеш… красиво, грамотная реч…, много красивых дач…, гореч… воспоминаний, решение задач…, двухлетний малыш…, искусная рез…ба, получите ден…ги, заботливая нян…ка, о суд…бе героя, распахнуть дверь настеж…, мощ…ный рывок, об…единение, из…явить желание, с…езд, с…экономить, с…агитировать, об…яснение, с…узить вопрос, фотос…ёмка, уст…е реки, рел…ефный, почтал…он, об…ёмный, стат…я, дет…ясли, взять интерв…ю, дез…информация, спорт…инвентарь, пойдём…те.

Разделы: Русский язык

Цели:

  • знакомство с правописанием приставок, оканчивающихся на З и С;
  • формирование умения находить слова с орфограммами в тексте;
  • формирование умения самостоя­тельно размышлять, решать проблемы; анализировать, делать выводы;
  • развитие устной и письменной речи, активизация словарного запаса;
  • воспитание внимания к окружающим.

ХОД УРОКА

1. Постановка целей и задач урока

а) Повторим правописание приставок.
б) Познакомимся с написанием новых приставок.
в) Выполним ряд упражнений.
г) Поиграем.

2. Чтение эпиграфа к уроку в рабочей карточке и работа с ним

3. Повторение предыдущего материала (домашнее задание)

– Назвать приставки "цепочкой"
– Может ли приставка оказаться в середине слова?

Игра: "Найти в словах спрятавшиеся приставки" (в рабочей карточке)

4. Записать данные слова под диктовку (один у доски)

Надстроить, подставить, отделать, предписать, отдалиться, предсказать, подтаять, надпилить, вкладывать.

– Выделить приставки.
– Что вы можете сказать о правописании этих приставок?

5. Работа над новым материалом

– По сравнению с приставками о которых мы сейчас говорили, новые приставки, о которых мы сегодня узнаем, "живут" как будто в другом царстве: у них все наоборот. Те пишутся всегда одинаково, а новые"подлаживаются" к соседним буквам и не подчиняются правилу правописания.
– Посмотрите на рисунок 1 и рисунок 2 и попробуйте сами сделать вывод..
– Чтение приставок хором (в рабочей карточке).
– Возвращение к эпиграфу.

6. Тренировочные упражнения

а) № 1 (в карточке)
б) № 2 (в карточке)
в) № 3 (в карточке)
г) Игра "Приставка или нет?"
д) Игра "Прятки с приставками"

7. Сегодня мы поговорим еще об одной очень коварной приставке с-,

– Посмотрите на рисунок 3 и рисунок 4 и скажите, почему она "коварная"?
– Назовите слова с этой приставкой.

(сбить, сбегать, сгиб, сговорчивый, сгоряча, сдвинуть, сделать, сдача, сжечь, сшить.)

Игра "Коварная приставка" (в рабочей карточке)

8. Творческая работа

– Можно ли подобрать слова соответствующие данным схемам?
– Доказать правильность своего ответа примерами.
.с б… .с д… .з п… ый.с п…

9. Работа по учебнику

10. Проверочная работа

Цель: проверка усвоенности нового материала.

Уч-ся пишут только букву из приставки (первый столбик – первая строчка и т.д.), а затем проверяется по контрольной карточке на доске:

безболезненный бесцельный избежать
вздыхать сбить испортить
безжалостный вскрикнуть вздернуть
бесшумный разносить расписание
бесчувственный разбить возгордиться
искусать раздвинуть беспечный
развалиться вспорхнуть безграничный
разжимать рассмотреть сдать
разгадать бесконечный издалека

Ответ: ззз ссс ззз
ссс ззз ссс
зс зс зс зс з

11. Вывод, итог урока

12. Домашнее задание

Разноуровневые упражнения. Выучить правило.

Рабочая карточка ученика

"Буквы 3 и С на конце приставок."

Пойдет вам впрок нехитрая наука
О тех, кто буквам роли раздает!
"3" или "С"? Зависит всё от звука,
Который за приставками поет!

Игра: "Найти в словах спрятавшиеся приставки."

Землетрясение, громоотвод, пятилетка, водопроводчик, путешественник, мясоперерабатывающий завод, сногсшибательная новость, деревообделочный комбинат.

1. Знакомство с новой темой:

без- (бес-) низ- (нис-)
вз- (зс-) раз- (рас-)
воз- (вое-) лоз- (рос-)
из- (ис-) через- (черес-)

2. Тренировочные упражнения

1. Подберите к каждой части слова подходящую для него приставку.

Запишите полученные слова.

Цветающий, ...мерить, ...делъник, ...ведчик, ...лететь, ...ложение, ...править, ...порядок, ...пытывать, ...кипеть, ...петь, ...биратъся, ...трепенуться, ...пахать, ...вестия, ...шумный, ...брежный.

2. Выписать из текста слова с изученными приставками.

Стали у меня исчезать вещи. То носок пропадет, то перчатки. Мама говорила, что я растяпа и всюду разбрасываю свои вещи. Но пропадали и те вещи, которые я клал на место. Однажды исчезли мои тапочки и кроссовки. Я беспокоился и долго искал их. Оказалось, что их наш щенок по разным укромным уголкам растащил.

3. Выписать из данных слов только те, в которых есть новые приставки.

Вспахать, здоровье, спешить, разведка, здоровенный, преследовать рассматривать, издавать, бессмертник, здешний.

4. Игра: "Приставка или нет?"

а) разбитый, разваленный, разный;
6) расписание, растение, расколоть;
в) воспринимающий, восковой;
г) роскошь, росчерк;
д) исследовать, история.

5. Игра: "Прятки с приставками."

– Выделить изучаемые приставки.

Водоразборная колонка, перераспределение, нераспустившийся цветок, невосполнимый, неиспользованный, заблагорассудится, происшествие, безрассудство.

6. Коварная приставка.

С + хвойный лес =
С + спрятанные ценности =
С + сражение =
С + дом отдыха =


пишутся с буквой з перед гласными и перед звонкими согласными (б, в, г, д, ж, з, л, м, н,р) и с буквой с перед глухими согласными {к, п, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ). Например: безгласный - бесклассовый, возбуждение - воспоминание, взбежать - вскружить, изгнать - испортить, низводить - нисходить, раздать - растратить, чрезмерный - чересседельник.
  1. В приставке раз- {рас-) - роз- {рос-) без ударения пишете;; а, под ударением - о. Например: раздать - розданный.
  2. Приставка с- пишется как перед глухими, так и перед звонкими согласными. Например: спрятать - сбежать, столкнуть - сделать.
Упражнение 158. Вставьте пропущенные буквы.
Бе...голосый, бе...печный, бе...вкусный, бе...платный, бе...корыстный, бе...пощадный, бе...дорожный, бе...церемонный, бе...характерный, бе...мятежный, бе...нравственный, бе...толковый, безгрешный, бе...жизненный, бе...численный, бе...шумный, безропотный, бе...предельный, бе...лиственный.
Упражнение 159. Образуйте слова со следующими приставками:
воз вое- (препятствовать, славить, дать, требовать, гордиться, хвалить, стать, жечь);
из ис- (жить, зябнуть, сохнуть, чахнуть, лить, царапать,
шарить);
раз рас- (думать, звонить, колоть, пороть, спросить, цвести,
чесать, шевелить).
Упражнение 160. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.
1. Как эта лампада бледнеет пред ясным во...ходом зари, так ложная мудрость мерцает и тлеет пред солнцем бе...смертным ума (П.). 2. В бе...людной улице за версту слышно, как разговаривают двое-трое между собой (Гонч.). 3. Наступила весна, все зазелейело, ра...пустилось, ра...цвело (Акс.). 4. Предра...светный ветер подул, и тихо в...плывает багровое солнце (Т.). 5. ...жатые губы Илюши не шевелились, ...двинутые брови не ра...ходились (Т.). 6. Хорь не все ра...сказывал, он сам меня о многом ра...спрашивал (Т.). 7. Я беспощадно погонял измученного коня (Л.). 8. Поглядев на звезды, Хаджи Мурат ра...читал, что было уже за полночь (Л. Т.). 9. Ни...- кие бе...конечные камыши тянулись до самых гор (Л. Т.). 10. Во сне даже сильный человек кажется бе...защитным и бе...помощным (М. Г.). И. Пламя колебалось, дрожало, точно бе...звучно ра...сказывало о чем-то (М. Г.). 12. Изредка в просвет ни...падали солнечные лучи, в...пыхивал по-летнему синий клочок неба (Шол.). 13. По- хорошему...дружился поваренок с черномазым кубовщиком (И.О.).
  1. Ра...судительный и серьезный матрос терпеливо выслушивал все ра...сказы о житье-бытье (Н. О.). 15. Рука Алексея бегала по ватману, выводя карандашом длинный ра...чет (Аж.).
Для справок. Различие в написаниях расчет - рассчитать связано с правилом: перед -чет пишется одно с (кроме слова бессчетный), перед -чит два с.
Упражнение 161. Перепишите, вставляя пропущенные буквы; поставьте ударение.
Р...зыграть, р...зыгрыш, р...списание, р...спись, р...спустить, р...спуск, р...звальни, р...звалиться, р...зыск, р...зыскать, р...сказать, р...сказни, р...списка, р...списной, р...ссыпи, р...ссыпать.
Упражнение 162. Перепишите, вставляя пропущенные буквы; выделите корни в приводимых ниже словах.
Ни...кий, НИ...ШИЙ, ра...шить, ...делать, ...дание, ...дача, ...доба, ...дешний, ...гибать, не видно ни...ги, со...дать, ...дружиться, ра...дружиться, ...жечь, ...доровье, ...жать, ра...жать, ...двоить, ра...двоить, ...дравствовать.

Еще по теме 1. Приставки на з- и приставка с-:

  1. § 36. Приставки и их роль в образовании форм совершенного вида по учению А.А.Шахматова
  2. § 41. Приставки совершенного вида с реальными временными и количественными значениями
  3. § 36. Приставки и их роль в образовании формсовершенного вида по учению А. А. Шахматова

Правописание приставок
Упражнения
I . Вставьте пропущенные буквы.
З..бежать, в..одушевлять, п..ехать, о..да­ча, по..тянуть, р..счет, н..блюдать, подорож­ник, подойти, об..рвать, н..друбить, п..друбить, н...драть, над..рвать, преддве­рие, о..ветшалый. и..дарить. з..ананаться, вооружение, з..рядка. ..тпирать, пр..делки, пр..ветрить, о...делка, п..спешность, пр..бег, пр..бабка, пр..смотр, пр...извол, пр..будить, пр..водник, пр..ступок, п..вздорить, в..сход.
II.Вставьте пропущенные буквы.
Пр..мочить, пр..внук, пр..катить, пр..родина, пр..пр..внучка, пр..писка, пр..дух, пр.тур, пр..езд, пр..ем (в стене), пр..от­цовский, пр..зелень, пр..иски, пр..кол, пр..лет, пр..лог, пр..история, пр..образ, пр..матерь, пр..рыв, пр..славянский, пр..ток, прародитель, пр..язык.
Ш. Перепишите слова, вставляя про­пущенные буквы. Поставьте ударение. Ус­тановите зависимость написания гласной от ударения.
Рассказать, р..ссказни, р..зыграть, р..зыгрыш, р.звалить, р.звалины, р..ссы­пать, р..ссыпь, р..списать, р..спись, р..спу­стить, р..спуск, р..зыскать, р..зыск. р. зли­вать, р..злив, р..зыскной.
IV. Вставьте пропущенные буквы.
1. Ра..делать, растревожить, ..делать, и.дать, и. держать, и..дание, бе..заботный, ни... вергнуть, ни..падать, ра..жать, ..жать, сни..ходительный, ...шить, ра.шить, че­ре..чур, чре.вычайно, ра.делить, ра.трево­жить, ..десъ, ..дача, бе..радостный, ра.счи­тывать, ..доровье, ..доба, и..чадье.
2. Бе.чувственный, бе..вкусный. бе..жизненный, бе..словесный, ра..сердить, и..пить, и..подтишка, бе..печно, бе..церемонный, бе..ценный, бе..людный, бе.форменный, ра..крыть, бе..предельный, во..делать, во..наградить, во..клицать, и..мучить, и.бить, и.ведать, и. .черпать, и..пробовать, мирово.зрение.
V. Выберите правильное написание
Бе(с,сс)мысленный; ра(с,сс)чет; ра(с,сс)таться пред ра(с,сс)ветом; ра(с,сс)читывать бе(с,сс)полезно; бе(с,сс)конечные ра(с,сс)просы; во(с,сс)тановить ра(с,сс)ледование; бе(с,сс)трашные во(с,сс)тавших; неи(с,сс)ледованный и(с,сс)точник; предра(с,сс)ветные звезды; бе(с,сс)причинная, безра(с,сс)удная (с,сс)ора; ра(с,сс)четливый ра(с,сс)клад; ра(с,сс)елины гор; бе(с,сс)пощадная ра(с,се)права; ра(с,сс)читывать ра(с,сс)тояние; бе(с,сс)мысленно ра(с,сс)траченное время; ра(с,сс)чистить место ра(с,сс)копок; бе(с,сс)четный.
VI. Вставьте пропущенные буквы.
Пр..следовать противника, пр..рвать раз­говор, пр..двинуть стул, пр..открыть окно, пр...высить скорость, пр..вокзальная пло­щадь, пр.ступить к работе, пр..одолеть пр..пятствие, пр.неприятное известие, пр.градить дорогу, пр..шить пуговицу, пр..спокойно спать, пр..ломленне лучей, пр..амурский регион, пр..встать со стула, пр..вратиться в лед, сердечная пр..вязанность, пр..вышение полномочий, пр..водной ремень, пр..важный вид, пр..морский кли­мат, пр..мкнуть к движению, пр..мирить спорящих, пр..мерзкая погода, пр..небречь опасностью, пр..наряженный гость, пр..не­сти плоды, пр..опасная ситуация, пр..обре­сти билет, пр..ображенный край, пр.остановиться на полпути, пр. образователь тока.
VII. Вставьте пропущенные буквы.
1. Пр..вращать, (знаки) пр..пинания, пр..звание, пр..зидиум, пр...урочить, пр..мьера, пр..неприятный, пр..тязание, пр..ступление, пр..града, пр..внесение, Пр..морье, пр..сыщение, пр..ставиться, пр..рваться, пр..личный, пр..мерный, пр..старелый.
2. Пр..подавать, (власть) пр..держащее, пр..ход, пр..оритет, пр..вратность, беспр..дельный, пр.украшивать, пр.сяжный, пр..спустить, пр.обладать, пр..брежный, пр.амбула, пр..цедент, пр..стиж, пр..позиция, пр..беречь.
3. Пр..горье, пр..успевать, пр..вилегия, пр.одолевать, пр..передливый, пр..мьер, пр..пятствовать, пр..красный, пр..мадонна, пр..мешать, пр.словутый, пр..смыкаться, пр.забавный, пр.спешник, не пр.минул (воспользоваться)
VIII. Вставьте пропущенные буквы.
1. Пр..бывать к станции, пр..бывать в ре­зиденции, пр..давать силы, пр..давать со­ратника, пр..зирать труса, пр..зреть сиро­ту, пр..клоняться перед талантом, пр..кло­ниться к земле, пр..клонный возраст, пр..ходящий успех, пр..ходящая уборщица, пр..ступить закон, пр..ступить к работе, пр..даное невесты, старинное пр..дание.

Ошибки в правописании приставок повторяются у обучающихся на протяжении всех лет обучения, поэтому эта тема требует периодического повторения.

Предлагаемый тренировочный материал может быть использован при закреплении и повторении темы. Учитывая коррекционную направленность обучения, автор старался связать обучение орфографии с умением определять значение слова и его состав.

Наибольшую трудность вызывает правописание приставок, оканчивающихся на з- и с-. Правила написания этих приставок могут закрепляться при выполнении следующих упражнений.

Упражнения для закрепления навыка написания приставок на З/С

1. Образуйте слова с приставками:

без/бес

цена -

забота -

страж –

мера –

цель –

форма –

совесть –

защита –

радость –

дом –

воз/вос/вз/вс

создать –

ход –

бегать –

награждение –

гордиться –

глянуть –

можно –

дрожь –

рыхлить –

грусть –

раз/рас

рыть –

щедрость –

спрашивать –

счёт –

шуметь –

двинуть –

стелить –

двигать –

из/ис

следовать –

сечь -

чертить –

резать –

бежать –

жить –

черпать –

клевать –

пробовать –

колоть -

2. От существительных с предлогом образуйте прилагательные, составьте с ними словосочетания:

3. Замените в словах приставку с- приставками, оканчивающимися на з-, и наоборот: сгибать – разгибать, изгибать.

Сдирать, сдавить, сгиб, сжарить, сдвигать, сгрести, сготовить, сделать, срастись, сжечь.

Развернуть, изгонять, воздавать, разбрасывать, разжечь, избежать, расклевать, низводить, излить, расколоть.

4. На каждую приставку на з- подобрать по два слова так, чтобы в одном из них приставка стояла перед звонким согласным, а в другом – перед глухим: разбудить, распилить. Использовать приставки: без\бес, воз/вос, вз/вс, из\ис, низ/низ, раз/рас, через/черес.

5.Разберите слова по составу:

Раззвонить, расслаблять, бесстрашный, беззаботный, бесспорный, беззащитный, иззябнуть, беззубый, бессмысленный, восседать.

6. Подбери антонимы с приставкой на з/с.

Собрать (разбросать), затворить (распахнуть),добрый (бессердечный),смотать (размотать), завернуть (развернуть), соединить (расколоть), соединить (разъединить), похвалить (разругать), сужается (расширяется), собирать (разбирать), обрадоваться (рассердиться), завянуть (расцвести).

7.Замени слова синонимами с приставками на з/с.

Волнение (беспокойство),жестокий (безжалостный),тихий (бесшумный),равнодушный (бесстрастный),собрать (расшвырять),успокоить (расшевелить), много (бесчисленно),появиться (исчезнуть),яркий (бесцветный), приказ (распоряжение), слишком (чересчур).

Использованная литература:

    Хазанова А.С. Работа по орфографии при изучении морфологии в школе. Из опыта работы. Пособие для учителей. М., Просвещение, 1976.

    Н.Г. Ткаченко. 300 диктантов. М., Айрис Пресс, 2010.