Воображение и творческая деятельность. Роль воображения в художественном творчестве Воображение как проявление творчества человека

Введение

1. Воображение: сущность и виды

2.Воображение и творчество

2.1 Роль воображения внаучно-техническом и художественном творчестве

2.2 Развитие воображенияу детей в процессе творческой деятельности

2.3 «Мозговой штурм» каквид творческого воображения

Заключение

Список использованнойлитературы


Введение

Воображениев своем, совершенно специфическом смысле слова может быть лишь у человека. Лишьу человека, который как субъект публичной практики реально преобразует мир,развивается подлинное воображение.

Обладаябогатым воображением, человек может жить в разном времени, что не может себе позволитьникакое другое живое существо в мире. Прошлое зафиксировано в образах памяти, абудущее представлено в мечтах и фантазиях.

Представьте,что было бы, если б человек не обладал фантазией. Мы лишились бы почти всехнаучных открытий и произведений искусства, образов, создаваемых величайшимиписателями и изобретений конструкторов. Дети не услышали бы сказок и не смоглибы играть во многие игры. А как они смогли бы усваивать школьную программу безвоображения?

Благодарявоображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею.Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктомвоображения и творчества людей.

Воображение выводитчеловека за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открываетбудущее. Вместе с уменьшением способности фантазировать у человека обедняетсяличность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес кискусству и науке.

Если лишитьчеловека фантазии - остановится прогресс, следовательно воображение являютсянеобходимейшей способностью человека.

Принимая вовнимание всю актуальность данной проблемы, какое значение воображение имеет вжизни человека, как оно влияет на его психические процессы и состояния,определим цель данной работы, которая заключается в изучение воображения итворчества, а также вопроса их взаимоотношения.

Работасостоит из введения, двух частей, заключения и списка использованнойлитературы.


1. Воображение:сущность и виды

Воображение– форма психического отражения, состоящего в создании образов на основе ранеесформированных представлений. Оно является отражением действительности и служитсредством ее познания.

Благодарявоображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею.Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктомвоображения и творчества людей. Воображение выводит человека за пределы егосиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее.Обладая богатым воображением, человек может «жить» в разном времени: прошлоезафиксировано в образах памяти, произвольно воскрешаемых усилием воли, будущеепредставлено в мечтах и фантазиях.

Особенностьвоображения как процесса состоит в формировании наглядных образов объектов,ранее не воспринимавшихся субъектом. Всякое воображение порождает что-то новое,изменяет, преобразует то, что дано восприятием. Эти изменения и преобразованиямогут выразиться в том, что человек, исходя из знаний и опираясь на опыт,вообразит, т.е. создаст, себе картину того, чего в действительности никогда самне видел. Например, сообщение о полете в космос побуждает наше воображениерисовать картины фантастической по своей необычности жизни в невесомости, вокружении звезд и планет. Фактором, стимулирующим деятельность воображения,выступают различные связи явлений, событий, предметов. Они способны вызватьсвободную игру ассоциаций.

Отношениечеловека к процессу воображения непосредственно определяет существованиеразличных уровней воображения. Дадим классификацию некоторых форм воображения.

На низшихуровнях смена образов происходит непроизвольно , которая совершается подвоздействием малоосознанных потребностей, влечений и тенденций, независимо откакого-то сознательного вмешательства субъекта. В высших формах воображения, втворчестве, образы сознательно формируются и преобразуются в соответствии сцелями. Пользуясь ими, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает усебя соответствующие образы творческой деятельности человека. Эта формавоображения носит название активной.

Воображениетакже может быть: активное, пассивное, продуктивное (преобразующее) ирепродуктивное (воспроизводящее).

Активное воображениехарактеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воливызывает у себя соответствующие образы. Творческое активное воображение - самостоятельное создание новых по отношению к субъекту образов. Проявляется впродуктах деятельности, воплощаемых в практике. Образы пассивного воображения возникают спонтанно, помимо воли и желания человека.

Продуктивное воображение отличаетсятем, что в нем действительность сознательно констатируется человеком, а непросто механически копируется или воссоздается. Но при этом в образе она все жетворчески преобразуется. В репродуктивном воображении ставится задачавоспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь такжеприсутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятиеили память, чем творчество.

Различаюттакже воображение воссоздающее и творческое .

В первомслучае – это воссоздание заданных образов. Оно имеет место в тех случаях, когдачеловек по одному описанию должен представить себе предмет, который никогда имраньше не воспринимался. Базой для воссоздающего воображения являются знания. Например,человек никогда не видел моря, но, прочтя описание его в книге, он может себепредставить море в более или менее ярких и полных образах. Воссоздающеевоображение создает то, что есть, что существует, и так, как оно существует. Внем не должно быть отлета от действительности, иначе оно не будет служить темцелям познания, которые перед ним стоят - расширять (на основе переводаописаний в наглядные образы) круг знаний человека об окружающем мире. Благодарявоссоздающему воображению человек может только по одному описанию представитьсебе и далекие страны, в которых он никогда не был, и давно прошедшиеисторические события, и многие предметы, с которыми он не имел случаясталкиваться в действительности.

Второе выражаетсяв самостоятельной разработке новейших образов. Творческое воображение - этосамостоятельное создание новых образов в процессе творческой деятельности, будьто искусство, наука или техническая деятельность. Писатели, живописцы, композиторы,стремясь отобразить жизнь в образах своего искусства, прибегают к творческомувоображению. Они не просто фотографически копируют жизнь, но создаютхудожественные образы, в которых эта жизнь правдиво отражается в своих наиболееярких чертах, в обобщенных образах действительности.

Открытия,изобретения, создание произведений искусства, литературы - все это творческаядеятельность, которая является общественной необходимостью. Творческоевоображение значительно сложнее, чем воссоздающее: одно дело представить себечертеж машины и совсем другое - сделать ее.

Выделяют итакие формы воображения, такие как грезы, дремотные состояния, сновидения,галлюцинации, мечты.

Сновиденияможно отнести к разряду пассивных и непроизвольных форм воображения. Известно,что в сновидениях человека находят выражение и удовлетворение многие жизненноважные потребности, которые в силу ряда причин не могут получить реализации вжизни. Галлюцинациями называют фантастические видения, не имеющие никакой связис окружающей человека действительностью. Обычно они - результат тех или иныхнарушений психики или работы организма - сопровождают многие болезненныесостояния. Грезы в отличие от галлюцинаций - это нормальное состояние психики,и представляет из себя фантазию, связанную с желанием.

Особоеместо в воображения занимает мечта, которая выступает как реальная илиабстрактная возможность желаемого будущего. Мечта от грезы отличается тем, чтоона более реалистична и в большей степени связана с действительностью.

Установлено,что люди так много мечтают потому, что их разум не может быть безработным, онпродолжает функционировать и тогда, когда в мозг человека не поступает никакаяинформация, когда он не решает никаких проблем. Именно в это время и начинаетработать воображение. Кроме того, выявлено, что по своему желанию человек не всостоянии остановить воображение или прекратить поток мыслей.


2. Воображениеи творчество

Воображениетесно связано с творчеством, и зависимость эта обратная, т.е. именновоображение формируется в процессе творческой деятельности, а не наоборот.Таким образом, творческое воображение – вид воображения, направленного насоздание новых образов, составляющего основу творчества.

Особенностьтворческого воображения состоит в том, что оно является процессом сознательнымв своей основе. Возможность образного предвидения результатов собственныхдействий придают направленность творческому воображению.

Полетфантазии в творческом процессе обеспечивается знаниями, подкрепляетсяспособностями, стимулируется целеустремленностью, сопровождается эмоциональнымтоном. В любом виде деятельности творческое воображение определяется тем, какон умеет преобразовывать действительность, обремененную случайными,несущественными деталями.

2.1 Рольвоображения в научно-техническом и художественном творчестве

Специализацияразличных видов воображения является результатом развития различных видовтворческой деятельности. Поэтому существует столько специфических видоввоображения, сколько имеется видов человеческой деятельности, особенно важнуюроль воображение играет в научном и художественном творчестве.

Научнуюдеятельность нельзя представить себе как механическое познание тех или другихявлений окружающего мира. Научное исследование всегда связано с построениемгипотез, следовательно оно немыслимо без творческого воображения. Ученомувоображение позволяет строить гипотезы, мысленно представлять и проигрыватьнаучные эксперименты, искать и находить нетривиальные решения проблем. Так,например, в математике, в начале доказательства различных теорем приходитсявстречаться с высказываниями, которые начинаются со слов: «допустим, что; представимсебе, что». Именно они указывают на то, что процесс математическогодоказательства начинается с творческого представления или воображения. Воображениеиграет важную роль на ранних стадиях решения научной проблемы и нередко ведет кзамечательным догадкам.

Вотличие от научного мышления, ограничивающего фантазию человека требованиямибезусловной достоверности, разумности, целесообразности, доказательности илогичности, в искусстве не существует ограничений ни для воображения, нидля ума.

Писатели,живописцы, композиторы, стремясь отобразить жизнь в образах своего искусства,прибегают к творческому воображению. Сущность художественного воображениязаключается, прежде всего, в том, чтобы суметь создать новые образы, способныебыть носителем идейного содержания. Особая мощь художественного воображениязаключается в том, чтобы создать новую ситуацию не путем нарушения, а приусловии сохранения основных требований жизненности. Например, по картинам И.И. Шишкинаботаники могут изучать флору русского леса, так как все растения на егополотнах выписаны с «документальной» точностью. Но соблюдение жизненности иреальности не означает фотографически точного копирования воспринятого, ведь унастоящего художника особый взгляд на вещи, поэтому основная задачахудожественного произведения – показать другим то, что видит художник, так,чтобы это увидели и другие. Творческое воображение использует такого родафантастику, отклонение о некоторых черт действительности, с целью придатьобразность и наглядность реальному миру, основной идее или замыслу.

Чащевсего творческий процесс в искусстве связан с активным воображением: прежде чемзапечатлеть какой-либо образ на бумаге, холсте или нотном листе, художниксоздает его в своем воображении, прилагая к этому сознательные волевые усилия.Нередко активное воображение настолько захватывает творца, что он утрачиваетсвязь со своим временем, своим «я», «вживаясь» в создаваемый им образ.

Некоторыепереживания, чувства людей в повседневной жизни могут быть и незаметны глазуобывателя, воображение же художника, отклоняясь о действительности, преобразуетее, ярче освещая и выпуклее показывая какую-то особо для него важную часть этойдействительности. Отойти от действительности, чтобы глубже в нее проникнуть илучше понять – такова логика творческого воображения.

Особо следуетвыделить значение музыкального искусства в развитии творческоговоображения, т.к. художественные образы, формирующиеся с помощью звуков,характеризуются активным и непосредственным воздействием на внутренний мирчеловека. Можно даже утверждать, что жанры музыкального искусства выступалистимулом для развития творческих способностей, способом влияния на эмоциональнуюсферу, фактором воспитания человеческой индивидуальности.

Звук какоснова музыкальной образности и выразительности лишен смысловой конкретностислова, не воспроизводит фиксированных, видимых картин мира, как в живописи.Вместе с тем он специфическим образом организован и имеет интонационнуюприроду. Интонация и делает музыку звучащим искусством, как бы вбирая в себяпри этом многовековый художественный опыт. Музыка обладает также ярковыраженными национальными чертами, проявляющимися в ее интонационном,мелодическом, ритмическом строе. Особенно характерно это для народногомузыкального творчества. Поскольку ассоциативность является характернымсвойством творческого воображения, музыка способна вызвать у слушателяразнообразные эмоциональные, образные, зрительные, смысловые, двигательныеассоциации, воспоминания о чем-то пережитом.


2.2 Развитиевоображения у детей в процессе творческой деятельности

Творчествуможно и нужно учить всех. Особенно если эта работа начата в младшем школьномвозрасте. Что же это за черты творческой деятельности?

1) творческийпроцесс предполагает самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию.

2) Видениеновой функции уже знакомого объекта.

3) Видениеновых проблем в знакомых ситуациях.

4) Видениеструктуры объекта, подлежащего изучению.

Все эти чертытворческой деятельности неразрывно связаны с воображение, т. к. творческаядеятельность предполагает выдвижение разных подходов, вариантов решения,рассмотрение предмета с разных сторон, умение придумывать оригинальныйнеобычный способ решения.

Естественно,что ребёнок создаёт субъективно-новое, т. е. новое для него самого, но этоимеет важное общественное значение, потому что в ходе его формируютсяспособности личности.

В процессеобучения воссоздающее воображение имеет очень большое значение, т. к. без негоневозможно воспринимать и понимать учебный материал.

Учениеспособствует развитию этого вида воображения. Кроме того, у младшего школьникавоображение всё теснее связывается с его жизненным опытом, причём не остаетсябесплодным фантазированием, а постепенно становится побудителем к деятельности.Возникшие мысли и образы ребёнок стремится воплотить в реальные предметы.

Неспособных ктворчеству нет! Есть люди, не стремящиеся к творчеству. Развить заложенную вкаждом ребёнке способность к творчеству, воспитать у него качества, необходимыедля того, чтобы в различных видах деятельности он мог преуспевать и какисполнитель и как творец, как этого требует реальная жизнь, - значитвоспитывать поколение, которое будет преодолевать инертность форм и методовработы.

2.3«Мозговой штурм» как вид творческого воображения

Порождение ценных идей - процесс творческий и совершеннонепредсказуемый. Мозговой штурм – методика стимуляции творческой активности ипродуктивности, исходящая из предположения, что при обычных приемах обсужденияи решения проблем возникновению новаторских идей препятствуют контрольныемеханизмы сознания, которые сковывают поток этих идей под давлением привычных,стереотипных форм принятия решения. Т.е.это процедура группового креативного (творческого) мышления, средство полученияот группы лиц большого количества идей за короткий промежуток времени.

Правильноорганизованный мозговой штурм включает три обязательных этапа:

1. Постановкапроблемы.Предварительный этап. В начале второго этапа проблема должна быть четкосформулирована. Происходит отбор участников штурма, определение ведущего ираспределение прочих ролей участников в зависимости от поставленной проблемы ивыбранного способа проведения штурма.

2. Генерацияидей - основнойэтап, от которого во многом зависит успех всего мозгового штурма. Поэтому оченьважно соблюдать правила для этого этапа: не делать никаких ограничений наколичество идей; полный запрет на критику и любую (в том числе положительную)оценку высказываемых идей, так как оценка отвлекает от основной задачи исбивает творческий настрой; необычные и даже абсурдные идеи приветствуются.

3.Группировка, отбор и оценка идей. Этот этап часто забывают, но именно онпозволяет выделить наиболее ценные идеи и дать окончательный результатмозгового штурма. На этом этапе, в отличие от второго, оценка неограничивается, а наоборот, приветствуется. Методы анализа и оценки идей могутбыть очень разными. Успешность этого этапа напрямую зависит от того, насколько«одинаково» участники понимают критерии отбора и оценки идей.

В мозговомштурме участвует коллектив из нескольких специалистов, и ведущий. Перед самимсеансом мозгового штурма, ведущий производит четкую постановку решаемой задачи.В ходе мозгового штурма участники высказывают свои идеи решения поставленнойзадачи, причём как логичные, так и абсурдные.

В процессемозгового штурма, как правило, вначале решения не отличаются высокойоригинальностью, но по прошествии некоторого времени типовые, шаблонные решенияисчерпываются и у участников начинают возникать необычные идеи. Затем, когдавсе идеи высказаны, производится их анализ, развитие и отбор.

В итогенаходится максимально эффективное и часто нетривиальное, творческое решениепроблемы.


Заключение

Подводяитог вышеизложенному, отметим, что воображение - одна из важнейших сторон нашейжизни. Значение воображения в жизни и деятельности человека очень велико. Безвоображения не был бы возможен прогресс ни в науке, ни в искусстве, ни в технике.Ни один школьный предмет не может усваиваться полностью без деятельностивоображения.

Всвязи с особенностями и причинами возникновения различают: непроизвольное ипроизвольное воображение; в связи с характерными особенностями воображаемыхпредставлений, а также задач различают: воссоздающее, творческое воображение,мечты человека и т.д.

Воображение- основа творческого процесса. Творческие способности не сводятся к знаниям,умениям и навыкам, хотя проявляются и развиваются на их основе. Творческая способность- это качество личности, существующее только относительно определеннойдеятельности. Существует несколько форм связи воображения с действительностью:

1)Воображение всегда создаётся из пережитых человеком событий, то есть изпрежнего опыта. Следовательно, творческая деятельность воображения зависит отпрежнего опыта человека, и чем разнообразней опыт, тем богаче воображение.

2)Воображение имеет направленность. То есть мы создаём цели и мотивы, которыепреследует деятельность воображения.

3)Воображение имеет эмоциональную связь.

Проследивсвязь воображения с действительностью, можно перечислить условия необходимыедля начала творческого процесса:

Наличиедостаточной предварительной информации. Необходимо понять сущность стоящейзадачи, свободно владеть основными понятиями, знать основные характеристикиинтересующего вас объекта или явления.

Наличиеэмоциональной заинтересованности в решении задачи.

Наличиесильного и управляемого воображения. Считается, что именно благодаря игревоображения, фантазии человек оказывается в состоянии расчленить и по-новомусоединить приобретённые и известные ранее данные.


Списокиспользованной литературы

1. Интеллект и креативностьв ситуациях межличностного взаимодействия: Сб. науч. тр. / Ред.сост. А.Н. Воронин.- М.: РАН Ин-т психологии, 2001. - 275 с.

2. Койн,К. Творческая мысль на коротком поводке / К. Койн, П. Клиффорд, Р. Дай //Harvard Business Review. - Россия. - 2008. - №4.

3. Никифорова О.И.Исследование попсихологии художественного творчества. – М.: МГУ, 1999. – 142 с.

4. Петровский, А.В.Психология / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. - М.: Академия, 2000. - 512 с.

5. Рубинштейн С.Л. Основыобщей психологии / С.Л. Рубинштейн.- СПб: Питер, 2000. – 720 с.

6. Холопова, В.Н. Музыка каквид искусства: Учебное пособие / В.Н. Холопова. – СПб: Лань, 2000. - С.150-154.

Страница
14

Искусность руководителя заключается в выборе того или иного стиля руководства, адекватного для сложившейся ситуации. Выбор руководителем того или иного стиля определяется рядом объективных (тип организации, специфика основной деятельности организации, специфика решаемых задач, условия выполнения задач, способы и средства деятельности организации, уровень развития организации, стиль руководства и методы работы вышестоящего руководителя, совпадение стиля руководства с теми ожиданиями, которые выказывают подчиненные и др.) и субъективных (индивидуально-психологические особенности личности руководителя, наличие у руководителя авторитета, уровень общей и управленческой культуры и образования, имеющийся общий и управленческий опыт и др.) факторов. Их много, все они тесно переплетены, поэтому нет единого правила, которое позволило бы выбрать единственно правильный стиль – все зависит от руководителя, его знаний, таланта, интуиции.

Творчество в управлении.

Творческими работниками раньше было принято называть деятелей литературы и искусства. На самом деле творит человек любой профессии, если он находит новое решение известной задачи, разрешает проблему или открывает новое направление.

Менеджмент как особый вид деятельности никогда не отстранялся от творчества; напротив, всегда его использовал, причем двояко. Во-первых для собственных нужд, т.е. для разработки тех или иных управленческих решений. Ведь и такие сугубо будничные повседневные акции, как заседания, совещания, планерки, «пятиминутки» и т.п., для управленцев по сути представляют занятие творчеством – пусть часто и неэффективным. Во-вторых, менеджмент использует творчество для побуждения подчиненных к действиям, требующимся с точки зрения тех, кто руководит. Такое побуждение предполагает при элементарно грамотной его организации постоянную апелляцию к заложенному в каждом работнике творческому началу, - пусть осуществляющуюся на интуитивном уровне .

Но в то же время, менеджер должен найти разумное соотношение между творческими личностями (подчиненными) и исполнительными, так как в одном человеке редко совмещаются творческие и исполнительские качества. Руководитель должен уметь создавать такую рабочую обстановку, в которой люди творчества и исполнители не будут конфликтовать, а наоборот соединяться в единой работе и их деятельность станет более эффективной.

Руководителю для эффективного управления необходимы талант, способности, навыки, интуиция, во­ображение, наблюдательность.

Важнейшими особенностями таланта яв­ляются сила воображения и интуиция. Интуицию, как способность увидеть целое, минуя детали, как умение быстро решить новую, никогда не бывшую в опыте, задачу относят к важнейшим и до конца не изученным орудиям творчества . Ин­туиция - это способность чувствовать и по­нимать суть происходящего непосредствен­но, без формальных доказательств и коли­чественных обоснований. Роль интуиции особенно велика и ответственна в принятии управленческих решений, если учесть, что они принимаются при дефиците времени, часто недостатке информации и отмене не подлежат. Воображение по­зволяет человеку на основе жизненного опыта, накопленных знаний и наблюдений мысленно представлять ситуации, поступки, поведение, характеры людей. Интуиция, творческое воображение и фантазия играют огромную роль в управленческой деятельности.

Труд менеджера является творческим. Он самостоятельно создает новые, ориги­нальные идеи и решения. Творческие спо­собности менеджера проявляются в умении перенести оправдавшую себя идею или ме­тод из одной сферы деятельности или сре­ды в другую, умении заимствовать интерес­ные идеи и решения из окружающего мира и использовать их в управлении, умении генерировать оригинальные идеи. Повсед­невный труд менеджера часто связан с по­иском нестандартных решений, новых под­ходов, разработкой и использованием соб­ственных приемов и методов, новых форм работы .

По мнению Бертила Торекуля (автора книг о гигантах мирового бизнеса IKEA, Saab) основой для достижения успеха является сам предприниматель, его отношение к своему делу, это то, что не поддается копированию и оказывается одним из главных конкурентных преимуществ компании: «нельзя просто сказать: мы будем использовать такую же концепцию как у другой компании, у нас будут такие же философия и этика. Успешная компания образуется на основе страсти ее создателя, даже одержимости. Надо стараться всегда подходить к процессу творчески. 20 лет назад в США существовала огромная успешная компания-авиаперевозчик Pan American. Работа в ней была гарантией стабильного заработка и обеспеченной жизни. Сегодня этой компании не существует. Она перестала обновляться, привносить в свою деятельность что-то новое. Отсутствие творческого подхода в организации любого бизнеса приводит к тому, что он перестает развиваться. Проблема больших компаний – растущая бюрократизация всех процессов. Но, с другой стороны, именно в преодолении каких-либо преград и разрешении проблем заложены возможности для творчества, которое дает новый толчок развитию бизнеса. Для одних это очевидно, для других – не очень».

Что делать, если нужно «родить» оригинальную идею или разработать новую стратегию, а в голову ничего не приходит? Можно использовать специальные методы стимулирования творчества. Одним из них является мозговой штурм. Можно спросить: причем тут искусство руководителя? Но именно он выбирает используемый метод, участников этого процесса, место и время проведения мозгового штурма, ведущего, ставит перед участниками проблемы, заинтересовывает их в том, чтобы найти нестандартные решения и т.д.

Генеральный директор компании ARS VIRAE, Анна Моносова, рассказывает о том, как правильно организовать и провести мозговой штурм.

СЕКРЕТ ФИРМЫ: Что представ­ляет собой метод мозгового штурма?

АННА МОНОСОВА: Главная его особенность в том, что соби­рается группа людей и наки­дывает различные варианты решения проблемы, пусть да­же смешные и абсурдные, но они никак не оцениваются. То есть сначала задается цель, потом собирается копилка ре­шений, и лишь потом, в самом конце, их анализируют по оп­ределенным критериям. СФ: Какие проблемы можно ре­шать с помощью этого метода? AM: Метод можно использо­вать в любых проектах на этапе генерирования идей. Это могут быть идеи разного уровня - от стратегических концепций до сценария кор­поративного праздника. Так можно придумать название нового брэнда, сценарий ро­лика, варианты продвиже­ния товара и т. д. Кроме того, мозговой штурм используют не только для решения слож­ных проблем, но и для того чтобы люди просто порабо­тали в команде. Выбирают легкую задачку - например, как мы будем встречать Но­вый год.

СФ: А зачем вообще нужна груп­па? Один человек не в состоянии сам дойти до решения? AM: Конечно, один человек может сделать то же самое, но он видит проблему лишь со своей точки зрения, а в груп­пе - с разных сторон, поэто­му решение отыскивается быстрее. Кроме того, группа всегда креативнее, чем от­дельный человек. СФ: Что же мешает человеку мыслить креативно и нестан­дартно?

Общее представление о творчестве

При творческом процессе деятельность человека направлена на создание какого-либо нового и оригинального продукта. Для того чтобы процесс был творческий необходимо накопить соответствующий опыт, знания, умения и навыки. Творческий процесс характеризуется своеобразным переходом количества идей к решению какой-либо проблемы в их новое качество, которое и будет её решением.

Между собой творчество и воображение имеют тесную связь, а роль воображения в творчестве уникальна. Когда человек думает о каком-то объекте, то каждый раз включается воображение, даже если с этим объектом отсутствует непосредственный контакт. Творческое воображение дает возможность это представление преобразовать.

В исходном смысле этого слова творчество есть сотворение нового. Этот смысл слово сохранило и в науке. Часто в обиходе творчеством называют то, что имеет связь с искусством – рисование, музыка, литература, архитектура и др. Но, надо сказать, что игра на музыкальных инструментах не обязательно несет в себе элемент какой-то новизны. Например, музыкант, исполняет в 100-й раз какую-то мелодию и в данном случае он не больше похож на творца, чем музыкальный плеер. У древних греков слово искусство обозначалось словом технология, т.е. вершина мастерства.

Под творчеством надо понимать особый вид деятельности, поэтому наблюдатель не всегда может определить занимается ли человек творчеством или же обычной рутинной работой. Признаками, характеризующими творческий процесс, является активизация воображения и мышления, а также концентрация внимания на предмете стараний. Поскольку творчество является порождением нового, то это требует значительных затрат.

Обычная рутинная работа имеет свои признаки:

  • Воображение и мышление не напрягаются;
  • Человек, во время деятельности думает о посторонних вещах;
  • Отсутствие концентрации на процессе деятельности.

Без участия воображения творчество невозможно. Например, воображение дает возможность ученому строить гипотезы, представлять и проигрывать научные эксперименты, искать и находить нестандартные решения проблем. Творчество связано не только с воображением, но и с другими психическими процессами, а степень его развития имеют для творчества большое значение. Психология творчества проявляется во всех конкретных видах деятельности – изобразительном, научном, литературном, художественном и др.

Возможность творчества человека определяют такие факторы:

  • Знания человека, его способности и целеустремленность;
  • Наличие переживаний, создающих эмоциональный тон творческой деятельности.
  • Попытку исследовать творческий процесс предпринял английский ученый Г. Уоллес. Ему удалось выделить 4 стадии процесса творчества:

    1. Зарождение или подготовка идеи;
    2. Концентрация знаний, т.е. созревание;
    3. Озарение или интуитивное схватывание искомого результата;
    4. Проверка.

    Целую теорию решения творческих задач, разработал другой ученый Г.С. Альтшуллер. Он выделял уже пять уровней творчества:

    1. Первый уровень задач решаются с применением средств, предназначенных для этих целей – требуется мысленный перебор общепринятых вариантов решения. Сам объект при этом не меняется;
    2. Этот уровень задач требует уже видоизменения объекта, чтобы получить необходимый эффект. Перебираются десятки вариантов решения;
    3. Приемы решения задач третьего уровня надо искать в смежных областях знаний, потому что их правильное решение скрыто среди сотен неправильных, а совершенствуемый объект должен быть серьезно изменен;
    4. На данном уровне совершенствуемый объект меняется полностью;
    5. Решение задач пятого уровня достигается изменением всей системы, в которую входит совершенствуемый объект, при этом многократно возрастает число проб и ошибок. Средства решения этих задач могут оказаться за пределами возможностей современной науки, поэтому сначала важно сделать открытие, а потом искать решение.

    Творческое преобразование действительности в воображении, таким образом, подчиняется своим законам и осуществляется определенными способами. Благодаря операциям синтеза и анализа, то, что уже было в сознании, дает новые представления.

    Мысленное разложение исходных представлений на составные части – анализ и соединение их в новые сочетания – синтез, носят аналитико-синтетический характер. Это значит, что творческий процесс опирается на механизмы, которые участвуют в формировании обычных образов воображения.

    На творчество, как многогранный процесс, большое влияние оказывает не только воображение и мышление, но еще и эмоции, воля, восприятие.

    Особенности творческого воображения

    Творческое воображение имеет свои особенности:

    • Помогает создать совершенно новые образы на основе собственных мыслей субъекта;
    • Творческое воображение может быть произвольным и непроизвольным;
    • Творческое воображение можно развить, хотя способность к нему отчасти определяется с рождения человека;
    • Сходные этапы и приемы позволяют увидеть взаимосвязь воображения и творчества.

    Концепция Т.Рибо

    С помощью различных приемов интеллектуальных операций создаются образы творческого воображения, в структуре которого различают два их типа:

    1. Операции, посредством которых формируются идеальные образы;
    2. Операции, на основе которых перерабатывается готовая продукция.

    Одним из первых эти процессы изучал французский психолог Т. Рибо (1839).

    Механизмы функционирования воображения он исследует по аналогии с функционированием воли по управлению движениями и считает, что это больше всего аналогично творческому воображению. Но факторов, которые управляли бы процессом создания творческих продуктов, он не указывает.

    По мнению ученого, воображение, как и воля, носят субъективный характер, поэтому Т. Рибо творческое воображение рассматривает как самостоятельную психическую функцию. Регулятором и источником этой функции служит внутренний мир – актуальные эмоционально-насыщенные потребности. В этом, считает он, заключается отличие воображения от познания – воображение оперирует образами, познание оперирует фактами.

    Созидающее воображение и рациональное исследование имеют общую черту – способность улавливать сходство. Мышление это сходство улавливает и на этой основе воображение создает образы, которые корректируются мышлением. Возможно, поэтому достаточно трудно разделить деятельность мышления и воображения.

    Т. Рибо видит механизм функционирования творческого воображения как субъективный синтез единства трех компонентов – умственного, эмоционально-аффективного и бессознательного. С помощью этих компонентов строится идеальный образ будущего реального продукта. Он выделяет аффективный элемент в качестве ведущего компонента функционирования творческого воображения и не сомневается в самостоятельности творческого воображения как психической функции. Ученый рассматривает деятельность творческого воображения как «умственную химию», в процессе которой возникает единство трех взаимодействующих компонентов, но механизм возникновения этого единства, он не рассматривает. В процессе анализа у Рибо творческое воображение как психологический феномен исчезает.

    Вывод

    Таким образом, мотивационно-волевая, познавательно-интеллектуальная аффективно-эмоциональная сферы и бессознательная часть психики, в концепции Т. Рибо представлены как единая система. В ней использовались элементы системного подхода, но отсутствие разработанности не позволило определить роль творческого воображения при создании изобретений разного уровня сложности.

    Вопрос 46. Определение, виды, функции воображения. Роль воображения в решении познавательных и личностных проблем. Развитие воображения. Воображение и творчество.

    Воображение - это психический процесс создания новых образов, представлений и мыслей на основе имеющегося опыта, путем перестройки представлений человека.

    Воображение тесно связано со всеми другими познавательными процессами и занимает особое место в познавательной деятельности человека. Благодаря этому процессу человек может предвосхищать ход событий, предвидеть результаты своих действий и поступков. Оно позволяет создавать программы поведения в ситуациях, характеризующихся неопределенностью.

    С физиологической точки зрения, воображение - это процесс образования новых систем временных связей в результате сложной аналитико-синтетической деятельности мозга.

    В процессе воображения системы временных нервных связей как бы распадаются и объединяются в новые комплексы, группы нервных клеток связываются по-новому.

    Физиологические механизмы воображения располагаются в коре и более глубоко лежащих отделах мозга.

    Воображение – это процесс мысленного преобразования реальности, способность к построению новых целостных образов действительности путем переработки содержания сложившегося практического, чувственного, интеллектуального и эмоционально-смыслового опыта.

    Виды воображения

    По предмету – эмоциональное, образное, словесно-логическое

    По способам активности – активное и пассивное, преднамеренное и непреднамеренное

    По характеру образов – абстрактное и конкретное

    По результатам – воссоздающее (мысленное воспроизведение имеющихся в действительности образов предметов) и творческое (создание образов объектов не существующих в настоящее время).

    Виды воображения:

    - активное - когда человек усилием воли вызывает у себя соответствующие образы. Активное воображение - явление творческое, воссоздающее. Творческое активное воображение возникает в результате труда, самостоятельно создает образы, выражающиеся в оригинальных и ценных продуктах деятельности. Это основа любого творчества;

    - пассивное - когда образы возникают сами собой, не зависят от желаний и воли и не воплощаются в жизнь.

    Пассивное воображение бывает:

    - непроизвольное воображение . Наиболее простая форма воображения – те образы, которые возникают без специального намерения и усилий с нашей стороны (плывущие облака, чтение интересной книги). Всякое интересное, увлекательное преподавание обычно вызывает яркое непроизвольное воображение. Одним из видов непроизвольного воображения являются сновидения . Н. М. Сеченов считал, что сновидения – небывалая комбинация бывалых впечатлений.

    - произвольное воображение проявляется в случаях, когда новые образы или идеи возникают в результате специального намерения человека вообразить что-то определенное, конкретное.

    Среди различных видов и форм произвольного воображения можно выделить воссоздающее воображение, творческое воображение и мечту. Воссоздающее воображение проявляется тогда, когда человеку необходимо воссоздать представление объекта, как можно более полно соответствующее его описанию. Например, при чтении книг мы представляем себе героев, события и т.д. Творческое воображение характеризуется тем, что человек преобразует представления и создает новые не по имеющемуся образцу, а самостоятельно намечая контуры создаваемого образа и выбирая для него необходимые материалы. Творческое воображение, как и воссоздающее, тесно связано с памятью, поскольку во всех случаях его проявления человек использует свой предшествующий опыт. Мечта – вид воображения, заключающийся в самостоятельном создании новых образов. При этом мечта имеет ряд отличий от творческого воображения. 1) в мечте человек всегда воссоздает образ желаемого, в творческом не всегда; 2) мечта – это процесс воображения, не включенный в творческую деятельность, т.е. не дающий немедленно и непосредственно объективного продукта в виде художественного произведения, научного открытия и т.п. 3) мечта всегда направлена на будущую деятельность, т.е. мечта – это воображение, направленное на желаемое будущее.

    Функции воображения.

    В жизни человека воображение выполняет ряд специфических функций. Первая из них состоит в том, чтобы представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта функция воображения связана с мышлением и органически в него включена. Вторая функция воображения состоит в регулировании эмоциональных состояний. При помощи своего воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность. Данная жизненно важная функция особенно подчеркивается и разрабатывается в психоанализе. Третья функция воображения связана с его участием в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций. С помощью искусно вызываемых образов человек может обращать внимание на нужные события. Посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями. Четвертая функция воображения состоит в формировании внутреннего плана действий – способности выполнять их в уме, манипулируя образами. Наконец, пятая функция – это планирование и программирование деятельности, составление таких программ, оценки их правильности, процесса реализации. С помощью воображения мы можем управлять многими психофизиологическими состояниями организма, настраивать его на предстоящую деятельность. Известны также факты, свидетельствующие о том, что с помощью воображения, чисто волевым путем человек может влиять на органические процессы: изменять ритмику дыхания, частоту пульса, кровяное давление, температуру тела.

    Воображение несет следующие функции (по определению Р. С. Немова):

    - представление действительности в образах;

    - регулирование эмоциональных состояний;

    Произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека:

    - формирование внутреннего плана действий;

    - планирование и программирование деятельности;

    - управление психофизиологическим состоянием организма.

    Роль воображения в решении познавательных и личностных проблем.

    Воображение тесно связано с мышлением:

    Подобно мышлению оно позволяет предвидеть будущее;

    Воображение и мышление возникают в проблемной ситуации;

    Воображение и мышление мотивируются потребностями личности;

    В процессе деятельности воображение выступает в единстве с мышлением;

    В основе воображения лежит возможность выбора образа; в основе мышления - возможность новой комбинации понятий.

    Основное назначение фантазии - представить альтернативу реальности. Как таковая фантазии служит двум основным целям:

    Она стимулирует творчество, позволяя создать то, чего еще нет (пока), и

    Она действует как балансировочный механизм души, предлагая индивидууму средство самопомощи для достижения эмоционального равновесия (самоисцеления). Фантазия также используется в клинических целях; результаты проективных психологических тестов и методик основываются на проекциях фантазий (как это имеет место в ТАТ). Кроме того, в различных психотерапевтических подходах фантазии отводится роль разведочного или терапевтического средства.

    Развитие воображения

    Определить какие-либо конкретные возрастные границы, характеризующие динамику развития воображения, очень трудно. Существуют примеры чрезвычайно раннего развития воображения. Например, Моцарт начал сочинять музыку в четыре года, Репин и Серов уже в шесть лет хорошо рисовали. С другой стороны, позднее развитие воображения не означает, что этот процесс в более зрелые годы будет стоять на низком уровне. Истории известны случаи, когда великие люди, например Эйнштейн, в детстве не отличались развитым воображением, однако со временем о них стали говорить как о гениях.

    Несмотря на сложность определения этапов развития воображения у человека, можно выделить определенные закономерности в его формировании. Так, первые проявления воображения тесно связаны с процессом восприятия. Например, дети в возрасте полутора лет не способны еще слушать даже самые простые рассказы или сказки, они постоянно отвлекаются или засыпают, но с удовольствием слушают рассказы о том, что они сами пережили. В этом явлении достаточно ясно видна связь воображения и восприятия. Ребенок слушает рассказ о своих переживаниях потому, что отчетливо представляет то, о чем идет речь. Связь между восприятием и воображением сохраняется и на следующей ступени развития, когда ребенок в своих играх начинает перерабатывать полученные впечатления, видоизменяя в воображении воспринимаемые ранее предметы. Стул превращается в пещеру или самолет, коробочка - в автомашину. Однако следует отметить, что первые образы воображения ребенка всегда связаны с деятельностью. Ребенок не мечтает, а воплощает переработанный образ в свою деятельность, даже, несмотря на то, что эта деятельность - игра.

    Важный этап в развитии воображения связан с тем возрастом, когда ребенок овладевает речью. Речь позволяет ребенку включить в воображение не только конкретные образы, но и более отвлеченные представления и понятия. Более того, речь позволяет ребенку перейти от выражения образов воображения в деятельности к непосредственному их выражению в речи.

    Этап овладения речью сопровождается увеличением практического опыта и развитием внимания, что позволяет ребенку легче выделять отдельные части предмета, которые он воспринимает уже как самостоятельные и которыми все чаще оперирует в своем воображении. Однако синтез происходит со значительными искажениями действительности. Из-за отсутствия достаточного опыта и недостаточной критичности мышления ребенок не может создать образ, близкий к реальной действительности. Главной особенностью данного этапа является непроизвольный характер возникновения образов воображения. Чаще всего образы воображения формируются у ребенка данного возраста непроизвольно, в соответствии с ситуацией, в которой он находится.

    Следующий этап развития воображения связан с появлением его активных форм. На этом этапе процесс воображения становится произвольным. Возникновение активных форм воображения вначале связано с побуждающей инициативой со стороны взрослого. Например, когда взрослый человек просит ребенка что-либо сделать (нарисовать дерево, сложить из кубиков дом и т. д.), он активизирует процесс воображения. Для того чтобы выполнить просьбу взрослого человека, ребенок вначале должен создать, или воссоздать, в своем воображении определенный образ. Причем этот процесс воображения по своей природе уже является произвольным, поскольку ребенок пытается его контролировать. Позднее ребенок начинает использовать произвольное воображение без всякого участия взрослого. Этот скачок в развитии воображения находит свое отображение, прежде всего в характере игр ребенка. Они становятся целенаправленными и сюжетными. Окружающие ребенка вещи становятся не просто стимулами к развертыванию предметной деятельности, а выступают в виде материала для воплощения образов его воображения. Ребенок в четырех - пятилетнем возрасте начинает рисовать, строить, лепить, переставлять вещи и комбинировать их в соответствии со своим замыслом.

    Другой важнейший сдвиг в воображении происходит в школьном возрасте. Необходимость понимания учебного материала обусловливает активизацию процесса воссоздающего воображения. Для того чтобы усвоить знания, которые даются в школе, ребенок активно использует свое воображение, что вызывает прогрессирующее развитие способностей переработки образов восприятия в образы воображения.

    Другой причиной бурного развития воображения в школьные годы является то, что в процессе обучения ребенок активно получает новые и разносторонние представления об объектах и явлениях реального мира. Эти представления служат необходимой основой для воображения и стимулируют творческую деятельность школьника.

    Степень развития воображения характеризуется яркостью образов и глубиной, с какой перерабатываются данные прошлого опыта, а также новизной и осмысленностью результатов этой переработки. Сила и живость воображения легко оценивается, когда продуктом воображения являются неправдоподобные и причудливые образы, например у авторов волшебных сказок. Слабое развитие воображения выражается в низком уровне переработки представлений. Слабое воображение влечет за собой затруднения в решении мыслительных задач, которые требуют умения наглядно представить себе конкретную ситуацию. При недостаточном уровне развития воображения невозможна богатая и разносторонняя в эмоциональном плане жизнь.

    Наиболее отчетливо люди различаются по степени яркости образов воображения. Если предположить, что существует соответствующая шкала, то на одном полюсе окажутся люди с чрезвычайно высокими показателями яркости образов воображения, которые переживаются ими как видение, а на другом полюсе будут люди с крайне бледными представлениями. Как правило, высокий уровень развития воображения мы встречаем у людей, занимающихся творческим трудом, - писателей, художников, музыкантов, ученых.

    Существенные различия между людьми выявляются в отношении характера доминирующего типа воображения. Чаще всего встречаются люди с преобладанием зрительных, слуховых или двигательных образов воображения. Но есть люди, у которых отмечается высокое развитие всех или большинства типов воображения. Эти люди могут быть отнесены к так называемому смешанному типу. Принадлежность к тому или иному типу воображения очень существенно отражается на индивидуально-психологических особенностях человека. Например, люди слухового или двигательного типа очень часто драматизируют ситуацию в своих размышлениях, представляя себе несуществующего оппонента.

    Развитие воображения в человеческом роде, рассматриваемое исторически, следует по тому же пути, как и у отдельного человека. Вико, имя которого вполне заслуживает упоминания здесь, потому что он первый увидел, какую пользу можно извлечь из мифов для изучения воображения, разделял исторический путь человечества на три последовательные периода: божественный или теократический, героический или сказочный, человеческий или исторический в собственном смысле; причем по миновании одного такого цикла начинается новый

    - активная деятельности (Д. вообще) стимулирует развитие воображения

    Развитие различных видов творческой деятельности и научной деятельности

    Использование специальных приемов создания новых продуктов воображения как решения проблем – агглютинация, типизация, гиперболизация, схематипизация

    - агглютинация (от лат. agglutinatio - приклеивание) - комбинирование отдельных частей или разных предметов в один образ;

    - акцентирование, заострение - подчеркивание в создаваемом образе какой-то детали, выделение части;

    - гиперболизация - смещение предмета, изменение количества его частей, уменьшение или увеличение его размеров;

    - схематизация - выделение характерного, повторяющегося в однородных явлениях и отражение его в конкретном образе.

    - типизация - выделение схожести предметов, сглаживание их различий;

    Активное подключению чувств и эмоций.

    Воображение и творчество.

    Ведущей связью является зависимость воображения от творчества: воображение формируется в процессе творческой деятельности. Необходимое для преобразования действительности и творческой деятельности воображение в процессе этой творческой деятельности и формировалось. Развитие воображения совершалось по мере того, как создавались все более совершенные продукты воображения.

    Особенно важную роль воображение играет в научном и художественном творчестве. Творчество без активного участия воображения вообще невозможно. Ученому воображение позволяет строить гипотезы, мысленно представлять и проигрывать научные эксперименты, искать и находить нетривиальные решения проблем. Воображение играет важную роль на ранних стадиях решения научной проблемы и нередко ведет к замечательным догадкам.

    Изучение роли воображения в процессах научного и технического творчества осуществляется специалистами по психологии научного творчества.

    Творчество тесно связано со всеми психическими процессами, в том числе и с воображением. Степень развития воображения и его особенности имеют для творчества не меньшее значение, чем, скажем, степень развития мышления. Психология творчества проявляется во всех его конкретных видах: изобретательском, научном, литературном, художественном и т.д. Какие факторы определяют возможность творчества человека? 1) знания человека, которые подкреплены соответствующими способностями, и стимулируется целеустремленностью; 2) наличие определенных переживаний, которые создают эмоциональный тон творческой деятельности.

    Английский ученый Г. Уоллес предпринял попытку исследовать творческий процесс. В результате ему удалось выделить 4 стадии процесса творчества: 1. Подготовка (зарождение идеи). 2. Созревание (концентрация, «стягивание» знаний, прямо и косвенно). 3. Озарение (интуитивное схватывание искомого результата). 4. Проверка.

    Таким образом, творческое преобразование действительности в воображении подчиняется своим законам и осуществляется определенными способами. Новые представления возникают на основе того, что уже было в сознании, благодаря операциям синтеза и анализа. В конечном итоге, процессы воображения состоят в мысленном разложении исходных представлений на составные части (анализ) и последующем их соединении в новых сочетаниях (синтез), т.е. носят аналитико-синтетический характер. Следовательно, творческий процесс опирается на те же механизмы, которые задействованы и при формировании обычных образов воображения.

    Роль воображения в творческом процессе трудно переоценить. Творчество не просто тесно связано с воображением, оно без него невозможно.

    Творчество в исходном смысле этого слова - сотворение нового. Этот смысл слово "творчество" сохранило и в науке. В обиходе часто творчеством называют то, что связано с искусством: рисованием, музыкой, архитектурой и т.д. Но следует учесть, например, что игра на музыкальных инструментах далеко не всегда несет в себе хоть какой-то элемент новизны. Музыкант, исполняя в 199-й раз "Подмосковные вечера" не больше похож на творца, чем музыкальный плеер. Интересно, что в древнегреческом языке словом "технология" обозначали как раз искусство, то есть вершину мастерства.

    Творчество это вид деятельности. Внешний наблюдатель не всегда может определить - занимается ли наблюдаемый творчеством или же обычной рутинной деятельностью. Если человек еще не добился ничего нового, можно ли определить - занимается он рутиной или творчеством? Пожалуй, как раз самыми характерными признаками творческого процесса (путь и не очень заметными для внешнего наблюдателя) будет активизация воображения и мышления человека, а также концентрация внимания на предмете стараний. Человек же, занимающийся рутиной скорее всего: а) не напрягает свое воображение и мышление, б) склонен думать о посторонних вещах, в) не сконцентрирован на процессе деятельности. Творчество - это порождение нового, и это требует обычно значительных затрат. Соответственно про людей творческих можно сказать, что они, скорее всего, обладают развитым воображением, мышлением и концентрацией внимания.

    Творчество возможно во всех сферах жизнедеятельности человека. Другое дело, что в одних видах деятельности заниматься творчеством проще, чем в других. Чтобы, например, решить математическую задачу нестандартно, не по учебнику, надо обладать высокими способностями. А чтобы нарисовать новую картину, достаточно взять в руки кисточку и краску, а потом нарисовать что угодно.

    Соответственно видам деятельности человека выделяют, например, такие виды творчества:

    Изобретательское,

    Техническое,

    Научное,

    Литературное,

    Художественное,

    Артистическое,

    Музыкальное,

    Политическое,

    Военное и т.д.

    В каждом из указанных видов творчества видна и понятна роль воображения. Для изобретательского или технического творчества важно представить работу уже имеющихся механизмов, устройств, компьютерных программ, а потом представить то, как можно улучшить работу имеющихся механизмов или устройств или же создать что-то принципиально новое. Для научного творчества важно представить во всех деталях объект и исследования, представить возможные эксперименты, их последствия. Для литературного творчества важно представить описываемых персонажей и среду их обитания, коммуникативные и прочие ситуации. В художественном творчестве художник сначала старается "всеми фибрами души" увидеть, почувствовать то, что ему предстоит нарисовать. Артист создает у себя в голове образ будущей роли. Музыкант - образ нового музыкального опуса. Политик живет в густом переплетении человеческих отношений, все эти толстые и тонкие нити тоже надо уметь представить у себя в голове, а также продумывать в деталях разного рода политические операции, интриги.

    Офицер - на поле боя или во время учений - тоже не является простым исполнителем: перед ним ставится конкретная задача, а выбор средств остается за ним; умение представить у себя в голове сложившуюся ситуацию на поле боя, прикинуть возможные варианты продолжения боя - дорогого стоит. Только в не очень умных фильмах показывают, что командиры выигрывают бой лишь на одном боевому духе и эмоциональном подъеме себя и солдат. Реальные успешные командиры, как это показывает опыт многочисленных войн, выигрывают бои и сражения в силу ряда факторов, среди которых не на последнем месте и творческие способности командира, в том числе воображение и мышление.

    Творчество - очень многогранный процесс. На него большое влияние оказывает не только воображение и мышление, но в том числе и эмоции, воля, восприятие. В данной статье, однако, мы сконцентрируемся на связи творчества с воображением.

    Проблема творчества всегда была интересна не только для психологов. Вопрос о том, что позволяет одному человеку творить, а другого лишает этой возможности, волновал умы уже давно. Долгое время господствовало представление о том, что невозможно алгоритмизировать творческий процесс, и соответственно обучить ему. Данное положение обосновал известный французский психолог Т. Рибо. Он писал: «Что касается до "методов изобретения", по поводу которых было написано много ученых рассуждений, то их на самом деле не существует, так как в противном случае можно было бы фабриковать изобретателей подобно тому, как фабрикуют теперь механиков и часовых дел мастеров».

    Постепенно эта точка зрения стала подвергаться сомнению. Дело в том, что не бывает так, что каждый в отдельности творческий процесс полностью уникален. Если художник на протяжении своей жизни нарисовал, скажем, двадцать картин-шедевров, каждая из которых признается уникальным, самобытным творением, это не значит, что эти двадцать процессов, предшествующих появлению картин, были уникальны. Очевидно, что в них общее, и этого общего, весьма вероятно, больше, чем частного. То же можно сказать и про нескольких художников: наверняка в их творчестве есть общие моменты. Да, невозможно, очевидно, полностью формализовать процесс творчества, однако "методы творчества" все равно существуют.

    Постепенно в науке на первое место вышла гипотеза о том, что способность к творчеству можно развивать. Английский ученый Г. Уоллес предпринял попытку исследовать творческий процесс. В результате ему удалось выделить четыре стадии творчества:

    1. Подготовка (зарождение идеи).

    2. Созревание (концентрация, "стягивание" знаний, прямо и косвенно относящихся к данной проблеме, добывание недостающих сведений).

    3. Озарение (интуитивное схватывание искомого результата).

    4. Проверка.

    Г. С. Альтшуллер разработал целую теорию решения творческих задач. Он выделял пять уровней творчества (от легких к сложным):

    1. Задачи первого уровня решаются применением средств, прямо предназначенных для этих целей. Здесь требуется мысленный перебор лишь нескольких общепринятых и очевидных вариантов решения. Сам объект в этом случае не меняется. Средства решения таких задач находятся в пределах одной узкой специальности. Понятно, что объем творчества здесь - минимален.

    2. Задачи второго уровня требуют некоторого видоизменения объекта для получения необходимого эффекта. Перебор вариантов в этом случае измеряется десятками. При этом средства решения такого рода задач относятся к одной отрасли знаний.

    3. Задачи третьего уровня еще сложнее, здесь правильное решение скрыто среди сотен неправильных, так как совершенствуемый объект должен быть серьезно изменен. Приемы решения задач этого уровня приходится искать в смежных областях знаний.

    4. На четвертом уровне совершенствуемый объект меняется полностью. Поиск решений ведется, как правило, в сфере науки, среди редко встречающихся эффектов и явлений.

    5. На пятом уровне решение задач достигается изменением всей системы, в которую входит совершенствуемый объект. Здесь число проб и ошибок возрастает многократно, а средства решения задач этого уровня могут оказаться за пределами возможностей сегодняшней науки и даже человеческого разума. Поэтому сначала нужно сделать открытие, а потом, опираясь на новые научные данные, решать творческую задачу.

    Соответственно этим уровням меняется и нагрузка на воображение. Решая задачи первого уровня, воображение можно вообще не напрягать. На пятом же уровне могут потребоваться десятилетия размышлений и воображения.

    Что характерно, не всегда априори известно, с какого уровнем задачей мы столкнулись. Задача может оказаться значительно сложнее, чем показалось на первый взгляд. Справедливо и обратное. Альтшуллера считал, что одним из важных приемов решения творческих задач является перевод их с высших уровней на низшие. Например, если задачи четвертого или пятого уровня посредством специальных приемов перевести на первый или второй уровень, то далее сработает обычный перебор вариантов.

    Один из способов как это сделать - просто разбить проблему, если это возможно, на ряд частных проблем. Этот способ в науке получил название декомпозиции. Иногда декомпозиция может даже усложнить решение задачи, потому что решение отдельных задач может потребовать больших ресурсов, однако она позволяет обрести уверенность в том, что проблема все же решится. И, разумеется, декомпозиция тоже требует значительной работы воображения.