Иван тургенев - накануне. Накануне тургенев

В жаркий летний день на берегу реки Москвы, недалеко от Кунцева, лежали в траве двое молодых людей. Алексей Берсенев закончил университет кандидатом - его ждала карьера ученого. Его друг, Павел Шубин, был начинающим скульптором. После смерти матери уже пять лет он жил в семье троюродной тетушки Анны Васильевны Стаховой. Друзья спорят о природе, о месте человека в мире, о любви и вспоминают об Инсарове, сербе или болгарине, который и внушил философские мысли Берсеневу. Теперь он хочет познакомить его с семейством Стаховых.

II.

Молодые люди спускаются к реке и заговаривают о русалках и нимфах. Когда-то Стахова давала Шубину деньги на поездку в Италию, а он ездил в Малороссию - «к хохлам есть галушки». Берсенев подшучивает над ним, ведь Павел подвержен приступам лени и не слишком стремится повышать мастерство. Он влюблен в Елену, дочь Стаховых, но не прочь приударить и за ее компаньонкой Зоей - семнадцатилетней девушкой.

III.

Анна Васильевна в семь лет осталась круглой сиротой и получила в наследство имение. Ее будущий муж женился на ней ради денег, вышел в отставку, но дома скучал и сошелся с вдовой-немкой Августиной Христиановной. Стахова, родив дочь Елену, больше не могла иметь детей, здоровье ее расстроилось, и она все время грустила и волновалась. Она помогала своему племяннику Павлу Шубину: его мать, умирая, просила исполнить это ее последнее желание. Уже пять лет он занимал небольшую комнату во флигеле ее дачи.

IV.

За обедом собрались все: Шубин, Берсенев, Елена и Зоя - русская немочка, которую Анна Васильевна взяла компаньонкой для своей дочери, но Елена не знала, о чем с ней говорить. После обеда все отправились на прогулку, а Зоя села за фортепиано. Елена спрашивала у Берсенева о его планах на будущее, и он сказал, что мечтает быть профессором истории и философии. Шубин смеется над тем, что Берсенев с девушкой говорит о Шеллинге и философии, а Стахова намекает Шубину, что о тряпках и розах ему лучше говорить с Зоей. Павел уходит к себе в комнату.

V.

Шубин не выходил из своей комнаты до ночи. Когда Алексей пришел к нему выяснить, что с ним случилось, Павел признался, что сегодня понял: Елена полюбила его, Берсенева. Сам Шубин проштрафился: Елена увидела, как он целовал руки у Зои, а перед этим в ее присутствии бранил Зою за глупость. Елена же не понимает подобных противоречий и теперь презирает Шубина. А Берсенев ей теперь «подвернулся», и она его полюбила. Берсенев дома долго размышлял об этом за фортепьяно, так как любил музыку, как и все дворяне.

VI.

А Елена Стахова села перед открытым окном в своей комнате и задумалась. Она была высока ростом, у нее смуглое лицо, большие серые глаза, сжатый рот, прямой нос и подбородок. К 20 годам она привыкла вечером отдавать себе отчет в прожитом дне. Вся она, прямая, решительная, немного резкая, росла странно: слабость ее возмущала, глупость сердила, она не прощала ложь, а все впечатления ложились глубоко в душу.

Когда-то гувернантка пристрастила ее к чтению, но Елена с детства искала деятельного добра - помогать нищим, голодным, собакам, кошкам, даже птицам и насекомым. В 10 лет она познакомилась с сиротой Катей и хотела вместе с ней убежать из дома и жить по божьей воле, но Катя умерла от горячки, и Елена с 16-летнего возраста стала почти совсем независима, но жила очень одиноко: у нее не было подруг. Берсенев ей понравился.

VII.

На другой день Берсенев поехал в Москву, чтобы получить деньги, купить книги и повидаться с Инсаровым. Ему хотелось пригласить Дмитрия Никаноровича жить к себе на дачу. Инсаров ответил не сразу, тогда Алексей сказал, что они могут вместе работать, читать - у него много книг по философии и истории. А еще он объяснил, что недалеко от него живет семья Стаховых, где есть чудесная девушка Елена. Молодые люди условились о дне, когда переедут в Кунцево, и Берсенев уехал.

VIII.

Вечером Анна Васильевна проводила время в обществе мужа и дальнего родственника Увара Ивановича. Разговор шел о молодежи: о том, как трудно бывает понимать поступки современных молодых людей и как порой неблагодарны они бывают. На самом деле Анна Васильевна расстроена известием о том, что ее муж подарил своей любовнице-немке лошадей. Явился Шубин и получил выговор от Стаховой за то, что помогал в этом Николаю Артемьевичу. Тот объяснил, что, наоборот, рассорил его с немкой.

IX.

У себя в комнате Шубин обнаружил записку от Стахова с просьбой не раскрывать его тайн. В саду он встретил Елену и попытался с ней заговорить, но она не была расположена к его шуткам. Он попрощался, сказав: «Мир моему праху!» По дороге он встретил Берсенева и сказал ему, что Елена Николаевна ждет его. Сам Шубин уехал к князю Чикурасову.

X.

Елена встретила Берсенева в гостиной. Они поговорили о его отце, который умер, не дождавшись, пока Алексей станет кандидатом. Когда речь зашла об университете, она спросила, были ли у Алексея там замечательные товарищи. Он рассказал об Инсарове. Дмитрий Никанорович Инсаров - болгар, оставшийся сиротой в восемь лет, так как его мать похитил и убил турецкий ага, а отца, пытавшегося отомстить, расстреляли. Его воспитала тетка в Киеве, но в 20 лет он приехал на родину, провел там два года, выучил родной язык. Турецкое правительство преследовало его, у него даже есть след от раны, но сейчас он учится в Москве, чтобы потом бороться за освобождение родины. Он горд, не возьмет в долг, но при этом по-детски искренен. Елена была потрясена рассказом.

XI.

Через два дня приехал Инсаров, сам привел свою комнату в порядок. Встал в четыре утра, обегал Кунцево, искупался, выпил молока и сел работать: он учился истории, праву, экономике, переводил болгарские песни и летописи, составлял русско-болгарскую грамматику. Пришел Шубин знакомиться с болгаром и уговорил всех сходить в «прескверненький трактирчик». Шубин вел себя развязно, много шутил, а Инсаров оставался спокойным.

XII.

Вечером решили идти к Стаховым. Шубин, предваряя появление болгара, сказал, что он отличный человек. Но Инсаров произвел на Елену меньше впечатления, чем она ожидала. Ей не хватало чего-то «фатального», чего она себе придумала после рассказа Берсенева. Она представляла его героем, а он оказался обыденно-простым. А вот Павел ввалился вечером к Берсеневу и признался, что его грызет ревность и досада к ним обоим. Если Елена будет дальше так себя вести, он удавится.

XIII.

Инсаров бывал у Стаховых редко, в отличие от Алексея, но тот однажды сказал, что болгар пропал куда-то: к нему явились двое соотечественников, он на них кричал так дико, злобно. Он накормил их («горшок каши съели»), а потом отправился с ними. Вечером принесли записку от Берсенева, где он сообщал, что Инсаров вернулся «весь загорелый и в пыли по самые брови».

XIV.

На следующий день Елена возилась со щенками, когда неожиданно подошел Инсаров. Елена смутилась, но молодой человек первым начал разговор и сказал, что ездил в Троицкий посад, чтобы помочь разобраться своим землякам. Девушка спросила: каково это - бороться за свободу своей родины? Дмитрий с жаром рассказал, что каждый русский должен знать все славянские языки и болгарский тоже. Он еще много говорил о Болгарии и с этого дня стал чаще бывать у Стаховых.

XV.

Однажды Анна Васильевна решила провести «необыкновенный» выходной в Царицыно. Все собрались в поездку основательно - с пикником. Общество вышло к царицынским прудам, чтобы покататься на лодках. Начали петь, но вышла разноголосица. Тут запела Зоя, и так хорошо, что немцы, сидящие на берегу пруда, неистово кричали «бис». После прогулки все с аппетитом пообедали на скатерти, расстеленной прямо на траве.

На обратном пути к ним пристали пьяные немцы с претензией, почему Зоя не ответила на их просьбу спеть «на бис». Шубин попытался что-то объяснить, но немцы потребовали, чтобы Зоя или Елена их поцеловали. Тогда Инсаров схватил зачинщика и швырнул в пруд - остальные сразу присмирели.

XVI.

Вечером Елена сделала очередную запись в своем дневнике. Ее тревожило, что она не может разобраться в своих чувствах. Поль кажется влюбленным, но он слишком ветреный. С Алексеем Петровичем очень хорошо говорить: всегда о чем-то дельном и полезном. А Инсаров поразил ее своим поступком, правда, что-то недоброе в этот момент отразилось на его лице. И все-таки Елена признается себе: она влюблена в него.

XVII.

А Инсаров объявил Берсеневу о своем желании съехать с дачи. Елена, узнав об этом, расстроилась. Алексей объяснил, что причина в том, что он полюбил русскую девушку: когда-то он сказал, что ему не нужно русской любви. Это потрясло Елену: когда Инсаров пришел проститься, она попросила его прийти на следующий день часов в одиннадцать. Уже с раннего утра она ждала Дмитрия, но, прождав до часу, сама отправилась на квартиру к Берсеневу.

XVIII.

По дороге ее застал дождь, от которого девушка спряталась в часовне, где встретила нищенку. Та успокоила Елену, сказав, что печаль скоро уйдет. И действительно, скоро она встретила Инсарова, который долго не решался взглянуть в лицо Елене, пока она сама не призналась, что любит его. Дмитрий обнял ее и поцеловал, но потом сказал, что он нищий, что ему не суждено жить в России. Елену это не напугало: она пообещала, что готова на все ради любимого.

XIX.

Когда Елена вернулась домой, то на миг подумала, как она сможет расстаться со всеми своими домашними. К вечеру ее взяла грусть, что она не скоро увидится с Дмитрием. К тому же Берсенев передал Анне Николаевне известие, что Инсаров вынужден был срочно уехать, не попрощавшись. Елена покраснела и была уверена, что проницательный Поль (Шубин) обо всем догадается. Она ушла в свою комнату и быстро уснула.

XX.

Шубин похвастался Алексею своей местью: показал бюст Инсарова, очень похожий, его он собрался подарить Елене на именины. Но другая статуэтка изображала аллегорию: молодой болгар выглядел бараном, склонившим рога для удара. Следующая композиция выглядела откровенной карикатурой: жирная девка и испитый художник. Называлась она «Будущность художника Шубина». Берсенев сказал, что это клевета, и друзья признали, что искусство вечно.

XXI.

Елена закончила свой дневник и провела жирную черту под прошлым. Но будущее было неопределенным. Ей тяжело было общаться с матерью: как будто чей-то голос твердил, что это больше не ее родина. Она написала две записки Инсарову и сама отнесла на почту, но вместо Дмитрия приехал отец.

XXII.

Николай Артемьевич явился очень важно, попросил остаться наедине с женой и сообщил ей, что познакомился с Егором Андреевичем Курнатовским, которого прочил в женихи их дочери Елене. Он из хорошей семьи и служит обер-секретарем при сенате. Вечером того же дня тот приехал знакомиться, о чем Елена написала в письме к Дмитрию. Еще она сообщила, что произвела на жениха благоприятное впечатление и папенька остался доволен. Но закончила письмо словами любви к Инсарову.

XXIII.

Стаховы переехали в Москву, и Курнатовский стал бывать у них по воскресеньям. Он очень понравился Зое, которая с ним в основном и общалась. Елена сама разыскала Дмитрия и пришла к нему. Он сказал, что ситуация в Болгарии осложнилась и ему скоро придется туда ехать. Елена вновь подтвердила решимость поехать вместе с ним его женой. Дмитрий сказал, что нужны деньги, паспорт, а это требует времени.

XXIV.

Дмитрий решил посоветоваться со знакомым отставным прокурором насчет паспорта, но тот потребовал большей определенности. Вечером он пришел к Стаховым, но был встречен холодно отцом и Шубиным. Только Анна Васильевна поругала его за то, что давно не был. Елена переговаривалась глазами и, назначив ему свидание через два дня, отпустила домой. К тому же явился жених. Инсаров не спал всю ночь, а к утру почувствовал себя настолько плохо, что свалился в горячке.

XXV.

К Берсеневу пришел хозяин квартиры Инсарова и сообщил, что жилец очень болен. Тот был в беспамятстве, Алексей решил остаться у него. Он привез доктора, тот определил « перипневмонию в полном развитии» . Всю ночь больной бредил, а утром пришла Елена. Она тоже собралась здесь остаться, но Берсенев обещал посылать ей записки о состоянии Инсарова, и она, зарыдав, ушла.

XXVI.

Инсаров 8 дней находился между жизнью и смертью. Берсенев, как и обещал, каждый день извещал Елену записками о состоянии Дмитрия. Но сама Елена не спала ночами, ничего не ела – « таяла, как свечка», по выражению горничной. Курнатовский тянул с предложением, чем очень огорчал Николая Артемьевича. Наконец Алексей сообщил, что кризис миновал и через неделю Инсаров будет здоров. Елена у себя в комнате долго молилась, а потом наконец уснула.

XXVII.

Силы Инсарова восстанавливались медленно. Берсенев рассказывал ему, что происходило у Стаховых. Елена однажды попросила передать Дмитрию записку и не приходить к нему завтра. Алексей окончательно понял, что надеяться ему нечего, и вспомнил слова отца, что они « не баловни судьбы, а труженики», но в их жизни есть « своя гордость и свое счастие» .

XXVIII.

Около двенадцати дня Елена, бледная, свежая, молодая, вошла к Дмитрию в комнату, которую он перед этим привел в порядок. Девушка села рядом, обняла любимого, они долго разговаривали и клялись друг другу в вечной любви. В какой-то момент Дмитрий очень устал и попросил Елену уйти, но она обняла его, и они в первый раз были по-настоящему близки.

XXIX.

Стахов был не в духе: накануне он проиграл обер-секретарю сто рублей серебром, а Августина Христиановна все никак не возвращалась из Ревеля. Обо всем этом он поведал Шубину и в присутствии лакея пожаловался, что дочь его куда-то постоянно пропадает, не поставив никого в известность. Позже лакей скажет, что она ходит к какому-то студенту.

XXX.

Турция объявила войну России. Инсаров ездил по Москве, хотя был еще очень слаб. Елена готовилась к отъезду, когда к ней в комнату вошли родители. Мать беспрестанно вытирала слезы, а отец фальцетом спросил, к кому она ходит в Поварской переулок. Елена призналась, что там живет ее муж, Дмитрий Никанорович Инсаров, с которым они тайно обвенчались две недели назад. Николай Артемьевич потребовал, чтобы мать лишила ее наследства, но в этот момент Шубин сообщил, что его требует к себе приехавшая немка.

Позже Шубин рассказывал Увару Ивановичу, как его племянник Стахов грозился всей Москве рассказать, как дочь осрамила его, но когда поднимется туча осуждений, пересудов, толков, они просто уедут и все. Шубин выразил сожаление, что такая прекрасная девушка пренебрегла им, будущим знаменитым скульптором, а выбрала себе человека без роду и племени.

XXXI.

Известие о свадьбе дочери чуть не убило Анну Васильевну - она слегла. А известие о том, что вскоре они уедут с Дмитрием в Болгарию, которая представлялась чем-то вроде сибирских тундр, вызывало у нее отчаяние. Елена плакала, целуя матери руки, и уговаривала принять ее судьбу. Наконец Анна Васильевна заперлась с мужем в спальне и уговорила его не поднимать шума. Ей при этом пришлось погасить все игровые долги мужа и дать на руки тысячу серебром.

В один из самых жарких дней 1853 г. на берегу Москвы-реки в тени цветущей липы лежали двое молодых людей. Двадцатитрехлетний Андрей Петрович Берсенев только что вышел третьим кандидатом Московского университета, и впереди его ждала ученая карьера. Павел Яковлевич Шубин был скульптором, подававшим надежды. Спор, вполне мирный, касался природы и нашего места в ней. Берсенева поражает полнота и самодостаточность природы, на фоне которых яснее видится наша неполнота, что порождает тревогу, даже грусть. Шубин же предлагает не рефлектировать, а жить. Запасись подругой сердца, и тоска пройдет. Нами движет жажда любви,счастья - и больше ничего. "Да будто нет ничего выше счастья?" - возражает Берсенев.Не эгоистичное ли, не разъединяющее ли это слово. Соединить может искусство, родина, наука,свобода. И любовь, конечно, но не любовь-наслаждение, а любовь-жертва. Однако Шубин не согласен быть номером вторым. Он хочет любить для себя. Нет, настаивает его друг, поставить себя номером вторым - все назначение нашей жизни.

Молодые люди на этом прекратили пиршество ума и, помолчав, продолжили разговор уже об обыденном. Берсенев недавно видел Инсарова. Надо познакомить его с Шубиным и семейством Стаховых. Инсаров? Это тот серб или болгарин, о котором Андрей Петрович уже рассказывал? Патриот? Уж не он ли внушил ему только что высказанные мысли? Впрочем, пора возвращаться на дачу: опаздывать к обеду не следует. Анна Васильевна Стахова, троюродная тетушка Шубина,будет недовольна, а ведь Павел Васильевич обязан ей самой возможностью заниматься ваянием. Она даже дала деньги на поездку в Италию, да Павел (Поль, как она звала его) потратил их на Малороссию. Вообще семейство презанимательное. И как у подобных родителей могла появиться такая незаурядная дочь, как Елена? Попробуй-ка разгадать эту загадку природы.

Глава семейства, Николай Артемьевич Стахов, сын отставного капитана, смолоду мечтал о выгодной женитьбе. В двадцать пять он осуществил мечту - женился на Анне Васильевне Шубиной, но скоро заскучал, сошелся с вдовой Августиной Христиановной и скучал уже в её обществе. "Глазеют друг на друга, так глупо..." - рассказывает Шубин. Впрочем, иногда Николай Артемьевич затевает с ней споры: можно ли человеку объездить весь земной шар, или знать, что происходит на дне морском,или предвидеть погоду? И всегда заключал, что нельзя.

Анна Васильевна терпит неверность мужа, и все же больно ей, что он обманом подарил немке пару серых лошадей с её, Анны Васильевны, завода.

Шубин живет в этом семействе уже лет пять, с момента смерти матери, умной, доброй француженки(отец скончался несколькими годами раньше). Он целиком посвятил себя своему призванию,но трудится хотя и усердно, однако урывками, слышать не хочет об академии и профессорах.В Москве его знают как подающего надежды, но он в свои двадцать шесть лет остается в том же качестве. Ему очень нравится дочь Стаховых Елена Николаевна, но он не упускает случая приволокнуться и за пухленькой семнадцатилетней Зоей, взятой в дом компаньонкой для Елены,которой с ней не о чем говорить. Павел заглазно называет её сладковатой немочкой. УВЫ, Елена никак не понимает "всей естественности подобных противоречий" артиста. Отсутствие характера в человеке всегда возмущало её, глупость сердила, ложь она не прощала. Стоило кому-то потерять её уважение, и тот переставал существовать для нее.

Елена Николаевна натура незаурядная. Ей только что исполнилось двадцать лет, она привлекательна: высокого роста, с большими серыми глазами и темно-русой косой. Во всем её облике есть, однако, что-то порывистое, нервическое, что нравится не каждому.
Ничто никогда не могло удовлетворить её: она жаждала деятельного добра. С детства тревожили и занимали её нищие, голодные, больные люди и животные. Когда ей было лет десять, нищая девочка Катя стала предметом её забот и даже поклонения. Родители очень не одобряли это её увлечение. Правда, девочка скоро умерла. Однако след от этой встречи в душе Елены остался навсегда.

С шестнадцати лет она жила уже собственной жизнью, но жизнью одинокой. Её никто не стеснял,а она рвалась и томилась: "Как жить без любви, а любить некого!" Шубин быстро был отставлен по причине своего артистического непостоянства. Берсенев же занимает её как человек умный,образованный, по-своему настоящий, глубокий. Вот только зачем он так настойчив со своими рассказами об Инсарове? Эти рассказы и пробудили живейший интерес Елены к личности болгарина,одержимого идеей освобождения своей родины. Любое упоминание об этом будто зажигает в нем глухой, неугасимый огонь. Чувствуется сосредоточенная обдуманность единой и давней страсти.А история его такова.
Он был ещё ребенком, когда его мать похитил и убил турецкий ага. Отец пытался отомстить, но был расстрелян. Восьми лет, оставшись сиротой, Дмитрий прибыл в Россию, к тетке, а через двенадцать вернулся в Болгарию и за два года исходил её вдоль и поперек. Его преследовали, он подвергался опасности. Берсенев сам видел рубец - след раны. Нет, Инсаров не мстил aге. Его цель обширнее.

Он по-студенчески беден, но горд, щепетилен и нетребователен, поразительно работоспособен.В первый же день по переезде на дачу к Берсеневу он встал в четыре утра, обегал окрестности Кунцева, искупался и, выпив стакан холодного молока, принялся за работу. Он изучает русскую историю, право, политэкономию, переводит болгарские песни и летописи, составляет русскую грамматику для болгар и болгарскую для русских: русскому стыдно не знать славянские языки.
В первый свой визит Дмитрий Никанорович произвел на Елену меньшее впечатление, чем она ожидала после рассказов Берсенева. Но случай подтвердил верность оценок Берсенева.

Анна Васильевна решила как-то показать дочери и Зое красоты Царицына. Отправились туда большой компанией. Пруды и развалины дворца, парк - все произвело прекрасное впечатление. Зоя недурно пела, когда они плыли на лодке среди пышной зелени живописных берегов. Компания подгулявших немцев прокричала даже бис! На них не обратили внимания, но уже на берегу, после пикника, вновь встретились с ними. От компании отделился мужчина, огромного роста, с бычьей шеей, и стал требовать сатисфакции в виде поцелуя за то, что Зоя не ответила на их бисирование и аплодисменты. Шубин витиевато и с претензией на иронию начал увещевать пьяного нахала, что только раззадорило его. Тут вперед выступил Инсаров и просто потребовал, чтобы тот шел прочь. Быкоподобная туша угрожающе подалась вперед, но в тот же миг покачнулась, оторвалась от земли,поднятая на воздух Инсаровым, и, бухнувшись в пруд, исчезла под водой. "Он утонет!" - закричала Анна Васильевна. - "Выплывет", - небрежно бросил Инсаров. Что-то недоброе, опасное выступило на его лице.

В дневнике Елены появилась запись: "...Да, с ним шутить нельзя, и заступиться он умеет. Но к чему эта злоба?.. Или [...] нельзя быть мужчиной, бойцом, и остаться кротким и мягким? Жизнь дело грубое, сказал он недавно". Тут же она призналась себе, что полюбила его.

Тем большим ударом оказывается для Елены новость: Инсаров съезжает с дачи. Пока лишь Берсенев понимает, в чем дело. Друг как-то признался, что если бы влюбился, то непременно уехал бы: для личного чувства он не изменит долгу ("...Мне русской любви не нужно..."). Услышав все это, Елена сама отправляется к Инсарову.

Тот подтвердил: да, он должен уехать. Тогда Елене придется быть храбрее его. Он, видно, хочет заставить её первой признаться в любви. Что же, вот она и сказала это. Инсаров обнял её: "Так ты пойдешь за мной повсюду?" Да, пойдет, и её не остановит ни гнев родителей, ни необходимость оставить родину, ни опасности. Тогда они - муж и жена, заключает болгарин.

Между тем у Стаховых стал появляться некто Курнатовский, обер-секретарь в сенате. Его Стахов прочит в мужья Елене. И это не единственная опасность для любящих. Письма из Болгарии все тревожнее. Надо ехать, пока это ещё возможно, и Дмитрий начинает готовиться к отъезду. Раз,прохлопотав весь день, он попал под ливень, вымок до костей. Наутро, несмотря на головную боль,продолжил хлопоты. Но к обеду появился сильный жар, а к вечеру он слег совсем. Восемь дней Инсаров находится между жизнью и смертью. Берсенев все это время ухаживает за больным и сообщает о его состоянии Елене. Наконец кризис миновал. Однако до настоящего выздоровления далеко, и Дмитрий ещё долго не покидает своего жилища. Елене не терпится увидеть его, она просит Берсенева в один из дней не приходить к другу и является к Инсарову в легком шелковом платье,свежая, молодая и счастливая. Они долго и с жаром говорят о своих проблемах, о золотом сердце любящего Елену Берсенева, о необходимости торопиться с отъездом. В этот же день они уже не на словах становятся мужем и женой. Свидание их не остается тайной для родителей.

Николай Артемьевич требует дочь к ответу. Да, признается она, Инсаров - её муж, и на будущей неделе они уезжают в Болгарию. "К туркам!" - Анна Васильевна лишается чувств. Николай Артемьевич хватает дочь за руку, но в это время Шубин кричит: "Николай Артемьевич! Августина Христиановна приехала и зовет вас!".

Через минуту он уже беседует с Уваром Ивановичем, отставным шестидесятилетним корнетом,который живет у Стаховых, ничего не делает, ест часто и много, всегда невозмутим и выражается примерно так: "Надо бы... как-нибудь, того..." При этом отчаянно помогает себе жестами. Шубин называет его представителем хорового начала и черноземной силы.

Ему Павел Яковлевич и высказывает свое восхищение Еленой. Она ничего и никого не боится. Он её понимает. Кого она здесь оставляет? Курнатовских, да Берсеневых, да вот таких, как он сам. И это ещё лучшие. Нет пока у нас людей. Все либо мелюзга, гамлетики, либо темнота и глушь, либо переливатели из пустого в порожнее. Кабы были меж нами путные люди, не ушла бы от нас эта чуткая душа. "Когда у нас народятся люди, Иван Иванович?" - "Дай срок, будут", - отвечает тот.

И вот молодые в Венеции. Позади трудный переезд и два месяца болезни в Вене. Из Венеции путь в Сербию и потом в Болгарию. Остается дождаться старого морского волка Рендича, который переправит через море.

Венеция как нельзя лучше помогла на время забыть тяготы путешествия и волнения политики. Все,что мог дать этот неповторимый город, любящие взяли сполна. Лишь в театре, слушая "Травиату",они смущены сценой прощания умирающей от чахотки Виолетты и Альфреда, её мольбой: "Дай мне жить... умереть такой молодой!" Ощущение счастья оставляет Елену: "Неужели же нельзя умолить,отвратить, спасти [...] Я была счастлива... А с какого права?.. А если это не дается даром?".

На другой день Инсарову становится хуже. Поднялся жар, он впал в забытье. Измученная, Елена засыпает и видит сон: лодку на Царицынском пруду, потом оказавшуюся в беспокойном море,но налетает снежный вихрь, и она уже не в лодке, а в повозке. Рядом Катя. Вдруг повозка летит в снежную пропасть, Катя смеется и зовет её из бездны: "Елена!" Она поднимает голову и видит бледного Инсарова: "Елена, я умираю!" Рендич уже не застает его в живых. Елена упросила сурового моряка отвезти гроб с телом мужа и её саму на его родину.

Через три недели Анна Васильевна получила письмо из Венеции. Дочь едет в Болгарию. Для нее нет теперь другой родины. "Я искала счастья - и найду, может быть, смерть. Видно... была вина".

Достоверно дальнейшая судьба Елены так и осталась невыясненной. Некоторые поговаривали, что видели её потом в Герцеговине сестрой милосердия при войске в неизменном черном наряде. Дальше след её терялся.

Шубин, изредка переписываясь с Уваром Ивановичем, напомнил ему давний вопрос: "Так что же,будут ли у нас люди?" Увар Иванович поиграл перстами и устремил вдаль свой загадочный взор.

Свой роман «Накануне» Тургенев Иван Сергеевич создал в 1859 г. Спустя год произведение было опубликовано. Несмотря на давность описанных в нем событий, роман остается востребованным и сегодня. Чем же он привлекает современного читателя? Попробуем разобраться в этом вопросе.

История создания

В 1850-х годах Тургенев, поддерживающий взгляды либерал-демократов, стал задумываться над возможностью создания такого героя, чьи позиции были бы достаточно революционными, но в то же время не вступали бы в противоречие с его собственными. Воплощение этой идеи позволило бы ему избежать насмешек более радикально настроенных коллег по «Современнику». Его понимание неизбежности смены поколений прогрессивных российских кругов уже отчетливо прозвучало в эпилоге к «Дворянскому гнезду» и нашло отражение в произведении «Рудин».

В 1856 г. помещиком Василием Каратеевым, соседом великого писателя по Мценскому уезду, были оставлены Тургеневу записки, служившие рукописью автобиографической повести. Это был рассказ, повествующий о несчастной любви автора к одной девушке, которая бросила его ради болгарского студента из Московского университета.

Несколько позже ученые нескольких стран провели исследования, в результате которых была установлена личность этого персонажа. Болгарином оказался Николай Катранов. Он приехал в Россию в 1848 г., поступив здесь в Московский университет. Девушка полюбила болгарина, и вместе они отправились на его родину в г. Свиштов. Однако все планы возлюбленных перечеркнула скоротечная болезнь. Болгарин заразился чахоткой и вскоре скончался. Однако девушка, несмотря на то что осталась одна, к Каратееву так и не вернулась.

Автор рукописи отправлялся в Крым для службы офицером дворянского ополчения. Он оставил свое произведение Тургеневу и предложил обработать его. Уже спустя 5 лет писатель начал создавать свой роман «Накануне». Основой этого произведения и послужила рукопись, оставленная Каратеевым, который к этому времени уже умер.

Шубин и Берсенев

Сюжет романа «Накануне» Тургенева начинается со спора. Его ведут два молодых человека - скульптор Павел Шубин и ученый Андрей Берсенев. Тема спора касается природы и места в ней человека.

И. С. Тургенев представляет читателю своих героев. Один из них - Берсенев Андрей Павлович. Этому молодому человеку 23 года. Он только что получил диплом Московского университета и мечтает начать ученую карьеру. Второго юношу, Шубина Павла Яковлевича, ждет искусство. Молодой человек является подающим надежды скульптором.

Их спор о природе и месте в ней человека возник не случайно. Берсенева поражает ее полнота и самодостаточность. Он уверен, что природа затмевает людей. И эти мысли вызывают в нем грусть и тревогу. По мнению Шубина, необходимо жить полной жизнью и не рефлексировать по этому поводу. Он рекомендует своему товарищу отвлечься от грустных мыслей, заведя подругу сердца.

После этого разговор молодых людей переходит в обыденное русло. Берсенев сообщает, что недавно видел Инсарова, и желает его знакомства с Шубиным и с семейством Стаховых. Они торопятся вернуться на дачу. Ведь нельзя опаздывать к обеду. Тетушка Павла, Анна Васильевна Стахова, будет крайне недовольна этим. А ведь именно благодаря этой женщине у Шубина появилась возможность заниматься своим любимым делом - ваянием.

Стахов Николай Артемьевич

О чем повествует нам приводимое в статье краткое содержание «Накануне»? Тургенев знакомит своего читателя с новым персонажем. Николай Артемьевич Стахов - это глава семейства, с юных лет мечтавший о выгодной женитьбе. В 25 задуманное им осуществилось. Он взял в жены Анну Васильевну Шубину. Но вскоре Стахов завел любовницу - Августину Христиановну. И та, и другая женщины уже наскучили Николаю Артемьевичу. Но он не разрывает своего порочного круга. Супруга терпит его неверность, несмотря на душевную боль.

Шубин и Стаховы

Что еще становится известно нам из краткого содержания «Накануне»? Тургенев рассказывает своему читателю о том, что Шубин живет в семействе Стаховых на протяжении почти пяти лет. Он переехал сюда после смерти матери, доброй и умной француженки. Отец Павла умер раньше нее.

Свое дело Шубин делает с большим усердием, но урывками. При этом он даже и не хочет слышать об академии и профессорах. И несмотря на то что в Москве полагают, что юноша подает большие надежды, он все-таки не смог сделать ничего выдающегося.

Здесь же И. С. Тургенев знакомит нас с главной героиней своего романа - Еленой Николаевной. Это дочь Стахова. Она очень нравится Шубину, однако юноша не упускает случая пококетничать с 17-летней пухленькой Зоей, являющейся компаньонкой Елены. Дочь Стахова не способна понять столь противоречивую личность. Ее возмущает отсутствие характера у любого человека и сердит глупость. Кроме того, девушка никогда не прощает лжи. Тот, кто потерял уважение, просто перестает для нее существовать.

Образ Елены Николаевны

Обзор романа «Накануне» Тургенева говорит об этой девушке как о незаурядной натуре. Ей всего двадцать лет. Она статная и привлекательная. У девушки серые глаза и темно-русая коса. Однако в ее облике есть нечто порывистое и нервическое, что нравится далеко не каждому.

Душа Елены Николаевны стремится к добродетели, но при этом ничто не способно удовлетворить ее. С самого детства девушка интересовалась животными, а также больными, нищими и голодными людьми. Их положение тревожило ее душу. В 10-летнем возрасте Елена познакомилась с нищей девочкой по имени Катя и стала заботиться о ней, сделав своеобразным предметом своего поклонения. Подобного увлечения не одобряли родители. Но Катя умерла, оставив в душе Елены неизгладимый след.

Уже с 16 лет девушка считала себя одинокой. Она жила самостоятельной, не стесненной никем жизнью, считая при этом, что любить ей некого. В роли своего мужа она никак не представляла и Шубина. Ведь этот юноша отличался непостоянством.

Берсеньев же привлек Елену. Она увидела в нем умного, образованного и глубокого человека. Но Андрей постоянно и настойчиво рассказывал ей об Инсарове - молодом человеке, одержимом идеей освобождения родины. Это и пробудило интерес Елены к личности болгарина.

Дмитрий Инсаров

Узнать историю этого героя мы также можем из краткого содержания «Накануне». Тургенев рассказал своему читателю о том, что мать юноши похитил, а затем убил турецкий ага. Дмитрий тогда был еще ребенком. Отец мальчика решил отомстить за свою жену, за что был расстрелян. В восьмилетнем возрасте Инсаров остался сиротой, и его забрала к себе тетя, которая жила в России.

В свои 20 лет он вернулся на родину и за два года объездил страну вдоль и поперек, хорошо изучив ее. Дмитрий не раз подвергался опасности. Во время путешествий его преследовали. Берсенев рассказывал о том, что сам видел рубец на теле друга, оставшийся на месте раны. Однако автор романа указывает на то, что Дмитрий вовсе не желает отомстить аге. Цель, которую преследует юноша, более обширна.

Инсаров, как и все студенты, беден. При этом он горд, щепетилен и нетребователен. Его отличает огромная работоспособность. Герой изучает право, русскую историю и политэкономию. Он занимается переводом болгарских летописей и песен, составляя грамматику родного языка для русских, а русскую - для своего народа.

Любовь Елены к Инсарову

Дмитрий уже во время своего первого визита к Стаховым произвел на девушку сильное впечатление. Мужественные черты характера юноши подтвердил и произошедший вскоре случай. О нем мы можем узнать из краткого содержания «Накануне» Тургенева.

Однажды Анне Васильевне пришла на ум идея показать своей дочери и Зое красоты Царицына. Они отправились туда большой компанией. Пруды, парк, развалины дворца - все это произвело на Елену большое впечатление. Во время прогулки к ним подошел внушительного роста мужчина. Он начал требовать от Зои поцелуй, который бы послужил компенсацией за то, что девушка не ответила на аплодисменты во время своего прекрасного пения. Защитить ее попытался Шубин. Однако делал он это в витиеватой форме, пытаясь увещевать пьяного нахала. Его слова только разозлили мужчину. И здесь вперед выступил Инсаров. Он в требовательной форме предложил пьяному уйти. Мужчина не стал слушать и подался вперед. Тогда Инсаров приподнял его и бросил в пруд.

Далее роман Тургенева рассказывает нам о возникшем у Елены чувстве. Девушка призналась себе, что любит Инсарова. Именно поэтому для нее явилась ударом весть о том, что Дмитрий уезжает от Стаховых. Причину столь внезапного отъезда понимает только Берсенев. Ведь однажды его друг признался, что уехал бы, если бы влюбился. Личное чувство не должно стать препятствием на пути его долга.

Признание в любви

После ее признания Инсаров уточнил, готова ли Елена последовать с ним и сопровождать его повсюду? На это девушка ответила ему утвердительно. И тогда болгарин предложил ей стать его женой.

Первые трудности

Начало совместного пути главных героев Тургенева «Накануне» не было безоблачным. В качестве мужа для своей дочери Николай Артемьевич выбрал обер-секретаря сената Курнатовского. Но и эта преграда была не единственной для счастья влюбленных. Из Болгарии стали приходить тревожные письма. Дмитрий собрался ехать на родину. Однако он внезапно простудился и в течение восьми дней находился при смерти.

Берсенев ухаживал за своим другом и постоянно рассказывал о его состоянии Елене, которая была просто в отчаянии. Но угроза миновала, после чего девушка навестила Дмитрия. Молодые люди решили поторопиться с отъездом. В этот же день они стали мужем и женой.

Отец Елены, узнав о свидании, призвал дочь к ответу. И здесь Елена поведала родителям, что Инсаров стал ее мужем, и что они скоро уедут в Болгарию.

Путешествие молодых

Далее в романе Тургенева читателю говорится о том, что Елена и Дмитрий приехали в Венецию. Позади у них остался не только трудный переезд, но и два месяца болезни, которые Инсаров провел в Вене. После Венеции молодые отправились в Сербию, чтобы затем переехать в Болгарию. Для этого необходимо дождаться Рендича.

Этот старый «морской волк» переправит их на родину Дмитрия. Однако молодого человека внезапно подкашивает чахотка. Елена ухаживает за ним.

Сон

Елена, измучившись от ухода за больным, уснула. Ей приснился сон, в котором она находится в лодке, вначале на пруду в Царицыно, а затем в море. После ее накрывает снежный вихрь, и девушка оказывается в повозке возле Кати. Кони несут их прямо в снежную пропасть. Спутница Елены смеется и зовет ее в бездну. Девушка просыпается, и в этот момент Инсаров говорит, что умирает. Рендич, прибывший отвезти молодых в Болгарию, уже не застает Дмитрия в живых. Елена просит его отвезти гроб с телом возлюбленного и отправляется вместе с ним.

Дальнейшая судьба героини

После смерти мужа Елена отправила письмо родителям о том, что едет в Болгарию. Она написала им, что другой родины, кроме этой страны, для нее уже нет. Что случилось с ней потом, не знает никто. Рассказывали, что кто-то случайно встретил девушку в Герцеговине. Елена устроилась сестрой милосердия и работала при болгарском войске. После этого ее никто не видел.

Анализ произведения

Тема произведения Тургенева «Накануне» затрагивает художественное осмысление вопроса деятельного начала в человеке. И основной мыслью романа является необходимость активных натур для прогресса и движения общества.

Образ Елены Стаховой в романе Тургенева «Накануне» - это то, чего давно ожидали читатели. Ведь он показывает нам волевую женщину, которая выбрала для себя деятельного и решительного мужчину. Это же отмечали и критики романа Тургенева «Накануне». Отзывы литературоведов подтверждали то, что вполне русский, живой и законченный образ Елены стал настоящей жемчужиной произведения. Такого сильного женского характера до Тургенева не показывало ни одно отечественное произведение. Основной чертой девушки является ее самопожертвование. Идеал Елены - деятельное добро, которое связано с пониманием счастья.

Что касается Инсарова, то он, конечно же, возвышается над всеми персонажами романа. Исключение составляет только Елена, которая находится с ним на одной ступеньке. Главный герой Тургенева живет мыслью о подвиге. И самая привлекательная черта этого образа - любовь к родине. Душа юноши наполнена состраданием к своему народу, который находится в турецкой кабале.

Все произведение русского писателя проникнуто мыслью о величии и святости идеи освобождения отчизны. Инсаров же при этом является настоящим идеалом самоотречения.

По мнению критиков, в этом романе наиболее ярко нашла отражение гениальность Тургенева. Писатель сумел рассмотреть актуальные проблемы своего времени и отразить их таким образом, что произведение остается актуальным и для современного читателя. Ведь целеустремленные, смелые и сильные личности нужны России всегда.

Иван Сергеевич Тургенев

«Накануне»

В один из самых жарких дней 1853 г. на берегу Москвы-реки в тени цветущей липы лежали двое молодых людей. Двадцатитрехлетний Андрей Петрович Берсенев только что вышел третьим кандидатом Московского университета, и впереди его ждала учёная карьера. Павел Яковлевич Шубин был скульптором, подававшим надежды. Спор, вполне мирный, касался природы и нашего места в ней. Берсенева поражает полнота и самодостаточность природы, на фоне которых яснее видится наша неполнота, что порождает тревогу, даже грусть. Шубин же предлагает не рефлектировать, а жить. Запасись подругой сердца, и тоска пройдёт. Нами движет жажда любви, счастья — и больше ничего. «Да будто нет ничего выше счастья?» — возражает Берсенев. Не эгоистичное ли, не разъединяющее ли это слово. Соединить может искусство, родина, наука, свобода. И любовь, конечно, но не любовь-наслаждение, а любовь-жертва. Однако Шубин не согласен быть номером вторым. Он хочет любить для себя. Нет, настаивает его друг, поставить себя номером вторым — все назначение нашей жизни.

Молодые люди на этом прекратили пиршество ума и, помолчав, продолжили разговор уже об обыденном. Берсенев недавно видел Инсарова. Надо познакомить его с Шубиным и семейством Стаховых. Инсаров? Это тот серб или болгарин, о котором Андрей Петрович уже рассказывал? Патриот? Уж не он ли внушил ему только что высказанные мысли? Впрочем, пора возвращаться на дачу: опаздывать к обеду не следует. Анна Васильевна Стахова, троюродная тётушка Шубина, будет недовольна, а ведь Павел Васильевич обязан ей самой возможностью заниматься ваянием. Она даже дала деньги на поездку в Италию, да Павел (Поль, как она звала его) потратил их на Малороссию. Вообще семейство презанимательное. И как у подобных родителей могла появиться такая незаурядная дочь, как Елена? Попробуй-ка разгадать эту загадку природы.

Глава семейства, Николай Артемьевич Стахов, сын отставного капитана, смолоду мечтал о выгодной женитьбе. В двадцать пять он осуществил мечту — женился на Анне Васильевне Шубиной, но скоро заскучал, сошёлся с вдовой Августиной Христиановной и скучал уже в её обществе. «Глазеют друг на друга, так глупо…» — рассказывает Шубин. Впрочем, иногда Николай Артемьевич затевает с ней споры: можно ли человеку объездить весь земной шар, или знать, что происходит на дне морском, или предвидеть погоду? И всегда заключал, что нельзя.

Анна Васильевна терпит неверность мужа, и все же больно ей, что он обманом подарил немке пару серых лошадей с её, Анны Васильевны, завода.

Шубин живёт в этом семействе уже лет пять, с момента смерти матери, умной, доброй француженки (отец скончался несколькими годами раньше). Он целиком посвятил себя своему призванию, но трудится хотя и усердно, однако урывками, слышать не хочет об академии и профессорах. В Москве его знают как подающего надежды, но он в свои двадцать шесть лет остаётся в том же качестве. Ему очень нравится дочь Стаховых Елена Николаевна, но он не упускает случая приволокнуться и за пухленькой семнадцатилетней Зоей, взятой в дом компаньонкой для Елены, которой с ней не о чем говорить. Павел заглазно называет её сладковатой немочкой. УВЫ, Елена никак не понимает «всей естественности подобных противоречий» артиста. Отсутствие характера в человеке всегда возмущало её, глупость сердила, ложь она не прощала. Стоило кому-то потерять её уважение, и тот переставал существовать для неё.

Елена Николаевна натура незаурядная. Ей только что исполнилось двадцать лет, она привлекательна: высокого роста, с большими серыми глазами и темно-русой косой. Во всем её облике есть, однако, что-то порывистое, нервическое, что нравится не каждому.

Ничто никогда не могло удовлетворить её: она жаждала деятельного добра. С детства тревожили и занимали её нищие, голодные, больные люди и животные. Когда ей было лет десять, нищая девочка Катя стала предметом её забот и даже поклонения. Родители очень не одобряли это её увлечение. Правда, девочка скоро умерла. Однако след от этой встречи в душе Елены остался навсегда.

С шестнадцати лет она жила уже собственной жизнью, но жизнью одинокой. Её никто не стеснял, а она рвалась и томилась: «Как жить без любви, а любить некого!» Шубин быстро был отставлен по причине своего артистического непостоянства. Берсенев же занимает её как человек умный, образованный, по-своему настоящий, глубокий. Вот только зачем он так настойчив со своими рассказами об Инсарове? Эти рассказы и пробудили живейший интерес Елены к личности болгарина, одержимого идеей освобождения своей родины. Любое упоминание об этом будто зажигает в нем глухой, неугасимый огонь. Чувствуется сосредоточенная обдуманность единой и давней страсти. А история его такова.

Он был ещё ребёнком, когда его мать похитил и убил турецкий ага. Отец пытался отомстить, но был расстрелян. Восьми лет, оставшись сиротой, Дмитрий прибыл в Россию, к тётке, а через двенадцать вернулся в Болгарию и за два года исходил её вдоль и поперёк. Его преследовали, он подвергался опасности. Берсенев сам видел рубец — след раны. Нет, Инсаров не мстил aге. Его цель обширнее.

Он по-студенчески беден, но горд, щепетилен и нетребователен, поразительно работоспособен. В первый же день по переезде на дачу к Берсеневу он встал в четыре утра, обегал окрестности Кунцева, искупался и, выпив стакан холодного молока, принялся за работу. Он изучает русскую историю, право, политэкономию, переводит болгарские песни и летописи, составляет русскую грамматику для болгар и болгарскую для русских: русскому стыдно не знать славянские языки.

В первый свой визит Дмитрий Никанорович произвёл на Елену меньшее впечатление, чем она ожидала после рассказов Берсенева. Но случай подтвердил верность оценок Берсенева.

Анна Васильевна решила как-то показать дочери и Зое красоты Царицына. Отправились туда большой компанией. Пруды и развалины дворца, парк — все произвело прекрасное впечатление. Зоя недурно пела, когда они плыли на лодке среди пышной зелени живописных берегов. Компания подгулявших немцев прокричала даже бис! На них не обратили внимания, но уже на берегу, после пикника, вновь встретились с ними. От компании отделился мужчина, огромного роста, с бычьей шеей, и стал требовать сатисфакции в виде поцелуя за то, что Зоя не ответила на их бисирование и аплодисменты. Шубин витиевато и с претензией на иронию начал увещевать пьяного нахала, что только раззадорило его. Тут вперёд выступил Инсаров и просто потребовал, чтобы тот шёл прочь. Быкоподобная туша угрожающе подалась вперёд, но в тот же миг покачнулась, оторвалась от земли, поднятая на воздух Инсаровым, и, бухнувшись в пруд, исчезла под водой. «Он утонет!» — закричала Анна Васильевна. — «Выплывет», — небрежно бросил Инсаров. Что-то недоброе, опасное выступило на его лице.

В дневнике Елены появилась запись: «…Да, с ним шутить нельзя, и заступиться он умеет. Но к чему эта злоба?.. Или <…> нельзя быть мужчиной, бойцом, и остаться кротким и мягким? Жизнь дело грубое, сказал он недавно». Тут же она призналась себе, что полюбила его.

Тем большим ударом оказывается для Елены новость: Инсаров съезжает с дачи. Пока лишь Берсенев понимает, в чем дело. Друг как-то признался, что если бы влюбился, то непременно уехал бы: для личного чувства он не изменит долгу («…Мне русской любви не нужно…»). Услышав все это, Елена сама отправляется к Инсарову.

Тот подтвердил: да, он должен уехать. Тогда Елене придётся быть храбрее его. Он, видно, хочет заставить её первой признаться в любви. Что же, вот она и сказала это. Инсаров обнял её: «Так ты пойдёшь за мной повсюду?» Да, пойдёт, и её не остановит ни гнев родителей, ни необходимость оставить родину, ни опасности. Тогда они — муж и жена, заключает болгарин.

Между тем у Стаховых стал появляться некто Курнатовский, обер-секретарь в сенате. Его Стахов прочит в мужья Елене. И это не единственная опасность для любящих. Письма из Болгарии все тревожнее. Надо ехать, пока это ещё возможно, и Дмитрий начинает готовиться к отъезду. Раз, прохлопотав весь день, он попал под ливень, вымок до костей. Наутро, несмотря на головную боль, продолжил хлопоты. Но к обеду появился сильный жар, а к вечеру он слёг совсем. Восемь дней Инсаров находится между жизнью и смертью. Берсенев все это время ухаживает за больным и сообщает о его состоянии Елене. Наконец кризис миновал. Однако до настоящего выздоровления далеко, и Дмитрий ещё долго не покидает своего жилища. Елене не терпится увидеть его, она просит Берсенева в один из дней не приходить к другу и является к Инсарову в лёгком шёлковом платье, свежая, молодая и счастливая. Они долго и с жаром говорят о своих проблемах, о золотом сердце любящего Елену Берсенева, о необходимости торопиться с отъездом. В этот же день они уже не на словах становятся мужем и женой. Свидание их не остаётся тайной для родителей.

Николай Артемьевич требует дочь к ответу. Да, признается она, Инсаров — её муж, и на будущей неделе они уезжают в Болгарию. «К туркам!» — Анна Васильевна лишается чувств. Николай Артемьевич хватает дочь за руку, но в это время Шубин кричит: «Николай Артемьевич! Августина Христиановна приехала и зовёт вас!»

Через минуту он уже беседует с Уваром Ивановичем, отставным шестидесятилетним корнетом, который живёт у Стаховых, ничего не делает, ест часто и много, всегда невозмутим и выражается примерно так: «Надо бы… как-нибудь, того…» При этом отчаянно помогает себе жестами. Шубин называет его представителем хорового начала и чернозёмной силы.

Ему Павел Яковлевич и высказывает своё восхищение Еленой. Она ничего и никого не боится. Он её понимает. Кого она здесь оставляет? Курнатовских, да Берсеневых, да вот таких, как он сам. И это ещё лучшие. Нет пока у нас людей. Все либо мелюзга, гамлетики, либо темнота и глушь, либо переливатели из пустого в порожнее. Кабы были меж нами путные люди, не ушла бы от нас эта чуткая душа. «Когда у нас народятся люди, Иван Иванович?» — «Дай срок, будут», — отвечает тот.

И вот молодые в Венеции. Позади трудный переезд и два месяца болезни в Вене. Из Венеции путь в Сербию и потом в Болгарию. Остаётся дождаться старого морского волка Рендича, который переправит через море.

Венеция как нельзя лучше помогла на время забыть тяготы путешествия и волнения политики. Все, что мог дать этот неповторимый город, любящие взяли сполна. Лишь в театре, слушая «Травиату», они смущены сценой прощания умирающей от чахотки Виолетты и Альфреда, её мольбой: «Дай мне жить… умереть такой молодой!» Ощущение счастья оставляет Елену: «Неужели же нельзя умолить, отвратить, спасти <…> Я была счастлива… А с какого права?.. А если это не даётся даром?»

На другой день Инсарову становится хуже. Поднялся жар, он впал в забытье. Измученная, Елена засыпает и видит сон: лодку на Царицынском пруду, потом оказавшуюся в беспокойном море, но налетает снежный вихрь, и она уже не в лодке, а в повозке. Рядом Катя. Вдруг повозка летит в снежную пропасть, Катя смеётся и зовёт её из бездны: «Елена!» Она поднимает голову и видит бледного Инсарова: «Елена, я умираю!» Рендич уже не застаёт его в живых. Елена упросила сурового моряка отвезти гроб с телом мужа и её саму на его родину.

Через три недели Анна Васильевна получила письмо из Венеции. Дочь едет в Болгарию. Для неё нет теперь другой родины. «Я искала счастья — и найду, может быть, смерть. Видно… была вина».

Достоверно дальнейшая судьба Елены так и осталась невыясненной. Некоторые поговаривали, что видели её потом в Герцеговине сестрой милосердия при войске в неизменном чёрном наряде. Дальше след её терялся.

Шубин, изредка переписываясь с Уваром Ивановичем, напомнил ему давний вопрос: «Так что же, будут ли у нас люди?» Увар Иванович поиграл перстами и устремил вдаль свой загадочный взор.

1853 год. Лето. 23-летний Андрей Петрович Берсенев только что вышедший после обучения в университете и скульптор Павел Яковлевич Шубин спорили о природе счастия. Шубин хочет познакомить друга с Инсаровым. Шубин уже 5 лет (как мать умерла) живет на даче у семьи Стаховых, у троюродной тетки, которая помогала ему развиваться как скульптору. У них есть дочь Елена, которая Шубину нравится, но он иногда приударяет и за 17-летней Зоей, компаньонкой 20-летней Елены. Эта девушка всегда жила деятельным добром: думала о нищих, голодных, больных и животных. Шубина она всерьез не воспринимала. Главой семьи был Николай Артемьевич Стахов. Ради выгоды женился на Шубиной, потом сошелся с вдовой Августиной Христиановной, а жена терпит неверность мужа.

Рассказы Берсенева об Инсарове, который одержим идеей освобождения родины, заинтересовали Елену. История Инсарова трагична: мать его была похищена и убита турецким агой, отца расстреляли при попытке отомстить. Дмитрию было 8 лет, когда он осиротел. Вырос у тетки в России, потом поехал в Болгарию и подвергался опасности. Бедный гордый работоспособный Инсаров не собирается мстить аге, его цель обширнее. Елена была очарована Инсаровым после случая, когда тот легко расправился с наглым здоровяком, пытавшимся унизить Зою. Инсаров, понимая, что влюбляется в Елену, собирается съезжать с дачи – ему русской любви не нужно. Елена призналась Инсарову в любви и согласна с ним куда угодно ехать.

У Страховых часто стал появляться обер-секретарь в сенате Курнатовский, которого готовят мужем для Елены.

Инсаров, попав под ливень, слег на 8 дней. За ним ухаживал Берсенев. После Елена приходит к Инсарову и они стают мужем и женой. Родители в курсе их романа. Елена сознается родителям, что скоро уедет с Инсаровым в Болгарию. И молодые уезжают. В дороге Инсаров умирает. Елена привозит в Болгарию гроб мужа и остается жить там, считая эту страну теперь родиной.

Дальнейшая судьба Елены не очень известна. Поговаривали, что она в Герцоговине сестрой милосердия была при войске. Потом ее след потерялся.

Имя русского прозаика Ивана Сергеевича Тургенева в сознании русского читателя связано не только с «тургеневской девушкой», но и с «дворянским гнездом». Именно эта метафора после появления в печати романа с таким названием стала синонимом всех усадеб русских помещиков. Кроме того, герои романов Тургенева пополнили ряд «лишних» людей в литературе.

После Рудина и Лаврецкого Тургенев задался вопросом: «Из каких слоев появятся «новые люди»? Писателю недоставало такого героя, который будет энергичны, деятельным, готовым к упорной борьбе. «Грозовые» 60-е годы XIX века требовали именно таких - они должны были сменить героев рудинского типа, не сумевших перейти от слов к делу. В это время сосед Тургенева, отправляясь в Крым, отдал писателю рукопись автобиографической повести, одним из героев которой был молодой революционер из Болгарии.

Так прототипом главного героя романа «Накануне» стал Николай Димитров Катранов, родившийся в 1829 году в болгарском городе Свиштов. В 1848 году с группой молодых болгар он приехал поступать в Московский университет на историко-филологический факультет. Война Турции с Россией, начавшаяся в 1853 году, пробудила революционные настроения у балканских славян, которые давно боролись за избавление от турецкого ига. Вместе с русской женой Ларисой Николай Катранов отправился на родину, но вспышка туберкулеза вынудила их уехать на лечение в Венецию, где он простудился и умер.

До самого 1859 года рукопись лежала без дела, хотя, прочитав ее, Тургенев и сказал: «Вот герой, которого я искал! Среди русских такого еще не было!» Отчего же писатель обратился к рукописи в 1859 году, когда и в России герои подобного типа уже стали появляться? Почему же образцом для русских сознательно-героических натур Тургенев делает болгарина Дмитрия Инсарова?

По словам одного из героев романа «Накануне», Инсаров - «железный человек», обладающий замечательными качествами: силой воли, настойчивостью, решительностью, самообладанием. Все это характеризует Инсарова как практического деятеля в противовес натурам созерцательным, подобным другим героям романа: философу Берсеневу и скульптору Шубину.

Главная героиня романа, двадцатилетняя девушка Елена Стахова, не может сделать выбор: ее избранником может стать молодой ученый Алексей Берсенев, начинающий скульптор, дальний родственник матери, Павел Шубин, успешно начинающий карьеру на государственной службе чиновник Егор Курнатовский, а еще человек гражданского долга, болгарский революционер Дмитрий Инсаров. При этом социально-бытовой сюжет приобретает символический подтекст: Елена Стахова как бы олицетворяет собой молодую Россию, находящуюся «накануне» предстоящих перемен. Автор решает таким образом важнейший вопрос: кто сейчас больше всего нужен России? Ученые или люди искусства, государственные деятели или героические натуры, посвятившие жизнь служению великой патриотической цели? Своим выбором Елена дает определенный ответ на вопрос, важнейший для России 60-х годов.

Русский критик Н. Добролюбов в своей статье «Когда же придет настоящий день?», посвященной роману «Накануне», справедливо отметил, что в Елене Стаховой проявилась смутная тоска по чему-то и эта почти бессознательная потребность новой жизни, новых людей, охватывает теперь все русское общество. Что же отличает Инсарова от русских людей, что делает его принципиально «новым» героем?

В первую очередь, цельность его натуры, отсутствие противоречий между красивыми словами и реальным делом. Если Шубин на деньги, выданные ему тетушкой на обучение в Италии, отправился к хохлам «есть галушки», если Берсенев, готовя себя к научному поприщу, вместо поэзии говорит с девушкой о Шеллинге и философии, то Инсаров занят не собой, все его устремления сводятся к одной цели - освобождению своей родины, Болгарии.

Вместе с социальным сюжетом появляется философский подтекст . Роман начинается со спора Шубина и Берсенева о понимании счастья и долга. Молодые люди сходятся в одном: каждый желает себе личного счастья, по-настоящему человек счастлив, когда соединяются понятия «родина», «справедливость» и «любовь», но не «любовь-наслаждение», а «любовь-жертва».

Елене и Дмитрию кажется, что их любовь объединяет личное и общественное, что она одухотворена высшей целью. Однако на протяжении действия романа героев не покидает ощущение непростительности своего счастья, они не могут избавиться от чувства вины перед родными, от страха грядущей расплаты за свою любовь. Отчего возникает такое ощущение?

Елена не может разрешить для себя роковой вопрос: возможно ли совместить великое дело с горем собственной матери, оставшейся в одиночестве после отъезда единственной дочери? Она не может найти ответ на этот вопрос, тем более что любовь к Инсарову ведет и к разрыву с родиной - с Россией. А Инсаров мучается вопросом: может, его болезнь послана ему в наказание? Так общее дело и любовь становятся несовместимы. И Инсаров, будучи изначально цельной личностью, испытывает мучительное раздвоение, источником которого становится любовь к русской девушке Елене.

Именно поэтому так трагичен исход романа. По Тургеневу, человек испытывает драматизм не только во внутреннем своем состоянии, но в отношениях с окружающим миром, с природой. Природа при этом абсолютно не считается с неповторимостью каждого человека: с равнодушным спокойствием забирает она и простого смертного, и выдающегося героя современности - перед нею, матерью-природой, все равны.

Этот мотив универсального жизненного трагизма вплетается в ткань романа внезапной смертью Инсарова и исчезновением Елены на этой земле. Мысль о трагизме существования человека в мире оттеняет чувство любви Елены к Инсарову, отчего роман Тургенева приобретает черты произведения о вечных исканиях человека, о постоянном стремлении человека к социальному совершенству, о его вековом вызове «равнодушной природе».

Однако реальность внесла свои коррективы. Николай Добролюбов в статье о «настоящем дне» противопоставил задачи «русских Инсаровых» той программе, которую описал Тургенев в своем романе. У критика наши отечественные Инсаровы должны были бороться с «внутренними турками», то есть и с консерваторами, и с представителями либеральных партий. Статья шла вразрез со всеми убеждениями Тургенева. Хотя он попросил Некрасова , главного редактора журнала «Современник», не печатать эту статью, она была все-таки опубликована. Тогда Тургенев покинул редакцию «Современника» навсегда.