Программа психолого-педагогического сопровождения предпрофильной подготовки в лицее. Психолого-педагогическое сопровождение предпрофильной подготовки и профильного обучения Психолого педагогическое сопровождение профильного обучения
Предпрофильное обучение
(9 класс)
Профильное обучение
(10 - 11 класс)
- реализация профильности ставит выпускника основной школы перед необходимостью ответственного выбора – предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления.
- педагоги и психологи должны не только помочь школьнику осуществить выбор профиля, но и сформировать собственную аргументированную позицию по этому вопросу.
Предпрофильная подготовка – это система работы образовательного учреждения, обеспечивающая учащимся основной школы ответственный выбор предварительного самоопределения в отношении будущей профилирующей деятельности.
КОМПРОМИСС
ИНТЕРЕСЫ ШКОЛЬНИКА
(т.е. «ХОЧУ»)
СПОСОБНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ
(т.е. «МОГУ»)
Комплексная модель психолого-педагогического сопровождения требует:
не просто поддержать школьника в его профессиональном выборе, а обеспечить формирование самой способности к сознательному ответственному выбору.
Программа
психолого-педагогического сопровождения предпрофильного обучения
«Я выбираю профессию»
(36 часов)
Цель программы:
1. Содействовать актуализации процессов и механизмов профессионального самоопределения учащихся и обогащению их знаний, умений и навыков в выборе жизненного и профессионального пути.
2. Оказать помощь учащимся в осознанном выборе будущей профессиональной деятельности.
3. Совершенствовать коммуникативные навыки учащихся
Для реализации целей необходимо решить следующие задачи:
1. Повышение уровня психологической компетенции учащихся посредством вооружения их соответствующими знаниями и умениями, способствовать межличностному росту;
2. Создание условий для раскрытия творческого потенциала: формирование у школьников положительного отношения к себе, чувства изначальной ценности как индивидуальности, уверенности в своих способностях применительно к реализации себя в будущей профессии;
3. Выявление интересов, склонностей учащихся, направленности личности, первичных профнамерений и их динамики; определение социальных установок и помощь в их формировании;
4. Определение мотивации выбора и ее структуры; формирование готовности к самоанализу и самооценке, реальному уровню притязаний;
- 1. Повышение уровня психологической компетенции учащихся посредством вооружения их соответствующими знаниями и умениями, способствовать межличностному росту; 2. Создание условий для раскрытия творческого потенциала: формирование у школьников положительного отношения к себе, чувства изначальной ценности как индивидуальности, уверенности в своих способностях применительно к реализации себя в будущей профессии; 3. Выявление интересов, склонностей учащихся, направленности личности, первичных профнамерений и их динамики; определение социальных установок и помощь в их формировании; 4. Определение мотивации выбора и ее структуры; формирование готовности к самоанализу и самооценке, реальному уровню притязаний; 5. Определение выраженности и структуры способностей;
- практические и лабораторные работы
- заполнение рабочих тетрадей по курсу
- рекомендации по эффективному построению своего жизненного пути и выбору своей будущей профессии
- межличностному общения в быту, с партнерами по бизнесу, коллегами по работе
Психолого-педагогическое сопровождение учащихся старшего звена в условиях профилизации образования – это поэтапный процесс, в ходе которого происходит формирование профессионально и социально зрелой личности, способной реализовать себя в любых социально-экономических условиях .
Психолого-педагогическое сопровождение профильных классов
подготовительный цикл
(9 класс)
заключительный цикл
(11 класс)
адаптационный цикл
(10 класс)
Основная цель:
способствовать социально-психологической адаптации учащихся 10 классов к новой ситуации обучения.
- совместная с классными руководителями работа по программе адаптации в начале учебного года;
- отслеживание актуального состояния учащихся профильных классов, выявление симптомов дезадаптации;
- психологическое просвещение родителей и педагогов относительно адаптационного периода у десятиклассников.
Основная цель:
помощь старшеклассникам в определении и формировании социальной и профессиональной готовности
- определение и коррекция уровня профессиональной и социальной готовности;
- проведение развивающей работы с учащимися;
- психологическое просвещение родителей и педагогов об актуальных проблемах будущего выпускника школы
Развивающий курс «Новая жизнь»
Цель данного курса – помочь старшеклассникам в определении их жизненных планов, в прояснении временной перспективы будущего, в профессиональном и личностном самоопределении
Курс состоит из 6 занятий:
1. “Моя линия жизни”. Занятие направлено на развитие временной перспективы.
2. “На пути к цели” - здесь отрабатываются навыки преодоления препятствий на пути к достижению целей.
3. “У меня все получится”. На занятии формируются приемы уверенного поведения.
4. “Нет проблем!” - дальнейшая отработка приемов уверенного поведения.
5. “Поговорим о жизненных ценностях”. Основная цель занятия – осмысление старшеклассниками своих жизненных ценностей.
6. “Пожелай мне доброго пути”. Главная цель здесь – получение обратной связи для укрепления самооценки и актуализации личностных ресурсов участников занятий.
Модель психолого-педагогического сопровождения профильной школы
Психологическое сопровождение профильной школы
Предпрофильная подготовка
Профильное обучение
Портфолио
Курсы по выбору
Профильные предметы
Элективные куры
Предпрофильная подготовка
Родители
Учащиеся
1. Собрание по теме: “Модернизация образования в старшей школе”
2. Работа с сопротивлениями родителей
3. Информирование о системе профильного обучения.
4. Семинар по теме “Особенности подросткового и юношеского возраста. Психологическая поддержка в ситуации выбора профиля обучения”.
5. Анкетирование по ППиПО.
6. Привлечение родителей к организации социальных практик.
1. Проведение ориентационных курсов по выбору профессии.
2. Изучение интересов, способностей, склонностей.
3. Изучение образовательных потребностей.
4. Консультирование по освоению алгоритма выбора.
5. Помощь в написании резюме, автобиографии и планов на будущее.
6. Посещение программы “Я выбираю профессию”
7. Консультации по построению ИПО (индивидуального профиля обучения)
Педагоги
1. Освоение механизмов работы с портфолио. Смена установок на систему оценки достижений ребенка.
2. Помощь в организации и проведении мероприятий по информированию родителей.
3. Консультирование по возрастным и психологическим особенностям ребенка.
Профильное обучение
Родители
Педагоги
Учащиеся
1. Психологическая экспертиза по реализации компетентностного подхода на занятиях по профилю и элективных курсах.
2. Консультирование по профессиональному самоопределению школьников.
3. Консультирование по построению индивидуальных образовательных программ учащихся.
4. Консультирование по освоению новых педагогических технологий.
1. Просвещение о профиле или ИПО (профильные предметы и элективные курсы).
2. Информирование о профессиональных учебных заведениях и уровнях профобразования, перспективных отраслях с учетом развития рынка труда.
3. Ознакомление с итогами профдиагностической работы с учащимися.
4. Поиск альтернатив (консультации, беседы).
1. Поиск альтернатив в выборе профиля.
2. Помощь в профессиональном самоопределении.
3. Изучение индивидуальных склонностей, способностей, интересов.
4. Изучение профессиональных и образовательных потребностей.
5. Проведение тренинга “Личностного роста”
6. Элективные курсы
Анализ и коррекция ИПО.
- Структура интеллекта тестом Амтхауэра;
- Диагностика предпочитаемых сфер деятельности;
- Анкетирование учащихся по вопросам планирования профессионального будущего;
- Анкетирование родителей по вопросам планирования профессионального будущего
- Предоставление информации администрации при комплектовании профильных классов;
- Проведение индивидуальных и семейных консультаций по проблематике выбора профиля обучения;
- Психолого-педагогическая оценка потенциала скомплектованных профильных классов.
Результаты адаптационного периода (анкетирование 10-х классов)
Пришли сознательно в 10-й класс
10 А
10Б
Пришли неосознанно в 10-ый класс
10В
10Г
общ
По профилю обучения
Профиль
10А
+
(%)
1. гуманитарная направленность
10Б
-
(%)
2. физико-математическая направленность
+
(%)
3. общая направленность
10В
-
(%)
+
(%)
10Г
-
(%)
+
(%)
-
(%)
11 «А» класс: I подгруппа – физико-математический профиль II подгруппа – химико-биологический профиль
I подгруппа физико-математический профиль
- Отличаются выдвижением на первый план экстремальной личностной направленности – сочетанием конвенциональности поведения со скрытой потребностью в признании со стороны окружающих;
- Фактор самоактуализации выявляет важность преодоления психологических защит для построения адекватного и доброжелательного общения;
- Повышение позитивной «Я – концепции», контактности и коммуникабельности учащихся происходит за счет обесценивания гуманистических ценностей;
- Наименее значимыми факторами выступают реалистичность базы суждений и поступков, скептицизм;
- В направлении указанных поведенческих тенденций отсутствует полная удовлетворенность собой и имеется тенденция к дальнейшему самосовершенствованию;
- Выявляется проблема скрытой контролируемой агрессивности, которую учащиеся преобразуют в отстаивание собственной позиции и попытку построения доминантного поведения;
- Учащиеся удовлетворены сложившимся стабильным стилем межличностного взаимодействия, который предполагает ориентацию на мнение значимых окружающих, сотрудничество и допущение ведомой позиции.
II подгруппа Химико-биологический профиль
- Учащиеся наиболее направлены на самоактуализацию;
- Для них характерна устойчивость стремлений к самостоятельности мышления и оригинальности идей в сочетании со склонностью к компромиссам, конгруэнтностью и ответственностью в контактах с окружающими;
- Внутренняя потребность в уверенности, независимости подавлена, и компенсаторные усилия направлены на повышение своего социального статуса;
11 «Б» класс: Социально-гуманитарный профиль
- Отличаются наибольшей актуализацией креативности и контактности, выраженной не только способностью к установлению прочных и доброжелательных отношений с окружающими, но и стремлением к нивелированию социальных стереотипов, способности к адекватному самовыражению в общении;
- Самоактуализация представлена наиболее полно и гармонично;
- Наличие амбивалентности внутриличностных мотивов: мотив самоактуализации (в силу своей незрелости) вступает в противоречие с мотивом лидерского самоутверждения и установления отношений сотрудничества в группе;
- Учащиеся удовлетворены сложившимся стабильным стилем межличностного взаимодействия, демонстрирующим устойчивость стремлений к самостоятельности мышления и оригинальность идей в сочетании с легкостью вживания в разные социальные роли, эмоциональной вовлеченностью и доброжелательностью;
- В то же время у отдельных учащихся с повышением интеллектуального уровня отмечается ослабление предрасположенности к взаимно полезным и приятным контактам, уход от лидерства, усиление реалистичной базы суждений и скептицизма.
- Выбор профиля обучения в большинстве случаев не обусловлен осознанной направленностью на профессию, механизмы личностного и профессионального самоопределения отличаются незрелостью;
- Явление самоактуализации у учащихся профильных 11-х классов наполнено процессами, направленными преимущественно на постижение собственной индивидуальности и самопрезентацию в ущерб познанию социальных процессов и поиску своего места среди них, выявляя диссонанс между внутриличностным поиском, самопознанием и демонстрируемым образом себя, личностью для себя и личностью для других;
- В классе гуманитарного направления приоритетным являются индивидуально-личностное развитие и оригинальность мышления, а для учащихся математической и биологической направленности более важна комфортная и поддерживающая социальная ситуация;
- Анализ желаний учащихся 11-х профильных классов о том, на какую специальности они пойдут учиться в дальнейшем выявляет неполную реализацию профильного выбора при продолжении обучения, особенно в классе гуманитарного направления
В условиях профильного обучения старшекласснику предстоит сделать жизненно важный выбор, который, как правило, определяет дальнейшее образование, будущую профессиональную карьеру и, соответственно связан с выбором образа жизни.
Введение в школы России профильного обучения – это попытка признать, наконец, что дети наши разные, с разными интересами, способностями, талантами.
Многолетняя практика показала, что, начиная с подросткового возраста в системе образования необходимо создать условия для реализации обучающимися своих интересов, способностей и дальнейших, жизненных планов. Иначе говоря, профилизация обучения соответствует структуре образовательных и жизненных установок большинства учащихся.
Большую роль в реализации профильного обучения должна играть и психологическая служба школы. Переход на профильное обучение требует от школьного психолога разработки и применения такой комплексной модели сопровождения, которая могла бы не просто поддержать школьника в его профессиональном выборе, а обеспечить формирование самой способности к сознательному ответственному выбору. Главной проблемой, усложняющей переход на профильное обучение, как показывают многочисленные наблюдения педагогов и психологические исследования, является неспособность учащихся к планированию учебной и профессиональной карьеры, и к проектированию собственного жизненного пути. Зачастую при выборе профиля обучения интересы и способности школьника расходятся или на первое место ставиться вопрос престижа, и он совершает ошибку в выборе, о которой жалеет в последствии и он сам и его родители.
Исходя из этой проблемы возникает резонный вопрос – каковы пути, средства и психолого-педагогические условия формирования у учащихся индивидуальной траектории профессионализации.
Возникает необходимость в разработке программы деятельности психологической службы школы относительно профильного обучения.
Цель программы – разработать пути и средства, создать психолого-педагогические условия для проектирования индивидуальной траектории профессионализации учащихся профильных классов.
Для реализации цели необходимо решить следующие задачи :
- Всестороннее изучение индивидуальных и личностных особенностей подростков, влияющих на выбор дальнейшего жизненного пути;
- Оказание помощи подросткам в самопознании и проектировании жизненного пути;
- Оказание методической и консультативной помощи педагогам и родителям по вопросам адаптации учащихся к особенностям профильного и углубленного обучения;
- Просвещение педагогов и родителей в вопросах развития и самосовершенствования личности подростка.
Психолого-педагогическое сопровождение учащихся старшего звена в условиях профилизации образования – это поэтапный процесс, в ходе которого происходит формирование профессионально и социально зрелой личности, способной реализовать себя в любых социально-экономических условиях.
ППС профильных классов делится на четыре сопровождающих цикла: предподготовительный (8-й класс), подготовительный (9-й класс), адаптационный (10-й класс) и заключительный (11-й класс).
Психолого-педагогическое сопровождение 8-х классов (предподготовительный цикл).
Успешная реализация профильного обучения в старшей школе невозможна без предпрофльной подготовки, призванной создать условия для повышения готовности подростков к самоопределению и сознательному выбору варианта будущего обучения.
Цель работы психолога в 8 классах: организовать систему педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки учащихся, содействующей повышению готовности к самоопределению.
- Расширить знания о мире профессий, содержании деятельности различных типов профессий, рынке образовательных услуг.
- Сформировать представление о своих психофизиологических качествах.
- Сформировать умения адекватно оценивать свои склонности и возможности и соотносить их с требованиями, которые предъявляет профессия.
Достижение поставленных задач осуществляется через проведение информационных мероприятий, ориентационных курсов, консультаций для учащихся по методике выбора элективных курсов и будущего профиля обучения; изучение интересов учащихся; презентацию программ элективных курсов для учащихся и их родителей.
Изучение интересов учащихся осуществляется через диагностику сферы интересов с помощью опросников “Профессиональных склонностей”, “Престижная профессия”, “Сейчас и потом” и др.
В целях создания условий для профессионального самоопределения используется практический курс “В поисках своего призвания”. Курс состоит из 12 занятий:
- Давайте познакомимся! (Знакомство.)
- Образ “Я”, или “Что я думаю о себе”. Цель занятия – расширить сферу самопознания; развить навыки самоанализа.
- Дороги, которые мы выбираем.
- В мир профессий – по компасу. (Ознакомление с профессиональными типами Дж. Голланда. Выявление индивидуального профессионального типа.)
- Палитра ваших способностей.
- Тест Р.Амтхауера.
- Беседа о способностях и обсуждение результатов теста.
- В “круге Айзенка”. (Ознакомление с понятием и типами темперамента. Определение ведущего типа темперамента.)
- “Формула темперамента”. (Ознакомление с понятием и типами темперамента. Определение ведущего типа темперамента.)
- Мир профессий и твое место в нем. Обзорная психологическая классификация профессий по Е.А.Климову. (Построение классификации. Обсуждение будущей профессии.)
- Стратегия профессионального выбора. (Обучение стратегии выбора. Обсуждение ошибок, сопутствующих выбору карьеры.)
- Твои перспективы. (Самоанализ готовности к профессиональному старту.)
Этап рефлексии. В конце сопровождающего цикла анализируется вся проведенная классными руководителями, психологом и педагогами работа. Делаются выводы об эффективности работы, вносятся предложения по проектированию дальнейшей программы работы в 9 классах.
Психолого-педагогическое сопровождение 9 классов (подготовительный цикл).
Основная задача, которая в современной школе стоит перед учащимися 9-х классов , – принять решение о характере и форме дальнейшего образования. Большинство принимают достаточно серьезные решения: остаться в школе или уходить (куда?), пойти в другую школу (какую?) или остаться в своей, какой выбрать профиль и т. п.
Выпускнику неполной средней школы подчас бывает непросто принять правильное решение, тем более правильным может быть только такой выбор, который в максимальной степени учитывает индивидуальность того или иного молодого человека.
Цель работы психолога в 9-х классах: помочь старшеклассникам в проектировании дальнейшего образовательного пути.
В соответствии с целью перед психологом стоят следующие задачи:
1) определение и коррекция уровня профессиональной готовности и готовности к профильному обучению учащихся 9-го класса;
2) психологическое просвещение родителей и педагогов об актуальных проблемах учащихся 9-х классов и о том, какую помощь они могут оказать подросткам.
Определение уровня профессиональной готовности осуществляется нами с помощью нескольких методик:
1. “Стилевая саморегуляция поведения человека (ССП-98)” В.И. Моросановой и Е.М. Комоз.
2. “Тест для профессионального ориентирования и определения своих возможностей требованиям профессии” (А.К. Осницкий)
3. Карта интересов.
Результаты исследования заносятся психологом в “Индивидуальную профкарту” учащегося и выдаются на совместном с девятиклассниками родительском собрании.
Знакомство родителей, педагогов и учащихся с результатами исследования: Родители и учащиеся совместно анализируют собственные полученные результаты. Им предлагается самим сделать выводы об уровне готовности ребят к дальнейшему обучению. Если при этом они понимают, что у подростка есть определенные трудности, и они не могут с ними самостоятельно справиться, то предлагается обратиться за помощью к специалистам педагогам, психологу и т. д.
Такая форма представления результатов исследования, по нашему мнению, является наиболее плодотворной для последующего личностного развития подростка.
Педагогам результаты исследования представляются на консилиуме в виде профкарт класса. При этом у них есть возможность также проанализировать возможности ребят, и оценить какую помощь и поддержку они смогут оказать тем подросткам, которые в этом нуждаются.
Следующим этапом работы является консультативная и развивающая деятельность с помощью элективного курса “Твой профессиональный выбор”.
Этап рефлексии. В конце сопровождающего цикла анализируется вся проведенная классными руководителями, психологом и педагогами работа. Делаются выводы об эффективности работы, вносятся предложения по проектированию дальнейшей программы работы в 10-м классе.
Психолого-педагогическое сопровождение 10 классов (профильный цикл).
Для современного 10-го класса, находящегося в условиях обновления содержания образования, важнейшей является проблема социально-психологической адаптации к новой ситуации обучения. К ней, в свою очередь, можно отнести такие проблемы, как адаптация в новом коллективе, адаптация к увеличившейся учебной нагрузке по определенному профилю, к новым требованиям учителей. Основная цель работы психолога в 10-м классе – способствовать социально-психологической адаптации учащихся 10 классов к новой ситуации обучения.
Задачи:
1) Совместная с классными руководителями работа по программе адаптации в начале учебного года;
2) Отслеживание актуального состояния учащихся профильных классов, выявление симптомов дезадаптации;
3) Психологическое просвещение родителей и педагогов относительно адаптационного периода у десятиклассников.
4) Создание условий для формирования адекватной самооценки своих потребностей и возможностей.
Этап рефлексии. В конце сопровождающего цикла анализируется вся проведенная классными руководителями, психологом и педагогами работа. Делаются выводы об эффективности работы, вносятся предложения по проектированию дальнейшей программы работы в 11-м классе.
Психолого-педагогическое сопровождение 11-х классов (заключительный цикл).
К моменту окончания школы ученик 11-го класса должен подойти психологически готовым к вступлению во взрослую жизнь. Понятие “психологической готовности” предполагает в данном случае наличие способностей и потребностей, которые позволят выпускнику школы с возможной полнотой реализовать себя на гражданском поприще, в труде, в будущей семейной жизни.
Основной целью психолога при работе с 11-м классом является помощь старшеклассникам в определении и формировании социальной и профессиональной готовности.
1) определение и коррекция уровня профессиональной и социальной готовности;
2) проведение развивающей работы с учащимися;
3) психологическое просвещение родителей и педагогов об актуальных проблемах будущего выпускника школы.
Определение уровня профессиональной и социальной готовности осуществляется с помощью опросников:
1. “Профессиональная готовность” Чернявской.
2. “Стилевая саморегуляция поведения человека (ССП-98)” В.И. Моросановой и Е.М. Комоз. и др.
Результаты исследования заносятся психологом в “Перспективную карту старшеклассника” и выдаются на совместном родительском собрании.
Необходимым этапом сопровождения является работа по развивающей программе “Новая жизнь”.
Цель программы – помочь старшеклассникам в определении их жизненных планов, в прояснении временной перспективы будущего, в профессиональном и личностном самоопределении.
Программа состоит из 6 занятий:
1. “Моя линия жизни”. Занятие направлено на развитие временной перспективы.
2. “На пути к цели” - здесь отрабатываются навыки преодоления препятствий на пути к достижению целей.
3. “У меня все получится”. На занятии формируются приемы уверенного поведения.
4. “Нет проблем!” - дальнейшая отработка приемов уверенного поведения.
5. “Поговорим о жизненных ценностях”. Основная цель занятия – осмысление старшеклассниками своих жизненных ценностей.
6. “Пожелай мне доброго пути”. Главная цель здесь – получение обратной связи для укрепления самооценки и актуализации личностных ресурсов участников занятий.
Этап рефлексии. В конце сопровождающего цикла анализируется вся проведенная классным руководителем, психологом и педагогами работа. Делаются выводы об эффективности работы, разрабатываются рекомендации и пожелания для оптимизации работы в выпускном классе.
Таким образом, возможно осуществление главной цели психолого-педагогического сопровождения – создание таких социально-педагогических условий, в которых каждый ребенок мог бы стать субъектом своей жизни: своей деятельности, общения и собственного внутреннего мира.
Литература:
1. Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. – М.: Совершенство, 1998. – 298 с.
2. Битянова М. Свободная деятельность.// Школьный психолог. - № 46. - 2000. - С. 8.
3. Битянова М. Свободная деятельность.// Школьный психолог. - № 47. - 2000. - С. 6.
4. Дубровина И. В. Практическая психология образования. – М.: ТЦ “Сфера”,. 1998. – 528 с.
5. Исследовательская деятельность в школе: опыт, поиски, решения. (Библиотека журнала “Директор школы”. – 1999 г. - № 6.
6. Ковалев С. В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни; тесты, опросники: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1991. – 143 с.
7. Практическая психология образования: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. / Под ред. И. В. Дубровиной. 2-е издание – М.: ТЦ “Сфера”, 1998. – 528 с.
8.Митина Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности. М.: МПСИ; Воронеж: НПО “МОДЭК”, 2002.
9. Психологическое сопровождение выбора профессии / под ред. Л. М. Митиной. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003. – 184 с.
10.Пряжников Н,С, Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы).-М.:ВАКО,2005.- 288с.
11. Пряжников Н,С, Активные методы профессионального самоопределения. – М.: МГППИ, 2001.
12. Резапкина Г. В. Секреты выбора профессии – М.: Генезис, 2002. – 80 с.
13. Резапкина Г. В. Я и моя профессия: Программа профессионального самопределения для подростков. – М.: Генезис, 2000. – 128 с.
14. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. – 384 с.
Cмирнова Надежда Владимировна– психолог МОУ «Краснохолмская средняя общеобразовательная школа № 1»ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ И ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
Целью психолого-педагогического сопровождения учащихся в рамках предпрофильной подготовки и профильного обучения является обеспечение развития обучающегося в соответствие с возрастными нормами.
Психологическое сопровождение профильного обучения предполагает три задачи:
1) мониторинг и своевременное устранение возможных неравномерностей развития учащихся;
2) психологическая диагностика при отборе учащихся в профильные классы, определение профиля обучения для каждого ученика;
3) углубленная профориентация учащихся.
1. Мониторинг и своевременное устранение возможных неравномерностей развития учащихся.
Ранняя профилизация и специализация знаний предполагают избирательную нагрузку на отдельные стороны психики ребенка. Эти обстоятельства могут привести к неравномерности интеллектуального и личностного развития детей. Доказательством этой закономерности могут служить результаты диагностики структуры интеллекта. Диагностика осуществлялась при помощи теста структуры интеллекта Амтхауэра и проходила в два этапа: первый – в 2005 (9 класс) и второй - в 2007 (11 класс). Анализ данных диагностики показал, что наблюдается рост показателей по всем компонентам (это свидетельствует о благоприятном влиянии профильного обучения, а в частности элективных курсов на интеллектуальное развитие школьников), однако не происходит изменение структуры интеллекта (как были относительно низкие показатели математических способностей, так и остались). Причиной стабильности структуры интеллекта может быть специализация элективных курсов, так как старшеклассники, участвовавшие в диагностике, в 10 и 11 классе предпочитали курсы в основном гуманитарной направленности. Именно поэтому одной из важнейших задач психологического сопровождения является мониторинг и своевременное устранение возможных неравномерностей развития учащихся.
2. Психологическая диагностика при отборе учащихся в профильные классы, определение профиля обучения для каждого ученика.
Известно, что люди существенно различаются своими индивидуальными особенностями, и это означает, что одни будут более успешны в определенных видах деятельности и обучения, чем другие. Данное обстоятельство приводит к тому, что задача отбора, несмотря ни на что, остается актуальной на протяжении многих веков в современном виде преобразуется в задачу вступительной диагностики , позволяющей прогнозировать и устранять возможные затруднения в учебной деятельности, а значит помочь учащимся с выбором профиля обучения. Для определения оптимального профиля обучения для каждого ученика мы используем следующие методики: «Профиль», «Тип мышления», «Эрудит» и Опросник профессиональных склонностей.
3. Углубленная профориентация учащихся.
Психолого-педагогическое сопровождение учащихся старшего звена в условиях профилизации образования – это поэтапный процесс, в ходе которого происходит формирование профессионально и социально зрелой личности, способной реализовать себя в любых социально-экономических условиях.
ППС профильных классов делится на четыре сопровождающих цикла: предподготовительный (8-й класс), подготовительный (9-й класс), адаптационный (10-й класс) и заключительный (11-й класс).
Психолого-педагогическое сопровождение 8-х классов (предподготовительный цикл).
Успешная реализация профильного обучения в старшей школе невозможна без предпрофльной подготовки, призванной создать условия для повышения готовности подростков к самоопределению и сознательному выбору варианта будущего обучения.Цель работы психолога в 8 классах : организовать систему педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки учащихся, содействующей повышению готовности к самоопределению.
Задачи:
Расширить знания о мире профессий, содержании деятельности различных типов профессий, рынке образовательных услуг.
Сформировать представление о своих психофизиологических качествах.
Сформировать умения адекватно оценивать свои склонности и возможности и соотносить их с требованиями, которые предъявляет профессия.
В целях создания условий для профессионального самоопределения используется практический курс “В поисках своего призвания”. Курс состоит из 14 занятий (второе полугодие):
1. Давайте познакомимся! (Знакомство.)
2.Образ “Я”, или “Что я думаю о себе”. Цель занятия – расширить сферу самопознания; развить навыки самоанализа.
3. Дороги, которые мы выбираем.
4. В мир профессий – по компасу. (Ознакомление с профессиональными типами Дж. Голланда. Выявление индивидуального профессионального типа.)
5. Палитра ваших способностей.
6. Тест Р.Амтхауера.
7. Беседа о способностях и обсуждение результатов теста.
8. В “круге Айзенка”. (Ознакомление с понятием и типами темперамента. Определение ведущего типа темперамента.)
9. “Формула темперамента”. (Ознакомление с понятием и типами темперамента. Определение ведущего типа темперамента.)
10. Чувства и эмоции.
11. Здоровье и профессия.
12. Мир профессий и твое место в нем. Обзорная психологическая классификация профессий по Е.А.Климову. (Построение классификации. Обсуждение будущей профессии.)
13. Стратегия профессионального выбора. (Обучение стратегии выбора. Обсуждение ошибок, сопутствующих выбору карьеры.)
14. Твои перспективы. (Самоанализ готовности к профессиональному старту.)
Этап рефлексии. В конце сопровождающего цикла анализируется вся проведенная классными руководителями, психологом и педагогами работа. Делаются выводы об эффективности работы, вносятся предложения по проектированию дальнейшей программы работы в 9 классах.
Психолого-педагогическое сопровождение 9 классов (подготовительный цикл).
Основная задача, которая в современной школе стоит перед учащимися 9-х классов , – принять решение о характере и форме дальнейшего образования. Большинство принимают достаточно серьезные решения: остаться в школе или уходить (куда?), пойти в другую школу (какую?) или остаться в своей, какой выбрать профиль и т. п.Выпускнику неполной средней школы подчас бывает непросто принять правильное решение, тем более правильным может быть только такой выбор, который в максимальной степени учитывает индивидуальность того или иного молодого человека.
Цель работы психолога в 9-х классах: помочь старшеклассникам в проектировании дальнейшего образовательного пути.
В соответствии с целью перед психологом стоят следующие задачи:
1) определение и коррекция уровня профессиональной готовности и готовности к профильному обучению учащихся 9-го класса;
2) психологическое просвещение родителей и педагогов об актуальных проблемах учащихся 9-х классов и о том, какую помощь они могут оказать подросткам.
3) определение оптимального профиля обучения и диагностика востребовательности каждого профиля.
Определение уровня профессиональной готовности осуществляется нами с помощью нескольких методик:
2. Определение типа личности по методике Холланда.
3. Карта интересов.
Результаты исследования заносятся психологом в “Индивидуальную профкарту” учащегося и выдаются на совместном с девятиклассниками родительском собрании.
Педагогам результаты исследования представляются на педсовете в виде профкарт класса. При этом у них есть возможность также проанализировать возможности ребят, и оценить какую помощь и поддержку они смогут оказать тем подросткам, которые в этом нуждаются.
Следующим этапом работы является консультативная и развивающая деятельность с помощью элективного курса «Профориентация старшеклассников. Шаг в профессию».
Этап рефлексии. В конце сопровождающего цикла анализируется вся проведенная классными руководителями, психологом и педагогами работа. Делаются выводы об эффективности работы, вносятся предложения по проектированию дальнейшей программы работы в 10-м классе.
Психолого-педагогическое сопровождение 10 классов (профильный цикл).
Для современного 10-го класса, находящегося в условиях обновления содержания образования, важнейшей является проблема социально-психологической адаптации к новой ситуации обучения. К ней, в свою очередь, можно отнести такие проблемы, как адаптация в новом коллективе, адаптация к увеличившейся учебной нагрузке по определенному профилю, к новым требованиям учителей. Основная цель работы психолога в 10-м классе – способствовать социально-психологической адаптации учащихся 10 классов к новой ситуации обучения.Задачи:
1) Совместная с классными руководителями работа по программе адаптации в начале учебного года;
2) Отслеживание актуального состояния учащихся профильных классов, выявление симптомов дезадаптации;
3) Психологическое просвещение родителей и педагогов относительно адаптационного периода у десятиклассников.
4) Создание условий для формирования адекватной самооценки своих потребностей и возможностей.
Этап рефлексии.
В конце сопровождающего цикла анализируется вся проведенная классными руководителями, психологом и педагогами работа. Делаются выводы об эффективности работы, вносятся предложения по проектированию дальнейшей программы работы в 11-м классе.
Психолого-педагогическое сопровождение 11-х классов (заключительный цикл).
К моменту окончания школы ученик 11-го класса должен подойти психологически готовым к вступлению во взрослую жизнь. Понятие “психологической готовности” предполагает в данном случае наличие способностей и потребностей, которые позволят выпускнику школы с возможной полнотой реализовать себя на гражданском поприще, в труде, в будущей семейной жизни.Основной целью психолога при работе с 11-м классом является помощь старшеклассникам в определении и формировании социальной и профессиональной готовности.
Задачи:
1) определение и коррекция уровня профессиональной и социальной готовности;
2) проведение развивающей работы с учащимися;
3) психологическое просвещение родителей и педагогов об актуальных проблемах будущего выпускника школы.
Определение уровня профессиональной и социальной готовности осуществляется с помощью тех же методик, что и в 9 классе, при необходимости проводится углубленная индивидуальная профориентация.
Результаты исследования заносятся психологом в Профкарту старшеклассника и выдаются на совместном родительском собрании.
Необходимым этапом сопровождения является развивающая работа в рамках элективных курсов «Психология общения», «Что я знаю о себе?» и «Школьный психолог. Введение в профессию».
Этап рефлексии . В конце сопровождающего цикла анализируется вся проведенная классным руководителем, психологом и педагогами работа. Делаются выводы об эффективности работы, разрабатываются рекомендации и пожелания для оптимизации работы в выпускном классе.
Таким образом, возможно осуществление главной цели психолого-педагогического сопровождения – создание таких социально-педагогических условий, в которых каждый ребенок мог бы стать субъектом своей жизни: своей деятельности, общения и собственного внутреннего мира.
Тревога - дитя эволюции
Тревога ощущение, знакомое абсолютно каждому человеку. В основе тревоги лежит инстинкт самосохранения, который достался нам от далёких предков и который проявляется в виде защитной реакции «Беги или сражайся». Говоря иначе, тревога не возникает на пустом месте, а имеет под собой эволюционные основания. Если во времена, когда человеку постоянно угрожала опасность в виде нападения саблезубого тигра или нашествия враждебного племени, тревога действительно помогала выживать, то сегодня мы живём в самое безопасное в истории человечества время. Но наши инстинкты продолжают работать на доисторическом уровне, создавая многие проблемы. Поэтому важно понимать, что тревога - это не ваш личностный недостаток, а выработанный эволюцией механизм, который более не актуален в современных условиях. Некогда необходимые для выживания тревожные импульсы в настоящий момент утратили целесообразность, превратившись в невротические проявления, существенно ограничивающие жизнь тревожных людей.
МБОУ «Гимназия №3»
ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
Цель психологического сопровождения профильного обучения:
формирование психологической готовности к выбору профессии, содействие в профессиональном и личностном самоопределении школьников.
Задачи:
1) Всестороннее изучение индивидуальных и личностных особенностей подростков, влияющих на выбор дальнейшего жизненного пути
2) Оказание помощи подросткам в самопознании
3) Оказание методической и консультативной помощи педагогам и родителям по вопросам адаптации учащихся к особенностям профильного обучения.
Этапы ППС профильных классов
Заключительный
11 класс
Предп одготовительный
8 класс
Адаптационный
10 класс
П одготовительный
9 класс
Предп одготовительный цикл ППС (8 класс ) .
Цель работы психолога - организовать систему педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки учащихся, содействующей повышению готовности к самоопределению.
задачи:
1) Расширить знания о мире профессий, содержании деятельности различных типов профессий.
2) Сформировать представление о своих психофизиологических качествах.
3) Сформировать умения адекватно оценивать свои склонности и возможности и соотносить их с требованиями, которые предъявляет профессия.
Направления работы
Диагностическое
Консультативное
Развивающее
Комплекс занятий:
-Что я знаю о своих возможностях
-Что я знаю о профессиях
(Резапкина Г.В.
Подготовительный цикл ППС ( 9 класс ) .
Цель работы психолога - помочь старшеклассникам в проектировании дальнейшего образовательного пути.
В соответствии с целью перед психологом стоят следующие задачи:
1) определение и коррекция уровня профессиональной готовности и готовности к профильному обучению учащихся 9-го класса;
2) психологическое просвещение родителей и педагогов об актуальных проблемах учащихся 9-х классов и о том, какую помощь они могут оказать подросткам.
Направления работы
Диагностическое
Консультативное
Развивающее
Комплекс занятий:
-Способности и профессиональная
пригодность.
-Планирование профессиональной
карьеры
(Резапкина Г.В.
Психология и выбор профессии)
Профильный цикл ППС. 10 класс.
Основная цель работы психолога – способствовать социально-психологической адаптации учащихся 10 классов к новой ситуации обучения.
Задачи:
1) Совместная с классными руководителями работа по программе адаптации в начале учебного года;
2) Отслеживание актуального состояния учащихся профильных классов, выявление симптомов дезадаптации;
3) Психологическое просвещение родителей и педагогов относительно адаптационного периода у десятиклассников.
4) Создание условий для формирования адекватной самооценки своих потребностей и возможностей.
Направления работы
Диагностическое
Консультативное
Развивающее
(адаптационные занятия
с элементами тренинга)
Заключительный цикл ППС. 11 класс.
Основной целью психолога является помощь старшеклассникам в определении и формировании социальной и профессиональной готовности.
Задачи:
1) определение и коррекция уровня профессиональной и социальной готовности;
2) проведение развивающей работы с учащимися;
3) психологическое просвещение родителей и педагогов об актуальных проблемах будущего выпускника школы.
Направления работы
Диагностическое
Консультативное
Развивающее
ролевые игры:
- Профилактическая игра: «Три судьбы»;
- Бланковая игра «Торг»;
- Игра-дискуссия «Заработная плата
работника»
(Пряжников Н.С. Профориентация в школе:
игры, упражнения, опросники)
Методики определения
профессиональной готовности
9-ые классы
«Матрица выбора профессии»
Г. В. Резапкина
«Карта интересов». А. Е. Голомшток, в модиф. О. Г. Филимоновой
11-ые классы
Ориентационный опросник
«Диагностика направленности личности» В. М. Басса
“ Стилевая саморегуляция поведения человека (ССП-98)” В.И. Моросановой и Е.М. Комоз
- В помощь классному руководителю: презентации к курсу Г.Резапкиной «Психология и выбор профессии» - Электронный ресурс: http://detok.org/proforientaciya/razrabotki-urokov/
- Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы). - М.: ВАКО, 2005. - 288 с. – Электронный ресурс: http://pedlib.ru/Books/1/0291/1_0291-1.shtml
- Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки. Учебно–методическое пособие для психологов и педагогов. - М.: Генезис, 2005. - 208 с – Электронный ресурс: http://metodkabi.net.ru/index.php?id=knig
- Стратегия выбора профессии (видео) https://www.youtube.com/watch?v=5F2T52TR5kI