Образ данилы из рассказа каменный цветок. Трилогия про данилу-мастера

Статья опубликована при поддержке завода "МеталлЭкспортПром", который производит теплообменники и емкости. Наличие собственных производственных мощностей, оснащенных самым современным оборудованием, и высокая квалификация сотрудников "МеталлЭкспортПрома" дают возможность заводу теплообменников предлагать не только широкий ассортимент готовой продукции, в том числе трубу оребренную биметаллическую, емкостное оборудование, деаэраторное оборудование, промышленное фильтровальное оборудование или высококачественные маслоохладители, воздухоохладители, газоохладители, подогреватели, но и быстро и качественно выполнять индивидуальные "спецзаказы" на изготовление нестандартной техники и запчастей, а также проводить гибкую ценовую политику. С подробной информацией о предлагаемой продукции, условиях сотрудничества, услугах и ценах можно ознакомиться на сайте ural-mep.ru.

Урок 1

Слово учителя. В начале года мы знакомились с народными сказками. Но вы, конечно, знаете, что сказки часто сочиняют и писатели. Многие из них создают свои произведения, основываясь на народных легендах, но при этом обрабатывают их, делают сложнее, неожиданнее. Таким сказочником, собиравшим и обрабатывавшим истории, бытовавшие на Урале, стал и Павел Бажов.

Павел Петрович Бажов (1879–1950) родился вблизи Екатеринбурга. Его предками были уральские горнорабочие. Родители постарались дать сыну образование, и он стал народным учителем в уральской деревне. Каждый год во время школьных каникул Бажов странствовал пешком по родному краю, изучал труд камнерезов, гранильщиков, оружейников и других уральских мастеров, записывал сказания и предания. Сборник сказов «Малахитовая шкатулка» начал создаваться в 1936 году. Бажов работал над ним до конца жизни.

Вводная беседа по тексту. Дети прочитали дома сказ «Каменный цветок». Можно начать урок с обмена впечатлениями: понравился ли сказ, что запомнилось, что поразило?

- Как вы думаете, о чём этот сказ?

Вопрос заведомо слишком сложный для пятиклассников. О художнике, который попытался и не смог постичь суть красоты. О его состязании с природой, чья красота совершенна. О внутреннем конфликте человека, который одновременно принадлежит “бытовому”, будничному человеческому миру и “идеальному” миру творчества, обрекающего человека на внутреннее одиночество. Однако дети могут высказать и глубокие мысли, и важно сразу понять, на каком уровне они готовы работать со сказом.

«Каменный цветок». Репродукция
крышки шкатулки палехского
художника Г.М. Мельникова. 1947 г.

Вероятнее всего, они станут неосознанно отвечать на другой вопрос: о ком этот сказ? О Даниле Недокормыше. Можно согласиться с этим ответом, он удобен для формулировки темы первого урока: «В чём заключается дар Данилы?» . Вспомогательные вопросы: а почему именно Данила выбран в герои? чем отличается Данила от других мастеров?

Беседа по вопросам
(полный перечень вопросов)

  1. Где и когда происходит действие сказа?
  2. От чьего лица ведётся повествование? Что можно сказать об этом человеке (его возрасте, образовании, жизненном опыте, роде занятий)?
  3. Приведите примеры необычных слов и выражений в речи рассказчика.
  4. Какие события сказа могли происходить на самом деле, а какие нет?
  5. Расскажите, чем Данила Недокормыш отличался от других детей. Чем он удивил Прокопьича?
  6. Расскажите, как Даниле жилось у Прокопьича.
  7. Как Прокопьич учил Данилу мастерству?
  8. Почему Даниле не нравилась заказанная чаша?
  9. Как вы думаете, почему окружающие считали Данилу-мастера странным? Что он искал в лесу? Как вы поняли его слова: “Потерять не потерял, а найти не могу”?
  10. Расскажите легенду о Хозяйке Медной горы и каменном цветке. Как вы её понимаете?
  11. Почему Хозяйка не хотела показывать Даниле цветок?
  12. Почему Данила разбил свой дурман-цветок и исчез?

Обсуждая эти вопросы, нужно обратить внимание на три главные темы:

Внутренняя сосредоточенность, внимание к красоте и невнимание ко всему бытовому;
умение делиться этой красотой (игра на рожке);
терпение и мужество, необходимые для творческой работы.

Обратим внимание на детали: Данила видит красоту и в мире природы (разговор с пастухом), и в человеческих творениях (его “странное” поведение в барском доме, где он засматривался на произведения искусства). Дар делает мальчика равнодушным к удобствам и выгодам обычной жизни; Данила - человек “не от мира сего”, что уже в детстве приносит ему постоянные страдания. Важно отметить, что и в детстве эталоном красоты были для него явления природы: в его музыке “не то лес шумит, не то ручей журчит, пташки на всякие голоса перекликаются”.

Говоря о терпении и мужестве Данилы, нужно сравнить его с другими детьми, отданными в учение Прокопьичу. Неужели все они были бездарны? С одной стороны, Данилу отличает редкая одарённость: он превзошёл своего мастера буквально сразу; этот великий дар делает для мальчика учение игрой. С другой - эта “лёгкость” подготовлена терпением и кроткой неприхотливостью Данилы. Прокопьич встретил этого ученика не ласковее, чем других, но Данила не обиделся. Возможно, не все прежние ученики были бездарны, но Прокопьич неосознанно искал себе ученика-ровню, для которого мастерство было бы важнее внешнего комфорта. Отметим, кстати, взаимную благодарность и жалость мальчика и старика, старающихся оградить друг друга от опасности малахитового дела и от барского гнева.

Все рассмотренные вопросы были в основном репродуктивного характера и касались экспозиции сказа. Можно было заранее задать на дом (индивидуально или по вариантам) подготовить устные сообщения по вопросам 1–3 и включить их в ход обсуждения.

Анализ завязки

- Как получилось, что Данила стал особенным мастером, не таким, как все и даже как Прокопьич?

Данила, единственный из мастеров, стал делать не заказанную вещь, а чашу по своему замыслу, как настоящий художник-творец. Отметим, какую роль сыграла чаша, эскиз которой прислал барин из столицы. Тут могут понадобиться разъяснения учителя: иногда дети плохо представляют себе крепостное право и положение мастеров. Постараемся донести до детей связь творчества и свободы: крепостные мастера удовлетворяются ремеслом, сознавая себя подневольными, а свою работу - почти наказанием. Только Данила хочет создать истинную красоту и донести её до людей, даже работая на барина. Кстати, барин, в отличие от приказчика, видимо, понимает, что таланту нужна свобода, и предоставляет её Даниле и Прокопьичу (в некоторых пределах), в надежде получить нечто новое и прекрасное.

Рассмотрев разницу между ремеслом и творчеством, переходим к обсуждению главной проблемы сказа.

- Что хотел передать Данила в своей чаше и почему не сумел?

Он хотел передать в камне красоту живого цветка. Поспорить в творчестве с живой природой. О том, почему не сумел, речь пойдёт уже на втором уроке.

Домашнее задание. Приготовьтесь рассказать легенду о Хозяйке Медной горы и о каменном цветке.

Урок 2

Проверка домашнего здания. Обсуждая два-три ответа, обращаем внимание на то, как сказочный мотив исподволь вводится в обманчиво реалистическую повесть о детстве крепостного мастера. Впервые о каменном цветке говорит бабка Вихориха, но её слова темны и непонятны (“несчастный тот человек, который каменный цветок увидит”). Из детского воспоминания об этих словах, острого ощущения красоты живой природы и камня и недовольства заказанной чашей рождается замысел чаши-цветка, сначала ещё неясный (“Потерять не потерял, а найти не могу” - мучительное беспокойство художника).

Следующий эпизод, сближающий реальность и легенду, - рассказ старика на вечеринке. Легенда обретает плоть и кровь: старик видел работу горного мастера. В описании змейки-нарукавника он подчёркивает главное: она хоть и каменная, но как будто живая. Мастер, постигший суть красоты, умеет передать в камне жизнь, ремесленнику это не дано. Старик вновь предостерегает: кто поглядит на каменный цветок, тому белый свет не мил станет. Данила произносит роковые слова: “Я бы поглядел”.

После этого Хозяйка Медной горы начинает вмешиваться в его жизнь: советует, где искать камень, посылает нужный материал, а после и сама является измученному мастеру.

Легенда о каменном цветке относительно ясна: мастер, постигший суть камня и его красоты, уходит в горный, каменный мир, чтобы всецело служить этой красоте, не “размениваться” на человеческое: ни на ремесленные поделки, ни на глубокие человеческие связи, в которых много бытового, “приземлённого”, будь то забота о старом учителе или создание семьи.

Образ Хозяйки сложнее и загадочней.

- Какую роль играет Хозяйка в судьбе Данилы? Чего она хочет от мастера? (Варианты вопроса: “Как вы понимаете легенду?”)

В классе может возникнуть спор. Одни станут доказывать, что Хозяйка нарочно заманивает Данилу в гору, обещая помощь в заведомо невыполнимой творческой задаче, чтобы измучить неудачей, довести до отчаянья и сломить волю. Ведь ей нужны лучшие из мастеров.

Другие будут утверждать, что Хозяйка в самом деле хочет, чтобы мастер сам сумел выразить живую душу камня. (Если спор не возникнет, его стоит спровоцировать.)

Итак, что нужно Хозяйке: подчинённые ей подгорные мастера или свободный художник, сумевший победить её чары, превзойти волшебную красоту каменного цветка?

Судя по тому, как Хозяйка отговаривает Данилу смотреть на каменный цветок, взывает к его совести, предлагает помощь и в самом деле даёт камень по его замыслу, она не лукавит и не заманивает мастера. Напротив - понимает, как опасно и гибельно то, что задумал Данила.

Беседа . Вернёмся к вопросу, поставленному на предыдущем уроке: почему Данила не сумел создать чашу по своему замыслу?

- Почему Данила разбил свой дурман-цветок, а барскую чашу не тронул?

Барская чаша в его глазах недостойна того, чтобы быть разбитой. А дурман-цветок наполовину получился! (Перечитайте его описание, найдите грань между удачей и неудачей мастера.) Может быть, Данила в самом деле был так талантлив, что сумел бы выразить в камне красоту живого цветка. Почему же он не стал продолжать свои попытки?

Ответы могут быть разными (особенно если спросить ребят, часто ли они с упорством добиваются того, что сразу у них не получилось; но лень и нетерпение - это не про Данилу). Обратим внимание на два фактора. Во-первых, никто из окружающих не понял и не поддержал его исканий. Дерзкий замысел передать в камне красоту живого казался другим мастерам невыполнимым или связанным с какими-то таинственными и враждебными человеку силами. Во-вторых, у Данилы не было свободы, чтобы годами, может быть, биться над творческой задачей: ведь он крепостной мастер, и ему опять закажут что-то, что недостойно даже быть разбитым.

- Как вы думаете, если б Данила сделал свою чашу такой, как ему хотелось, была бы она похожа на те цветы, что росли в горе, или вышла бы иной?

Этот вопрос тесно связан с загадкой Хозяйки Медной горы. Мы уже поняли, что она не враждебна человеческому миру (как говорят легенды), но в то же время чужда ему. Красота, которую Хозяйка может показать Даниле, совершенна, но холодна (взрослому читателю вспоминается пушкинская “равнодушная природа”). Хозяйка - воплощённая душа природного царства, и эта душа свободна от тёплых человеческих пристрастий и чувств. Такими же становятся горные мастера: они приближаются к пониманию сути природы, но теряют свою человеческую суть.

Человек же, выражая красоту, может одухотворить её своей горячей человеческой душой, и красота в его творениях всегда иная, чем в природе. Цветок Данилы должен был бы получиться не таким, как подземные цветы. Он вобрал бы в себя любовь к Прокопьичу и Кате, и такой красоты никогда не создать ни Хозяйке, ни её подгорным мастерам.

- Чего же хотела от Данилы Хозяйка?

Творчества, которое превзошло бы её волшебство. Но, видно, душа Данилы была холодновата к человеческому миру, и он не смог “вочеловечить бездушное”.

Дети вряд ли сами дадут такие ответы, но их можно подвести к некоторым выводам.

Хозяйка - воплощённая душа природы.
Человек способен не просто скопировать природ­ную красоту, а сотворить нечто иное, одушевлённое его горячим сердцем.

Этого достаточно, чтобы понять поражение Данилы и роль Хозяйки в сказе.

Отдельная часть урока - работа с теоретической статьёй о сказе (приведём для удобства её текст).

Сказ и сказка

Сказы П.П. Бажова во многом похожи на народные сказки: в них тоже происходят чудеса, присутствует волшебный мир. Однако вы могли заметить и отличия. Действие в сказах происходит не в условном месте (“некотором царстве, некотором государстве”) и не в неведомые времена, а на Урале в начале XIX века. И герои сказов тоже гораздо больше напоминают обычных людей из реальной жизни. Например, Данила Недокормыш не просто “крестьянский сын” (как Иван из “настоящей” сказки) - он крепостной крестьянский сын. И, как многие крепостные на Урале, работает на своего барина не в поле, а за станком - не как пахарь, а как мастер резьбы по камню. Таких крепостных мастеров-художников было в те времена немало, и судьба их часто складывалась трагически.

Другое отличие сказа от сказки - особая роль рассказчика. П.П. Бажов не просто записал рассказанный кем-то фольклорный текст - он автор этих историй. Он придумал героев, сюжеты, описания, слова и детали. А значит, сказы Бажова принадлежат не фольклору, а литературе.

Но тот человек, что рассказывает о Даниле-мастере, совсем не похож на настоящего автора сказов. Ведь сам Бажов жил намного позже и никак не мог быть свидетелем описанных событий. Да и язык рассказчика - простонародный, с множеством характерных уральских словечек, - это не язык школьного учителя. Бажов передаёт, показывает нам речь рассказчика, как передаёт речь других персонажей. По сути дела рассказчик - один из героев бажовских сказов. Мы, читатели, этого героя никогда не видим, зато постоянно слышим (“Вот из этого малахиту и выделывали подходяще. Такие, слышь-ко, штучки, что диву дашься: как ему помогло”).

Итак, сказ отличается от сказки, во-первых, тем, что основан на реальных обстоятельствах; во-вторых, в сказе присутствует рассказчик, чью речь автор старается воспроизвести со всеми её характерными особенностями.

Домашнее задание. 1. Приготовьтесь воспроизвести близко к тексту описание двух каменных цветков: Даниловой чаши и “настоящего”. 2. Прочитайте рассказ «Горный мастер». 3. Запомните отличия сказа от сказки.

Урок 3

Проверка домашнего задания - изложение-миниатюра (письменно, по выбору учеников или по вариантам - описание одного из каменных цветков). Письменный ответ на вопрос: чем сказ отличается от сказки?

Урок строится на сопоставлении образов Кати и Данилы (по вопросам учебника).

- Чем Катя похожа на Данилу?

Упорством. Умением идти к своей цели, невзирая на мнение окружающих, для которых цель обоих непонятна и кажется недостижимой: Данила хочет создать небывалую красоту, Катя - сохранить верность жениху, которого считают мёртвым.

- Какие поступки Кати кажутся людям странными?

Вопрос в первую очередь на знание текста. Но обратим внимание на то, что и Кате не чуждо каменное мастерство.

- Зачем к Змеиной горке ходил Данила и зачем ходит Катя?

Данила по совету Хозяйки искал камень, и в этом месте ему открывалась гора. Катя тоже ищет камень для поделок (её цель проще, но по-своему не менее дерзка - прожить мастерством, считающимся сугубо мужским). Ей помогает Данила, и гора вновь открывается.

- Как Хозяйка отнеслась к Кате в начале встречи? Почему её отношение впоследствии изменилось?

Катя говорила с Хозяйкой дерзко, сознавая свою человеческую правоту. Об этой человеческой правде Хозяйка говорила Даниле, предостерегая его от каменного цветка. Хозяйка говорит с Катей сурово: испытывает её. Предлагает взять любой камень. Но когда Катя побеждает и Данила решает вернуться к людям, Хозяйка “улыбается светленько” и на Катю зла не держит. Трагические ноты в образе Хозяйки заметнее не в этом сказе, а в «Малахитовой шкатулке». Хотя Хозяйка и подчёркивает своё бесстрастие (“что каменной сделается?”), в её словах есть горечь отвергнутой любви. Хорошо, если дети обратят на это внимание.

- С кем сражается Катя за свою любовь?

И с Хозяйкой, и с самим Данилой - ведь он доб­ровольно ушёл в гору.

- Почему ей удаётся победить?

Главное оружие Кати и вся её одарённость - в умении верно и горячо любить. С этим оружием не могут справиться никакие чары.

- В каких ещё произведениях встречались вам героини, похожие на Катю?

В первую очередь вспоминается «Снежная королева» Андерсена. Можно развернуть это сопоставление, сравнить не только Катю и Герду, но и Хозяйку со Снежной королевой: образ Хозяйки сложнее, она не является воплощением злых сил.
Возвращаясь к сопоставлению Кати и Данилы, можно задать вопрос по-разному.

- Как вы думаете, кто является главным героем рассказа «Горный мастер»: Данила, Катя или Хозяйка?

- Кто из героев больше вам понравился: Катя или Данила?

Главный герой сказа - Катя. Она же и самый целеустремлённый. В ней есть один дар - дар любви. Она совсем не мастер, не художник; видение каменного цветка не лишит её покоя: Катя “видит” одного Данилу, остальное ей безразлично. Ей никогда не придётся, как Даниле, разрываться между человеческой любовью и жаждой творчества и совершенства. Катя “положительнее” Данилы, но кому-то трагический образ мастера может оказаться ближе, и с этим не нужно слишком резко спорить. Мы не можем сказать, как повела бы себя Катя, будь у неё такой же дар художника, как у её любимого. Смогла бы добиться почти невозможного благодаря своему упорству и бесстрашию? Страдала бы той же тоской о недостижимой красоте?

- О чём задумывался Данила?

Вопрос можно задать, если не всё ещё сказано о трагичности его судьбы. Данила задумывается о каменном цветке, вспомнить который ему не дано. Катя же молчит, потому что всею своей любовью не может заполнить эту пустоту.

Домашнее задание

Вариант 1

(Выбираем его, если далее последует урок внеклассного чтения по сказам Бажова.) Выбрать один из сказов и приготовить рассказ «Волшебные существа и люди в сказах П.П. Бажова: чем оборачиваются их встречи?» (пересказ и вывод).

Какой бы сказ ни выбрали ученики, они должны заметить, что волшебные существа в сказах Бажова людям не враждебны, но встреча с ними - всегда испытание. Герой должен проявить лучшие стороны своей души: смелость, бескорыстие, благородство - и будет вознаграждён. Однако эта “награда” даст ему лишь относительное благополучие. А вместе с ней ему достанется щемящее чувство утраты: волшебную красоту в мире Бажова человеку не дано удержать в руках.

Павел Петрович Бажов - знаменитый русский и советский писатель. Он родился в 1879 году в семье горного мастера. Рудники и заводы окружали будущего писателя с детства. Его юность была связана с партизанской борьбой за советскую власть в восточном Казахстане (Усть-Каменогорск, Семипалатинск). В начале 1920-х будущий писатель вернулся на Урал, где начал записывать местный фольклор. Прославился Бажов своими рассказами, первый из которых был опубликован в 1936 году.

Истоки «Малахитовой шкатулки»

Павел Петрович услышал старинные уральские предания от сторожа Василия Хмелинина. Произошло это в конце 19 века, будущий писатель был еще подростком. Повествования рассказывали о горном деле, опасностях, подстерегавших рудокопов, красоте недр и редких камней.

Старинные легенды поразили воображение юноши. Спустя тридцать лет он вернулся в родные места и начал записывать предания, которые рассказывали старики. На основе сюжетных мотивов фольклорных легенд Бажов создал великолепные произведения. Писатель именовал их уральскими сказами. Позже они вышли отдельным сборником под названием «Малахитовая шкатулка».

Главные герои

Многие дети знают сказки «Медной горы хозяйка», «Каменный цветок», «Горный мастер». Эти произведения реалистичны. Они подробно описывают быт уральских горных рабочих. Образы Степана, Настасьи, Данилы-мастера, Кати и других персонажей разработаны с глубокой психологической достоверностью. Однако в рассказах действуют и фантастические существа:

  • Малахитница, или Хозяйка Медной горы.
  • Великий Полоз.
  • Голубая змейка.
  • Земляная кошка.
  • Серебряное копытце.
  • Бабка Синюшка.
  • Огневушка-поскакушка.

Писатель старается передать не только подлинный быт, но и живую речь своих героев. Прототипами персонажей были люди, которых Бажов знал с детства. Многие из них считались легендарными личностями своего времени. Их имена обессмертили народные предания.

Реальные персонажи

Прототип рассказчика Деда Слышко - сторож Василий Хмелинин, познакомивший молодого Бажова с уральскими легендами. Писатель знал бывшего заводского рабочего очень хорошо. Сторож пересыпал свою речь словечком «слышь-ко». Отсюда и прозвище.

Прототипом барина, периодически приезжавшего на рудники, был известный предприниматель Алексей Турчанинов, живший во времена императриц Елизаветы Петровны и Екатерины Великой. Именно ему принадлежала идея художественной обработки малахита, о которой рассказывает Бажов в своих произведениях.

Прототипом Данилы стал известный русский мастер Зверев. Он был горщиком - так называли специалистов по добыче драгоценных и полудрагоценных камней. Данила Зверев, как и вдохновленный им литературный персонаж, отличался слабым здоровьем. За худобу и малый рост его называли Легоньким. У Данилы-мастера Бажова тоже есть прозвище - Недокормыш.

Медной горы хозяйка

Не менее интересны и фантастические персонажи уральских сказов. Один из них - Хозяйка Медной горы. Под внешностью прекрасной черноволосой женщины в зеленом платье с малахитовым узором скрывается могучая волшебница. Она - хранительница Уральских гор и рудников. Малахитница помогает настоящим профессионалам и творческим людям. Она освободила Степана от цепей, одарила его невесту Настю и дочь Танюшку, обучила Данилу секретам мастерства.

Хозяйка Медной горы заботится о своих подопечных и защищает их от злых людей. Она превратила жестокого приказчика Северьяна в глыбу камня. Могучая волшебница показана автором и как обычная женщина - благородная, любящая и страдающая. Она привязывается к Степану, но отпускает его к невесте.

Великий Полоз, Бабка Синюшка и Огневушка-поскакушка

"Каменный цветок" Бажова наполнен фантастическими образами. Один из них - Великий Полоз. Он - владелец всего золота в округе. Образ могучего змея есть в мифах и сказаниях многих народов. В уральских сказах фигурируют и дочери Великого Полоза - Медяницы.

Бабка Синюшка - персонаж с многочисленными истоками. Она - «родственница» Бабы-Яги из славянского фольклора. Синюшка - персонаж, стоящий на грани реального и потустороннего миров. Она предстает перед героем-человеком в двух обличиях - как молодая красавица и как старуха в синей одежде. Подобный персонаж есть в легендах народа манси, в старину населявшего Урал. Бабка Синюшка - важный образ местного фольклора. Ее появление связано с болотным газом, который издали наблюдали рудокопы. Загадочная синяя дымка будила воображение, вызывая появление нового фольклорного персонажа.

"Каменный цветок" Бажова связан с антропоморфными фантастическими образами. Один из них - Огневушка-поскакушка. Этот персонаж выглядит как веселая маленькая девочка. Она танцует в том месте, где есть залежи золота. Огневушка-поскакушка появляется перед старателями неожиданно. Ее танец восхищает присутствующих. Этот образ исследователи связывают с Золотой Бабой - древним божеством манси.

Серебряное копытце, Голубая змейка и Земляная кошка

Помимо фантастических героев, имеющих человеческий облик, в уральских сказах есть и персонажи-звери. Например, Серебряное копытце. Так называется одна из сказок Бажова. Серебряное копытце - это волшебный козел. Он выбивает из земли драгоценные камни. У него есть одно серебряное копыто. Им он бьет землю, из которой выскакивают изумруды и рубины.

«Каменный цветок» Бажова - один из рассказов сборника «Малахитовая шкатулка». Детям родители часто читают сказку «Голубая змейка». В ее центре находится фантастический персонаж, способный как одарить хорошего человека, так и покарать злодея. С одной стороны у Голубой змейки - золотая пыль, а с другой - черная. Где человек окажется, так и жизнь его пойдет. Голубая змейка золотой пылью отмечает месторождение драгоценного металла, которое находится близко к поверхности.

Еще один фантастический персонаж уральских сказов - Земляная кошка. Она связана с древнеславянской легендой о тайных кладах. Их охранял кот. У Бажова этот персонаж помогает найти дорогу девушке Дуняхе. Кошка ходит под землей. Только ее светящиеся уши видят люди над поверхностью. Реальным прототипом образа являются выбросы сернистого газа. Они часто принимают форму треугольника. Искрящийся сернистый газ напоминал старателям кошачьи уши.

Укорененные в родной земле

«Каменный цветок» Бажова входит в сборник «Малахитовая шкатулка», опубликованный в 1939 году. Это рассказ, адаптированный для детского восприятия. Сборник включает лучшие произведения писателя. Герои многих сказок состоят в родственных отношениях. Например, Танюшка из «Малахитовой шкатулки» - дочь Степана и Насти (героев «Медной горы Хозяйки»). А персонаж «Хрупкой веточки» Митюнька - сын Данилы и Кати («Каменный цветок», «Горный мастер»). Легко представить, что все герои уральских сказов - соседи, живущие в одной деревне. Однако их прототипы явно из разных эпох.

«Каменный цветок» - произведение уникальное. Его персонажи настолько колоритны, что не раз становились объектами творческой переработки. В них есть красота и правда. Герои Бажова - простые, искренние люди, сохраняющие связь с родной землей. В уральских сказах присутствуют приметы конкретной исторической эпохи. Это проявляется в описании домашней утвари, посуды, а также способов обработки камня, типичных для того или иного времени. Привлекает читателей и колоритная речь персонажей, пересыпанная характерными словечками и ласковыми прозвищами.

Творчество и красота

«Каменный цветок» - не только кладезь народных характеров и ярких фантастических образов. Герои уральских сказов - люди великодушные и благородные. Их стремления чисты. И за это, как всегда происходит в сказках, они получают награду - богатство, семейное счастье и уважение окружающих.

Многие положительные герои Бажова - люди творческие. Они умеют ценить красоту и стремятся к совершенству. Яркий пример - Данила-мастер. Его восхищение красотой камня привело к попытке создать произведение искусства - чашу в форме цветка. Но мастер остался недоволен своей работой. Ведь в ней не было чуда Божьего творения - настоящего цветка, от которого сердце замирает и стремится ввысь. В поисках совершенства Данила отправился к Хозяйке Медной горы.

Об этом рассказывает П. П. Бажов. «Каменный цветок», краткое содержание которого необходимо знать школьникам, стал основой для творческого понимания труда. Но Данила готов забыть свое мастерство, которому принес много жертв, ради счастья с любимой Катей.

Опытный ремесленник и его юный ученик

Начинается сказка «Каменный цветок» с описания старого мастера Прокопьича. Великолепный знаток своего дела, он оказался плохим педагогом. Мальчишек, которых по приказу барина приводил к Прокопьичу приказчик, мастер бил и наказывал. Но результата добиться не мог. Возможно, что и не хотел. О причинах этого писатель умалчивает. Очередного ученика Прокопьич возвращал приказчику. Все мальчики, по словам старого мастера, оказались неспособными постичь ремесло.

О тонкостях работы с малахитом пишет П. П.Бажов. «Каменный цветок», краткое содержание которого излагается в статье, непосредственно связан с тонкостями камнерезной работы. Ремесло это считалось в народе нездоровым из-за малахитовой пыли.

И вот привели к Прокопьичу Данилку Недокормыша. Паренек он был видный. Высокий и лицом ладный. Да только худой очень. Вот и прозвали его Недокормышем. Сиротой был Данила. Сначала определили его в барские покои. Но не вышло из Данилы прислужника. Он часто засматривался на красивые вещи - картины или драгоценности. И как будто не слышал барских приказов. По причине слабого здоровья не стал он и рудокопом.

Герой сказа Бажова «Каменный цветок» Данила отличался странной особенностью. Он мог долго смотреть на какой-нибудь предмет, например, травинку. Еще обладал он немалым терпением. Приказчик заметил это, когда парень молча сносил удары кнута. Поэтому Данилку отдали учиться к Прокопьичу.

Молодой мастер и стремление к совершенству

Талант мальчика проявился сразу. Старый мастер привязался к пареньку, относился к нему как к сыну. Со временем Данила окреп, стал сильным и здоровым. Научил его Прокопьич всему, что сам умел.

Павел Бажов, «Каменный цветок» и его содержание хорошо известны в России. Перелом в рассказе наступает в тот момент, когда Данила закончил обучение и стал настоящим мастером. Жил он в достатке и покое, но счастливым себя не чувствовал. Все хотел настоящую красоту камня в изделии отразить. Однажды старичок-малахитчик рассказал Данилу о цветке, который есть в саду Хозяйки Медной горы. С той поры не было у парня покоя, даже любовь невесты Кати не радовала. Так ему хотелось цветок увидеть.

Однажды искал Данила камень подходящий на руднике. И вдруг явилась ему Хозяйка Медной горы. Стал просить ее парень показать каменный цветок чудесный. Не хотела она, да сдалась. Когда увидел Данила прекрасные каменные деревья в волшебном саду, понял он, что не в силах создать ничего подобного. Загрустил мастер. А после и совсем ушел из дома накануне свадьбы. Найти его не смогли.

Что же было дальше?

Рассказ Бажова «Каменный цветок» заканчивается открытым финалом. Никто не знал, что случилось с парнем. Продолжение истории находим в рассказе «Горный мастер». Данилова невеста Катя замуж так и не вышла. Перебралась она в избу к Прокопьичу, стала смотреть за стариком. Решила Катя учиться ремеслу, чтобы заработок был. Когда умер старый мастер, стала девушка жить одна в его доме и поделки из малахита продавать. Камень чудесный находила она на Змеином руднике. А там вход в Медную гору был. И однажды увидела она Малахитницу. Чуяла Катя, что жив Данила. И потребовала она вернуть жениха. Оказалось, что Данила тогда к волшебнице прибежал. Не мог он жить без красоты чудесной. Но теперь попросил Данила Хозяйку отпустить его. Согласилась волшебница. Вернулись Данила и Катя в деревню и стали жить долго и счастливо.

Мораль сказки

Детям очень интересно читать сказы Бажова. «Каменный цветок» - талантливое произведение. Могучая сила (Хозяйка Медной горы) вознаградила одаренного мастера и его верную невесту. Не помешали их счастью пересуды односельчан, сплетни и злопыхательство. Писатель воссоздал настоящее народное предание. В нем есть место доброй волшебной силе и чистым человеческим чувствам. Идея произведения сложна для детского восприятия. Ребенку трудно понять, почему и как красота может завладеть человеческим сердцем.

Но все же каждого школьника стоит познакомить с таким автором, как Бажов. «Каменный цветок» - чему учит эта книга? У сказки есть мораль. Добрые, искренние и верные своим идеалам люди, несмотря на свои ошибки, будут вознаграждены. Об этом позаботятся силы природы, которых наши предки очеловечили в легендах. Бажов - единственный известный писатель советской России, который художественно обработал уральские сказания. Они связаны с рудниками, шахтами, горючими газами, тяжелой работой крепостных крестьян и чудесными драгоценностями, которые можно извлечь прямо из земли.

Навязчивая идея Данилы

Об этом пишет Бажов. «Каменный цветок», главная мысль которого заключается в преданности семье и призванию, рассказывает простым и понятным языком о великих человеческих ценностях. Но как же быть с идеей о разрушительной силе красоты? Смогут ли ее понять школьники? Возможно, навязчивые мысли Данилы о каменном цветке вызваны колдовством Хозяйки Медной горы. Но недовольство собственной работой появилось раньше знакомства с волшебницей.

Анализ «Каменного цветка» Бажова не позволяет ответить на этот вопрос однозначно. Можно трактовать проблему по-разному. Многое будет зависеть от возраста ребенка. Лучше сделать акцент на положительных качествах главных героев. Педагогическое значение произведения очень велико. А замысловатый сюжет, интрига и прием «продолжение следует» помогут привлечь внимание ребенка.

Уральские сказы в свое время получили много позитивных рецензий и положительный отзыв. «Каменный цветок», Бажов - эти слова должны быть знакомы каждому школьнику.

Первый герой, с которым мы хотим познакомить тебя в этом зале, - Данила-мастер.

Пройди до конца по этому залу и ты поймешь, почему именно этот образ важен и дорог

Павлу Петровичу Бажову!


Данила-мастер, он же Данила-Недокормыш - искусный мастер

резьбы по малахиту, герой сказов "Каменный цветок",

"Горный мастер" и "Хрупкая веточка".



Хозяйка Медной горы взяла его в горные мастера, где обучала "природную силу камня разуметь".




Иллюстрация Олега Коровина к сказу

"Каменный цветок"




В сказах Павла Бажова Данила-мастер – один из самых важных образов. Это он повстречался с Хозяйкой Медной горы, и он создавал Каменный цветок. Его ласково называют Данилко, Данилушко. Он представитель тех людей, которые умеют работать, относятся к своему труду творчески и радостно. Сама "тайная сила" их уважает, а при случае и "подмогнет".

У Данилы-мастера был реальный прототип – камнерез Данила Зверев. В его честь названа улица в Екатеринбурге.

Хотя реальный уральский горщик Данила Кондратьевич Зверев не ходил в Медную гору к Хозяйке и не работал с малахитом, но он открыл Павлу Бажову фантастический мир камней-самоцветов. Поэтому герой сказа Бажова получил имя Данила.





Мастер на Урале – культурный герой, как богатырь для средней Руси.

Мастер исповедует культ знаний. Эту черту уральские мастера унаследовали от иностранных инженеров, что работали на заводах Урала. И Данила из сказа тоже хотел узнать тайну красоты камня.

Мастер – труженик. Поклонение труду на Урале появилось от беглых раскольников. В диких краях они могли спастись только неистовым трудом и обожествили его. И Данила трудится не покладая рук.

В-третьих, мастер не выдумывает ничего нового, но доводит до совершенства то, что уже имеется. Эта черта – от провинциальности Урала. И Данила пытается создать совершенное творение.









Иллюстрация Виталия Воловича к сказу

"Горный мастер"












Наконец, мастера связаны с язычеством. Такую связь они унаследовали от местных жителей, финно-угров. И Данила не молится, чтобы ему было откровение с неба, а за своей тайной идет к языческому божеству – Хозяйке Медной горы.


Скульптуру этого героя задумал и создал молодой скульптор-камнерез Илья Мехряков. "Данила-мастер" - это крупная и трудоемкая скульптура. Для помощи в ее создании автор привлек волонтера, камнереза Михаила Рукосуева. Находится эта скульптура в санатории "Демидково",

в 40 км от г.Перми, в сосновом бору на берегу Камского моря.


Образ Данилы получился значительным не только своими размерами, но и по смыслу, он отличается мощью, позитивной энергией. «Каменных дел мастер» изображен за работой. Перед ним монолит камня, из которого он создает свой цветок. Он изображен в позе, говорящей о тяжести его труда, одет в простую одежду, прикрытую фартуком (камень при обработке дает много пыли). У него большие руки, волосы стрижены «под горшок», простодушные черты лица, тем не менее, выражающие сосредоточенность и упорство.


Любовь к своей работе, мастерство и самоуважение - важное качество «горных дел мастеров» у Бажова. Вот и Данила никогда не гнул спину, работая в господском доме, не вышло из него «хорошего слуги», зато вышел отличный мастер. Автор сказов считает, что коренной уральской профессии свойственно человеческое достоинство, обретаемое по мере достижения вершин мастерства.

Эти первостепенные качества вполне угадываются в образе Данилы-мастера, созданном Ильей Мехряковым. Он сам с упорством преодолевал взятую на себя нелегкую задачу по созданию монументальной скульптуры столь важного для проекта персонажа. Автор, работая с известняком, так же, как Данила, стремился выявить не только узнаваемую форму, но и своеобразную негромкую красоту уральского камня.

Сказочница и исследователь

Все же "Каменный цветок" , "Горный мастер" и "Хрупкая веточка" Бажова замечательная трилогия.

История про то, как Данила-мастер попал к Хозяйке Медной Горы, но смог освободиться благодаря любви к невесте, знакома многим. Про это сняты и мультфильмы, и фильм. Правда фильм "Каменный цветок" на самом деле микс сюжетов самого "Каменного цветка" и "Хозяйки медной горы". "Хозяйка Медной Горы" про другого героя - Степана, на него Малахитница и впрямь посягала, набивалась замуж, отпустила, но все же совратила (судя по его дочке чернявой Танюшке, явному подкидышу) и извела тоской до смерти.

О. Коровин. Каменный цветок.

Невесте же Данилы-мастера Малахитница подарков не дарила, наоборот гнала со Змеиной горки "уходи поскорее!". Да и сам Данила, став одним из мастеров Горы, камни свои творил явно с мыслями о невесте. Чего только стоят романтичные узоры на малахите, что он ей подкидывал. Сначала две пташки: одна на дереве, другая сидящая в траве, а после уже птицы летящие навстречу друг другу. А когда Данила, явно имея власть над Горой, открыл её своей невесте так, что та увидела его самого, то Малахитница уже не стерпела. Явилась сама прогонять упрямую девчонку, а непокорному мастеру пригрозила отобрать знания, ради которых он потратил два года жизни. Но выбор оказался неожиданным. Не знаю другой истории, где мастер добровольно отказывается от высшего знания, потому что понял: невесту любит больше и человечью суть забывать не хочет.

В. Назарук. Каменный цветок.

Что интересно, Хозяйка всё же оставила ему полученное в Горе мастерство (в наказание?), но при том забрала из памяти осознание красоты каменного цветка. Данила порой печалился о том, но, как Степана, тоска его в могилу не свела. Он явно понимал от чего и ради чего отказался. Лучшее тому подтверждение, что Катей у них было восемь сыновей и дочка. Однако на этом история не закончилась.

В. Назарук. Горный мастер.

В "Каменном цветке" Хозяйка говорила: "Кабы ты сам придумал, дала бы тебе такой камень, а теперь не могу". Даниле не далась без подсказки задумка, как вдохнуть жизнь в камень, но сын его смог постичь замысел, к которому стремился отец. Данила хотел показать красоту камня, а сын его воплотил красоту жизни в камне. Не ради чего-то великого, а чтобы спасти семью от непосильного оброка. Не из любви к искусству, а из любви к людям. Об этом говорится в сказе "Хрупкая веточка". Сыну Данилы-мастера Мите Хозяйка подсказала нужный материал. А еще спасла от гнева барина, сама уже не посягала и явно помогла сбежать с любимой девушкой. Разумно. Зачем два раза на одни и те же грабли наступать? Пусть живет где-нибудь подальше от Горы Митя, кстати, явно на отца был похож характером.

Ох уж эти богини, всегда им не давали покоя талантливые смертные Примечательно, что трилогия о Даниле-мастере идет после сказа про "Малахитовую шкатулку", в которой Хозяйка "двоится стала". Кто знает, возможно, что Хозяйкиной дочке Танюшке тоже хорошие мастера нравились?

В. Назарук. Малахитовая шкатулка.

Таят в себе национальный колорит, описания простых русских людей и сочетают действительность с фантастическим началом. В сочинении «Каменный цветок» главным героем стал мастер-ремесленник по имени Данила. О приключениях мужчины автор и ведет речь в произведении.

История создания персонажа

У персонажа Данилы-мастера существовал прототип. Им оказался Данила Зверев, виртуозно работавший с камнем. Конечно, мужчина не работал с малахитом, считающимся самоцветом, да и не сводила с ним знакомства. Но этот человек познакомил писателя с таинственным миром натуральных камней.

Описывая героя-ремесленника, Бажов сочетает в его образе сразу несколько характеристик. Мастером считается человек, обладающий большим багажом знаний и умений. Работавшие на уральских заводах специалисты переняли мастерство у зарубежных коллег.

Будучи тружениками, они вызывали глубокое уважение. Без перерыва работавший Данила демонстрировал качество, типичное для работников этой области. Перфекционист, он старался создать запоминающееся творение. Связь с язычеством на Руси – еще один нюанс, на который обращает внимание автор сказки. Чтобы узнать великую тайну, Данила отправляется к мифической Хозяйке Медной горы, а не к божественному провидению.


Книга сочинений Павла Бажова объединяет истории простых работяг Урала, учившихся чувствовать «душу» камня и очищать ее от оков грубого материала, создавая уникальные вещи. Автор упоминает о тяжести такого труда, о том, как нелегко проходит жизнь простых железодобытчиков и тех, кто ваяет из бездушного камня неповторимые произведения искусства.

Любопытно, что наравне с вымышленными персонажами и героями, чьи образы сочинены по подобию знакомых писателю мастеров, в сюжете присутствуют и личности, чьи имена были известны читателям. Отдельная роль отведена Иванко Крылатко, под именем которого описан Иван Вушуев, знаменитый камнерез.

Образ в сказках


Сказка «Каменный цветок», изданная в 1938 году, создавалась с оглядкой на уральский фольклор. Сказы местных жителей дополнили сочинения Бажова традиционным колоритом. Наряду с фантастическими деталями автор делает акцент и на драматической подоплеке сюжета. Мечта и реальность, искусство и быт сталкиваются в произведении.

Биография главного героя описана подробно и становится основой сюжетной линии. Данилу с детства звали «недокормышем». Худенький мальчик отличался от сверстников мечтательностью и задумчивостью. Он был наблюдателен. Взрослые, поняв, что тяжелая работа ему не по плечу, отправили Данилушку смотреть за коровами. Это задание оказалось сложным, потому что мальчик часто засматривался на окружающие его предметы, увлекался насекомыми, растениями и всем, что попадалось на глаза.


Привычка приглядываться к деталям оказалась полезной, когда Данилу отдали на обучение к мастеру Прокопьичу. Подросток обладал удивительным чувством прекрасного, пригодившимся в профессии. Он знал, как лучше работать с камнем и видел недостатки изделия и преимущества материала. Когда Данила вырос, его вкус, стиль работы и талант стали притчей во языцех. Терпение и отдача, с которыми ваял мастер, очень ценились окружающими и стали причиной появления его незаурядных изделий.

Несмотря на похвалы, Данила стремился к большему. Он мечтал показать людям истинную мощь камня. Юноша вспомнил сказки, которые слышал от ведуньи. Они гласили о каменном цветке, раскрывающем суть прекрасного и приносящем несчастье. Чтобы раздобыть невиданное чудо, Данила отправился на поклон к Хозяйке Медной горы. Он пошла навстречу мастеру и предъявила чудесный цветок. Сознание Данилы затуманилось, он потерял голову. Мастер бросил невесту Катю и сгинул без вести. Ходили слухи, что он пошел в услужение к Хозяйке Медной горы.


Последующая жизнь Данилы описана автором в произведениях «Горный мастер» и «Хрупкая веточка». Эти сказки были изданы в сборнике под названием «Малахитовая шкатулка». Главной задачей Бажова стала идея показать муки поисков истины и гармонии в творческом деле, жажду постижения прекрасного.


  • Экранизация сказки впервые состоялась в 1946 году. Снять фильм решил режиссер Александр Птушко. Фильм стал симбиозом сказок о каменном цветке и о горном мастере. выступил в картине в образе Данилы-мастера. Автором сценария выступил сам Бажов. В 1947 году проект был отмечен призом на Каннском кинофестивале и получил Сталинскую премию.
  • В 1977 году Олег Николаевский создал мультфильм по мотивам сказки Бажова. Кукольная телепостановка включала и работу актеров.
  • В 1978 году Инесса Ковалевская сняла мультфильм по произведению «Горный мастер». Рисованная сказка транслируется на телевидении и сегодня.