Семинар для воспитателей: "Речевая культура человека - зеркало его духовной культуры". «Культура речи – это духовное лицо человека «зимовниковский сельскохозяйственный техникум

Сочинение

Я считаю, что без уважения, без любви к родному слову не может быть ни духовной культуры, ни культуры речи. Она свидетельствует об общем развитии личности, о степени ее приобщения к духовным богатствам родного народа и достояний всего человечества. Я могу с уверенностью сказать, что основой языковой культуры является грамотность, то есть соблюдение общепринятых литературных норм в пользовании лексическими, фонетическими, морфологическими, синтаксическими и стилистическими средствами языка.

Кроме того, я убеждена, что речь должна быть не только правильной, но и лексически богатой, синтаксически разнообразной. Чтобы достичь этого, нужно вслушаться в живую речь, пользоваться словарями, вдумчиво читать политическую, художественную, научную литературу, обращая при этом внимание на употребление отдельных слов, на особенно удачные высказывания, на построение предложений. Считаю, что нужно активно развивать свою речь и учиться устно и письменно излагать собственные мысли, исправлять себя, правильно строить и перестраивать сказанное, искать наилучшие и самые нужные варианты высказывания. Я не во всем соглашаюсь с изложением мыслей автора. Ведь языковую неграмотность перевода следует рассматривать не только по отношению к русскому языку, а и к другим языкам. Грустно признавать, что единственной постоянной составляющей поведения миллионов людей в нашей стране можно назвать культуру “общака”. Незаметно тюремный сленг сегодня вошел в язык подростков и студентов, что само по себе не такое и невинное явление. К сожалению, он уже стал общим достоянием в средствах массовой информации, в выступлениях депутатов и высоких чиновников, входит в семьи и дворовые компании, трудовые коллективы и на вечеринки. Это меня беспокоит более всего. А кто же должен позаботиться о настоящем возрождении украинского языка, как не государство?

Я думаю, что ныне только мы можем сохранить те духовные сокровища, которые получили в наследство от предыдущих поколений, и передать их дальше, своим потомкам, не прервать код нации, который определяет ее идентичность и самобытность. И какие бы угрожающие процессы не происходили с нашим языком, не верю, что они – необратимые. Как отмечают языковеды, одним из существенных показателей человеческого благородства является культура речи – понятие не только лингвистическое, а и педагогическое, психологическое, эстетичное и этическое.

Незаурядное значение имеет тон разговора, умение выслушать другого, своевременно и уместно поддержать тему. Вежливость, внимательность – основные требования языкового этикета. От вежливого приветствия, благородного пожатия руки, непринужденного, ненавязчивого разговора выигрыш обоюдный. Злословие, лицемерие, неумение выслушать собеседника, наоборот, лишь вызывает нервозность, портит настроение…

Можно много говорить о магии слова и культуре речи. Но эти понятия, эти странные вещи такие же давние, как и сам народ. Скажем, отдельного разговора заслуживают и родственные обращения. Традиционно на Украине дети называли своих родителей на “вы”, что диктовалось высоким уважением к ближайшим людям. В нашу повседневную жизнь вошло много словесных приветствий, но наши предки были более осмотрительными с ними и в каждом случае использовали далеко не весь арсенал. Утром, в обед или вечером употребляли лишь те, которые отвечали определенному времени. Это же касалось и количества лиц, их возраста, пола, даже социальной принадлежности. Скажем, когда одиночка здоровался с несколькими людьми, непременно употреблял множественную форму: “Здравствуйте!” или “Доброго вам здоровья!”. Есть в нашем языке и короткое, но удивительно теплое слово “благодарю”. Часто ли мы дарим его другим? К сожалению – нет.

Выращенные веками и закрепленные в быту лучшие формы приветствий, обращений для повседневного общения – не обычная человеческая прихоть и, тем паче, не пустое фразерство. Это – наш повседневный этикет, наша культура, взаимоотношения, в конце концов, наше здоровье – физическое и духовное. Это наш образ жизни…

А как же быть нам, молодому поколению, которое входит в самостоятельную жизнь в начале третьего тысячелетия? В хаосе невоспитанности и бескультурья, в том числе языкового. В мире, где господствует невежество, грубость, черствость. И как это не досадно – в мире, где многие мои ровесники вырастают скупыми на ласку и теплое слово, сторонятся богатства родного языка, довольствуясь суржиком, чужими словами, забывая вежливо поздороваться, искренне поблагодарить. Какой выход? Нужно учиться самим и учить других, так как “…без уважения, без любви к родному слову не может быть ни всесторонней человеческой воспитанности, ни духовной культуры” (Василий Сухомлинский).

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? 1) 1) 1, 2, 3 2) 2) 1, 3 3) 3) 2, 3, 4 4) 4) 1, 2, 4 Рыбачьи лодки (1) вытащенные на берег (2) образовали на белом песке длинный ряд тёмных килей (3) напоминающих (4) хребты громадных рыб.




В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом А1А1 1) В последние десятилетия XX века в отечественной литературе о подростках появилось много замечательных произведений, которые и сегодня не оставляют читателя равнодушными. 2) Известны два перевода баллады Бёрнса « Джон Ячменное Зерно », в основу которой положена старинная народная песня. 3) Семьдесят рассказов и повестей создал Э. По, которые оказали огромное влияние на развитие всей мировой литературы, на творчество многих писателей. 4) Толчком для создания романа « Робинзон Крузо » послужил очерк, который рассказывал о судьбе одного английского моряка – Александра Селькирка. 2


В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения НЕЛЬЗЯ заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом. 1) Средства массовой информации, в частности телевидение, влияют на количество речевых ошибок, которые допускают люди. 2) Надо любить и хранить такие образцы русского языка, которые унаследовали мы от первоклассных мастеров слова. 3) Самые лучшие обычаи народов, которые заключают в себе мудрость и доброту, живут и сейчас. 4) Язык народа – это феномен, достояние, которым мы не вправе пренебрегать.






Причастия образуются от основы глагола настоящего времени путём прибавления суффиксов Как образуются причастия настоящего времени? (I C ПР.)-УЩ-, -ЮЩ- (II C ПР.)-АЩ-, -ЯЩ- ИГРА – ЮТ ГЛ. НАСТ. ВРЕМЕНИ 3 л. Действительные причастия наст. времени Н - р: ИГРАЮЩИЙ КЛЕЯЩИЙ закрыва - ют вид - ят Страдательные причастия наст. времени Н - р: ЗАКРЫВАЕМЫЙ ВИДИМЫЙ (I спр.) -ом-,-ем- (II спр.) -им- Повтори!


Причастия прошедшего времени образуются от основы инфинитива глагола (или основы глагола прошедшего времени) при помощи суффиксов Как образуются причастия пошедшего времени? Повтори! Строи - ть, лая - л Рассказа - ть, вычисли - ть, расколо - л Действительные причастия прошедшего времени Н - р: строивший, лаявший Страдательные причастия прошедшего времени Н - р: рассказаННый, вычислЕННый, расколоТый - ВШ -, - Ш - - НН -, - Т - Если на – ИТЬ, то – ЕНН -


1) МУЧ … ЮЩИЕСЯ ЛЮДИ, 2) ТА … ЩИЙ СНЕГ, 3) ВЗВЕШ.. ННЫЙ ОТВЕТ, 4) КА … ЩИЙСЯ ЧЕЛОВЕК, 5) СКОРОПОРТ … ЩИЙСЯ ПРОДУКТ, 6) ЛА … ЩАЯ СОБАКА, 7) ПОДВЕШ … ННАЯ ЛАМПА, 8) РАСТЕР … ННЫЙ ГОЛОС, 9) НА ЛАДАН ДЫШ … ЩИЙ ЧЕЛОВЕК, 10) БОЛЬНО ЖАЛ … ЩАЯ ПЧЕЛА. Тест Перепишите, вставив пропущенные буквы. Отметьте номера слов, в которых пишется А (Я). 1, 5, 8,9,10


Найдите одиночные причастия, причастные обороты и определяемое существительное, подчеркните как члены предложения. А приходит мне в голову лучшее из лучших: проб…рающийся сквозь иглы к…лючие солнечный лучик, проб..вающаяся между плит исхоже(н, нн)ых м…лодая травинка, выступающая от чу(?)ств восторже…ых на глаза сл..зинка. (Н. Асеев) ЗАДАНИЕ какой? СУЩ., / ПРИЧАСТИЕ + ЗАВИСИМЫЕ СЛОВА/, ……


Недопустимо рассогласовывать причастие во времени с глаголом - сказуемым или окружающей лексикой. На совещании были представители всех районов, за исключением двух делегатов, отсутствующих по уважительным причинам. На совещании были представители всех районов, за исключением двух делегатов, отсутствовавших по уважительным причинам. Грамматическая ошибка!!! Исправление! Причастие (отсутствующих) – в настоящем времени И глагол и причастие употреблены в прошедшем времени


Задание Роман вскрывает всю глубину социального неравенства, господствующего в дореволюционное время в России. Грамматическая ошибка!!! Исправленное предложение. Роман вскрывает всю глубину социального неравенства, господствовавшего в дореволюционное время в России.


Причастный оборот не должен включать в себя существительное, от которого ставим вопрос к причастному обороту Я держу в руках отредактированную рукопись автором. Я держу в руках / отредактированную автором / рукопись Я держу в руках рукопись, / отредак - тированную автором /. Грамматическая ошибка!!! Исправление!


Причастный оборот обычно примыкает (спереди или сзади) к определяемому существительному Горная цепь тянется с востока на запад, / состоящая из множества хребтов /. Горная цепь, / состоящая из множества хребтов /, тянется с востока на запад. / Состоящая из множества хребтов /, горная цепь тянется с востока на запад. Грамматическая ошибка!!! Исправление! причины. Причастный оборот, стоящий перед определяемым существительным имеет значение причины. Главное потому что, потому что …..


На месте каких цифр должны стоять запятые? 1) 1,2,3,4,5. 2) 2,3,4,5. 3) 2, 3, 4. 4) 1, 3, 4. Аккуратно свёрнутый (1) спальный мешок и рюкзак (2) замаскированные листьями папоротника (3) были спрятаны под густыми и колючими ветками дикой ежевики (4) сплошной стеной окружавшей (5) вековую сосну. 3






В каком случае выделенная буква обозначает неправильную постановку ударения? Ответы:) возбужденО (дело) 2) (морские) пОрты 3) агЕнт 4) арахИс) алкогОль 2) анАлог 3) апартАменты 4) арЕст


В каком случае выделенная буква обозначает неправильную постановку ударения? Ответы:) баловАть 2) бантЫ 3) безУдержный 4) берестА) бОязнь 2) вЕрба 3) вероисповЕдание 4) вклЮчит


* * Вариантные ударения могут иметь разную стилистическую окраску, употребляться в разных сферах общения: кОмпас и компАс у моряков, каучУк и кАучук у нефтяников и работников химических предприятий. * * Варианты, характерные для поэтической речи, снабжены в орфоэпическом словаре специальной пометой (поэт.): кладбИще, шелкОвый, окровавлЕнный. Обратите внимание! Информация! 24 Исправьте предложения! Пирин неповторим красотой: его вершины точно мраморные рёбра. На соседнем участке вершится чудо – там рождаются комплекты приборов для физического практикума в школах. Исключить потери картофеля – такая мысль должна неустанно пульсировать в сердце каждого селянина. мраморные рёбра пульсировать в сердце каждого селянина рождаются комплекты приборов для физического практикума в школах


Исправьте ошибки! Исправьте ошибки! Найдите выражения фразеологического характера, укажите, насколько стилистически оправдано их употребление в контексте. После неудачного окончания торжества художественный директор программы объяснял, что праздник этот был спущен сверху. Иногда на приём к директору приходят рабочие и начинают качать права. Отвечая на вопросы о причинах ухода со своего поста, министр сказала: « Я хотела чувствовать, что то, что я делаю, не мартышкин труд ».


Ковалева Ирина Владимировна
Должность: преподаватель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБПОУ РО " ЗСХТ имени Бабаевского П.А."
Населённый пункт: п.Зимовники Ростовской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Речевая культура человека - зеркало его души
Дата публикации: 01.04.2016
Раздел: среднее профессиональное

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«ЗИМОВНИКОВСКИЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ТЕХНИКУМ

ИМЕНИ БАБАЕВСКОГО П. А.»

РАЗРАБОТКА УРОКА

(как части педагогического проекта)

на тему:

« Речевая культура человека – зеркало его души»

Разработала:

преподаватель русского языка и литературы И.В.Ковалева

Зимовники, 2016г.

Тема урока: « Речевая культура человека – зеркало его духовной

культуры» (В.Сухомлинский)

Цели урока:
1. Совершенствовать культуру речи; уметь аргументировать свой ответ на высказывания о культуре речи; 2. Использовать знания по орфоэпии; 3. Продемонстрировать навыки правильного словоупотребления; 4. Развивать системное мышление.
Оборудование:
1. Карточки с заданием по орфоэпии, лексике; 2. Рисунки, таблицы для оформления доски; 3. Презентация по теме урока.
ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Преподаватель:
Добрый день ребята. Меня зовут Ирина Владимировна. Сегодня мы с вами постараемся помочь мне в реализации интересного проекта и подтвердить или опровергнуть, выдвинутую молодёжью гипотезу, что успешному человеку, наживающему материальные ценности не обязательно правильно говорить. Для этого разделимся на 2 команды, чтобы за короткое время успеть реализовать наши цели; они выведены на экране. (Совершенствовать культуру речи, уметь выстроить свой ответ, использовать знания по орфоэпии и лексике, учиться развивать системное мышление). На столах у вас
карточки – задания, а в голове, надеюсь, прочные знания!
Итак. Перед нами успешный молодой человек и мы постараемся доказать, что наша тема к нему имеет непосредственное значение.. или нет.
Основная часть
:
1. Работа над эпиграфами урока.
(На экране высказывания о значении слова) - Ребята найдите ключевые слова в этих выражениях. - О чем говорят пословицы? - Найдите и зачитайте слова, относящиеся к сегодняшнему времени.
2.
Проведение имитационной игры. (
Слушателям дается небольшая контрольная диагностическая работа по орфоэпии). Ребята, предлагается принять участие в
ролевой игре «Диктор». (Слайд)
(Первые 6 предложений читает 1 команда. С 7-12 – 2 команда)
Работа по орфоэпии.
1. В бассейн начала поступать вода. 2.Эти сапоги красивее и удобнее. 3.Мусоропровод был вовремя исправлен. 4.Новая программа была принята и утверждена за короткий срок. 5. Договор облегчит товарообмен между обеими странами. 6. Не балуйся! 7.Орган – музыкальный инструмент. 8.Задание первого квартала выполнено. 9.Мы позвоним вам завтра. 10.Принято решение премировать отличившихся. 11.Наша цель близка. 12.Ответы верны. Исходя из возникших затруднений выбираются слова для орфоэпической разминки – скандирования (каждое слово произносится не менее трех раз).
3.Редакторская правка.(слайд)
Пушкинская правка - образец взыскательного отношения к собственному слову.
«Метель»
1). В одну минуту дорогу занесло снегом. 2). В одну минуту занесло дорогу сугробами. 3). В одну минуту занесло дорогу. И окончательный вариант: 4). В одну минуту дорогу занесло. Гениальный поэт показывает нам, как одновременно просто и трудно найти единственно верное решение речевой проблемы.

Отредактируйте предложения и прокомментируйте ответ:

1 группа участников.
(Слайд) 1.Мы были
шокированы (
удивлены, поражены
)
прекрасной игрой актеров. 2.Молчалин
работает (
имеет чин секретаря
)
секретарём Фамусова.
Ответы: 1Б; 2А

группа участников.
1.
Молодой
юноша
; очень
прекрасный. (Прекрасный юноша.) 2 . В э т о м
рассказе

рассказывается
о реальных событиях.(В этом произведенииповествуется о реальных событиях).
Ответы: 1Б;2А

4.(!)
Художественная литература всегда была и остается школой мастерства. Причем писать хорошо и многословно, витиевато -совсем не одно и то же. Помните, как Гомер описывал красоту Елены? «Когда Елена вошла, увидев ее красоту, старцы встали». Простые слова, но каждый чувствует силу красоты, перед которой встали старцы. (слайд) Произведение, воспринятое лишь как «содержание», не доставит наслаждения, не утолит жажды сердца. Чтобы совершенствовать собственную речь, важно научиться оценивать форму.
Напишем небольшое сочинение «по восприятию».
Я читаю стихи В. Солоухина, а вы отметьте поразившие вас детали, художественное своеобразие. Какое настроение рождают эти строки? Чем оно вызвано?
- Здравствуйте! –

Что особого мы друг другу сказали?

Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали.

Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?

Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?(слайд

Предлагается прочитать написанные мини - сочинения. Все слушали один текст, а какое разнообразие впечатлений и мыслей! И это является отправной точкой для дальнейшей работы учителя. Вместе ищем ответ на вопрос, в чем же заключается сила слова.
5..

Прием сравнения
помогает выбрать правильную речевую тактику. Он одинаково учит как на положительном, так и на отрицательном примере. Перед вами текст поздравления: «Дорогая бабушка, поздравляю тебя с праздником, желаю всего хорошего». А вот так начинаются многие письма Петра I жене Екатерине Алексеевне: «Катеринушка, друг мой сердечнинькой, здравствуй!» Что вам хочется сказать по поводу этих образцов эпистолярного жанра? Попробуйте составить текст поздравления близким вам людям. Легко ли вам было его писать? Довольны ли вы тем, какими получились ваши поздравления? Пока вы пишите 1 участник пусть подойдет к моему столу и выберет карточки для иллюстрации проекта.
Подведем итог урока:
Давайте посмотримкакими качествами мы наделили успешного человека. (Народная мудрость. Богатство языка. Грамотная письменная речь и т. д.)
Чтобы правильно оценивать своё речевое поведение, необходимо

помнить о том, что «зорко одно лишь сердце». Наша речь – важнейшая

часть не только нашего поведения, но и нашей души, ума.

Мне очень хочется, чтобы сейчас каждый из нас задал себе вопрос:

«Когда и кого я в последний раз утешил, вдохновил, вылечил словом?»

Если ответ неутешительный, еще не поздно исправить ситуацию.

Моделирование
Присутствующим предлагается сконструировать собственную модель правил в режиме презентуемой технологии, как поиск ответа на вопрос: « Чем же обусловлен успех выступления?»
(
Далее идет обсуждение предложенных моделей учебного занятия.)
Рефлексия
1. Эффективными ли, на ваш взгляд, являются использованные приемы при построении вашей речи?

«Культура языка и речи» - Грамматические нормы. Нормы построения текста. Обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как. Культура речи. Пунктуационные нормы. Орфографические нормы. Что же такое культура речи. Лексические нормы. Продолжите текст. Прочитайте стихотворения и объясните, какой темой они объединены. Культура речи – это раздел лингвистики.

«Сквернословие» - Достойный ответ. Молчуны. Человек. Вселенная. М. Лермонтов. Экология слова. Молчанием зла не пресечь. Правило. Светила. Порох. Приоритет. Тьма. Сердце. Желание достойной среды. Мать. Слово излечивает. Сквернословие. Русский народ. Порок. Физики. Голова. Дерево. Ругань. Свет.

«Жаргонизмы» - Что делать. Лохмы. Часто используемые в школьной речи слова. Как быть. Русский язык умирает. Нецензурные выражения. Пословица. Процесс. Слоган. Вопросы сохранения. Сквернословие. Главные проблемы на сегодняшний день. Причины жаргонизации речи. Друг мой. Иностранное слово. Тебе решать судьбу родного языка.

«Грамотная речь» - Охранная грамота. Ошибки в ударении. Образовательный уровень. Остановите журналиста. Интернет. Тайны родного языка. Варваризмы. Богатые возможности образовательной среды. Источники общения. Акция «Охранная грамота». Приложение. Словесный мусор. Языковые ошибки. Жаргонизмы. Неправильное словоупотребление.

Всего в теме 26 презентаций

«РЕЧЕВАЯ КУЛЬТУРА ЧЕЛОВЕКА – ЭТО ЗЕРКАЛО ЕГО ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ »

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 31»,

г. Комсомольск-на-Амуре

В статье раскрывается первостепенное значение языковой культуры в духовно-нравственном развитии и воспитании учащихся. Знакомство с самобытными культурными ценностями народов, населяющих Россию, способствует формированию не только нравственных ценностей, но и развитию языковой культуры учащихся.

Духовно-нравственное развитие, языковая культура.

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества. «Родной край, его история», – писал академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, – «основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества». Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров. А есть эти ориентиры там, где хранят уважение к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории, к родному языку. Ещё в XII веке князем Владимиром Мономахом были составлены и названы «Поучениями» первые письменные правила поведения, где в частности говорилось: «Не пройдите мимо человека, не приветствуя его, а скажите всякому при встрече доброе слово...».


«Язык – душа народа. Язык – это живая плоть… чувства, мысли». Эти слова принадлежат великому поэту-просветителю, реформатору казахского языка Абаю. А русский поэт Пётр Андреевич Вяземский так определил роль языка в духовной жизни народа:

Язык есть исповедь народа,

В нём слышится его природа,

Его душа и быт родной…

Язык – неотъемлемая часть общей культуры народа. Речь служит яркой и, как правило, безошибочной характеристикой культурного и духовного уровня каждого. Учащиеся безошибочно подтверждают сказанное о языке пословицами: Язык голову кормит. Без языка и колокол нем. Хромое слово – хромая речь. Кто говорит, тот сеет; кто слушает, тот собирает. Слово пуще стрелы разит.

«Язык народа – лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни… В языке одухотворяется весь народ и вся его родина; в нём претворяется творческой силой народного духа в мысль, в картину и звук небо отчизны, её воздух…, её поля, горы и долины… Но в светлых, прозрачных глубинах народного языка отражается не одна природа родной страны, но и вся история духовной жизни народа», - эти слова принадлежат Константину Дмитриевичу Ушинскому. Прочитаем высказывание Эразма Роттердамского, гуманиста эпохи Возрождения, богослова , нидерландского писателя: «Язык – лучший посредник для установления дружбы и согласия». А вот слова великого Льва Толстого: «Слово – дело великое. Великое, потому что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их… Берегись такого слова, которое разъединяет людей». «Как вы думаете, что объединяет все эти высказывания великих людей? К какому неопровержимому выводу приводит нас мудрость, накопленная столетиями лучшими умами человечества?» - задаю такие вопросы своим ученикам. Все ответы сводятся к одному: во все времена язык считался самым главным духовным сокровищем любого народа.

Природа страны и история народа, отражаясь в душе человека, выражались в слове. Человек исчезал, но слово, им созданное, оставалось бессмертной и неисчерпаемой сокровищницей народного языка…

Язык – и стар, и вечно нов!

Словами можно смерть предотвратить,

Словами можно мёртвых оживить…

Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, историческое, живое целое. Работая над пословицами и поговорками, предлагаю 6 классу следующее задание: нарисовать портрет народа, но не красками, а пословицами, т. е. указать, какие качества ценятся народом, какие – порицаются. Знакомя одноклассников с казахскими пословицами: алмазный клинок на войне товарищ, доброе слово и на войне, и на пиру товарищ; доброта идёт от сердца, подлость – от силы; стола бедность искупит души щедрость – учащиеся отмечают доброту, благородство, душевную щедрость казахского народа. Азербайджанские учат быть гостеприимными, трепетно относиться к детям, обладать душевной чистотой: дом без гостя – мельница без воды; желание ребёнка сильнее приказа падишаха; все беды человека от его языка; друг смотрит в лицо, а враг – в ноги. К уважению к старшим призывают ингушские и киргизские пословицы: дом, в котором есть старики - богатый дом; будешь почитать отца и мать – узнаешь почёт и от своего сына. Говорят о важности терпения и доброты татарские: дно терпения – чистое золото; драгоценный камень на земле не валяется; есть душа – есть и надежда. Каждый народ говорит на своём языке, но мудрость едина – к такому выводу приходим в конце беседы.


Активные занятия в 5 классе : «Сердечные слова», «Честные слова», «Дружим с добрыми словами», «Подари дело и слово доброе», «Умеем общаться» - дали возможность поговорить о традиции доброго слова. Учащиеся рассуждали о том, как множество добрых слов, завещанных нам предками, способны врачевать и примирять, утешать и согревать, наставлять и спасать. Ребята с большой гордостью называли слова, которые говорят им их родители, отмечая их значимость - они придают человеку уверенность и успокаивают совесть. Слово в обыденной жизни имеет свои правила. О них очень точно написал в книге «Учебник жизни» наш современник, московский священник отец Артемий Владимиров.

«Правило первое: думай, что говоришь. Иными словами, взвесь в уме то слово, которое находится на кончике твоего языка. Подумай, как следует, а потом лишь говори. И иногда об этом не пожалеешь.

Правило второе: не говори того, чего не думаешь. Не лукавь, не криви душой. Лучше помолчать, чем сказать неправду.

Правило третье: не всё, что думаешь, говори. Это правило советует правильно оценивать собеседника и его душевное расположение. Принесёт ли ему пользу то, что ты намереваешься сказать? Нужно ли ему слышать твоё мнение по этому вопросу? Не выдашь ли ты чужую тайну своим неосторожным словом? Словом, не всё, что думаешь, говори».

При изучении творчества Александра Сергеевича Пушкина в 8 классе учащиеся успешно исследовали духовные источники вдохновения поэта, а также примерами из произведений великого поэта сумели доказать, что Александр Сергеевич владел русским языком как уникальным инструментом. Наследие Гения учит школьников правильной русской речи (как устной, так и письменной), способствует проявлению её яркой выразительности, пополняет словарный запас, делая ученика более уверенным при общении со взрослыми, прививает вкус к хорошей правильной речи, ибо речевая культура человека – это зеркало его духовной жизни.

«Берегите наш язык! Наш прекрасный русский язык!.. Нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»- это завещание блестящего знатока русского языка Ивана Сергеевича Тургенева. Писатель как будто предвидел наше время, когда вопрос о сохранении русского языка приобретает столь масштабный характер. Подрастающее поколение уже с трудом воспринимает творения классиков русской литературы , стирает грань между Акуниным и Чеховым, Донцовой и Пушкиным. Вот почему писатели и поэты, публицисты и учёные-лингвисты в своих работах не только призывают к чистоте речи, но и дают практические советы своим читателям. Учащиеся 10 класса делятся своими размышлениями о том, как в статье «Мысли о словах» говорит, что необходимо беречь язык от засорения, помнить, что слова, которыми мы сейчас пользуемся, будут служить многие столетия после нас для выражения ещё неизвестных нам идей и мыслей, для создания новых, не поддающихся нашему предвидению поэтических творений. Особого восхищения заслуживают знаменитые «Письма молодёжи» Дмитрия Сергеевича Лихачёва. Десятиклассники делятся своими впечатлениями. С глубокой болью говорит о русском языке российский литературовед, отмечая, что люди не следят за чистотой своей речи, засоряют её ненужными словами. А язык, по мнению академика, сплачивает народ, нацию. «…Учиться говорить и писать нужно всё время. Язык – самое выразительное, чем человек обладает, и если он перестанет обращать внимание на свой язык, а станет думать, что он овладел им уже в достаточной мере, он станет отступать. За своим языком – устным и письменным – надо следить постоянно». Таким образом, наш язык – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души и ума.

«Однажды некая знатная особа посетила обитель и нашла, что обитательницы её живут весьма бедно, отказывая себе даже в необходимом. Об этом знатный посетитель с сожалением высказался в беседе с настоятельницей и предложил большое пожертвование на улучшение материального быта сестёр. Но настоятельница возразила:

В ваших сокровищах сёстры этой обители, слава Богу, не нуждаются, так как у каждой из них достаточно своих сокровищ.

Где же эти сокровища?

Эти сокровища они хранят у себя в сердце.

Посетитель задумался, а потом спросил:

Какое же наиболее ценное сокровище у сестёр вашей обители?

Настоятельница отвечала, также подумав:

Самое дорогое сокровище у всякого человека – дар слова. Это отпечаток божественности; это признак того, что имеющий этот дар – существо не земное, а небесное.

Но я заметил, что монахини очень мало пользуются этим даром.

Да, - продолжала Елизавета, - потому что это сокровище. Скажите, что сталось бы с вашим богатством, если бы вы начали без разбора и необдуманно разбрасывать его направо и налево? Что сталось бы с вашим дорогим платьем, которое вы начали бы неосторожно и небрежно надевать во всякую работу и во всякую погоду? Так и дар слова. Если мы будем им пользоваться неосторожно и неразумно, то он скоро потеряет своё значение и всякий смысл. Напротив, когда каждая жемчужина вынимается из сокровищницы с должным вниманием и осторожностью и когда эти жемчужины, этот бисер раздаются нуждающимся с надлежащей рассудительностью – тогда это сокровище имеет великое значение и никогда не истощается».

Список литературы:

1. Язык мой –друг мой: Материалы для внеклассной работы по русскому языку: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1988

2. Истоки. Учебное пособие для 4 класса общеобразовательных учебных заведений, издание 2-е,2014.

3. «Письма молодёжи».

4. « И принять вызов… Отлучение от родного слова равносильно отлучению от истории». Литературная газета. – 2007.- №24