Сетевое взаимодействие в образовании - это что такое? Сетевое взаимодействие в образовании Программа взаимодействия учреждений как фгос.

МКОУ «Гончаровская средняя общеобразовательная школа»

Суджанского района Курской области

Актуальные вопросы

реализации ФГОС в условиях

сетевого взаимодействия

(доклад на конференции 28.08.14г.)

Докладчик Шелудченко А.В.

2013 – 2014 учебный год

Сетевое взаимодействие в области образования сегодня выступает в качестве инновационной технологии, позволяющей образовательным учреждениям динамично развиваться и соответст­вовать требованиям федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Организация сетевого взаимодействия отвечает этой тенденции и способствует реализации основного принципа современного образования.

Введение в школы Российской Федерации профильного обучения (слайд №2) - это попытка признать, что дети наши разные, с разными интересами, способностями, талантами, а профильная школа - это способ дифференциации обучения .

Модернизация системы образования способствует перестройке деятельности образовательных учреждений. (слайд №3) Введение на старшей ступени общего образования двухуровневого Федерального компонента государственного образовательного стандарта (базовый и профильный) и нового Базисного учебного плана приводит к возникновению разнообразных моделей организации профильного обучения. (слайд №4) Образовательными учреждениями района были сформированы профильные классы, предлагающие обучающимся единый учебный план того или иного профиля. Выпускники этих классов показали достаточно высокие результаты на ЕГЭ. Но для небольших школ, где 10-е классы малочисленны, набор в профильные классы вызывает трудности.

Кроме того, введение профильного обучения предполагает(слайд №5) соответствующее кадровое обеспечение, специальные учебные кабинеты и технические средства обучения. И не всегда необходимые условия могут быть созданы в пределах одной школы. Верным путём достижения указанных целей является организация сетевого взаимодействия между образовательными учреждениями.

(слайд №6) Сетевое взаимодействие школ представляет собой их совместную деятельность, обеспечивающую обучающемуся возможность осваивать образовательную программу определенного уровня с использованием ресурсов нескольких школ. Сетевое взаимодействие в Суджанском районе (слайд №7) осуществляется на базе трёх школ: МКОУ «Гончаровская СОШ», МКОУ «Суджанская СОШ №1» и МКОУ «Суджанская СОШ №2». В этом году элективные курсы в данных учебных заведениях посетили около 120 обучающиеся школ района. Организационной работой в сети образовательных учреждений занимается координационный совет, в состав которого входят представители Управления образования и администрация школ.

Сетевая организация профильного обучения строится на следующих принципах: (слайд №8)

    удовлетворения запросов и потребностей учащихся;

    добровольности;

    открытости;

    взаимодействия;

    объединения и доступности образовательных ресурсов;

    практической направленности и целесообразности;

    роста уровня результатов выпускников;

    усиления социальной роли школ;

    формирования ключевых компетенций старшеклассников;

    роста профессиональной компетентности и мастерства учителей;

(слайд №9) В условиях сетевого обучения старшеклассники, поставленные в ситуацию выбора индивидуального образовательного маршрута, должны принять решение, которое в будущем обеспечит успешное продолжение образования.

Сегодня социальная ситуация диктует необходимость в организации сетевого взаимодействия, диалога между образовательными учреждениями.

Ситуация также усугубляется вследствие демографического спада, ведущего к сокращению контингента учащихся. К тому же выбор профиля, к сожалению, у отдельных учащихся случаен. (слайд №10)

В связи с тем, что образовательная деятельность в рамках сетевого взаимодействия выходит за пределы отдельно взятой школы, меняется и традиционный характер организации образовательного процесса. (слайд №11)

Анализируя ученические предпочтения на предмет возможности реализации данного социального заказа в школе определяется набор предметов конкретного профиля. Таким образом, с ама жизнь, её социальные, экономические, информационные стороны диктуют необходимость появления сетевого взаимодействия . Идея создания сети образовательных учреждений нашла своё отражение в приоритетном национальном проекте «Образование».

Какой же эффект (слайд № 12) мы ждем от сетевого взаимодействия? Ответ таков: создание условий для осознанного выбора направления дальнейшего обучения и повышения готовности подростков к социальному, профессиональному и культурному самоопределению в целом.

Реализация возможности выбирать индивидуальную образовательную траекторию (слайд №13) на основе вариативности образовательных программ с учётом возможности сетевого взаимодействия и кооперации образовательных ресурсов территории называется ВАРИАТИВНОСТЬЮ ОБРАЗОВАНИЯ .

Инновационно - активная (слайд №14) школа - это школа, которая имеет свой собственный стиль образовательной деятельности. Главными критериями инновационно - активной школы можно считать:

стабильный высококвалифицированный пед. коллектив;

высокий уровень качества образования;

значительный воспитательный потенциал;

корпоративный дух педагогического коллектива;

Таким образом, сегодня инновационно - активная школа - это: (слайд №15)

школа новых воспитательных и образовательных технологий, сочетающая новаторские программы и лучшие достижения отечественной педагогики на базе государственных образовательных стандартов нового поколения ;

школа, которая развивается вместе с российским государством;

школа, где интересно учиться школьникам и работать творческим педагогам;

это стартовая площадка для конкурентоспособной и творческой личности;

школа, где успешным становится каждый ученик;

школа, которая воспитывает самостоятельную и ответственную личность и готовит выпускников к активной жизни;

школа, формирующая гражданское и национально-культурное сознание личности;

школа, активно использующая информационные технологии в обучении и воспитании личности.

Использование индивидуального учебного плана при профильном обучении позволяет реализовывать различные образовательные потребности обучающихся.

Под индивидуальным учебным планом (ИУП) (слайд №16) понимается совокупность учебных предметов отдельно взятого ученика.

Выбор конкретной модели организации профильного обучения определяется прежде всего ресурсами, которыми располагает школа и её партнеры, муниципальная система образования в целом. (слайд №17)

При составлении ИУП следует обратить внимание на то, что имеет место ситуация выбора, при которой изменить набор предметов можно только при получении соответствующих оценок при промежуточной аттестации. (слайд №18)

В последние десятилетия изменились приоритетные ценности образования: школа начинает переориентироваться на формирование ключевых компетентностей в интеллектуальной, гражданско - правовой, коммуникационной, информационной и прочих сферах. А для достижения этой цели необходимы развитие познавательной активности, самостоятельности учеников, отслеживание динамики развития их познавательных интересов.

То есть у каждого школьника должны быть сформированы « Ресурсы успеха ученика» (слайд №19) :

«знаю» - объём и качество знаний;

«умею» - предметные и общеучебные навыки;

«могу» - психофизиологические механизмы, обеспечивающие познавательные процессы; и самый важный ресурс - «хочу».

И когда у каждого из наших учеников в большей или меньшей степени будут эти ресурсы, то высказывание знаменитого мыслителя Сенеки (слайд №20): «Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным» будет адресовано не им.

А всем нам, педагогам 21 века, века инноваций и технологий, учителям третьего тысячелетия, (слайд №21) нельзя забывать простую истину «Когда дует ветер перемен, ставь не стены, а паруса».

Не бойтесь перемен, эти новшества в области образования принесут нашим детям только пользу. Три базовые школы муниципального образовательного округа предлагают старшеклассникам района 6 предметных элективных курсов, которые ведут высококвалифицированные педагоги. (слайд №22)

Результаты от этих занятий уже есть: во-первых, школьники получают прочные знания и теряют страх перед ГИА; во-вторых, становятся призёрами и победителями предметных олимпиад; в-третьих, дети из малокомплектных сельских школ, общаясь со сверстниками, перестают теряться в аудитории;

в-четвёртых, запись в аттестате об освоении программы того или иного элективного курса даёт дополнительные бонусы при поступлении в вуз. И самое важное – удовлетворенность собственными достижениями приводит к повышению самооценки, то есть школьник становится успешным человеком. А минусов в сетевом взаимодействии нет…

  • Конакова Екатерина Андреевна , бакалавр, учитель
  • Прямобалкинская основная школа, Дубовский район, Волгоградская область
  • СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОУ
  • КЛАССИФИКАЦИЯ
  • МЕХАНИЗМ

В статье впервые выявляется уровень сформированности сетевого взаимодействия ОУ, выявляются причины низкой степени их развитости; вводится понятие механизмов формирования сетевого взаимодействия ОУ, предлагается их классификация.

  • Сравнение языков программирования на примере сортировки массива
  • Значение курсового проектирования по механике при изучении дисциплины
  • Значение курсового проектирования при изучении дисциплины «Материаловедение и технология материалов»

Смена образовательной парадигмы поспособствовало развитию новейшей модели образования, главными принципами которой стали утверждения о том, что образование обязано быть фактором развития человеческого капитала ; инвестиционной сферой, оказывающей существенное воздействие на социально-экономическое формирование государства; механизмом обеспечения международного позиционирования России; условием социальной стабильности и социально-культурной единства государства; системой, обеспечивающей интеграцию науки и практики.

Особую роль в развитии целостной картины мира ученика обретает в старшем школьном возрасте. Перед старшеклассником возникает вопрос ответственного выбора будущей специальности, решение которой потребует умений самостоятельного получения данных из максимально большего числа источников, анализировать ее, прогнозировать, принимать решения, нести ответственность за свой выбор.

К сожалению, старания общеобразовательных школ в настоящий период мало результативны для создания условий для развития у школьников конкретных жизненных ориентиров на базе приобретенных знаний метапредметного характера, формирования социокультурного навыка молодого человека.

Сетевая организация совместной деятельности сегодня рассматривается как наиболее актуальная и эффективная форма достижения целей в любой сфере, в том числе образовательной.

Под системой непрерывного профессионального образования подразумевается совокупность образовательных программ и учреждений, направленных на удовлетворение познавательных потребностей личности и формирование условий для реальной профессиональной, творческой самореализации в регулярно изменяющихся обстоятельствах.

К перечню признаков непрерывного образования, существенных для анализа и проектирования путей развития образовательной практики, можно отнести следующие:

  • охват образованием всей жизни человека;
  • связь общего и профессионального образования;
  • открытость, гибкость системы образования;
  • разнообразие содержания, средств и методик, времени и места обучения, возможность свободного их выбора;
  • равноправная оценка и признание образования не по способам его получения, а по фактическому результату.

Модели сетевого взаимодействия:

Горизонтальная - между образовательными учреждениями одного уровня;
Вертикальная - школа - колледж - ВУЗ;
Смешанная - реализация совместных программ учреждениями разного уровня;
Совместные сервисы, библиотеки, центры коллективного доступа, информационные порталы, единая база данных;
Поддерживающая инфраструктура - базовые кафедры, ресурсные центры, технопарки, инкубатора.

Региональный образовательный округ - это автономная система образовательных учреждений разного уровня, функционирующих на территории, объединяющих ряд географически близко расположенных муниципальных районов.

Министерство образования и науки РФ - Министерство образования, науки и молодежной политики Волгоградской области;

Структура регионального образовательного округа:

  • Базовый центр ВГСПУ;
  • Ресурсный центр на базе педагогического колледжа;
  • Образовательные учреждения всех уровней;
  • Управление образования районов.

Согласно анализам экспертов (А. И. Адамский , И. М. Реморенко, В. В. Третьяков и др.) созданными основными органами правительства стратегии модернизации образовательных систем были приемлемы для 30 % всех образовательных учреждений РФ, расположенных в большей степени в основных, с высокой плотностью населения, с хорошо сформированной инфраструктурой регионах. Приблизительно 70 % сельских муниципальных систем России требуют вариативных моделей комплексных изменений.

Исследование трудов Л.В.Байбородовой , В.Г.Бочаровой , М. В. Груздева , М.П.Гурьяновой , А. М. Цирульникова и др. дали возможность раскрыть характерные черты сельских местных образовательных сетей, которые обусловлены социально-демографической особенностью (небольшой заселенностью, большими расстояниями среди поселениями, низкой развитостью социальной инфраструктуры) и объединены с малой концентрацией образовательных учреждений, их малочисленностью, малокомплектностью, отдаленностью, невысоким уровнем ресурсного обеспечения, безальтернативностью в предоставлении образовательных услуг и несоответствующим условиям формирующейся инновационной экономике уровнем их свойства и эффективности. Данное никак не позволило в абсолютном размере найти решение комплекс задач, связанных с оптимизацией значительных расходов на
обучение детей в сельских школах посредством внедрения в полном объеме нормативно-подушевого финансирования; исследование определеных нынешним условиям основных и дополнительных образовательных программ, новейших форм и
механизмов их осуществлении; развитие педагогических моделей и условий формирования отдельных образовательных учреждений, в том числе малочисленных (МЧШ), малокомплектных (МКШ), отдаленных (ОСШ), которые в целом по Волгоградской области составляли от 30 до 80 % всех сельских школ (в зависимости от региона).

В рамках концепции сетевого взаимодействия ОУ представлены механизмы формирования сетевого взаимодействия ОУ как целостную совокупность принципов, методов и процедур, реализация которых осуществляется путем использования личностных и социальных коммуникаций, позволяет эффективно гармонизировать конкретный педагогический процесс или определенную образовательную систему.

Сетевые механизмы управления осуществляют следующие функции:

в рамках организационно-педагогической функции - рассматривают проблемы управления, формируют требования с целью целеполагания развития образовательной сети;
хозяйственной (управленческой) - сформировывают основные требования функционирования сети, реализующиеся через взаимодействие, материально-техническое обеспечение, решение трудностей стимулирования;
кадровой - решают профессиональные проблемы, составляют структуру управляющих и экспертов, сетевые органы управления;
технологической - гарантируют реализацию образовательного процесса;
организационной - обеспечивают реальную регламентирующую систему действий обучения и воспитания;
стимулирующей - устанавливают разработку и применение функционирующих стимулов, способных обеспечить активность участников сети;
инновационной - улучшают все без исключения компоненты образовательной сети, как за счет внутренних резервов, так и за счет внедрения достижений передового опыта и науки, внедрения социально-экономических нововведений.

Механизмы создания образовательного пространства:

  • Первый механизм - организация взаимодействия учреждений образования с организациями культуры, спорта, молодежной политики, институтов гражданского общества, бизнес-сообществ;
  • Второй механизм - создание и реализация системы взаимосвязанных педагогических событий;
  • Третий механизм - построение образовательного пространства как совокупности образовательных программ, удовлетворяющих образовательные запросы обучающихся;
  • Нельзя забывать, что образовательное пространство развития ребенка - это пространство детства .

Классификация механизмов формирования сетевого взаимодействия ОУ позволяет выявить три, фактически параллельно, используемых взаимообусловленных механизма:

1. Механизм формирования сетевого взаимодействия образовательных учреждений (реального и виртуального) имеется комплекс принципов, методов, процедур социальных коммуникаций, нацеленных на формирование и оптимальное функционирование, развитие сетей ОУ в целях реализации сетевых образовательных услуг.

Создание линий формирования образовательных сетей сельских муниципальных образовательных систем может происходить согласно следующей блок-схеме в виде взаимосвязанных этапов: переход в инновационный режим развития ОУ в рамках развития современных педагогических моделей учреждения и обнаружение (стихийное или осознанное) потребности сетевого взаимодействия со стороны всех субъектов образовательного процесса - постановка задачи создания педагогических ассоциаций разного вида - разработка модели образовательных сетей - организационное, экономическое и законное формирование образовательных сетей - развитие и поддержка системы мотивации участников сетевого взаимодействия - диагностика результативности работы образовательных сетей.

2. Механизм создания систем управления сетевым взаимодействием как метод общественной коммуникации для организационного оформления административных структур сети учреждений и организаций, возможно показать в виде последующего метода: выявление модели сетевого взаимодействия и диагностирование степени готовности ОУ, входящих в сети, к соответствующей модели управления; установление трудностей, стоящих перед сетями и установка проблемы разработки модели управления; моделирование органов управления сети; формирование управленческо-педагогических команд ОУ (сети, узлов и др.), правовое оформление органов управления; установление перечня возможностей школьных или сетевых управленческо-педагогических команд (УПК); создание системы мотивации для их участников и субъектов сетевого взаимодействия; выявление результатов командообразования и результативности работы сетевого взаимодействия.

3. Механизм коммуникации школ при реализации образовательного процесса (очного или дистанционного) есть способ организации социальных коммуникаций реализации сетевых образовательных услуг. Коммуникационная деятельность включает множество участников сети ОУ, в связи с чем, она формирует общественные отношения, полюсами которых являются сотрудничество и конфликт, соответственно, сам механизм коммуникации ОУ направлен на формирование условий для совместной деятельности по реализации сетевых образовательных услуг.

Таким образом, в нашем случае коммуникация школ в рамках традиционной коммуникации является сопровождающей, одним из механизмов формирования сетевого взаимодействия сельских образовательных учреждений. Можно констатировать, что механизмы формирования сетевого взаимодействия ОУ есть целостная совокупность принципов, методов, способов и процедур
личностных и социальных коммуникаций, позволяющих эффективно гармонизировать конкретный педагогический процесс или определенную образовательную систему в рамках сетевого взаимодействия образовательных учреждений. В настоящее время можно выделить следующие механизмы: формирования сети образовательных учреждений, коммуникации школ, создания систем управления сетевым взаимодействием.

Список литературы

  1. Адамский, А. И. Модель сетевого взаимодействия [Текст] : [В сети Федер. эксперим. площадок] / А. И. Адамский // Упр. шк. : Еженед. прилл. к газ. «Первое сентября». – 2002. – № 4 (00.01). – С. 23–24.
  2. Третьяков, П. И. Практика управления современной школой: (опыт пед. менеджмента) [Текст] / П. И. Третьяков; Юго-Вост. окр. упр. Моск. департамента образования; Науч.-метод. центр; Моск. гос. пед. ун-т им. В. И. Ленина. – М. : Педагогический поиск, Б. г. (1994). – 200, с. : илл.
  3. Байбородова, Л. В. Педагогические основы регулирования социального взаимодействия в разновозрастных группах учащихся [Текст] : дис. … д-ра пед. наук: 13.00.01 / Байбородова Людмила Васильевна. – Ярославль, 1994. – 431 с.
  4. Бочарова, В. Г. Социальная микросреда как фактор формирования личности школьника [Текст] : автореф. дис. … д-ра пед. наук / В. Г. Бочарова. – М. : Моск. пед. ун-т, 1991.
  5. Груздев, М. В. Формирование образовательного пространства сельских территорий [Текст] : дис. … д-ра пед. наук: 13.00.01 / М. В. Груздев. – Ярославль, 2004.
  6. Гурьянова, М. П. Реструктуризация сети общеобразовательных учреждений села [Текст] : метод. рекомендации / М. П. Гурьянова, В. Б. Орлов; Рос. акад. образования, Ин-т пед. соц. работы, Комплекс. прогр. «Систем. модернизация образования как фактор соц. развития села». – 2-е изд., доп. – М. : ИПСР РАО, 2003. – 191 с.
  7. Цирульников, А. М. Социокультурные основания развития системы образования. Метод социокультурной ситуации [Текст] / А. М. Цирульников. // Вопросы образования: ежекв. науч.-образоват. журн. ; Гос. ун-т – Высш. шк. экономики. – М. : ГУ-ВШЭ, 2004 – С. 40–65.

Тема сетевого взаимодействия неновая. Детские сады и раньше сотрудничали со школами и другими организациями на договорной основе или на основе личных контактов. Руководителям и педагогам дошкольных учреждений необходимо знать, какие изменения произошли в нормативно-правовой базе, какие документы необходимы для организации сетевого взаимодействия.

Чтобы помочь руководителям ДОУ разобраться в нормативно-правовой базе, видах и вариантах сетевого взаимодействия, «Академия профессионального развития» провела 26 октября вебинар «Сетевое взаимодействие образовательной организации в контексте реализации ФГОС ДО».

Вебинар провела Ольга Евгеньевна Веннецкая, кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник Российской академии образования, Почётный работник СПО, участник разработки программ «Миры детства» (2015), Примерной образовательной программы подготовки ребёнка к школе (2008), руководитель инновационных площадок РАО.

Ольга Веннецкая считает, что сетевое взаимодействие поможет расширить образовательное пространство и реализовать стандарт дошкольного образования.

В 2006 году Ольга Евгеньевна защитила кандидатскую диссертацию «Педагогические условия организации формирования культуры двигательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста». В диссертации исследуется проблема развития двигательной активности детей в детском саду при участии других социокультурных учреждений.

- Взаимодействие социокультурных учреждений в образовательном процессе учреждения даёт возможность создать условия для развития личности ребёнка старшего дошкольного возраста, - считает Ольга Веннецкая.

Исследование проходило с 1999 по 2005 годы. В эксперименте приняли участие 217 детей, 70 педагогов, 200 родителей, 40 медработников, 30 руководителей спортивных организаций и 100 студентов педагогического колледжа города Сарапула Удмуртской Республики.

​​​​​​​- Двигательная деятельность детей в модели образовательного процесса наполнена новым содержанием, поэтому стала разнообразной, интересной и, как результат, предпочитаемой детьми, - заключает Веннецкая.

На вебинаре Веннецкая поделилась знаниями и опытом с педагогами из Москвы, Нижнего Новгорода, Санкт-Петербурга, Челябинска и других городов России. Она объяснила участникам, почему так необходимо сегодня сетевое взаимодействие.

Нормативно-правовые акты


Сама образовательная политика РФ ориентирует на сетевое взаимодействие образовательных организаций с социокультурными и другими организациями.

По программе развития образования планируется к 2018 году создать современные условия предоставления дошкольного образования для всех детей с учётом ФГОС.

Не каждое дошкольное учреждение в состоянии реализовать задачи ФГОС из-за дефицита кадров, финансовых или материально-технических ресурсов.

Ольга Веннецкая отмечает, что в законе «Об образовании» 1992 года говорилось о том, что ДОУ самостоятельно организует образовательный процесс, в новом же законе говорится о совместной с другими учреждениями организации образовательного процесса. Современная образовательная ситуация также предполагает организацию сетевого взаимодействия.

Тенденции в российском образовании

Глобализация

Развитие высоких технологий и переход к информационному обществу коснулись и образования. Родители понимают, что один детский сад не даст того образования, которое требуется человеку XXI века - чем шире образовательный процесс, чем больше в нём задействовано образованных взрослых, тем эффективнее для ребёнка проходит социальная адаптация. В условиях глобализации возникает вопрос индивидуализации образования.

Индивидуализация

ФГОС дошкольного образования ставит задачу построения образовательного процесса с учётом индивидуальных способностей и потребностей ребёнка, который становится субъектом образования. Индивидуализация дошкольного образования требует создания необходимых условий для раскрытия потенциала ребёнка.

Конкуренция

Демографический прогноз Росстата до 2035 года показывает негативные тенденции в демографии. Уже в 2018 году ожидается снижение коэффициента рождаемости. Детей будет меньше, и родители буду выбирать тот детский сад, который заявит о себе, предложит лучшие условия для развития ребёнка и разнонаправленный образовательный процесс.

Интеграция

Принцип интеграции в образовании означает взаимосвязь всех компонентов процесса обучения, следовательно, физическое, познавательное, речевое, социально-коммуникативное и художественно-эстетическое направления развития не рассматриваются по отдельности.

Непрерывность

Преемственность предполагает непрерывность личностно-ориентированного подхода. Непрерывное образование означает постоянное совершенствование знаний, умений и навыков человека, для этого ему ещё в дошкольном возрасте необходимо развить самостоятельность, активность и формировать мотивацию к учению. Чтобы этого добиться, не следует ограничивать ребёнка в одном образовательном процессе.

Виды сетевого взаимодействия

Ольга Веннецкая выделяет два вида сетевого взаимодействия:

  1. «Вертикаль» предполагает взаимосвязь содержания образования и методов работы с разными возрастными группами, объединение организаций вокруг базовой школы или детского сада, то есть формируется центр на основе потенциала учреждения основного образования. Такое сотрудничество подкрепляется концепцией, общей программой, положением и договором о совместной деятельности.

Примеры: сотрудничество ДОУ с педагогическим колледжем, общеобразовательной школой и производственными предприятиями.

  1. «Горизонталь» - объединение образовательных организаций на основе интеллектуальных и методических ресурсов. Участники взаимодействия создают единое образовательное пространство с единым уставом, концепцией, программой и учредительным договором.

Примеры: партнёрство дошкольных организаций, объединённых по одной теме и использующих ресурсы друг друга, взаимодействие ДОУ с родителями, организациями дополнительного образования и социокультурными организациями.

5 вариантов сетевого взаимодействия

Ассоциация

Ольга Веннецкая предлагает рассматривать ассоциацию как объединение опыта:

- Обмениваясь опытом, мы поднимаем знания, мы знакомимся с новым опытом других педагогов, то есть ассоциация в принципе сама по себе является горизонтальным сетевым взаимодействием, которое позволяет обобщить то, что наработано уже и применить это в своей образовательной практике.

Ассоциация - это объединение на договорной основе нескольких образовательных организаций, которые ориентируются на развитие и сотрудничество.

Корпорация

Корпорация предполагает головное объединение. Например, объединение директоров дошкольных организаций, вокруг которых сосредотачиваются маленькие структурные отделения.

Пример : корпоративный детский сад.

Франчайзинговые сети

- Слово «франчайзинг» к нам также пришло из бизнеса и предполагает, что у какого-то предприятия есть конкретный проект , - объясняет Веннецкая. - Этот проект они уже запатентовали, и они его могут продавать другим предприятиям.

Эксперт рассказала, как это может быть реализовано в дошкольном образовании:

- У вас в дошкольной образовательной организации есть педагог, который, например, обучает детей плаванию или учит детей рисовать нетрадиционным способом. Вы можете делиться этой методикой с другими образовательными организациями, заключив при этом договор на франчайзинговую сеть, в которой все понимают, что головной участник этой сети находится в данной образовательной организации. Он может организовать курсы по подготовке к данной технологии, семинары для родителей и в то же время он может распространять свою конкретную технологию среди других образовательных организаций.

Специальные проекты

Проекты, как правило, кратковременные. Договор о сотрудничестве заключается на реализацию конкретного проекта. Например, если на территории детского сада нет спортивной площадки, то руководство ДОУ может использовать площадку другого детского сада или школы.

Консорциум

Консорциум предполагает объединение нескольких образовательных организаций, которые разрабатывают свою конкретную программу обучения.

На сегодняшний день в условиях глобализации образования детские сады объединяются со школами и разрабатывают образовательную программу, которая предполагает обучение как детей начальной, средней школы, так и детей дошкольного возраста.

- Я хочу обратить ваше внимание на разработку образовательной программы в рамках консорциума. Образовательная программа для объединённой группы в консорциуме одна, но она имеет модульные основы, - отмечает Веннецкая. - Объясняю, почему одна: среда одна, кадры одни, следовательно, вам нужно разработать модуль дошкольной образовательной организации (в рамках чего и как вы реализуете стандарт), начальной школы и средней школы. И эта программа будет состоять из нескольких модулей, но она будет направлена на единство подходов, единство средств, единство условий.

Этапы создания образовательных программ сетевого взаимодействия


В договоре о сетевой форме реализации образовательной программы указывают:

  • вид, уровень и направленность образовательной программы;
  • статус обучающихся и правила приёма;
  • условия и порядок осуществления образовательной деятельности, распределение обязанностей между организациями, порядок реализации программы, характер и объём ресурсов каждой организации;
  • срок действия договора.

Сетевые образовательные программы разрабатываются в четыре этапа:

  1. Анализ. Изучение запросов родителей, достижений детей, кадрового потенциала, материально-технического и нормативно-правового обеспечения. На этом этапе выявляются существующие проблемы.
  2. Разработка. Проектирование программы, подготовка РППС и образовательного содержания.
  3. Реализация. Проведение занятий по программе, отслеживание результатов и корректировка планов.
  4. Итог. Анализ опыта сотрудничества.

Как оценить эффективность сетевого взаимодействия?


Вопросы участников

Вопрос: А какой вариант, если ДОУ и учреждение дополнительного образования?

Ответ: Если ДОУ и учреждение дополнительного образования, то это может быть вариант ассоциации, а может быть вариант консорциума - в зависимости от того, какой тип вы определите: горизонтальный или вертикальный.

Ассоциацией будет сотрудничество детского сада и организации дополнительного образования для дошкольников - горизонтальное сетевое взаимодействие. Если ДОУ сотрудничает с организацией дополнительного образования для детей всех возрастов, то это будет консорциум - вертикальное сетевое взаимодействие.

Вопрос: Ограничен ли спектр программ, которые могут быть реализованы по сети?

Ответ: Спектр программ в сетевом взаимодействии не может быть ограничен, однако, для реализации каждой программы должны быть созданы условия в соответствии с ФГОС, если таковых нет, значит, не может быть реализована образовательная программа.

Больше полезной информации для развития вашего детского сада вы получите на Международной конференции «Взаимодействие ДОУ и семьи: лучшие российские практики и зарубежный опыт» , которая пройдёт 6―8 августа. Приходите на конференцию, и вы узнаете, как завоевать доверие родителей и создать положительный имидж ДОУ.

«Организация сетевого взаимодействия образовательных организаций муниципалитета»

Заместитель директора по УВР МБОУ «СОШ №11» г. Бологое Тверской области Емельянова Надежда Анатольевна

Идея создания сети образовательных учреждений нашла своё отражение в приоритетном национальном проекте «Образование». Идея направлена на повышение качества образования на основе организации сетевого взаимодействия образовательных учреждений, реализующих инновационные программы, с другими образовательными учреждениями района.

Несколько лет назад в Муниципальном Образовании «Бологовский район» была принята программа развития, одним из направлений этой Программы является совершенствование методической работы за счёт создания при базовых школах методических центров для улучшения качества образовательного процесса.

Таким образом, была пересмотрена структура методической работы, и она стала выглядеть так: базовые инновационные школы города объединили вокруг себя районные школы, образуя методические округа.

Понятие инновационная школа можно объяснить как школа, которая имеет свой собственный стиль образовательной деятельности. Представление о задачах инновационных школ в системе муниципального образования отражает основные концепции, выдвигаемые сегодня обществом: ориентация на образование как на средство достижения значимых для индивида целей, что предполагает возможность использовать образование в качестве гибкого инструмента для расширения и реализации жизненного потенциала. В этой связи главными критериями инновационной школы можно считать:

стабильный высококвалифицированный педагогический коллектив;

высокий уровень качества образования;

значительный воспитательный потенциал;

Значение появления подобных объединений для социально-педагогического окружения определяется прежде всего тем, что они становятся источником инновационного опыта для других образовательных учреждений, что расширяет возможности обеспечения качественного образования учащихся и формирования свободного выбора родителями и детьми дальнейшего образовательного и профессионального пути .

Наша школа на момент создания методических округов обладала хорошей материально-технической базой, спортивная база была укреплена за счет программы, которая позволила выиграть Президентский грант: это хорошо оснащенные спортивный, гимнастический и тренажерный залы. В школе есть информационный центр, имеющий самое современное оборудование, профильные кабинеты, также оснащенные современным оборудованием.

Работа методических округов строилась в соответствии с планом и была направлена на реализацию основных целей, сформулированных в программе развития образования МО «Бологовский район». Это прежде всего:

Объединение усилий педагогических коллективов и общественности для воспитания свободной конкурентоспособной личности, готовой к самореализации, способной противостоять глобальным проблемам человечества.

Понимая, что опыт, в том числе и инновационный, нельзя просто передать и что возможен лишь перенос оснований инновационной деятельности в рамках специально организованных пространств, перед инновационным образовательным сообществом сегодня встаёт задача обустройства этих пространств. Наиболее эффективным способом этого обустройства становится организация сетевого взаимодействия

Сетевое взаимодействие ОУ- это как раз тот способ взаимодействия, который позволяет расширить границы сельских школ и преодолеть «крепостное право школы» на ученика, родителя и педагога.

Поэтому приоритетными становятся следующие задачи:

1) реализация возможности выбирать индивидуальную образовательную траекторию на основе вариативности образовательных программ с учетом возможности сетевого взаимодействия и кооперации образовательных ресурсов территории;

2) создание для учащихся старшей ступени возможности выбирать профиль обучения, обеспеченный оборудованием и высококвалифицированными кадрами;

3) построение механизмов управления, обеспечивающих доступность качественного образования независимо от места жительства за счет развития и внедрения современных информационно-коммуникационных технологий обучения;

4) повышение доли школьников, обучающихся в школах, которые отвечают современным требованиям;

5) обеспечение общественного участия в принятии решений по развитию сети.

В нашем округе мы определили следующие направления взаимодействия:

1) деятельность, направленная на повышение уровня профессиональной компетентности педагогических коллективов школ;

2) деятельность, направленная на обеспечение профильного обучения;

3) работа с одаренными детьми и школьниками, обладающими высокой мотивацией к обучению;

4) инновационная и исследовательская деятельность;

7) деятельность по предоставлению услуг дополнительного образования и услуг учреждений социально - культурной сферы.

В Березайский методический округ вошли МБОУ «СОШ №11» Березайская МБОУ «СОШ №15», Лыкошинская школа-интернат, Бушевецкая начальная школа-сад, Корыхновская начальная школа-сад.

Уникальность каждой школы в сети сохраняется за счет того, что каждая школа предлагает свои способы реализации по всем направлениям, при этом находясь в пространстве общих целей и задач совместной деятельности.

Школа №11 г.Бологое- базовая школа, имеет информационный центр, спортивную базу.

Школа №15 п.Березайка - ведет туристско-краеведческую работу, является центром культурной жизни своего посёлка.

Лыкошинская школа-интернат- также занимается краеведческой работой. Сформирована система семейного воспитания и коллективного творчества учителей и учеников.

Бушевецкая школа-сад имеет опыт школы-сада, ведет активную работу с родителями, с социумом.

Корыхновская школа-сад – проводит работу с одарёнными детьми начальной школы. Является центром общественной жизни посёлка

Для реализации поставленных целей и задач проводились различные мероприятия для учителей и уч-ся, каждое из которых тщательно готовилось и было нацелено на создание ситуации успеха, многие мероприятия стали частью традиции, сформированной за годы совместной работы.

Для развития интеллектуальных способностей учащихся и познавательного интереса проводятся турниры эрудитов для уч-ся 5-7кл.

Отрадно отметить, что победителями и призёрами являются учащиеся не только МБОУ «СОШ №11», но и Лыкошинской школы-интерната и МБОУ «СОШ №15» (пос. Березайка)

Все призёры награждаются Почётными грамотами, а участники – дипломами.

Большое место в работе занимает совершенствование исследовательской деятельности учащихся. Проходят совместные заседания научных обществ, где, несмотря на серьёзное название, обстановка всегда довольно непринуждённая и ребята в свободном общении открывают для себя много нового и интересного. Кроме того обучающиеся школ нашего округа каждый год активно участвуют в научно-практической конференции «Шаги молодых в науку»

Стало хорошей традицией проводить научно- практическую конференцию и для учащихся начальной школы, которая по их предложению, получила название «Родник». Эта конференция помогает младшим школьникам приобрести уверенность в себе, способствует развитию интереса к исследовательской деятельности.

Важное место в межшкольных связях занимала и занимает подготовка к сдаче ЕГЭ и ГИА. С этой целью проводятся независимые мониторинги знаний уч-ся 11 и 9 классов по русскому языку, математике, обществознанию, физике и другим предметам. Учителя школ обменивались заданиями и результатами выполнения по электронной почте. Такой вид подготовки к экзаменам, по мнению учителей и уч-ся, очень полезен, т.к., кроме контроля знаний, он ещё способствовал укреплению психофизического состояния обучающихся. Кроме этого проводятся пробные экзамены для обучающихся школ округа, что помогает детям из сельских школ лучше адаптироваться к условиям проведения экзамена, к новой обстановке. В каникулярное время школьники посещают совместные консультации по подготовке к ЕГЭ, которые проводят лучшие специалисты школ округа.

Большая роль в работе методического округа была отведена обмену опытом среди педагогов школ округа по подготовке учащихся к сдаче ГИА и ЕГЭ, были проведены видеоконференции на темы «Подготовка к ГИА и ЕГЭ», где учителя представили свой опыт работы по подготовке к экзаменам по русскому языку и математике.

Учитывая, что в нашем округе две начальные школы, проводятся мониторинги по предметам для младших школьников, в том числе и в качестве организации промежуточного и итогового контроля.

Наиболее активно межшкольное взаимодействие осуществляется в работе творческой группы «Информационные средства обучения».

Сотрудники информационного центра «СОШ №11» проводили консультации для учителей и уч-ся по освоению новых компьютерных программ, созданию новых электронных каталогов и журналов, проводят интересные викторины.

Вопросы взаимодействия школ округа рассматриваются и на семинарах руководителей образовательных учреждений, например, в нашей школе проходил семинар по теме «Опыт взаимодействия школьных образовательных округов с городской инновационной школой», в котором приняли участие педагоги, учащиеся и руководители всех школ, входящих в Методический округ.

В рамках этого семинара были проведены мастер- классы:

1.«Обучение работе в программе « My Test » Матюнина С.В. учитель истории, высшая категория, финалист конкурса «Лучшие учителя России» Совместно с детьми из п.Березайка

2. Круглый стол. «Организация работы школьного пресс-центра» с участием детей из п.Бере зайка, ст.Лыкошино

3. Использование интерактивной доски на уроке биологии в 6 кл. Карпова Татьяна Петровна , учитель биологии МОУ «СОШ №15»с детьми из 11 школы

Вспоминая слова Президента о том, что «главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития»,мы используем возможности взаимодействия при организации внеурочной деятельности..

1.Проводим совместную подготовку к турслёту детей 11 школы и 15 школы п.Березайка под руководством учителей школ.

2. Совместные турпоходы краеведческой направленности учащихся МБОУ «СОШ №11» и Лыкошинской школы-интерната

3. Проводим спортивные соревнования для обучающихся школ, в том числе «Весёлые старты» для уч-ся 1кл. МБОУ «СОШ №11» и воспитанников Бушевецкой школы-сада

4. Обмениваемся опытом по организации работы школьного музея, посещаем музеи школ округа, делимся информацией.

5. Проводим совместные вечера, литературные гостиные, конкурсы. Так в октябре 2012 года совместно с учащимися МБОУ «СОШ № 15» был проведен «Осенний бал» с интересными конкурсными мероприятиями и дискотекой. Также 29 ноября 2012 года была проведена видеоигра между учащимися МБОУ «СОШ № 15» и МБОУ «СОШ №11» на историческую тему.

Со времени создания методических округов прошло уже несколько лет, конечно, в связи с происходящими изменениями, не может не меняться и работа наших округов.

    Во-первых, школы района сейчас оснащены достаточно хорошо, что дает им возможность проводить многие мероприятия без технической поддержки базовой школы.

    Во-вторых, повысился уровень ИКТ- компетентности педагогов как базовой, так и сельских школ округа.

    В-третьих, активное использование интернет-ресурсов открывает перед школами огромные возможности для раскрытия потенциала детей и педагогов.

Казалось бы, что таким образом отпадет необходимость в такой структуре, как методический округ, но мы решили, что, наоборот, это поможет нам открыть новые способы взаимодействия и даже поможет решить некоторые трудности, тем более, что Закон об образовании в статье 15 только закрепляет значимость такого объединения, как сетевое взаимодействие

Статья 15. Сетевая форма реализации образовательных программ

1. Сетевая форма реализации образовательных программ (далее - сетевая форма) обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность ……

Главная трудность для наших школ –это плохая транспортная доступность и большие расстояния, которые разделяют нас.

Вот мы и решили использовать для реализации наших планов режим видеосвязи.

За последний год были проведены видеоконференции на темы:

« Активные методы обучения»

«Проектно-исследовательская деятельность обучающихся»

«Реализация современных педагогических технологий при переходе на ФГОС»

«Аттестация 2012-2013 гг.»,

Кроме того, для учителей округа были проведены семинары-практикумы:

«Требования к современному уроку в связи с введением ФГОС»

«Требования к рабочим программам в связи с введением ФГОС».

работы.

Отмечая в целом роль межшкольного взаимодействия как позитивную, следует отметить и некоторые недостатки в работе, главным из которых мы считаем плохую видеосвязь между школами, объясняемую низкой скоростью интернета в МБОУ «СОШ №15» п. Березайка.

Сетевое взаимодействие сегодня становится современной высокоэффективной инновационной технологией, которая позволяет образовательным учреждениям не только выживать, но и динамично развиваться.

Сетевой принцип организации работы школ способствует повышению положительной мотивации у всех участников образовательного процесса к учебной и педагогической деятельности, что как следствие приводит к росту качества обучения и обеспечивает доступность качественного образования сельским школьникам.

Сетевое взаимодействие – это система связей, позволяющих разрабатывать, апробировать и предлагать профессиональному педагогическому сообществу инновационные модели содержания образования и управления системой образования; это способ деятельности по совместному использованию ресурсов.

Опыт организации внеурочной деятельности школьников в рамках сетевого взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования

1слайд

В федеральном государственном образовательном стандарте – документе, регламентирующем российское образование, чётко обозначены основные приоритеты, достижение которых обеспечивает формирование активного, профессионально, социально и нравственно-ориентированного члена общества. Переход к развивающему обучению призван обеспечить способность человека соответствовать качественно меняющемуся сегодня на завтра. Ценность знаний рассматривается в контексте приобретения универсальных учебных умений, накопления значимого опыта учебной деятельности, развития способности обучающихся привносить качественные изменения в своё личное развитие.

В связи с этим одним из ключевых организационных вопросов становится создание условий и соответствующей образовательной среды, которая определяется конкретными задачами и проявляется в выборе средств, с помощью которых эти задачи решаются. Одним из важнейших принципов создания эффективной образовательной среды является принцип целостного изучения, который обеспечивает изучение жизни не по отдельным научным рубрикам, а по вопросам, имеющим отношение к той или иной сфере человеческой жизнедеятельности.

2 слайд

Большая роль здесь отводится организации различных видов внеурочной деятельности, в том числе через взаимодействие образовательных учреждений общего и дополнительного образования . Объединение ресурсов этих учреждений создаёт образовательную систему с уникальными возможностями в решении вопросов воспитания, в формировании универсальных компетенций, метапредметных знаний и в достижении личностных результатов обучающихся.

Это процесс получения детьми образования, максимально сообразного их запросам и возможностям. Свобода выбора, опора на личные интересы и мотивы обучающихся является не только условием, но и важным фактором результативности внеурочной деятельности.

3 и 4 слайды

5 слайд

За 15 лет сотрудничества у нашего ОУ и центра ЛИК сложились устойчивые партнёрские связи, традиции и способы взаимодействия. Из своего опыта работы, как классного руководителя, могу сказать, что ребята, с которыми мы начали сотрудничество с центром ЛИК, сегодня готовятся к выпускным экзаменам. Значит, уже 11 лет продолжаются наши партнёрские связи.

6 слайд

Стоит отметить, что взаимодействие между нашими учреждениями качественно изменяется год от года. Вначале – это был отклик на проведение совместных праздников, спортивных мероприятий, социальных проектов в рамках группы продлённого дня. Сегодня мы говорим о социальном партнёрстве в рамках внеурочной деятельности в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом.

7 слайд

Накоплен огромный опыт не только образовательной деятельности, но и организации разнообразных мероприятий для школьников. Фестивали, конкурсы, концерты, КВН, общественные акции, культурно-познавательные программы, традиционные массовые праздники и гулянья – это далеко не весь спектр организуемых форм внеурочной деятельности. Существенным является и то, что с каждым годом взаимодействие между нашими образовательными учреждениями становится всё более системным.

8 слайд

Технология партнёрского взаимодействия центра эстетического воспитания «ЛИК» и общеобразовательного учреждения включает несколько этапов:

    Создание нормативно – правовой основы.

Это заключение «Договора о сотрудничестве» центра ЛИК и ОУ. Перспективы деятельности учитываются в программах развития учреждений. Реализация работы осуществляется на основе совместного планирования на следующий учебный год в апреле – мае. Мероприятия отражаются со стороны ОУ – в плане воспитательной работы, планах классных руководителей. Выбор направлений внеурочной деятельности согласовывается с родителями обучающихся через заявления на родительском собрании в конце учебного года и вначале учебного года с родителями первоклассников. Со стороны учреждения дополнительного образования – в плане отдела организационно-массовой работы. Совместная деятельность отвечает образовательным требованиям всех сторон социального партнёрства.

    Согласование приоритетных задач.

Это постановка конкретных задач, стоящих перед образовательным учреждением, прежде всего в области гражданско-патриотического, духовно-нравственного, эстетического воспитания, углублённого изучения окружающего мира, проблем социального и личностного становления обучающихся. Цели внеурочной деятельности согласовываются с целями ОУ.

    Согласование содержания.

Это создание таких форм внеурочной деятельности, которые не являются формальными внеклассными мероприятиями. Мероприятия организуются как события, в которых осуществляется непосредственное взаимодействие с объектами культуры, искусства, истории, взаимодействие с обучающимися других классов и школ. Это позволяет детям приобретать не только жизненные знания, но и опыт общения. Таких проектов реализовано несколько. Опыт их реализации был представлен в прошлом учебном году на городском семинаре «Сетевое взаимодействие в рамках преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики». Подробнее об этих проектах расскажет представитель центра ЛИК.

    Оценка ресурсов ОУ и центра ЛИК

Ресурсы являются важным аспектом эффективной работы. Безусловно, центр «ЛИК» обладает большими возможностями в организации образовательной, культурно-познавательной и досуговой деятельности детей и подростков. Профессиональные кадры (педагоги, организаторы, методисты); оборудованные помещения; организационные, информационные и материально-технические ресурсы (в том числе коллекция костюмов, атрибуты и т.п.) – всё это позволяет проводить работу на качественно высоком уровне.

9 слайд

Все начальные классы нашей школы охвачены данным видом внеурочной деятельности. Занимаются внеурочной деятельностью 286 учеников начальной школы. Первоклассники посещают центр «ЛИК» два раза в неделю, остальные классы – один раз. Каждая учебная группа делится на подгруппы, с которыми работают педагоги центра «ЛИК» по своим направлениям. Малая наполняемость подгрупп – 10-13 человек, позволяет охватить вниманием каждого ребёнка. Затем подгруппы меняются, соответственно каждый ребёнок посещает за один приход в центр эстетического воспитания два занятия внеурочной деятельности. Также проводятся и совместные мероприятия: спортивные праздники, конкурсы, выступления театральной студии и т. д., когда ребят могут объединять по классам или параллелям, а то и всю начальную школу. Хочется сказать об особом эмоциональном микроклимате, праздничной атмосфере, о том с каким теплом и радушием встречают нас в центре «ЛИК». Ребята с удовольствием идут на занятия, зная, что их ждут. Педагоги центра творчески подходят даже к встрече, используя сюрпризные, театрализованные, игровые моменты. Думаю, что ни у одного ребёнка не возникает ощущения, что ему здесь не рады. Дети готовы творить, созидать и общаться.

10 слайд

Условия взаимодействия образовательных учреждений зависят от вида и направления внеурочной деятельности.

В текущем учебном году – это следующие направления внеурочной деятельности:

11 слайд

У 1 классов (96 человек): «Тропинки жизни», «Волшебные ручки»,

12 слайд

фитнес, «С чего начинается Родина», « Сувенирная мастерская»;

13 слайд

У 2 классов (62 человека): «Легоконструирование» и «Игротека»;

14 слайд

У 3и 4 классов (128 человек): «Легоконструирование» и «Сценические игры».

15 слайд

Мониторинг результативности проводимой работы является не только аспектом взаимодействия, но прежде всего компонентом качества. Чётко определить воспитательный результат конкретного мероприятия достаточно сложно, но показательным является степень эмоционального включения, сопричастности школьников происходящему событию. Отчётность работы кружков, студий представлена в виде различных выставок, сценических постановок и даже целых спектаклей, на которые обязательно приглашаются зрители: дети, родители, учителя.

Используемые методы и формы мониторинга – наблюдение, мини-опрос, книга отзывов, организация рефлексии, анализ проявления детской инициативы позволяют формировать представление о степени воспитательного воздействия и эффективности совместно организуемой внеурочной деятельности.

16 слайд

В заключение хочется сказать, что слаженная работа администрации, классных руководителей, методистов, педагогов-организаторов даёт возможность детям проявлять свои способности, пробовать свои силы в самых разных областях. Социальное партнёрство учреждений общего и дополнительного образования создаёт условия для формирования навыков участия школьников в различных формах деятельности, приобретения ими эмоционального, духовного и социального опыта, что является необходимой основой становления гармоничной и нравственной личности, достойного гражданина и члена общества.