Что нужно для репетиторства. Важные советы начинающим репетиторам для успешной работы

Полина
репетитор по русскому языку

«Занималась с ученицей, и вроде все хорошо, но как-то раз прихожу, открывает дверь ее брат, со словами «Проходите, но Маши дома нет». Прохожу, вижу их маму, которая пытается Машу разыскать. Спустя полчаса и около десятка неотвеченных вызовов приходит СМС: «Так сегодня разве? Завтра же?» В подобных историях меня поражают в большей степени сами ученики. Каждый раз я прошу их записывать в тетради время занятия и ставить уведомление в телефоне. Как они умудряются дожить до 9–11 класса с такой безответственностью? Занимались мы с ней недолго. Последней каплей стала ситуация, когда я приехала к ней на занятие, как обычно, а она открывает дверь в халате: «А мама вам разве не позвонила? Я приболела». Не совсем понятно, почему она сама была не в состоянии позвонить или написать».

Ирина
репетитор по английскому языку

«Была не очень адекватная женщина, которая хотела, чтобы я занималась с ее пятилетним ребенком. При этом учила меня, как надо вести занятие, собиралась присутствовать на уроке и приводить на него детей своих знакомых - то есть получалось уже не индивидуальное занятие, а группа. Самое веселое в этом - оплата: 350 рублей за полчаса, притом что заниматься нужно было у них дома, до которого еще ехать на автобусе от метро. В общем, я отказалась под предлогом плотного расписания».

Сусанна
репетитор по итальянскому языку

«Я занималась с двумя сестрами: старшей было лет 20, младшей - 12. Изначально договаривались, что буду учить только старшую, а потом меня поставили перед фактом, что заниматься будут обе. Разница в возрасте у них приличная, и тут нужен совершенно разный подход, но меня никто не стал слушать. Поскольку я только-только начинала, то отказаться не решилась. Они были странные, на занятиях, как первоклассники, смеялись над итальянскими словами. А еще как-то раз отменили занятие за пять минут до начала - учитывая, что до них было добираться полтора часа (на метро, потом на трамвае и еще пешком), а дело было довольно поздним вечером».

Когда вы задумываетесь о подработке репетитором (или начинаете рассматривать это как основной вид заработка), перед вами встает вопрос – как найти учеников ?!

Как начать работать репетитором: даем объявление

Не советую пользоваться дедовскими методами – клеить объявления или кидать рассылку в почтовые ящики. Даже в наш век новых технологий почти на каждом заборе висит реклама услуг репетитора. Как вы думаете, что приходит на ум потенциальному ученику, который видит такие объявления? Преподаватель не умеет пользоваться интернетом? У него не хватает денег для размещения объявлений на сайте или нет компьютера? Он не ценит труд дворников, которые потом это все срывают?

В интернете есть много бесплатных специализированных сайтов (этот , этот или этот), помогающих разместить рекламу своих услуг (но вам придется заплатить определенную сумму после получения нового ученика), есть форумы жильцов микрорайонов, куда, скорее всего не бесплатно, вы также можете подать свое объявление, чтобы найти учеников.

На сайте зарегистрировались, следующий этап презентация услуг . Кроме стандартного описания своих данных и загрузки подходящего фото вам нужно:

  • обозначить цену на занятия и их формат
  • рассказать, какой язык вы преподаете (общий или для специальных целей) и к каким экзаменам готовите (если готовите)
  • занимаетесь у себя или на выезде, а также занимаетесь ли дистанционно
  • обозначить желаемый возраст учеников, их уровень подготовки и цели обучения
  • рассказать о себе

Как начать работать репетитором: рассказываем о своих услугах

Цена занятий складывается из нескольких параметров:

  • популярность языка, который вы преподаете (преподаватели редких языков вроде корейского или польского имеют полное право просить больше, т.к. их мало кто знает, по сравнению с тем же английским)
  • ваш профессиональный опыт (и иногда образование – если вы закончили престижный ВУЗ, например, МГУ или МГИМО, можно слегка поднять цену)
  • место проведения занятий (если преподаватель выезжает к ученику, цена занятия будет выше)
  • репутация и отзывы . Набрали учеников, подготовили к экзаменам, они их успешно сдали – подвесили на сайт дипломы, опубликовали отзывы – и можно повышать цену на занятия. Хороший репетитор, как правило, стоит дороже.

Исходя из этих факторов, и просмотрев, сколько стоят репетиторы с похожими параметрами в вашем городе, надо определить продолжительность ваших занятий . До 7 лет обычно занимаются по 45 минут, с 7 – 14/15 по 60 минут, с 15 лет для большей эффективности лучше заниматься около 90 минут.

Вы можете преподавать общий язык (например, General English) или язык для специальных целей (Business English, Law English и т.д.). Последний, как правило, стоит дороже.

Дороже и подготовка к экзаменам . Исключением из правила может стать, разве что, ЕГЭ – к нему готовится очень много школьников, причем ученик часто занимается с 2-3 репетиторами по нескольким предметам одновременно, а кошелек родителей не резиновый – вот и оплачивается этот экзамен также, как и остальные занятия. А вот подготовка к международным экзаменам, типа TOEFL или IELTS, стоит больше обычных занятий.

Странной выглядит ситуация, когда репетитор (особенно почти без опыта работы) пишет, что он готовит ко всему – ЕГЭ, международные сертификаты, деловой английский … Складывается впечатление, что он хватается за все, и ничего не знает достаточно глубоко. Репетиторы с опытом работы, как правило, специализируются на чем-то одном – обучение деловому языку, подготовка к ЕГЭ или какому-то международному сертификату, и становятся экспертами в своем деле.

Место занятий. Идеальным мне кажется вариант, когда у репетитора есть свой кабинет, в котором он может создать рабочую атмосферу, где у него все под рукой. Ведь на занятия приходится таскать кучу вещей – книги (иногда их несколько к одному ученику), доп.материалы (слава богу у нас есть планшеты – туда вмещается значительная часть материалов к занятиям), для младших школьников – мяч, наглядные пособия, игрушки и т.д.

Отмечу еще занятия по skype , которые сейчас чрезвычайно популярны. Лично для меня их эффективность крайне сомнительна, хотя такие занятия очень удобны для ученика и учителя – никуда не надо ехать, комфортная обстановка, печеньки и кофе под рукой…

Многие начинающие репетиторы (и со мной такое тоже было) начинают хвататься за все возможные заказы, боясь не найти работы. Не переживайте, это просто дело времени! Если вы ответственно и с любовью относитесь к своему делу, ученики к вам потянутся. Главное – определитесь, с каким возрастом вам комфортнее всего работать. Как правило, легче работать либо со старшими школьниками, либо со взрослыми людьми. Для работы с детьми у вас должна к этому лежать душа, и нужно понимать психо-физиологические особенности разных возрастов, так что это дело вкуса.

Не берите учеников, с которыми вам потом будет некомфортно работать, просто из-за страха никого не найти!

Как начать работать репетитором: рассказываем о себе

Потенциальные ученики уже знают все нужные факты о вас, теперь нужно рассказать о себе . Вы можете посмотреть популярные странички репетиторов и как они себя рекламируют. Я в такой анкете кратко описываю свою методику, какие предъявляю требования к ученикам, и чего им следует ждать на занятиях. Это экономит и мое время, и время ученика – становится понятно, нужен ему такой репетитор или нет. Можно также указать, почему вы выбрали именно эту профессию и чем она вас привлекает. Поверьте, ученик всегда заметит, если вы любите предмет, которому обучаете, а еще лучше будет, если сумеете заразить и его своим энтузиазмом!

Итак, объявление готово, осталось отслеживать новые заказы и отбирать те, которые вам подходят (лучше по всем параметрам), чтобы потом занятия приносили радость и вам, и ученику!

Для учителей, которые желают получать большее вознаграждение за свой труд, интересным вариантом станет репетиторство как бизнес. Сперва нужно узнать, как начать и сколько можно заработать на этом занятии. Но в большинстве случаев капитальных инвестиций почти не требуется, а прибыль появляется с первых месяцев работы.

И хоть данное направление не считается новинкой, не все опытные педагоги способны с легкостью самоорганизоваться и перейти на новый уровень заработка самостоятельно. Для этого можно проконсультироваться с коллегами, которые уже занимаются репетиторством длительное время, а также составить грамотный бизнес-план и двигаться шаг за шагом к поставленной цели. Особых сложностей даже у начинающих возникнуть не должно.

Преимущества дополнительного обучения на дому

По данным Института образования, установлено, что четвертая часть школьников в России пользуется услугами репетиторов, а иногда и сразу нескольких. С целью подготовки к экзаменам или ради усовершенствования знаний в какой-либо отрасли люди желают воспользоваться помощью дополнительных учителей, помимо тех, что преподают предмет в школе.

Самыми популярными направлениями считаются математика и английский язык, но и другие сферы науки также бывают востребованы на рынке. Поэтому практически каждый учитель или даже студент, желающий на этом заработать, может найти применение своим знаниям и опыту.

Конечно, чтобы стать репетитором, нужно обладать определенными качествами:

  1. Хорошо разбираться в своем предмете, любить его и самосовершенствоваться.
  2. Уметь донести мысль любому человеку, независимо от его возраста и уровня образования.
  3. Индивидуальный подход к каждому клиенту.
  4. Ответственность и пунктуальность – только так получится организовать работу грамотно, правильно спланировать занятия, приходить на них вовремя и уметь распределить информацию на отведенный период урока.

Вам нужно быть не просто профессионалом, знать излагаемую теорию, но и находить общий язык с учениками и их родителями. Важно уметь объяснить любую тему на доступном и простом уровне. От этих качеств будет зависеть скорость формирования клиентской базы. Ведь благодаря репутации хорошего и талантливого учителя можно получить множество заказов, даже не прилагая особых усилий для рекламы.

В чем же преимущества идеи частного репетиторства? Каждый человек может найти для себя свои плюсы, но самыми привлекательными считаются следующие:

  • Не требуется большого стартового капитала.
  • Окупаемость проекта наступает очень быстро, высокая рентабельность.
  • Есть разные формы деятельности и вы вправе выбирать более подходящую и удобную для себя.
  • Благодаря интернету найти клиентов можно даже за пределами родного города или государства.
  • Процесс организации бизнеса достаточно простой и не занимает много времени.
  • Обладая хорошей репутацией в определенных кругах можно быстро сформировать клиентскую базу.
  • Данное направление деятельности может быть основным или же выступать в роли дополнительного заработка.
  • Высокая востребованность отдельных предметов.

С чего начать?

С оформления документов и организации бизнеса на законном уровне. Для этого достаточно обратиться в налоговую службу и открыть ИП. Вы не сможете нанимать большое число преподавателей, но для ведения деятельности не потребуется лицензия.

Если же вы открываете репетиторский центр совместно с партнерами или же собираетесь организовать большой комплекс со множеством вакансий для преподавателей, тогда лучше сразу зарегистрировать юридическое лицо (ООО). Но в таком случае обязательно нужно получить в государственных органах лицензию на репетиторскую деятельность.

Система налогообложения в любом случае выбирается упрощенная с выплатой 6% от всех доходов. Обязательно укажите правильные коды ОКВЭД:

  1. 10.3 – дополнительное образование для детей.
  2. 42 – предоставление подобных услуг для взрослой аудитории.

Но существует и другой путь. С 1 января 2017 года для репетиторов есть возможность не оплачивать налоги, если они не зарегистрированы в качестве индивидуального предпринимателя и выполняют обучающую деятельность как физическое лицо. Но тогда полностью исключается возможность нанимать персонал, а также вы можете предоставлять услуги лишь для домашних и личных нужд, что существенно ограничивает предпринимателя.

Но в таком случае также придется встать на учет в налоговой службе, то есть сообщить им о своей частной деятельности. А поскольку грань между самозанятым лицом и ИП слишком тонкая, лучше все же перестраховаться и оформиться как индивидуальный предприниматель.

Формат деятельности

Сегодня заработать с помощью репетиторства можно несколькими способами:

  • Посредством удаленного обучения, например, через Skype, Viber или другие мессенджеры. Сюда же относятся вебинары, конференции онлайн и пр. Для этого понадобится лишь компьютер или ноутбук, наушники, микрофон и вебкамера. Такой способ дает возможность объединить группу из самых разных уголков мира и максимально творчески подойти к процессу обучения.
  • Репетиторство на дому у клиента. При этом вы должны своевременно появляться по адресу, а в оплату дополнительно включить расходы на транспорт (общественный или собственный). Старайтесь выезжать заранее и избегать дорожных «пробок», чтобы не нарушать правила пунктуальности.
  • Обучение у себя дома, когда клиенты приходят сами. Благодаря этому можно снизить стоимость за уроки. Но тщательно продумывайте график занятий, чтобы никому не приходилось ждать в прихожей, пока вы закончите с предыдущим учеником.
  • Отдельный центр или кабинет, куда люди приходят на индивидуальные или групповые занятия. Для этого лучше нанять сразу несколько преподавателей и грамотно продумать график проведения уроков. Так, есть категории людей, которым удобнее заниматься утром, другим же, наоборот, подходят вечерние часы.

Предоставляемые услуги

Для начала обязательно определитесь со своим профилем. Если вы предметный учитель, то, скорее всего, выбор сделали уже давно. Но при поиске персонала для репетиторского центра желательно ориентироваться на разные и максимально востребованные направления. Так, сегодня наибольшим спросом пользуются иностранные языки (в особенности английский), математика и русский язык.

Поскольку все клиенты разные и цели обучения у них также отличаются, нужно составить определенный алгоритм действий. Обычно полноценные репетиторские центры работают следующим образом:

  1. Первую консультацию устраивают бесплатную. На ней нужно выяснить пожелания ученика, его уровень знаний и подготовки, определяются с профилем, расценками, условиями и пр.
  2. При желании клиента поступить в какой-либо ВУЗ, предоставляют ему основные требования по каждой специализации, ориентируют на конкретные экзамены и составляют индивидуальный план работы.
  3. В процессе обучения обязательно придерживаются выбранной методики и стратегии, максимально предоставляя всю требуемую информацию по предмету согласно целям занятий. Для этого часто используют методические пособия, словари, справочники и другую обучающую литературу по предмету.
  4. Стараются максимально разнообразить формы занятий – семинары, лекции, консультации.
  5. Применяют и современные компьютерные технологии для ускорения обучения, облегчения данного процесса, закрепления навыков с помощью моделирования отдельных ситуаций.

Обустройство помещения

Если вы занимаетесь репетиторством в домашних условиях или же удаленно, тогда этот пункт вас вряд ли заинтересует. Но когда создают центр или кабинет для проведения занятий, нужно правильно подойти к данному вопросу.

Во-первых, продумайте удачное место расположения. Желательно, чтобы оно было где-либо в центральной части города или же неподалеку от учебных учреждений – школ, институтов. Учитывайте и стоимость. Иногда выгоднее арендовать готовую аудиторию в ВУЗе или другом заведении, где оплата невысокая, а приобретать дополнительно мебель не придется. Здесь же легче найти клиентов с минимальными затратами на рекламу.

Во-вторых, сделайте ремонт при необходимости и обустройте все таким образом, чтобы санитарно-эпидемиологический контроль и пожарная инспекция не предъявляли к вам претензий. Опять же наблюдается приятная закономерность – в учебных учреждениях уже все комнаты подготовлены должным образом и у владельца есть нужные разрешения от контролирующих органов.

В-третьих, следует закупить все для обустройства учебных и административных комнат:

  • мебель (парты, столы, стулья);
  • доски;
  • оргтехнику;
  • компьютер и обучающие ПО;
  • расходные материалы, канцтовары, мелкие аксессуары и пр.

Обязательно для учеников нужно запастись достаточным количеством методических пособий, учебников и других материалов, которые выдаются им на ограниченный период. В некоторых случаях требуется провести телефонную линию, интернет и другие способы связи.

Персонал и график работы

Чтобы сделать бизнес на репетиторстве необязательно кого-то нанимать. Можно и самостоятельно справляться с наплывом клиентов и всю прибыль оставлять себе. Но при организации центра придется воспользоваться помощью специалистов.

Для этого нанимают достаточное количество педагогов с разной направленностью предметов, чтобы как можно шире охватить спектр услуг. Их квалификацию, опыт работы и личностные качества проверять следует особо пристально. От репутации репетиторов и их профессиональных навыков во многом будет зависеть желание клиентов посещать ваше учреждение.

Для выполнения административных и организаторских функций придется нанять секретаря. Бухгалтер может выступать как отдельной штатной единицей, так и выполнять работу по договору (аутсорсинг). Не забудьте и про постоянное поддержание порядка – уборщица также может приходить в определенные часы или же наводить чистоту в аудиториях на протяжении целого рабочего дня.

Не экономьте на заработной плате. Учтите, что хорошие специалисты будут востребованы и за пределами центра. А вместе с ними может уйти и большая часть клиентов. Поэтому всегда старайтесь соблюдать интересы профессионалов и достойно оплачивать их труд.

Важно правильно организовать учебный процесс. Для этого составляют удобный график для учеников. Учитывайте личные предпочтения, состав групп, целевую аудиторию и другие факторы. Например, индивидуальные занятия проще вести в дневные или утренние часы. А вот групповые – вечером. Длительность урока для детей не должна превышать 40 минут, для взрослых же можно увеличить время до 1-1,5 часа.

Основными клиентами у репетиторов считаются такие категории населения:

  1. Школьники, которые не успевают за программой в целом или же имеют проблемы с каким-либо одним предметом.
  2. Абитуриенты, желающие поступить в ВУЗ.
  3. Молодые люди после армии, которые хотят продолжить образование.
  4. Различные представители профессий, которым пришлось сменить специфику работы или переквалифицироваться.
  5. Предприниматели, которым не хватает знаний в узкой специализации.

Определившись с тем, кто в основном может стать вашими клиентами, стоит отталкиваться от этого и в дальнейшем при построении бизнеса (размещение, реклама, обучающие методики). Так, при ориентации на детей, желательно располагаться поближе к школам и предоставлять широкий спектр предметов для средней образовательной системы.

Если же ваша целевая аудитория – взрослые люди с целью переквалификации, тогда сделайте акцент на практических навыках в определенных сферах деятельности и на иностранных языках.

О репетиторах, их навыках, репутации, направленности чаще всего люди узнают из таких источников, как знакомые, близкие друзья, соседи, родственники. «Сарафанное радио» служит основным способом рекламы для большинства хороших преподавателей.

Но если вы собираетесь набрать учеников для полноценного центра или комплекса, предоставляющего широкий спектр обучающих программ, тогда стоит задействовать и массовую рекламу. Для этого применяйте разные стратегии:

  • Развешивайте объявления в учебных заведениях.
  • Раздавайте листовки на многолюдных улицах или в местах скопления ваших потенциальных клиентов.
  • Распространяйте информацию о своей деятельности среди всех знакомых;
  • Распечатайте визитки.
  • Создайте сайт или группу в социальных сетях, размещайте объявления, применяйте контекстную рекламу.
  • Используйте местные газеты и журналы.

Данный вид бизнеса имеет свои особенности, а во многих городах еще и отличается высокой конкуренцией по определенным направлениям. Чтобы добиться успеха, нужно придерживаться негласных правил:

  1. Учитывайте индивидуальные особенности восприятия и усвоения информации каждым клиентом отдельно. Составляйте программы обучения согласно личностным характеристикам.
  2. Уделяйте особое внимание первому занятию, на котором нужно объективно оценить уровень подготовки ученика, его потребности и цели.
  3. Разрабатывайте обучающие программы таким образом, чтобы клиентам было интересно. Подключайте творческий процесс, применяйте современные техники, детей увлекайте игрой, а взрослых дополнительно мотивируйте на достижение цели.
  4. Давайте возможность ученикам высказывать свое мнение, выстраивайте конструктивную полемику.
  5. Если по какой-либо причине вам не удается завоевать доверие и уважение клиента, лучше отказаться от сотрудничества с ним. Помните, у хорошего специалиста всегда будет работа.
  6. Старайтесь составлять график так, чтобы это оказалось удобно и ученикам, и педагогам. Учитывайте жизненные ситуации, рабочие и учебные процессы.
  7. Никогда не экономьте на оргтехнике, вспомогательных материалах и пособиях.

Выстроив систему должным образом и подойдя к организационным вопросам со всей ответственностью, можно в короткие сроки выйти на полную окупаемость проекта и получать не только прибыль от деятельности, но и удовольствие, а также заработать уважение учеников.

Финансовые аспекты

Если заниматься репетиторством на дому, тогда особых инвестиций для этого не потребуется. Практически с первых же уроков вы начнете получать доход. Но при организации центра понадобятся крупные вложения.

Большая часть инвестиций потратится на:

  • аренду помещения;
  • заработную плату персоналу;
  • коммунальные услуги;
  • мебель и оргтехнику;
  • учебные пособия и расходные материалы.

По средним показателям за одно занятие с репетитором ученики платят от 300 до 800 рублей. Но многое зависит от населенного пункта, выбранного предмета, группового или индивидуального процесса, длительности урока, сложности поставленных задач и пр. Третья часть доходов обычно уходит на оплату труда специалистов. Но даже при таких показателях окупаемость проекта наступает уже через несколько месяцев активной работы.

Видео: репетиторство как бизнес.

Для человека, решившего развивать свой бизнес, но не имеющего достаточных средств для старта, одним из хороших вариантов является репетиторство. Этот вид деятельности не требует никаких вложений, кроме собственных знаний и умений. К тому же это интересное занятие, позволяющее почувствовать свою полезность и важность. Как начать заниматься репетиторством? Что для этого нужно знать и уметь? Как найти первых учеников? Попробуем разобраться в этих вопросах.

С чего начать репетиторство: определение сферы услуг

Репетитор – это человек, владеющий необходимыми знаниями и методиками, которые позволяют ему заниматься с учениками индивидуально. Речь идет как о повышении уровня знаний в рамках школьной или вузовской программы, так и об освоении новой области, например, иностранного языка.

Если вы решили заняться этой деятельностью, прежде всего следует разобраться с рядом вопросов.

1. Определить, в какой области вы хотели бы предложить свои услуги репетитора. Исходить нужно из собственных знаний и уровня подготовки, но учитывать, что наиболее востребованы преподаватели иностранного языка, математики и русского. Другие школьные предметы менее популярны, но возможность заниматься ими тоже есть. Особенно если речь идет о подготовке к сдаче ЕГЭ или работе со студентами.

2. Выбрать возраст учеников, с которыми вам предпочтительнее заниматься. Это могут быть школьники младших классов, подростки или выпускники. Востребованы также занятия с дошколятами, чтобы подготовить их к школе. А если вы планируете заняться обучением иностранному языку, то среди ваших учеников вполне могут оказаться и взрослые люди.

3. Подготовить методическую базу: учебники, учебные и наглядные пособия, аудио- и видеоматериалы, программы и методики. Для успешного начала карьеры репетитора нужно иметь хорошие методические разработки. На первых порах можно воспользоваться готовыми программами и методиками, которые легко найти на различных специализированных сайтах.

Подобранный материал должен соответствовать возрасту и подготовке ваших учеников, поэтому лучше иметь несколько программ.

HLEB продолжает знакомить читателей с внутренней кухней разных профессий. В сегодняшнем выпуске частный репетитор рассказывает о детях богатых родителей, недостатках разницы в возрасте и концентрации внимания

Я выбрала репетиторство в качестве дополнительного заработка, потому что мне казалось, что это просто. Ты пришел на полтора-два часа к ребенку домой (да, я хожу по ученикам, а не принимаю у себя дома), объяснил ему всё, дал кучу заданий, а сам в это время сидишь и листаешь ленту во ВКонтакте или залипаешь в «Пикабу». Но эта работа ничуть не легче других. В чем-то даже тяжелее.

Я занимаюсь со школьниками русским языком и литературой. Учитывая то, что в вузе я два года изучала обе эти дисциплины углубленно, в начале третьего курса считала себя готовой к объяснению знаний другим людям. Главное преимущество молодого репетитора, студента или около того - что он совсем недавно прошел весь этот ад с ЕГЭ, у него живы в памяти все воспоминания о подготовке, сдаче, фишках и уловках. А еще он близок к возрасту без-пяти-минут-выпускников и потому может разговаривать с ними на одном языке. В общем, считала я себя идеальным кандидатом на эту роль и думала, что справлюсь в два счета. Как же я ошибалась.

...

Первая моя ученица — 9 класс, подготовка к ОГЭ по русскому языку. Ленивая, но понимает, что экзамен нужно сдать хорошо, и потому занимается. Здесь мне открылось первое неудобство работы репетитором: ты должен постоянно удерживать внимание ребенка. В последние годы это еще сложнее, потому что телефон с вечно включенным доступом в Интернет донимает сообщениями ВКонтакте и в Твиттере. Приходится убирать телефон, причем обоим: ты же не можешь заставлять ребенка не делать то, что делаешь сам.

Удерживать внимание я научилась где-то через месяц. Добиться этого нетрудно: нужно всё время заниматься разными делами. Мы и теорию писали, и выполняли устные упражнения, и болтали на отвлеченные темы. И время на самостоятельное выполнение заданий я тоже отводила. В итоге мы никогда не занимаемся одним видом работы больше двадцати минут. Я вспоминаю какие-то интересные случаи из моей жизни, из учебы, занятные факты о русском языке. Вот вы знали, что в нашем языке много корней, состоящих из одной буквы? А ребенка увлекает, он такого еще не видел.

Вторая проблема — лень. С этим я столкнулась при работе со второй ученицей, которой нужен был репетитор и по русскому, и по литературе — для сдачи ЕГЭ. Вроде понимает, что сдать экзамен нужно, просто необходимо, но не делает практически ничего. Постоянно отменяет занятия, ссылаясь на плохое самочувствие, болезнь, какие-то дела. Не выполняет домашнюю работу или делает ее на «отвяжись». И вот как с этим бороться? Я ведь ей не мама, чтобы отчитывать. Я приняла такую позицию: хочешь результатов — делай, не хочешь — не трать свое и мое время зря. Помогло.

Но это всё ничто по сравнению с третьей проблемой — отсутствием воспитания.

На меня вышла мама семиклассника, у которого были проблемы со школьной программой русского языка. Я думала, что это будет легче, чем ОГЭ или ЕГЭ. А что, прочитал учебник — и пересказал своими словами. И, наверное, с другим ребенком это бы прокатило. Но только не с этим.

Антоша (назовем его так) — это настоящий кошмар педагога. Если даже я взвыла, то как справляются учителя, которые взаимодействуют с ним в школе каждый день? Здесь были все предыдущие проблемы: удержать внимание невозможно, побороть лень — тем более. На первом занятии из всего, что я запланировала на полтора часа, мы успели пройти только треть. Он постоянно отвлекался, бесконечно рассказывал про свою школу, про хоккей, которым он занимается каждый день, про свою кошку, которая тут же бегала рядом. А когда пытаешься вернуть его к теме занятия, он такой:

— Да, давайте… Ой, а знаете, я вот фенечки плету из резиночек, хотите покажу?

Тема моего второго занятия с Антошей — причастие. Всё вроде бы просто: берешь прилагательное, берешь глагол, соединяешь — получаешь причастие. Но Антоша даже не знал, что такое глагол. А затем последовал вообще ошеломительный вопрос:

— А падеж что такое?

Это добило меня окончательно. Я не держу в голове определение падежа. Для меня это так же просто, как «что такое стул». Это, блин, стул. И всё. В седьмом классе ученик уже должен знать падежи, как таблицу умножения. В нормальной школе, конечно.

Третьего занятия с Антошей не было.

Я полагаю, дело не во мне. Да, профессиональный педагог наверняка справился бы с ним намного спокойнее. Но с другими учениками у меня же не было таких проблем! Думаю, это недостатки воспитания. Из общения с мамой ученика я сделала вывод, что он единственный ребенок в семье. А еще — что денег у них куры не клюют. И разговаривает он с мамой и папой так, что сразу видно: он здесь король, хозяин положения. Так что всё понятно.

Я сделала для себя вывод: чем меньше разница в возрасте между репетитором и учеником, тем легче обоим. По крайней мере, для меня это так.

Поэтому следующая ученица стала просто подарком в сравнении с неугомонным семиклассником. И да, наконец-то мне достался ребенок, который действительно заинтересован в предмете. Одиннадцатиклассница попросила меня позаниматься с ней литературой для сдачи ЕГЭ. И я поняла, почему некоторые учителя заводят себе «любимчиков». Это не всегда происходит специально. Просто намного приятнее общаться с теми учениками, которые заинтересованы в получении новых знаний и сами расспрашивают тебя.

Но подход, конечно, надо найти к каждому. И вот это сложнее всего. У каждого свои любимые темы для разговора, свой лимит работоспособности, свой взгляд на изучаемый предмет. Кому-то достаточно перейти «порог», а кто-то стремится к высоким целям. И когда таких индивидуальных занятий у тебя пять на неделе, ты порой просто не можешь подключиться к очередному ученику. А подключиться к нему, быть с ним на одной волне очень важно. Иначе вообще ничего не получится.

...

Если вы хотите заниматься репетиторством, важно понимать, что это не «легкий способ заработать», как я считала вначале. Это труд. Вы всегда должны быть готовы к теме занятия. Вы должны плавать в преподаваемом предмете, как рыба в воде - по крайней мере, на том уровне, на котором его изучает ученик. У вас всегда должен быть запасной план, если что-то пошло не так. Вы не имеете права быть усталым, сонным, раздраженным, злым. У вас всегда должна быть улыбка на лице, иначе вы не пробудите улыбку у ученика. Не настроитесь на его волну. Вы должны стать ему другом. Другом, который просто знает чуть больше и готов помочь усвоить материал.

Самая главная радость от такой работы — это когда ученик понял. Тогда работа превращается в приятное, даже любимое дело. Тогда ты не думаешь, что это дополнительный заработок. Это такая же работа, как и все, в чем-то непростая. И когда ученик добивается успехов, это самая лучшая награда для репетитора.

Расскажи друзьям:

Нашли ошибку? Выделите фрагмент и отправьте нажатием Ctrl+Enter.