План эссе по русскому егэ. ЕГЭ, план сочинения: особенности написания, требования и рекомендации

План написания С1 по русскому языку

1 . Вступление

Приглашение к разговору;

Определение темы (проблемы) текста;
- представление автора;
- переход к основной части, связь с ней.

Во вступлении недопустим пересказ содержания текста. Объем вступления – 3-4 предложения.

2. Проблема, затронутая в тексте. Достаточно одной. Даже если вы укажете десять проблем, максимальный балл по этой позиции – 1. Постарайтесь не спутать понятия “тема” (о чем текст) и “проблема” (конфликт или вопрос). К сожалению, не во всех предложенных текстах сразу удается понять, что хочет сказать автор. Есть несколько секретов, которые помогут облегчить задачу. Во-первых, проблема, как правило, сформулирована либо в начале, либо в конце текста. Это зависит от хода мыслей автора: он может сначала привести тезис, затем аргументацию, либо наоборот. Во-вторых, в любом тексте есть ключевая лексика, т.е. слова, которые несут в себе основную мысль текста. Эта лексика пригодится вам на следующем этапе – составлении комментария к исходной проблеме.

3. Комментарий к той проблеме, которую вы сформулировали. По сути – краткий пересказ данного текста, но обязательно своими словами. (2 балла) В комментарии экзаменуемый должен показать, насколько глубоко он понял сформулированную им проблему текста, выделить ее аспекты. Проще говоря, это раскрытие указанной проблемы, авторской позиции. При комментировании старайтесь избегать обильного цитирования и пересказа авторского текста, так как за это вы можете вместо заслуженных 2 баллов за комментарий к сформулированной проблеме исходного текста получить “0″. Также избегайте фактических ошибок: не старайтесь приписать автору то, чего он не говорил.

4. Авторская позиция . Следующий этап – отражение позиции автора текста на выделенную проблему. Это можно выразить одной фразой (автор считает:, позиция автора такова:, автор выступает против: и т.д.). Как сам автор отвечает на поставленный вопрос? Как он предполагает решить поставленную проблему? (1 балл)

5. Ваша точка зрения . Она может совпадать с авторской, может отличаться от нее. Заявить “Я согласен/не согласен с автором” мало. Требуется привести 2 аргумента (по 1 баллу за каждый, но не больше 2 баллов всего). Если вы приводите в качестве доказательства тот же аргумент, что и сам автор, он не засчитывается. Где искать аргументацию?
А) личный жизненный опыт (ну придумайте что-нибудь, что происходило с вами/друзьями/родственникамми/соседями, подтверждающее вашу мысль.
Б) знания (вы в школе учили историю/биологию/физику/обществознание и т.д. – вот и вспоминайте научние факты, способные подтвердить вашу точку зрения).
В) читательский опыт (литература вообще, и русская в частности, богата на самые разнообразные жизненные ситуации и характеры)

Будьте осторожны в выборе аргументов: они должны работать на главный тезис, а не противоречить ему. Экспертами оцениваются два аргумента, так что советуем ограничиться только двумя. Чем больше вы напишите, тем больше вероятности того, что допустите ошибку. Больше всего баллов (2б.) вам принесет аргумент, взятый из публицистической, научной или художественной литературы. Читательский аргумент равен двум аргументам из жизненного опыта, за который можно получить 1 балл. При аргументации можно также опираться на произведения фольклорного жанра (сказки, загадки, пословицы, поговорки, песни и т.д.). За аргумент такого типа также начисляют 1 балл. Максимальный балл по этому критерию – 3. Таким образом, если вы приведете 2 аргумента из читательского опыта или 1 аргумент из читательского опыта + 1 аргумент из жизненного опыта, то получите 3 балла. Если 2 из жизненного опыта, то получите 2 балла и т.д.

Можно провестианализ языковых средств выразительности (эти средства можно рассматривать как форму авторской аргументации, способ воздействия на читателя):
а) проверьте, представлен в вашей работе только перечень средств выразительности или дан их анализ;
б) приведены ли примеры (допустимо в скобках, но обязательно в кавычках);
в) достаточно ли корректны приемы введения в сочинение языкового анализа (нежелательно писать “автор использует, употребляет” то-то и то-то, избегайте общих слов: “для большей выразительности, чтобы придать эмоциональность” и т. п.).

Перечитайте черновик, проверьте логику работы: нет ли смысловых несоответствий, правильно ли поделили текст на абзацы. (2 балла)
За богатый словарь, разнообразие грамматических конструкций, точность при выражении мысли можете получить еще 2 балла.
Больше всего баллов можно получить за грамотность (максимально – 8): отсутствие орфографических, пунктуационных, грамматических и речевых ошибок высоко оценивается, но редко встречается.
2 балла почти дарятся: 1 за соблюдение этических норм (то есть отсутствие хамства, нецензурной и вульгарной лексики) и 1 за фактологическую точность.
Не уходите в красивые рассуждения ни о чем: пишите только о том, что требуется. Объем в 150 слов – вполне достаточно для того, чтобы выполнить задание. Конечно, напишете больше – хуже не будет. А вот меньше – баллы снизят, и если уж совсем мало (меньше 70 слов) то вообще не оценят.

Большое заключение это большой минус, который говорит о том, что Вы не можете кратко изложить свои мысли. Вступление и заключение не должны быть более 25% всей работы. Схематично твое сочинение должно быть похоже на форму круга, т.е. должно быть замкнутым. С чего начал писать тем надо и закончить, подвести итог о том, какое впечатление произвело на тебя это сочинение, заставило ли тебя задуматься о твоих взглядах на мир? Затем общий вывод: какую роль сыграло в литературе данное произведение, реакция на него мира или страны (если это глобальная проблема). Можно и так: в первой части сочинения задаем вопросы, а в третьей даем ответы.

В заключительной части работы читающий (проверяющий) должен увидеть:
- завершенность работы;
- связь заключения с текстом, с его проблематикой.

Объем заключения – 2-3 предложения.

Еще один план сочинения

В данном тексте поднимается (какая?) проблема…

Текст заставляет каждого из нас задуматься над (какой?) проблемой…

Проблема может быть: общественно значимая, социальная, философская, политическая, идеологическая, нравственная, морально-этическая, злободневная, актуальная, серьезная, насущная, острая, глубокая, неразрешимая.

В комментарии можно ответить на любой из следующих вопросов с подтверждающим аргументом из текста: к какой категории относится проблема? насколько и почему актуальна? традиционна или нова проблема? какие точки зрения по этой проблеме существуют? способы привлечения внимания читателя автором (из задания В8: эмоционально воздействует на читателя с помощью / передает глубину проблемы, используя / убеждает читателя в правоте своей позиции через / делает свою мысль более точной, яркой, убедительной с помощью)?

Мне сразу вспоминается один из героев рассказа…

В жизни эта проблема коснулась и меня лично.

Мы часто можем встретить людей, которые…

Резюмирование (повторение в обобщенной форме основной идеи текста)

Другой план сочинения

1 абзац. Вступление. 2-3 предложения, касаются темы текста, но безотносительно к данному тексту. Переходная фраза, в которой Вы представляете текст:

  • Как раз об этом и пишет (рассказывает, размышляет, повествует) автор текста, Ф.И.;
  • Именно этой теме и посвящен текст Ф.И.;
2. абзац. Проблемы, которые поднимает автор, комментарий одной проблемы.
  • В статье (тексте, очерке, рассказе, отрывке из… и т.д.) рассказывается (разрабатывается, трактуется и т.д.) тема…;
  • Тема … относится к числу вечных (общих, особенно любимых публицистами, писателями и т.д.);
  • В статье (рассказе и т.д.) автор поднимает (формулирует, решает) (сложную, серьезную, злободневную, острую, неразрешимую) проблему…;
  • Многие проблемы, о которых говорится в тексте, по-настоящему волнуют современного читателя. К таким проблемам относится и вопрос о …;
  • На первый взгляд, проблема кажется странной (банальной, узкой, частной, избитой, незначительной), но автор сумел в ней увидеть (рассмотреть, показать)…;
  • В жизни каждого человека случаются вещи, о которых говорит автор текста;
  • Почему мы не всегда обращаем внимание на …?;
  • Актуальность статьи благодаря затронутой теме (поднятой проблеме) не вызывает сомнения;
3 абзац. Позиция автора. Желательно употребить само слово «позиция».
  • Позиция автора такова …;
  • Позиция автора четко сформулирована во фразе …;
  • Автор высказывает (формулирует, выражает) (глубокую, важную, смелую, мудрую, блестящую и т.д.) мысль …;
  • По мнению автора …;
  • Автор (писатель, публицист и т.д.) убежден, что …
4 абзац. Согласие/несогласие с автором. Желательно соглашаться.
  • Я согласен с позицией автора;
  • Мне близка и понятна позиция автора;
  • Безусловно, автор прав в своем убеждении;
5 абзац. 2 (или более) аргумента (каждый новый аргумент с нового абзаца). Доказательства из художественной литературы (название произведения, герои, конкретный эпизод), личного опыта и т. д. 6 абзац. Заключение (перефразированное вступление). Вывод.
  • Действительно, автор затронул актуальную тему…

Подготовка к экзаменам и их сдача - страшнейший кошмар любого школьника. Кроме того, что вы должны выучить кучу теории и вовремя вспомнить ее на тесте, вам нужно еще и правильно написать текст. Чтобы выполнить эту миссию на «отлично», необходимо для начала понять и запомнить, что являет собой структура сочинения по русскому языку (ЕГЭ).

Основная трудность, с которой сталкивается большинство учеников при написании своих творений, это процесс определения проблемы, которая в нем затрагивается. Если вы сформулируете ее неправильно, то получите за свою работу от 2 до 5 баллов вместо 23 максимальных.

Основные составляющие

После определения темы и пора переходить к построению его структуры. Без этого невозможно качественно сдать ЕГЭ (русский язык). как правило, состоит из следующих частей:

Вступление;

Ваше мнение;

Аргументы;

Работаем над вступлением

Структура сочинения по русскому языку (ЕГЭ) начинается со вступления. В нем вы приглашаете читателя к разговору. В первую очередь назовите тему и проблему, представьте автора. После этого плавно перейдите к основной части. При этом вначале ни в коем случае нельзя пересказывать содержимое текста. А его объем не должен превышать 3-4 предложений.

Определяясь с проблемой, можете назвать их несколько, но не надо увлекаться. Лучше всего выбрать одну основную, чем распыляться на кучу второстепенных. В любом случае за этот пункт больше 1 балла вы не получите, потому нет смысла слишком сильно его расписывать.

Определяем проблему

Любому школьнику трудно сдавать ЕГЭ. Сочинение по русскому имеет свои сложности, среди которых - умение не перепутать проблему (для чего написан текст, какой конфликт в нем раскрывается и вопрос задается читателям) с темой (о чем рассказывается). Далеко не в каждом случае легко с первого раза разобраться, какую основную мысль автор хотел донести. Существует пара секретов, которые упростят выполнение этой задачи:

1. Обычно писатель формулирует проблему ближе к началу текста или в его конце. Все зависит от того, какой ход мыслей он предпочитает: сначала назвать тезис и после него - аргументы, или сделать это в обратной последовательности.

2. Выделите из текста ключевую лексику. Она состоит из слов, в которых заложена основная мысль всего сказанного. Это поможет вам на следующем этапе работы - написании комментария к основной проблеме.

Пишем комментарий

Также структура сочинения по русскому языку (ЕГЭ) включает в себя комментарий к сформулированной проблеме. Это своего рода пересказ предложенного текста своими словами. За него можно получить 2 балла. При этом нужно показать, что вы смогли четко понять, в чем состоит конфликт, выделить его аспекты. То есть в данном случае необходимо раскрыть позицию автора.

Во время комментирования постарайтесь не слишком много цитировать и пересказывать содержимое текста, поскольку это может свести количество ваших баллов за этот этап работы к нулю. Также не допускайте фактических ошибок, приписывая писателю то, о чем он не говорил.

Затем выскажите собственную точку зрения. Она совсем не обязательно должна соответствовать авторской. Но просто озвучить ее будет недостаточно. Вы должны обосновать свое мнение не менее чем 2 аргументами. За каждый из них вы получите по баллу. При этом ваши доводы не должны совпадать с приведенными в тексте, в противном случае они не будут засчитаны при проверке вашего ЕГЭ. Сочинение по русскому должно сочетать в себе и авторскую позицию, и вашу собственную.

Как подбирать аргументы?

Итак, вы сдаете ЕГЭ русский язык (сочинение). Аргументы являются неотъемлемой его частью. Для того чтобы убедительно обосновать свое мнение, можете использовать:

1. Примеры из своей жизни (совсем не обязательно, чтобы выбранные события действительно происходили с вами или знакомыми - можете просто их придумать, никто ведь не будет проводить расследование их достоверности).

2. Знания, полученные в школе (вспомните историю, обществознание, географию и любые другие науки, в которых можно найти подходящие факты).

3. Опыт в чтении книг (можно обратиться к русской или мировой литературе, в них найдется огромное количество подходящих жизненных ситуаций; вам поможет как классика, так и произведения современных авторов).

Выбирая аргументы (сочинение, русский язык), внимательно следите за тем, чтобы они подтверждали ваш тезис, а не противоречили ему. Эксперты будут оценивать всего 2 аргумента, потому нет смысла придумывать большее их количество. Лучше пусть их будет пара, но оба будут меткими и подходящими для данной ситуации. Кроме того, чем больше вы будете расписывать свои мысли, тем сильнее повышаются шансы допустить при этом ошибки.

Комбинируем доводы

Лучше всего оцениваются аргументы, выбранные из публицистики, научных или художественных книг. Они стоят 2 балла, в то время как за пример из своей жизни вы в лучшем случае получите 1.

Также вы можете использовать ситуации, взятые из фольклора. Например, пригодятся народные сказки, поговорки, песни и другие подобные произведения. За данные доводы вы также получите 1 балл.

Поскольку за аргументацию нельзя ставить больше тройки, то для наивысшей оценки вы можете использовать одну из следующих схем:

2 аргумента из вашего опыта в чтении книг;

1 пример из литературы плюс 1 - из жизни или фольклора.

Анализируем языковые средства

Также вы можете включить в план сочинения по русскому языку анализ языковых средств выразительности в качестве формы аргументации автора и способа влияния на сознание читателя. Для этого необходимо выполнить следующие действия:

1. Проверьте, приведен ли в работе этот перечень и сделан ли вами их анализ.

2. Приведите конкретные примеры из текста (можете выделять их скобками, но лучше отдайте предпочтение кавычкам).

3. Посмотрите на корректность и целесообразность введения в сочинение языкового анализа (постарайтесь не писать фразы из разряда «автор употребляет, использует»).

Обязательно перепроверьте черновой вариант своего сочинения, проследите за логичностью мыслей в нем. Посмотрите, не допустили ли какие-либо смысловые несоответствия и достаточно ли правильно разбили текст на абзацы. Если в работе будет использовано большое разнообразие слов, много неоднотипных грамматических конструкций, а мысли выражены точно и понятно, за эти все пункты вы получите 2 балла.

Грамотность - залог успеха

Самая высокая оценка ставится за то, что вы хорошо знаете русский язык. чтобы получить за грамотность максимальные 8 баллов? Чтобы добиться наилучшего мнения экспертов, вам необходимо придерживаться таких правил:

1. Не допускайте ошибок в орфографии, пунктуации, грамматике и речи.

2. Придерживайтесь норм этики и избегайте хамства, нецензурных и вульгарных высказываний.

3. Соблюдайте точность в преподнесении фактов.

При написании работы не нужно лить воду, говорить очевидные высказывания и ходить вокруг да около, чтобы набрать нужный объем. Вы должны писать конкретные мысли по предложенной теме. Объем текста в 150 слов достаточно большой для того, чтобы в него поместились все необходимые доводы.

Вам не снизят оценку, если напишете больше, но при этом шансы сделать лишние ошибки увеличиваются. Потому лучше сделать столько, сколько нужно, ведь за превышение заданного размера вы не получите дополнительные баллы. В случае же, если заданный объем не будет набран, оценка снизится. А если вы напишете меньше половины нужного размера, то работа и вовсе не будет проверяться.

Делаем выводы

Завершается структура сочинения по русскому языку (ЕГЭ) заключением. Обратите внимание на правильность его оформления. Если оно будет слишком большим, это воспримется как свидетельство того, что вы не умеете лаконично излагать свои мысли. А значит, это станет явным недостатком вашей работы. Вступительная и финальная части не могут составлять больше четверти всего текста.

Если представить сочинение в виде схемы, оно должно быть замкнутым, как круг. То, о чем говорилось в начале, должно подытоживаться в конце. Также в последнем абзаце необходимо сказать о том, как повлиял на вас текст, задумались ли вы о своих взглядах на мир после его прочтения.

Отдельно нужно упомянуть о том, какое место в истории и жизни литературы занимает данное произведение, описать реакцию общества на него. Можно использовать шаблон сочинения по русскому языку: в начале работы задайте определенные вопросы, а в конце - дайте на них ответы.

В финальной части обязательно нужно показать завершенность работы и то, как заключение связано с основным текстом и его конфликтом. Этот фрагмент не должен превышать по объему 2-3 предложений.

Запомните «золотые» правила!

Кроме всех вышеперечисленных правил, руководствуйтесь при написании следующими советами:

1. Постарайтесь не использовать повторы не только в стоящих рядом предложениях, а и по всему сочинению. Не забывайте о том, что размер вашей работы небольшой, а значит, постоянно мелькающие перед глазами фразы будут сильно портить впечатление от нее. Когда начинаете писать, подготовьте список синонимов к основным словам («пример», «автор», «проблема» и др.). После завершения чернового варианта, старательно вычитайте его и подчеркните повторяющиеся фразы. Затем замените большую их часть на близкие по смыслу.

2. Не дробите текст слишком сильно. Лучше всего использовать такой план сочинения по русскому языку:

В первом абзаце назовите проблему и прокомментируйте ее;

В третьем - приведите первый аргумент;

В четвертом - второй довод;

В пятом - напишите заключение.

Если вы излагаете свои мысли очень короткими предложениями, тогда можете разбить текст на 3 абзаца, но меньше этого числа их не должно быть.

3. Старайтесь сделать так, чтобы в вашей речи было минимальное количество штампов. Вы, конечно, можете использовать некоторые шаблонные фразы, но лучше свести их употребление к минимуму. Список нежелательных клише можно найти даже в учебнике "Русский язык - 6 класс". Сочинение без таких выражений ценится на порядок выше, чем с ними. Сочетайте слова правильно и не допускайте ошибок, связанных с языком и речью.

4. Во избежание множества ошибок, связанных с пунктуацией, после написания черновика проведите синтаксический разбор всего текста. В таком случае вы сможете понять, в каких местах пропустили выделения причастных и деепричастных оборотов и других конструкций, которые требуют использования запятых. Также вы увидите, где поставили лишние знаки препинания. Разделяйте части предложения не интуитивно, а следуя конкретным правилам.

Следите за читабельностью своего почерка. Это касается не только сочинения по русскому языку, а и любого другого экзамена. Эксперт не станет расшифровывать ваши каракули, а просто засчитает их как ошибки и снизит баллы.

Формулируйте свои мысли так, чтобы они не были обрывочными. Каждая часть текста должна доводиться до логического завершения. Необходимо излагать рассуждения так, чтобы они были понятны не только вам, а и читателям. Объясните конкретно, что именно имеете ввиду.

Проследите за тем, чтобы вывод не казался скудным по содержанию сравнительно с остальными частями текста, написанного во время ЕГЭ (русский язык). План сочинения должен включать в конце мысли, которые не озвучивали ранее.

Как написать эссе по русскому языку?

Не секрет, что самой трудной частью работы ЕГЭ по русскому языку является часть «C», написание эссе по исходному тексту. Если выполнить правильно всю часть A и часть B, не приступив к эссе, то ваш тестовый балл будет не выше 60.
Как подготовиться к написанию сочинения и получить максимальный балл?

Писать эссе следует по плану:

I. Вступление.
С чего можно начать эссе :
Цитата из исходного текста (или другого источника ) , связанная с рассматриваемой проблемой.
Прочитав текст Дмитрия Сергеевича Лихачева, я невольно вспомнил знаменитую фразу Сократа: «Заговори, чтоб я тебя увидел», поскольку в центре внимания автора проблема речи как отражения личности человека.
«Можно ли представить современный мир, лишенный печатного знака?» - пишет Юрий Бондарев, приглашая своих читателей к размышлению над проблемой значения книги в жизни человека и общества.

риторический вопрос (вопрос, не требующий ответа).
Зачем нужны войны? Почему человечество не может извлечь уроки прошлого?
проблемный вопрос .
Может ли компьютер заменить книгу?
типичная ситуация (аналогичная изображенной в тексте).
Часто бывает так, что…
общие сведения об обсуждаемой проблеме .
Развитие человеческой цивилизации уже давно перешагнуло тот рубеж, за которым осталось гармоничное сосуществование природы и человека. Сегодня, когда загрязняются вода и воздух, пересыхают реки, исчезают леса, гибнут животные, люди с тревогой смотрят в будущее и все чаще задумываются о трагических последствиях своей деятельности. Текст В. Пескова также посвящен проблеме экологии...
ссылка на авторитетное мнение по вопросу, близкому к обсуждаемой проблеме.
Психологи утверждают, что зависимость от телевидения - это настоящая болезнь многих членов современного общества. Действительно, каждому из нас трудно представить свою жизнь без телевизора. Какую же роль играет телевидение в жизни человека? Что приносит телевизор в наш дом - благо или зло? Над этой проблемой задумывается В. Солоухин.
создание определенного эмоционального настроя .
Впечатления детства, наверное, одни из самых дорогих и значимых воспоминаний в человеческой жизни. Места, с которыми связано становление личности, навсегда остаются в памяти, и мы не однажды мысленно возвращаемся в этот мир, расцвеченный яркими красками. Какую же роль играет в жизни человека память о родном доме, о родине? Над этой проблемой размышляет автор данного текста.
обращение к фактам биографии автора, его взглядам, убеждениям .
Лихачев, литературовед и общественный деятель, в своих выступлениях и публицистических произведениях всегда заявлял, что духовная и материальная культура - это высшая ценность жизни. В приведенном тексте затрагивается проблема, выдвинутая именно, - проблема экологии культуры.

Не начинайте эссе со следующих выражений:
В этом тексте говорится…
Автор данного текста обратился к проблеме…
Этот текст посвящён…
В статье Л. Долининой рассказывается…
В своём тексте автор…
Проблема … – основной вопрос, который поднимается в тексте.

В любом случае вступление не должно быть очень объемным (2-3 предложения), должно быть органично связано с содержанием основной части по смыслу и стилистически. Важно помнить, что основная цель вступления - подвести к формулировке проблемы .

II. Формулировка проблемы:
Слово "проблема" (или "вопрос") обязательно должно прозвучать в тексте . Причем не надо путать проблему с авторской позицией к этой проблеме. Проблема формулируется либо как вопрос, либо сочетанием слова «проблема» с существительным в родительном падеже (например, проблема одиночества). Надо быть внимательными при выявлении проблемы текста. Неправильно выделенная проблема ставит под удар содержание всего сочинения!
Определяя проблему, вы должны задуматься над тем, каким образом содержание текста касается вас, других людей, всего человечества. Помните, что описанная в тексте конкретная ситуация - это иллюстрация, частный случай, рассматриваемый автором. Поэтому формулируйте проблему так, чтобы она охватывала не только случай, рассмотренный в тексте, но и многие подобные ситуации .
Если вы считаете, что вы уловили проблему, но не знаете, единственная ли она в тексте, то не рискуйте. Просто напишите:
● В тексте поднимается много проблем, одна из которых – проблема…;
● Автор заставляет задуматься над множеством проблем, одна из которых – проблема…

Очень выигрышно проблему обозначить с помощью риторического вопроса , например:
Что такое настоящая дружба? Каких друзей можно назвать настоящими? Над этими вопросами размышляет NN (ФИО автора) в своём очерке (рассказе, тексте и т. п.).

Можно использовать следующие речевые клише :
Автор поднимает проблему...
Автор затрагивает важную проблему...
Автора текста размышляет над проблемой...
В тексте поднимается проблема…
Проблема, которую рассматривает автор, заключается в том, что...
Текст заставил меня задуматься над проблемой...
Волнующую всех нас проблему... поднимает писатель Д. Гранин.
Я думаю, что проблема, поставленная автором, - это...
Проблема... не может не волновать современного человека. Задумался над ней и В. Тендряков.
Проблема, обозначенная таким-то автором, заключается в следующем:...
Что такое...? (В чем заключается...? Какую роль в жизни человека играет...?) Эту важную проблему поднимает автор.
Почему люди любят? Приносит ли любовь людям счастье? Над этими сложными вопросами рассуждает автор/писатель и т. д.

Проблема, рассматриваемая автором, может быть :
Актуальной
Общественно значимой
Глубокой
Философской
Политической
Нравственной
Злободневной
Животрепещущей
Актуальной
Насущной
Острой
Важной
Серьезной
Спорной
Наболевшей и т. п.

Примеры формулировки проблем:
1.Роль (чего-то или кого-то) в жизни человека.
2.Проблема влияния (чего-то или кого-то) на человека.
3.Проблема предназначения (чего-то или кого-то).
4.Проблема (чего-то или кого-то) в нашей стране.
5.Проблема вытеснения (чего-то) (чем-то).
6.Проблема взаимоотношений поколений («отцов и детей»).
7.Проблема памяти (о ком-то или о чем-либо).
8.Проблема нравственного выбора.
9.Проблема гуманного отношения к людям, нуждающимся в помощи.
10.Проблема человеческой отзывчивости, взаимопомощи .
11.Проблема нравственного долга.
12.Проблема защиты и сохранения природы.
13.Проблема сохранения и развития русского языка.
14.Проблема чинопочитания и угодливости.
15.Проблема семейных (родственных) отношений.
16.Проблема исторической памяти.
17.Проблема коммерциализации культуры.

III. Комментарий к проблеме.
Глагол комментировать означает «объяснять, пояснять». Здесь не пройдут ни пересказ, ни сплошное цитирование. Вам требуется поразмышлять над некоторыми вопросами, связанными с прочитанным текстом:
насколько актуально то, о чем пишет автор, и почему;
кому и в каких ситуациях приходится сталкиваться с подобной проблемой;
если это возможно, коснитесь «истории вопроса », т. е. коротко расскажите о том, как эту проблему рассматривали, пытались решить другие авторы;
есть ли по этому вопросу иная точка зрения , не совпадающая с авторской;
на каком материале автор раскрывает данную проблему? («автор раскрывает проблему на примере…» )
на что автор обращает особое внимание ? («автор обращает особое внимание на..», «автор неслучайно…» ).
Связь комментария с текстом ОБЯЗАТЕЛЬНА
Важно следующее:
● если мы говорим, что делают герои – это пересказ , который НЕ допустим в комментарии.
● если мы говорим, что делает автор – это уже комментарий .

Постарайтесь передать содержание текста, но помните, что пишете вы не изложение, а сочинение, поэтому постарайтесь передать идеи автора своими словами; можете использовать отдельные цитаты, но не увлекайтесь ими. Почувствуйте то, как автор пытается подвести нас к пониманию своей главной мысли (к авторской позиции).
Обратите внимание, что нужно комментировать проблему, отраженную в тексте, а не просто текст и его темы и не просто проблему в отрыве от текста.

Клише
:
«Размышляя над актуальной во все времена (актуальной особенно в наше время, злободневной, философской, глубокой, главной, общественно значимой, вечной, важной, общечеловеческой) автор обращается к фактам из своей жизни (рассказывает историю, использует примеры из классической литературы, приводит высказывания такого-то и пр.)
Несомненна актуальность поднятой автором проблемы, потому что…
Проблема, затронутая автором текста, без сомнения, сложна и серьёзна, так как…
Острота и значимость данной проблемы не вызывают сомнения, ведь…
Актуальность поставленной автором текста проблемы подтверждается тем, что, несмотря на многочисленные попытки решить её, она до сих пор волнует писателей, публицистов и, конечно, нас – читателей…
Поднятая нравственная проблема актуальна, злободневна, так как…
Тема, поднятая автором, не потеряла своей актуальности и в наши дни, ведь…
… - тема рассуждений автора текста. Её актуальность очевидна, ведь и сегодня…
Вопрос о …{обозначаем проблему иными словами, нежели это было в первом абзаце} никого не может оставить равнодушным, он в большей или меньшей степени касается каждого из нас.{Объясняем почему}
Проблема, выдвинутая (поднятая, обозначенная и т. д.){указываем автора}, особенно актуальна (злободневна, важна, существенна) в наши дни, потому что …
Повествователь рассуждает над поднятым им вопросом не отстраненно, чувствуется его заинтересованность в том, о чём он пишет.{Ссылаясь на текст, объясняем, в чём это проявляется}.
Рассуждая над проблемой...,{указываем автора}обращается...{указываем, на каком материале автор рассматривает проблему: может быть, это воспоминания, диалоги, художественное повествование, взволнованный монолог, цитирование мыслей великих людей, рассуждение, описание картин природы и т. п.}. {Передаём содержание текста, а не пересказ}.

Можно написать комментарий по следующему шаблону:
Проблема, выдвинутая (поднятая, обозначенная и т. д.) NN{укажите автора}, особенно актуальна (злободневна, важна, существенна) в наши дни, потому что …{если это нравственная проблема, то укажите, что вопросы нравственности важны сегодня и всегда, так как понятия «совесть», «честь», «достоинство», т. е. те нравственные категории, о которых рассуждает автор, помогают человеку оставаться человеком, делают его добрее, чище. Если проблема философская, т. е. речь идёт о добре и зле, правде и лжи, жизни и смерти, отметьте, что над такой проблемой человечество задумывается с давних пор. Если проблема экологическая, отметьте её злободневность в наши дни, когда люди загрязняют планету, когда речь идёт о глобальном потеплении, об изменении климата всей планеты}. Повествователь рассуждает над поднятым им вопросом не отстраненно, чувствуется его заинтересованность в том, о чём он пишет. Его отношение к важному вопросу бытия ощущается во взволнованной, эмоциональной манере письма{приведите примеры}, в стремлении сделать читателя своим единомышленником. Рассуждая над{повторите проблему}, NN обращается{укажите, на каком материале автор рассматривает проблему: может быть, это воспоминания, диалоги, художественное повествование, взволнованный монолог, цитирование мыслей великих людей, рассуждение, описание картин природы и т. п.}.

IV. Авторская точка зрения.
Позиция автора - это вывод, к которому приходит автор, раздумывая над какой-либо проблемой.
Если проблема текста формулируется в виде вопроса, то позиция автора - это ответ на вопрос, поставленный в тексте. Для того чтобы выявить позицию автора, постарайтесь ответить на следующие вопросы: «Что хотел сказать своим читателям автор, создавая текст?», «Как автор оценивает описываемую конкретную ситуацию, поступки героев?»
Авторская позиция может быть явной , когда в тексте дается прямая оценка описанных фактов, событий, звучит призыв к читателю. Но нередко бывает, что позиция автора прямо не выражена. Тогда ее выявление требует умения видеть скрытый смысл , понимать иронию, раскрывать сложные метафоры и т. д.
Еще одна сложность состоит в разграничении позиции автора и героя-рассказчика. Заметим, что если герой совершает дурные поступки или высказывает мысли, противоречащие общепризнанным нормам морали, то автор, скорее всего, не одобряет такого героя и его отношение к жизни.

если повествование ведется от 1-го лица :
Автор считает, что…
Позиция автора такова:…
Автор стремится донести до читателя мысль о том, что…
Автор убеждает нас в том, что…
Основная мысль текста заключается в том, что…
Автор доказывает, что…
Позиция автора заключается в том, что...
По мнению автора, … (С позиции автора, …; С точки зрения автора, …)
В тексте доказывается мысль о том, что...
Авторскую позицию лучше всего, на мой взгляд, характеризуют слова: «…»
Авторская точка зрения, как мне кажется, выражена довольно чётко. Она заключается в следующем:{если текст публицистический, то авторская позиция – это ответ на поставленный самим автором вопрос. Тогда можно процитировать ту часть текста, в которой, по вашему мнению, ясно определяется авторская позиция}.

Варианты написания авторской точки зрения, если повествование не ведется от 1-го лица :
Хотя точка зрения автора не выражена явно, логика текста убеждает нас в том, что…
Хотя точка зрения автора не выражена явно, эмоциональная окраска текста убеждает нас в том, что…
Автор не выражает свою точку зрения явно, но мы понимаем, что…
Мне довольно трудно выявить авторскую точку зрения, так как текст художественный, NN не даёт готового решения вопроса о том, что … Он заставляет читателя самостоятельно сделать вывод, найти решения проблемы. И всё-таки, наблюдая за тем, как автор относится к своим героям, какими изобразительно-выразительными средствами он рисует картину действительности{если вы пишете об этих средствах, обязательно назовите, обратитесь к рецензии, к заданию В8, но только если уверены в правильности решения}, я позволю себе предположить, что авторская позиция заключается в следующем:…

Комментируя авторскую позицию, можно воспользоваться и такими оборотами:
Автор :
посвящает свою статью;
полемически заостряет проблему;
эмоционально воздействует на читателя;
делает читателя своим союзником;
образно воссоздаёт картину происходящего (изображаемого);
раскрывает сущность поставленных проблем;
точно формулирует мысль;
заставляет читателя задуматься над проблемой;
показывает злободневность рассматриваемой им проблемы;
пытается найти причины негативных (позитивных) явлений;
убеждает читателя в правоте своей позиции;
пытается найти в читателе единомышленника;
ставит ряд нравственных вопросов, требующих немедленного разрешения;
пишет интересно и ново о старых проблемах;
говорит с тревогой о наболевших проблемах;
открыто заявляет о своей гражданской позиции по отношению к …

Также можно использовать следующие речевые клише:

Одобрение

Нейтральная позиция (констатация фактов)

Порицание, осуждение

Автор восхищается...;
поражается...,
удивляется...,словно приглашает вместе с нами полюбоваться...,
с интересом наблюдает за тем...,
как добрый друг и мудрый советчик, автор беседует с нами о....

Автор размышляет о...,
словно приглашает читателя к диалогу...,
делится своими мыслями (наблюдениями)...,
ставит перед читателями важную, злободневную проблему...,
пытается объяснить сложные жизненные (философские) понятия

Автор с болью в сердце пишет а том, что...
с горечью говорит о...;
У автора вызывает негодование...;
Автор не может смириться с тем...,
с горькой иронией пишет о том...;
Своё эмоциональное, взволнованное рассуждение автора заканчивает не менее тревожным выводом...


V. Согласие/несогласие с автором и аргументация.

Цель аргументации - убедить в чем-либо, укрепить или изменить мнение . Высказывая собственное мнение, недостаточно только выразить согласие или несогласие с автором, то есть недопустимо написать «Я согласен/не согласен с автором, потому что он пишет о… (считает, что…)» . Вы ведь не о причине своего согласия/несогласия с автором пишете, а аргументы в защиту/против авторской позиции подбираете. А аргументы должны что-то доказывать.
Сначала пишется согласие или несогласие с авторской точкой зрения, а далее нужно привести два аргумента (1 из литературы и 1 из жизненного опыта или 2 из литературы), третий – не засчитывается.
Типичная ошибка всех пишущих сочинение заключается в том, что если вы поддерживаете позицию автора, то нет смысла анализировать его аргументы . Вы должны постараться не повторять аргументы автора, использованные в тексте, а привести свои.
Когда аргументируете свою точку зрения – надо представлять, что вы доказываете свою точку зрения агрессивно настроенному против нее оппоненту. Если в своем уме вы убедите его, то, очевидно, и аргументы являются подходящими.

Речевые клише для аргументации собственной позиции :
Для согласия/несогласия с позицией автора:
Невозможно не согласиться с точкой зрения автора на проблему...
Я разделяю (не разделяю) точку зрения автора на проблему …
Я придерживаюсь (не придерживаюсь) того же мнения на проблему …, что и автор.
Я согласна (не согласна) с автором в том, что …
Трудно (нельзя) не согласиться с автором текста в том, что...
Мне близка позиция автора тем, что …
Позиция автора представляется мне убедительной, потому что…
Автор прав в том, что… Однако трудно согласиться с тем, что…
Нельзя не согласиться с автором в том, что…
Кажется спорной мысль автора о том, что…
Текст (ФИО автора) вызвал во мне противоречивые чувства. С одной стороны… с другой стороны…
С автором статьи трудно не согласиться. Действительно, подобные примеры…
Хочу поддержать точку зрения автора в том, что…
Я не могу согласиться с точкой зрения автора, потому что…
При всём моём уважении к авторской точке зрения (или к мыслям NN о …), я всё-таки позволю себе высказать собственное видение этой проблемы (или я попытаюсь опровергнуть его мнение).

С использованием жизненного опыта:
Несмотря на мой довольно скромный жизненный опыт, я вспоминаю похожую ситуацию, когда я (мой друг, одноклассник, знакомый) …
Помню, как-то мама (отец, бабушка, друг, знакомый и т. д.) рассказывали, как…
Мне кажется, этот случай убеждает нас в том, что…
Конечно, мой жизненный опыт пока очень небольшой, но, тем не менее, нечто подобное было и в моей жизни:
Как часто приходится сталкиваться с...
Разве не стали обычными (нормой жизни) такие явления, как...?
Кто из нас не наблюдал (не сталкивался; не замечал (за собой); не оказывался свидетелем) того, как...
К сожалению, зачастую в наши дни (среди нас; вокруг нас) ...
Выдающийся борец за гражданские права Мартин Лютер Кинг учил, что…
Гениальный русский ученый однажды сказал, что...;
Еще Петр 1 говорил, что...;
Любой историк скажет вам, что...;
Большинство врачей считают, что...;
Как установлено японскими учеными... и т. п.
Тема часто дискутируется (обсуждается) в Интернете (на страницах газет и журналов; в различных телепередачах) ...
Обращает на себя внимание и то (неслучайно), что данной теме посвящены многочисленные статьи и телепередачи...


Из читательского опыта:

Данная проблема волновала многих великих русских писателей, в частности...
Особенно остро эта проблема поставлена в произведениях...
Злободневность темы, затронутой автором, доказывает и то, что русские писатели в своих произведениях обращались к ней.

VI. Заключение:
В заключительной части нужно подвести итог всему сказанному, сделать обобщение, вывод . Как и вступление, заключение должно быть органично связано с основным текстом.

Приведем различные способы оформления заключения:
1. Обобщение основных мыслей автора - самая типичная и логичная концовка сочинения.
Таким образом, А. Лиханов поднимает проблему, важную для каждого из нас, призывает сохранять детство в душе, не оставлять в прошлом радостное, по-детски непосредственное восприятие жизни. А ведь окружающий мир поистине прекрасен. Просто, взрослея, люди часто забывают об этом.
2. Вопросительное предложение , в том числе риторический вопрос, в конце сочинения также возвращает читателя к проблеме текста, подчеркивая ее актуальность.
Художественная литература дарит нам несметные сокровища человеческого духа! Разве имеет право кто-либо из нас отказываться от этого бесценного дара?
3. Призыв, обращение к читателю .
Итак, перед тем как включить телевизор и погрузиться в чудесный, но ненастоящий мир, подумайте о том, нет ли вокруг вас людей, которые нуждаются в утешении, помощи, просто в добром живом слове. Вспомните: вас окружает подлинный мир, полный звуков, красок, ощущений. Подумайте: кем вы хотите быть - творцом своей жизни или просто зрителем?
4. Использование цитаты . Далеко не каждая цитата будет уместна в заключении. Это должно быть высказывание, достаточно полно выражающее мысли автора. Уместно использование небольшого фрагмента, который содержит ключевые слова текста, или цитаты из другого источника, точно отражающей позицию автора исходного текста.
В заключение я хочу снова обратиться к мысли древнегреческого философа Сократа. Итак, заговори со мной, мой новый собеседник, чтобы я тебя увидел, чтобы я понял, что ты за человек и чего мне ждать от тебя!

Речевые клише для заключения :
Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать вывод…
Подводя итог, хочется сказать…
Сущность вышеизложенного сводится к следующему…
На основании прочитанного текста можно сделать вывод…
Обобщая сказанное, можно сказать, что… Из этого следует, что…
Я искренне благодарна(ен) автору текста, потому что он заставил меня задуматься о том, что…
Этот текст ещё раз убедил меня в том, что…
В заключение я должна(ен) сказать, что старания автора не прошли даром – они пробудили в моей душе желание лучше осмыслить проблему…
Этот текст заставил меня ещё глубже задуматься над проблемой..., переоценить её важность в нашей жизни…

И, напоследок, дадим несколько полезных советов, необходимых при написании эссе:
1. Будьте осторожны при определении жанра текста: не торопитесь называть его «рассказом» или «статьей», поскольку вы можете допустить фактическую ошибку. Лучше использовать слова текст , фрагмент , отрывок .
2. Если вы используете авторский неологизм , обязательно заключайте его в кавычки, иначе в вашем тексте это слово будет смотреться как грамматическая ошибка.
3. Соблюдайте этические нормы: не используйте грубых, бранных, жаргонных слов (Я не понимаю, как можно вестись на подобную ерунду, и т. п. ), воздержитесь от оскорблений (Могу привести в пример мою одноклассницу, отличающуюся редкой тупостью ), не будьте излишне категоричны, высокомерны, не хвастайтесь. Помните, что этическая корректность отдельно оценивается экспертом.
4. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком и только черной гелевой пастой . Эксперты проверяют сканированные копии работ. Текст, написанный шариковой ручкой, при сканировании теряется.
5. Если у вас нет времени , чтобы писать сочинение на черновике - пишите сразу в бланк . При этом можно исправлять, зачёркивать слова и предложения, ведь нет критериев оценки за "красоту" написанного текста.
6. Все части работы должны быть взаимосвязаны , плавно перетекать одна в другую. Каждую часть следует начинать с новой строки. Отсутствие связок между абзацами - типичный недочет сочинений, за который снимают баллы. Кроме того, к типичным ошибкам относятся отступления от темы, несоразмерность частей, нарушение последовательности изложения мыслей, отсутствие связи между предложениями.
7. На листах с заданиями писать можно ! Не верьте экзаменаторам, которые утверждают обратное!!! Поэтому при необходимости подчёркивайте в тексте ключевые слова и мысли.
8. Автора текста можно назвать по-разному: автор статьи , писатель (публицист) , рассказчик , великий мастер слова , выдающийся писатель (публицист) , художник слова .

Итак, следуйте плану написания эссе, грамотно используйте речевые клише - и вы напишете эссе на 23 из 23 баллов.

В связи с введением в 2006-2007 учебном году ЕГЭ во всех школах нашей страны, ученикам были предложены новые формы сдачи выпускных экзаменов. Теперь для успешной итоговой аттестации по русскому языку необходимо иметь не только теоретические знания по данному предмету, но и умение дать развернутый ответ в жанре эссе. Также все задания, которые предлагаются в части С - определить основную мысль текста, сделать языковой анализ и написать собственное сочинение-отклик на основную тему, - должны быть логично скомпонованы и композиционно правильно выстроены. Ведь отличие письменной речи от устной в том и состоит, что письменная речь всегда целенаправленна.

Задание открытого типа с развернутым ответом - это сочинение на основе предложенного текста. Оно проверяет сформированность у учащихся отдельных коммуникативных умений и навыков:

  • анализировать содержание и проблематику прочитанного текста;
  • комментировать проблемы исходного текста, позицию автора;
  • выражать и аргументировать собственное мнение;
  • последовательно и логично излагать свои мысли;
  • использовать в речи разнообразные грамматические формы и лексическое богатство языка;
  • практической грамотности - оформления высказываний в соответствии с орфографическими, пунктуационными, грамматическими и лексическими нормами современного русского литературного языка.

Таким образом, третья часть экзаменационной работы проверяет состояние практических речевых умений и навыков и дает представление о том, владеют ли выпускники школы монологической речью, умеют ли грамотно излагать свою точку зрения, что немаловажно не только для успешной учебной деятельности, но и для дальнейшего профессионального образования и роста.

Зачастую ученики либо пересказывают текст, либо пытаются дать его полный лингвистический анализ. На самом деле надо понять основную мысль исходного текста, ведь именно от этого зависит раскрытие темы эссе. Выпускник также должен согласиться или не согласиться с мнением автора текста, привести ряд аргументов, доказывающих его позицию. В тексте сочинения должно быть место формулировке основной мысли исходного текста, анализ с объяснением использования этих языковых средств и объяснением того, как ученик понимает эти оттенки смысла. Должно найтись место и собственному мнению ученика, вступлению и заключению сочинения.

Уже не первый год ученики нашей школы занимаются проектной деятельностью.

Т. к. в объеме школьной программы не предусмотрено необходимое количество часов на изучение и отработку навыков по написанию эссе, я посоветовала своим ученикам для защиты проекта на «Ярмарке идей» выбрать тему «Как написать эссе» и вместе составить алгоритм написания части С. Ребята с интересом работали над этой темой, считая, что эта работа поможет им успешно сдать ЕГЭ по русскому языку.

В своей работе выпускники рассмотрели следующие вопросы:

  • История рождения литературного жанра эссе.
  • Определения эссе.
  • Особенности эссе как литературного жанра.
  • Разновидности эссе.
  • Подготовка к написанию эссе.
  • Структурная схема эссе.
  • Как написать эссе. Примеры эссе.
  • Памятка для учащихся при написании эссе.
  • Требования, предъявляемые к эссе.
  • Алгоритм написания эссе.

Цель данного проекта:

  1. Создать алгоритм написания эссе.
  2. Помочь выпускнику успешно сдать экзамены в форме ЕГЭ.

Вторичная цель : раскрыть свои индивидуальные особенности: способность самостоятельно мыслить, сопоставлять, сравнивать – готовность к написанию.

Задачи проекта:

  • изучить жанр эссе;
  • показать, как можно выражать своё личное восприятие текста;
  • самостоятельно размышлять по поводу услышанного, прочитанного, просмотренного;
  • развить читательскую и творческую активность.

Подготовительный этап к написанию эссе

  1. Внимательно прочтите текст, предлагаемый для написания эссе.
  2. Вспомните, что вы знаете об авторе.
  3. Найдите ключевые слова.
  4. Запишите объективные ключевые слова по группам.
  5. Отметьте стрелками связь или противопоставление объективных ключевых слов.
  6. Рядом с объективными запишите субъективные ключевые слова, отнеся их по смыслу.
  7. Найдите незнакомые или непонятные слова и установите их значение.
  8. Определите главную мысль высказывания (о чем оно?).
  9. Сформулируйте проблему текста в виде вопроса.
  10. Набросайте аргументы «за» и/или «против» данного высказывания.
  11. Подумайте, какие вы будете использовать литературные приемы, чтобы сделать язык вашего эссе более интересным, живым (сравнения, аналогии, эпитеты и т.д.).
  12. Распределите подобранные аргументы и/или контраргументы в последовательности. Это будет ваш условный план.
  13. Изложите свою точку зрения в той последовательности, которую вы наметили.
  14. Сформулируйте общий вывод работы и, если необходимо, отредактируйте ее.

Алгоритм написания эссе:

  1. Формулировка проблемы исходного текста.
  2. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста.
  3. Отражение позиции автора исходного текста.
  4. Собственное мнение учащегося, аргументы (1-2 аргумента).
  5. Заключение.

Комментарии к алгоритму:

1. Формулировка проблемы исходного текста.

Экзаменуемый обязательно должен сформулировать одну из проблем исходного текста. Для этого он может ответить на следующие вопросы: О чем рассказывается в тексте? Какие вопросы рассматривает автор? Какие проблемы поднимает? Какие вопросы волнуют писателя? и т.д.

АНАЛИЗИРУЕТСЯ (какая) проблема; проблема (чего); круг (каких-то) проблем; ДАЁТСЯ истолкование (чего); описание (чего); критика (чего); критическая оценка (чего); характеристика основных черт (чего); ИЗЛАГАЕТСЯ история (возникновения, формирования, зарождения, развития, создание (чего)); ИССЛЕДУЕТСЯ комплекс (каких) вопросов; процесса (чего); влияние (чего на что); зависимость(чего от чего); применение (чего в чём)

2. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста.

В этой части сочинения излагается собственная позиция по тем вопросам, которые были затронуты автором исходного текста. Комментарий к сформулированной проблеме – это необходимая часть сочинения-рассуждения, в которой ученик показывает, насколько глубоко и полно он понял эту проблему.

Комментарий может быть:

  • текстуальным, т. е. объяснять текст, следовать за автором в раскрытии проблемы;
  • концепционным, т.е. представить собственное мнение с опорой на предложенный текст.

Выпускник должен правильно сформулировать авторскую позицию по прокомментированной проблеме, а также назвать языковые средства выразительности, помогающие автору выразить свои мысли, оценить употребление языковых средств с точки зрения мотивированности в контексте, т.е. объяснить их роль в тексте, и привести примеры их использования в анализируемом тексте.

Возможные опорные выражения:

Автор даёт оценку (чему)
Автор выявляет сущность (чего)
Автор излагает свой подход (к чему)
Автор исходит из того, что
Автор показывает собственное понимание (чего)
Автор считает правомерным (что)
Автор разграничивает понятия (чего)
Автор обращает внимание на то, что
Приведенные примеры автор характеризует как
По мнению автора
Автор убедительно доказывает (что)
Определяя сущность и место (чего в чём), автор считает, что
Подчёркивая актуальность(чего), автор обращает внимание (на что)
По мнению автора, важное значение имеет (что)

4. Собственное мнение учащегося, аргументы (1-2 аргумента).

Экзаменуемый должен выразить собственное мнение по сформулированной проблеме, поставленной автором текста, согласившись или не согласившись с позицией автора (я согласен с мнением автора…, я разделяю точку зрения автора…, авторская позиция мне близка, вполне понятна…) и аргументировать свою позицию. Ученик может использовать следующие типы аргументов:

I . Логические

  • Факты
  • Выводы науки (теории, гипотезы, аксиомы и т.д.)
  • Статистика (количественные показатели развития производства и общества)
  • Законы природы.
  • Положения юридических законов, официальных документов, постановлений и других нормативных актов, обязательных для выполнения.
  • Данные экспериментов и экспертиз.
  • Свидетельства очевидцев.

II . Иллюстративные

  • Конкретный пример, который берется из жизни, рассказывает о действительно имевшем место случае.
  • Литературный пример из общеизвестного произведения.
  • Предположительный пример (рассказывает о том, что могло быть при определенных условиях).
  • Мнение известного человека – ученого, философа, общественного деятеля и т.п.
  • Цитата из авторитетного источника.
  • Мнение специалиста, эксперта.
  • Мнение очевидцев.
  • Общественное мнение, отражающее то, как принято говорить, поступать, оценивать что-то в обществе.

Возможные опорные выражения:

Нельзя не согласиться с автором в том, что…
Трудно не согласиться с точкой зрения автора на проблему…
По моему мнению, злободневность этой проблемы в том, что…
Мне кажется, что автор не прав, утверждая, что…
Не совсем точной, на мой взгляд, является оценка автором (чего)

5. Заключение.

В заключение учащийся должен подвести итог сказанному, сделать выводы.

Возможные опорные слова: в заключение хочется отметить (подчеркнуть, обратить внимание); итак; таким образом).

Памятка для учащихся при написании эссе

Элемент структуры

% к общему объему работы

1. Проблема исходного текста.

2. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста.

4. Собственное мнение учащегося, аргументы. 2 аргументированных доказательства (опровержения), тезиса, выражающих ваше личное мнение (вашу позицию) и имеющих в своей основе научный подход.

Прежде чем написать сочинение, мы задаемся 3 вопросами:

  1. Какой сочинения?
  2. Какие аргументы, цитаты использовать в работе?

Структура итогового сочинения

Любое сочинение состоит из трех частей:

I. Вступление (60-70 слов). Отразите идею будущего сочинения и основные тезисы.

II. Основная часть (включающая несколько подпунктов) - 200- 250 слов.

Тeзис 1 (20-30 слов)

  • Дoкaзaтeльствa, пpимepы (oдин или нeскoлькo)
  • Микpoвывoд (oбoбщeниe нaписaннoгo)

Тeзис 2

  • Дoкaзaтeльствa, пpимepы
  • Микpoвывoд
  • Лoгичeский пepeхoд к нoвoй мысли

Тeзис 3

  • Дoкaзaтeльствa, пpимepы
  • Микpoвывoд

III. Заключение (60-70 слов)

Но сами слова «вступление», «основная часть», «заключение» не должны быть прописаны в плане.

I. Вступление раскрывает основную мысль, вводит в круг рассматриваемых проблем.

Вступление состоит из 3 элементов:

  1. объяснение ключевых слов темы или цитаты;
  2. общие рассуждения о значимости предложенных для объяснения понятий в жизни человека;
  3. ответ-тезис на главный вопрос темы.

Все эти элементы последовательно располагаются друг за другом.

Темы, предложенные для итогового сочинения, можно разделить на 3 типа:

  • тема-вопрос - задаём главный вопрос темы, на который будем отвечать в основной части. Будьте осторожны в формулировке вопроса: не уходите от темы. В этом случае можно использовать клише: «можно ли утверждать, что... » , «почему можно говорить, что это высказывание справедливо» , «действительно ли... » и т. д.,
  • тема-утверждение (в т.ч. цитата) - требуется обосновать уже имеющееся утверждение,
  • тема - назывное предложение (ключевые слова). Нужно сформулировать свое суждение о каждом из них, дать ответы на поставленные вопросы.

II. Основная часть раскрывает идею сочинения и связанные с ней вопросы, представляет систему доказательств выдвинутых положений.

Основная часть = Тезис + 1 Аргумент

Тезис - это основная мысль сочинения, которую нужно аргументировано доказывать. Формулировка тезиса зависит от темы сочинения.

Помни!

  • По oбъeму oснoвнaя чaсть дoлжнa быть бoльшe, чeм вступлeниe и зaключeниe, вмeстe взятыe.
  • Тeзис, пoдкpeплeнный apгумeнтoм, мoжeт быть всeгo oдин.
  • Оптимaльнoe кoличeствo – 2.
  • Кaждoму тeзису – свoй apгумeнт!

Связка - это переход от одной мысли к другой. Нужно плавно переходить от тезиса к аргументации.

Аргумент нужно:

  • привести из литературных источников.
  • выделить в отдельный абзац.
  • в конце каждого абзаца написать микровывод.
  • к одному тезису привести один литературный аргумент, но лучше, чтобы аргументов было два.
  • если тезисов несколько, то к каждому из них приводится свой аргумент!

Аргумент состоит из 3 элементов:

  1. Обращение к литературному произведению - называем автора и произведение, его жанр (если знаем; если не знаем, то так и пишем - «произведение» , чтобы избежать фактических ошибок).
  2. Его интерпретацию - здесь мы обращаемся к сюжету произведения или конкретному эпизоду, характеризуем героя(-ев). Желательно несколько раз упомянуть автора, используя речевые клише типа «автор повествует» , «автор описывает» , «писатель рассуждает» , «поэт показывает» , «автор считает» и т. п. Почему нельзя просто написать: «герой пошёл туда-то, сделал то-то» ? А потому что это будет уже не анализ, а простой пересказ.
  3. Микровывод (он завершает только одну из микротем, а не всё сочинение в целом; нужен для логичности и связности текста): в этой части мы, как правило, формулируем основную мысль всего упомянутого произведения или авторскую позицию по конкретной проблеме. Используем клише типа «писатель приходит к выводу... » и т. п.

III. Заключение подводит итоги, содержит конечные выводы и оценки.

4 способа закончить сочинение:

  1. Вывод . Принято завершать сочинение выводом из всего вышесказанного, но нельзя повторять те микровыводы, которые уже делались в сочинении после аргументов.
  2. Заключение-призыв . Не используй пафосные лозунги «Берегите нашу Землю!» . Лучше не использовать глаголы 2 -го лица: «берегите» , «уважайте» , «помните» . Ограничьтесь формами «нужно» , «важно» , «давайте» и т. д. .
  3. Заключение - выражение надежды, позволяет избежать дублирования мысли, этических и логических ошибок. Выражать надежду нужно на что-нибудь позитивное.
  4. Цитата , подходящая по смыслу и высказано уместно. Рекомендуем заранее подготовить цитаты по всем тематическим направлениям, чтобы соответствовало главной мысли сочинения. Помни : смысл цитаты обязательно должен соответствовать главной мысли сочинения. Нельзя использовать цитату только потому, что в ней встречается ключевое слово, (например, в сочинении о природе цитата со словом «природа») и не учитывать ее общий смысл.Не используйте цитату если в ней встречается ключевое слово.