Эссе "Образы животных в русских сказках и баснях И.Крылова". Образы животных в баснях И

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Образ волка в баснях И.А.Крылова Работу выполнили Касацкая Дарья, Пащенко Константин учащиеся 5 класса В Руководитель: Шорохова А. В. учитель русского языка и литературы

2 слайд

Описание слайда:

Цель работы – показать, как в разных баснях через образы волка Крылов изображал представителей различных социальных уровней: царей, вельмож, чиновников и т.д., какие человеческие пороки, высмеянные в образе волка, сохранились до наших дней. Задачи: Познакомиться с биографией русского баснописца И. А. Крылова; Познакомиться с жанром басни, историей развития жанра; Прочитать не менее 35 басен Крылова, отобрать те из них, в которых есть персонаж – волк; Проанализировать выбранные басни; Обобщить аллегорические образы, сделать выводы;

3 слайд

Описание слайда:

Иван Андреевич Крылов родился в 1769 году в Москве в семье скромного армейского офицера. Через несколько лет семья переехала в Тверь. После смерти отца в 1778 г Крылову пришлось поступить на службу в магистрат, чтобы поддерживать семью. В 1783 г семья переезжает в Петербург, где Крылов 4 года прослужил в Казённой палате. В 1804 году вернулся в Москву. В 1806 в журнале «Московский зритель» он помещает несколько басен, которые принесли ему успех. Это определило его дальнейший путь.

4 слайд

Описание слайда:

Из-под пера Ивана Андреевича Крылова вышло больше 200 басен. В одних он обличал русскую действительность, в других – людские пороки, третьи – просто стихотворные анекдоты. Множество метких крыловских выражений со временем вошли в разговорную речь и обогатили русский язык. Его басни очень народны и общепонятны. При жизни автора разошлось почти 80 тысяч экземпляров изданных сборников басен.

5 слайд

Описание слайда:

Басня – это краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный аллегорический смысл. Основной поучительной мыслью басни является мораль. Это и роднит ее с притчей. В качестве персонажей в басне выступают животные, растения, птицы, рыбы, вещи. Герои ведут себя по-человечески, наделяются человеческими качествами. Мы узнаем свойства характера и особенности поведения человека, к которым автор относится неодобрительно, высмеивает или осуждает их. Язык басен легкий, простой, запоминаются они хорошо, а особенно начало и конец, в которых чаще всего и сказано самое главное.

6 слайд

Описание слайда:

Басни о волке: 1. «Волк и Ягненок» 2. «Волк на псарне» 3. «Волк и журавль» 4. «Волк и овцы» 5. «Волк и лисица» 6. «Волк и Волчонок» 7. «Волк и Кукушка» 8. «Волк и Кот» 9. «Волк и Мышонок» 10. «Лев и Волк» 11. «Волк и Пастухи»

7 слайд

Описание слайда:

«Волк и ягненок» Персонаж Волка: - Характеризует человека, обладающего силой и пользующегося своим положением. - Показывает своими словами пренебрежение правилами и понимание собственной безнаказанности. - Проявляет грубость и обозленность в обращении к Ягненку, обзывая его и псом и нечистым рылом. - Выворачивает наизнанку свою сущность одними только словами “Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать”, показывая наглость и ничем не прикрытое бесстыдство. Мораль басни «Волк и Ягненок» «У сильного всегда бессильный виноват»…Крылов в басне «Волк и Ягненок» описывает свою любимую тему – бесправие простого народа.

8 слайд

Описание слайда:

«Волк на псарне» В басне "Волк на псарне" под образом волка подразумевается Наполеон. Можно долго говорить, что Наполеон был хитер, ловок, умен, умел быстро и ловко приспосабливаться к ситуации. Но он не рассчитал своих возможностей и попал "на псарню" вместо "овчарни"... Басня Крылова «Волк на псарне» – патриотическое произведение о значительных исторических событиях 1812 года. Ловчий – Кутузов, Волк – Наполеон. Здесь четко описана опасная хитрость волка и изворотливость: “ Я пришел мириться к вам совсем не ради ссоры”. Поведение волка лицемерно, скрывая свою злую сущность, он пытается льстить.

9 слайд

Описание слайда:

«Волк и Журавль» Волк в этой басне хитрый и коварный. А журавль глупый, потому что повелся на такую хитрость. Порой бывает так, что вместо благодарности, коварные люди говорят, что не они должны, а мы им обязаны, что все так хорошо закончилось. Действительно, при других обстоятельствах журавль мог стать обедом для волка. Поэтому не стоит, оказывая помощь таким людям, рассчитывать на их благодарность. Сталкиваясь в жизни с коварным и злобным человеком, не стоит оказывать ему помощь, рассчитывая получить вознаграждение. Волк в этой басне – олицетворение коварства и жестокости.

10 слайд

Басня ― это краткий рассказ, в котором имеется иносказательный смысл. Обычно одним из главных видов иносказания в басне является аллегория ― воплощение отвлеченной идеи в материальном образе. Как правило, основные действующие лица басни ― это условные басенные звери. Принято считать, что образы зверей аллегоричны.

В баснях И. А. Крылова чаще действуют звери, чем люди. Животные присутствуют во всех типах басен И. А. Крылова: философских («Два голубя»), социальных («Волк и ягненок»), исторических («Волк на псарне»), бытовых («Свинья под дубом»). Принято считать, что образ каждого животного у баснописца ― это аллегория какой‑либо черты характера, например, обезьяна, свинья ― аллегория невежества; осел ― глупости; кот ― хитрости; Петух, кукушка ― бездарности и т. д. Аллегоричность образов животных берет начало свое еще из басен Эзопа. Эзоп писал басни ради утверждения в обществе морали, и аллегория помогала ему высмеять какую‑то определенную человеческую черту, дурную наклонность, она служила иллюстрацией морали. В баснях И. А. Крылова важна не только мораль как высшая категория поведения человека в обществе, во многом он последователь Лафонтена, живописного баснописца. Мы читаем басни И. А. Крылова не из‑за морали, а из‑за самого интересно и остроумно изложенного рассказа. Поэтому можно не согласиться с тем, что образ какого‑либо животного у автора ― это только аллегория одного человеческого порока. В большинстве случаев образ животного у И. А. Крылова включает в себя совокупность некоторых качеств и свойств, которые составляют определенный человеческий характер.

Например, образ лисы складывается не из одной только хитрости и лести, а из хитрости, лести, лживости одновременно. И в соответствии с наделенным характером она ведет себя в каждой конкретной бытовой ситуации. В басне «Крестьянин и Лисица» Лиса в конце поступает так, как и подобает лисе, не противореча своему характеру:

Лисица стала и сытней,

Лисица стала и жирней,

Но все не сделалась честней…

…Выбрав ночку потемней,

У куманька всех кур передушила.

Осел, один из наиболее часто встречающихся героев басен И. А. Крылова, тоже наделен человеческим характером. Он тупой, глупый, невежественный, упрямый. И действует в басне он всегда как осел. Поручил мужик ему сторожить огород, «осел, гоняя птиц со всех ослиных ног ‹…› такую поднял скачку, что в огороде все примял и потоптал». Зевс сделал его больше ростом. Но все равно осел остался ослом:

Не минуло и году,

Как все узнали, кто Осел:

Осел мой тупостью в пословицу вошел,

И на осле уж возят воду.

Из народных сказок, пословиц в сознании русского человека складываются определенные образы многих животных, например, лисы, волка, зайца. И. А. Крылов использует это в своих баснях, в этом и заключается народность крыловских басен. Но, конечно, не все звери в его баснях представляют цельные характеры. Например, пчела ― это лишь обобщенная аллегория трудолюбия.

Всякий зверь у И. А. Крылова еще олицетворяет собой представителя какой‑либо социальной группы. Лев ― это всегда царь; Волк, Лиса, Медведь ― придворные вельможи, чиновники; Ягненок, Лягушка, Муравей ― «маленькие» люди, стоящие в самом низу социальной лестницы: мелкие чиновники, крестьяне. Часто человеческий характер, которым наделен зверь в басне И. А. Крылова, сливается с его социальными признаками, и тогда перед читателем возникают реальные, существующие в обществе социальные типы. Например, в басне «Воспитание Льва» за образом старого Льва мы видим типичный образ русского царя. Лев доверяет воспитывать своего Львенка представителю другого народа, иностранцу; он не может сам научить управлять государством собственного сына, потому что не знает, как это делать, не знает того, что в действительности творится у него в государстве. И в результате Львенок вырастает таким же, как и отец, чужим для своего народа, оторванным от национальной почвы.

Часто в баснях И. А. Крылова за образами животных легко обнаружить конкретные исторические лица. Львенок из басни «Воспитание Льва» ― это Александр I; Волк из басни «Волк на псарне» ― это Наполеон. Можно сказать, что Волк ― это не аллегория, а скорее метафора, имеющая отношение к Наполеону.

Художественное совершенство и реализм басен И. А. Крылова заключаются в широте обобщения, в типичности, в точности отбора факта, натолкнувшего баснописца на создание басни.

Образы зверей у баснописца ― не просто аллегории одной человеческой черты; многие из них передают разнообразные черты человеческого характера, представляющего определенный сословный тип, и являются метафорой конкретного исторического лица. Крылов создает живые, типичные, реалистические характеры, обобщая и типизируя саму ситуацию, в которой они действуют. В этом заключаются реализм, новаторство и долговечность басен И. А. Крылова.

    • Крылов Иван Андреевич - знаменитый, известный на весь мир баснописец. Каждое из его произведений - это поучительный шедевр. С самого детства учителя и родители дают нам читать басни Крылова, чтобы мы росли и воспитывались на правильных примерах и моралях. Так, известное произведение Ивана Андреевича "Квартет" учит нас быть более самокритичными. Ведь по сюжету басни проблема была вовсе не в том, как были рассажены звери, а в том, что они не владели необходимыми талантами. "Стрекоза и муравей" заставляет […]
    • Великий русский баснописец Иван Андреевич Крылов многие свои басни написал по следам конкретных исторических событий. Горячий отклик нашла в его творчестве Отечественная война 1812 года. Несколько басен были посвящены ее важнейшим событиям. Сами участники войны высоко ценили творчество баснописца. Так, московский ополченец С. Н. Глинка отмечал: «В необычайный наш год и под пером баснописца нашего Крылова живые басни превращались в живую историю. Популярность басен И. А. Крылова в действующей армии подтверждал К. […]
    • Лирический герой поэмы Михаила Юрьевича Лермонтова - Мцыри, является яркой личностью. Его история не может оставить читателя равнодушным. Главным мотивом данного произведения является, безусловно, одиночество. Оно сквозит во всех мыслях Мцыри. Он тоскует по Родине, о своих горах, об отце и сестрах. Это история о мальчике шести лет, который попадает в заключение к одному из русских генералов, который увез его из аула. Малыш, в связи с трудностями переезда и из-за тоски по родным тяжело заболел, и его приютили в […]
    • Иным достался от природы Инстинкт пророчески-слепой: Они им чуют, слышат воды И в темной глубине земной. Великой матерью любимый, Стократ завиден твой удел: Не раз под оболочкой зримой Ты самое ее узрел. Ф. И. Тютчев Афанасий Афанасьевич Фет был искренне убежден, что творить нужно только следуя своему вдохновению, эмоциональному порыву. Он отрицал ведущую роль разума в деле «свободных искусств». Предметом искусства, по его мнению, могут быть, в первую очередь, природа, любовь, прекрасное, и здесь основное […]
    • Произведение имеет подзаголовок: «Рассказ на могиле (Свя­той памяти благословенного дня 19-го февраля 1861 г.)». Здесь опи­сан крепостной театр графа Каменского в Орле, однако автор говорит, что не может уточнить, при ком из графов Камен­ских - при фельдмаршале М. Ф. Каменском или его сыновьях - происходили данные события. Рассказ состоит из девятнадцати глав. В данном произведении звучит тема гибели народных талантов на Руси, а также тема обличения крепостнического строя, и решаются они автором с большим […]
    • У нас очень дружный и хороший класс. Конечно, бывают и ссоры между учениками, но редко. Каждый из учеников чем-то выделяется среди других - примечательной внешностью, умением что-то делать лучше других, поведением и характером. Хочется написать о многих учениках, но я напишу только о двух настоящих друзьях, совершенно непохожих друг на друга - это Данила и Тимофей. Они неразлучны с первого класса - в школе сидят за одной партой, вместе делают уроки после школы и занятий в кружках. Вместе идут в школу или […]
    • На свете есть много увлекательных вещей, которыми можно и хочется заниматься в свободное время. У меня множество разных хобби: рисование, компьютерные игры, музыка… Однако больше всего я люблю читать. В наши дни чтение – не очень популярное хобби. Многие подруги моей мамы жалуются на то, что не могут заставить своего ребенка читать. А я не понимаю, зачем заставлять? Ведь нет ничего увлекательнее, чем чтение. Я с теплотой вспоминаю книжки, которые читала в раннем детстве. Приключения Незнайки и его друзей, […]
    • Роман Ф. М. Достоевского назван «Преступление и наказание». Действительно, в нем есть преступление – убийство старухи‑процентщицы, и наказание – суд и каторга. Однако для Достоевского главным был философский, нравственный суд над Раскольниковым и его бесчеловечной теорией. Признание Раскольникова не связано окончательно с развенчанием самой идеи возможности насилия во имя блага человечества. Раскаяние приходит к герою только после его общения с Соней. Но что же тогда заставляет Раскольникова пойти в полицейский […]
    • Второй том романа-эпопеи Михаила Шолохова повествует о гражданской войне. В него вошли главы о корниловском мятеже из книги «Донщина», которую писатель начал создавать за год до «Тихого Дона». Эта часть произведения точно датирована: конец 1916 – апрель 1918 года. Лозунги большевиков привлекали бедняков, которые хотели быть вольными хозяевами на своей земле. Но гражданская война ставит для главного героя Григория Мелехова новые вопросы. Каждая сторона, белые и красные, ищет свою правду, убивая друг друга. […]
    • На протяжении всей своей творческой деятельности Бунин создавал стихотворные произведения. Своеобразную, неповторимую по художественному стилю лирику Бунина нельзя спутать со стихами других авторов. В индивидуальном художественном стиле писателя отражается его мировоззрение. Бунин в своих стихотворениях отзывался на сложные вопросы бытия. Его лирика многопланова и глубока в философских вопросах постижения смысла жизни. Поэт выражал настроения растерянности, разочарования и в то же время умел наполнить свои […]
    • Истоки романа восходят ко времени каторги Ф.М. Достоевского. 9 октября 1859 года он писал брату из Твери: «В декабре я начну роман... Не помнишь ли, я говорил тебе про одну исповедь-роман, который я хотел писать после всех, говоря, что еще самому надо пережить. На днях я совершенно решил писать его немедля. Все сердце мое с кровью положится в этот роман. Я задумал его в каторге, лежа на нарах, в тяжелую минуту грусти и саморазложения...» Первоначально Достоевский задумал написать "Преступление и наказание" в […]
    • В романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевский показал трагедию личности, которая видит многие противоречия своей эпохи и, запутавшись окончательно в жизни, создает теорию, которая идет вразрез с главными человеческими законами. Идея Раскольникова о том, что есть люди – «твари дрожащие» и «право имеющие», находит в романе много опровержение. И, пожалуй, самым ярким разоблачением этой идеи является образ Сонечки Мармеладовой. Именно этой героине суждено было разделить глубину всех душевных мук […]
    • Задушевная лирика Сергея Есенина никого не оставляет равнодушным. Поэма «Анна Снегина» – одна из вершин в творчестве поэта. В ней проступает тонкая, простая и нежная душа Есенина, который сделал себя главным героем, а поэму – автобиографической. Поэма была написана в 1925 году в Батуми, незадолго до смерти поэта. Так же, как Бунин перед смертью вспоминал свою юность и любовь в цикле «Темные аллеи», так и Есенин со светлой грустью вспоминает былую любовь и новую встречу с Анной. Оба писателя создавали свои […]
    • Роман «Отцы и дети» был создан в крайне сложный и конфликтный период. На шестидесятые годы девятнадцатого века пришлось сразу несколько революций: распространение материалистических взглядов, демократизация общества. Невозможность вернуться к прошлому и неопределённость будущего стали причиной и идейного, ценностного кризиса. Позиционирование этого романа как на «остросоциального», свойственное советскому литературоведению, влияет и на сегодняшних читателей. Разумеется, этот аспект необходимо […]
    • Эта повесть входит в число замечательных «Повестей Белкина». Содержание повести передано рассказчику свидетелями случившегося, так или иначе имевшими отношение к тем людям, с которыми приключились описываемые события. Повесть «Выстрел» разделена на две главы. Художественные центры обеих глав – поединки, символизируемые выстрелами. Психологическая картина прерванной дуэли передается двумя рассказчиками. В ней присутствуют два значимых выстрела, о которых говорит тот участник, который в данный момент стоял […]
    • И скажите, в чем загадка чередования периодов истории? В одном и том же народе, за каких‑нибудь десять лет спадает вся общественная энергия, импульсы доблести, сменивши знак, становятся импульсами трусости. А. Солженицын Это стихотворение зрелого Лермонтова, обнажающее общественно‑духовный кризис после декабрьского поколения. Оно замыкает предшествующие нравственные, социальные и философские искания поэта, подводят итог прошлому душевному опыту, отражая бесцельность личных и общественных усилий […]
    • «Береги платье снову, а честь смолоду» - известная русская народная пословица. В повести А. С. Пушкина «Капитанская Дочка» она, как призма, через которую автор предлагает читателю рассматривать своих героев. Подвергая действующих лиц повести многочисленным испытаниям, Пушкин мастерски показывает их истинную сущность. Действительно, полнее всего человек раскрывается в критической ситуации, выходя из нее либо победителем и героем, сумевшим остаться верным своим идеалам и взглядам, либо предателем и подлецом, […]
    • Александр Сергеевич Пушкин – великий поэт. Его лирика знакомит нас с раздумьями поэта о смысле жизни, о счастье человека, о нравственных идеалах. Особенно ярко эти мысли воплощены в стихотворениях о любви. Одно из первых произведений, посвященных теме любви, – послание «К Наталье». Это любовная лирика лицейского периода, написанная в традициях классицизма. Пушкин использует распространенную форму послания, обращаясь к крепостной актрисе. Он не просто влюблен, он влюблен впервые: В первый раз еще, […]
    • Тема «маленького человека» является одной из центральных тем в русской литературе. Ее затрагивали в своих произведениях и Пушкин («Медный всадник»), и Толстой, и Чехов. Продолжая традиции русской литературы, особенно Гоголя, Достоевский с болью и любовью пишет о «маленьком человеке», живущем в холодном и жестоком мире. Сам писатель заметил: «Все мы вышли из “Шинели” Гоголя». Тема «маленького человека», «униженных и оскорбленных» особенно сильно прозвучала в романе Достоевского «Преступление и наказание». Одну […]
    • В «Грозе» Островский показывает жизнь русской купеческой семьи и положение в ней женщины. Характер Катерины сформировался в простой купеческой семье, где царила любовь и дочери предоставлялась полная свобода. Она приобрела и сохранила все прекрасные черты русского характера. Это чистая, открытая душа, не умеющая врать. «Обманывать‑то я не умею; скрыть‑то ничего не могу», – говорит она Варваре. В религии Катерина находила высшую правду и красоту. Ее стремление к прекрасному, доброму выражалось в молитвах. Выйдя […]
  • Слайд 2

    Эпиграф

    Забавой он людей исправил, Сметая с них пороков пыль; Он баснями себя прославил, И слава эта наша быль. И не забудут этой были, Пока по-русски говорят: Ее давно мы затвердили, Ее и внуки затвердят. Кн. П. Вяземский

    Слайд 3

    КРЫЛОВ Иван Андреевич русский баснописец, драматург, журналист. Член Общества любителей российской словесности (1816), действительный член Российской академии (1811), Петербургской АН (1841). В 1809 вышла первая книга басен Крылова. Всего им написано около 200 басен Басни Крылова быстро получили широкую известность, уже в 1824 в Париже вышел двухтомник его басен в переводе на французский и итальянский. Дальше следовали переводы на большинство европейских языков.

    Слайд 4

    Басня - это небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором есть насмешка над каким-нибудь дурным или глупым поступком. В баснях обычно действуют животные, в образе которых мы легко узнаём людей.

    Слайд 5

    Крылов наследовал традицию отождествления людей с животными у своих предшественников. В целях иносказания баснописцы разных времен использовали образы зверей и даже предметов. По соображениям художественным (а иногда и по цензурным) на смену людям в басни приходят животные, наделенные отдельными человеческими чертами: трусостью, храбростью, добротой, мужеством и т. д. Такие аллегорические образы животных, то есть животных, олицетворяющих какую-то одну черту человеческого характера, широко использовали в своих баснях Эзоп, Лафонтен, Лессинг.Но образы животных у Крылова играют более важную роль - они несут в себе не только отдельные черты, но и целые характеры.

    Слайд 6

    Человек неотделим от своего социального положения, и через образы животных можно увидеть представителей различных социальных уровней. Цари, вельможи, чиновники, “маленькие люди” также нашли свое метафорическое отражение в образах животных у Крылова. Например, в басне “Лев и Барс”, где лев " и барс - высшие слои общества, лиса и кот - чиновничество. Сюда же можно отнести басню “Волк и ягненок”. “У сильного всегда бессильный виноват” - гласит мораль. Образ ягненка использован не только как аллегория слабости и беззащитности, но этот образ предстает и как метафора определенного социального уровня, возможно, мелких чиновников.

    Слайд 7

    Иногда Крылов иронизирует не только над социальными пороками, но и над самой опорой социальной лестницы - государственными институтами. Для этого используются образы животных. Примером может служить басня “Квартет”, где пародируется Государственный совет, созданный в 1801 году, и его четыре департамента: Проказница-Мартышка, Осел, Козел Да косолапый Мишка Затеяли сыграть Квартет,.. Ударили в смычки, дерут, а толку нет.

    Слайд 8

    В басне «Ворона и Лисица» Крылов высмеивает в образе Вороны тщеславных, высокомерных, стремящихся к славе, к почести людей, а в образе Лисицы тех, кто хитростью и лестью добивается своего.

    Слайд 9

    «Свинья под дубом»

    Невеждатакже в ослепленье Бранит науки и ученье, И все ученые труды, Не чувствуя, что он вкушает их плоды. Крылов высмеивает глупость необразованного человека.

    Слайд 10

    «Зеркало и Обезьяна»

    Глупая и необразованнаяОбезьяна не узнала себя в Зеркале и посмеялась над собственными ужимками. Спокойный и разумный Медведь дал ей совет: « Чем кумушек считать трудиться, Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?»

    Слайд 11

    «Стрекоза и Муравей»

    Стрекоза, веселясь все лето, просто не задумывается о том, что ждет ее в холодную осень и зиму. Трудяга же Муравей понимает, что в холод и голод без муравейника и запасов погибнет. Муравей – олицетворение трудолюбия, стрекоза – праздности и легкомыслия.

    Слайд 12

    «Слон и Моська»

    Ай, Моська, знать она сильна, Что лает на Слона! Внутренняя слабость Моськи заставляет ее лаять на Слона – при этом осознавая, что реакции на лай – со стороны Слона – не будет. То есть, Моська не пытается остановить Слона, а, скорее, использует его движение как повод для собственного «продвижения» в сознании других собак. Она понимает свое бессилие и вовсе не стремится к настоящей драке: ей бы лишь прославиться, «попасть в большие забияки».Читателю легко применить вывод этой басни к людским отношениям и характерам.

    Шляпникова Эльвира 6 класс

    Исследовательская работа по творчеству И.А.Крылова. Почему одни образы животных встречаются часто, а другие - нет? Какие качества человека отражаются в них? Почему И.А.Крылов использует их в своих Баснях?

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    МОУ «СОШ с.Преображенка

    Пугачевского района

    Саратовской области»

    Исследовательский проект

    Частотность образов животных

    В баснях И.А.Крылова.

    Выполнила учащаяся 6 класса

    Шляпникова Эльвира.

    Руководитель

    учитель русского языка и литературы

    Куркутова Е.А.

    2012 – 2013 уч.г.

    1. Введение. Стр. 3
    2. Основная часть. Стр.3 – 8
    3. Заключение. Стр.9
    4. Список литературы. Стр.10

    Введение.

    Забавой он людей исправил.
    Сметая с них пороков пыль;
    Он баснями себя прославил,
    И слава эта наша быль.
    И не.забудут этой были.
    Пока по-русски говорят:
    Ее давно мы затвердили,
    Ее и внуки затвердят.
    Кн. П. Вяземский

    На уроках литературы с начальных классов мы изучаем басни И.А.Крылова, знакомимся с приемами аллегории. Встречая образы одних и тех же животных, я заинтересовалась таким вопросом: какие животные чаще всего встречаются в баснях, какие качества их натуры являются самыми типическими? Целью моего исследовательского проекта был анализ известных басен И.А.Крылова с данной позиции. Основополагающий вопрос звучал так: какова частотность образов животных в баснях И.А.Крылова? После изучения теоретического материала и работы над баснями, я пришла к выводу: чаще всего писатель использует те образы животных, качества которых соответствуют самым часто встречающимся среди человеческого общества.

    Результаты исследования. Басня, согласно определению из словаря - это "краткий рассказ, имеющий иносказательный смысл". В целях иносказания баснописцы разных времен использовали образы зверей и даже предметов. По художественным, а иногда и по цензурным соображениям на смену людям в басне приходят животные, наделенные отдельными человеческими чертами: трусостью, храбростью, добротой, мужеством и др. Такие образы животных, олицетворяющих какую-то одну черту человеческого характера, широко использовали в своих баснях Эзоп, Федр, Лафонтен, Лессинг. И.А. Крылов наследовал эту традицию у своих предшественников. Аллегория пришла в литературу из фольклора, притчи, сказки, особенно сказок о животных, где действовали традиционные персонажи, - такие как лиса, медведь, заяц, волк. Принято считать, что образ каждого животного у баснописца - это аллегория какой-либо человеческой черты характера, например Обезьяна, Свинья - аллегория невежества; Осел - глупости; Кот - хитрости; Петух, Кукушка - бездарности и т. д. В баснях для Крылова важна не только мораль как высшая категория поведения человека в обществе, во многом Крылов - последователь Лафонтена, живописного баснописца. Мы читаем басни Крылова не из-за морали, а из-за самого интересно и остроумно изложенного рассказа. Поэтому можно не согласиться с тем, что образ какого-либо животного у Крылова - это только лишь аллегория одного человеческого порока. В большинстве случаев образ животного у Крылова включает в себя совокупность некоторых качеств и свойств, которые составляют определенный человеческий характер.

    Так какие же образы встречаются чаще всего? Я прочитала 118 басен и посчитала, что самым часто встречающимся образом является Волк, он герой 14 басен. Лиса встречается 12 раз, Лев – 10, Осел, Собака, Овца – 7, далее идут Обезьяна, Кот, Медведь, Змея – 5 раз.

    Почему именно Волк занимает первое место? Что в этом образе интересного? Какими же качествами он обладает? Волк в басне «Волк и Ягненок» – всесильный тиран, для которого нет закона, кроме своего желания.

    «Молчи! Устал я слушать,

    Досуг мне разбирать вины твои, щенок!

    Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать».

    Сказал и в темный лес Ягненка поволок.

    В «Волке на псарне» я вижу не только желание спасти свою шкуру, но и озлобление, бессилие, лукавство.

    Мой Волк сидит, прижавшись в угол задом,

    Зубами щелкая и ощетиня шерсть,

    Глазами, кажется, хотел бы всех он съесть…

    В басне «Волк и журавль» – неблагодарность за помощь, коварство, сознание своей силы и безнаказанности.

    «Ты шутишь? – зверь вскричал коварный, –

    Тебе за труд? Ах ты неблагодарный!

    А это ничего, что свой ты долгий нос

    И с глупой головой из горла цел унес!

    Поди ж, приятель, убирайся,

    Да берегись: вперед ты мне не попадайся. »

    В басне «Волк и Лисица» – глупость, невезение.

    И серый рыцарь мой,

    Обласкан по уши кумой,

    Пошел без ужина домой.

    В басне «Лев и Волк» – жадность, желание урвать кусок мяса без приложения труда, мысль о слабости сильных мира сего и желание их унизить.

    … на мысли Волку вспало,

    Что Лев, конечно не силен,

    Коль так смирен:

    И лапу протянул к ягненку также он.

    Ан вышло с Волком худо:

    Он сам ко Льву попал на блюдо.

    Лев растерзал его…

    На основании этого можно сделать вывод: Волк в баснях И.А.Крылова представляет одни из самых худших качеств человека, против искоренения которых и выступал баснописец.

    Вторым по частотности образом является Лисица. Ее характер не замыкается только на одной черте – хитрости. Она и находчива, и коварна, и рассудительна, и обладает чувством юмора.

    В басне «Ворона и Лисица» главная черта – хитрость, умение найти слабые черты, лесть, желание поживиться за чужой счет.

    «Голубушка, как хороша!

    Ну что за шейка, что за глазки!

    Какие перушки! какой носок!

    В басне «Лисица и Сурок» – желание оправдаться, обелить себя, представить потерпевшей за правду.

    «Мне взятки брать? да разве я взбешуся!

    Чтоб этому была причастна я греху?»

    В басне «Добрая Лисица» – рассуждение о сострадании, милосердии, жалости, но только до той поры, пока это выгодно.

    «Послушайте меня: докажем, что в лесах

    Есть добрые сердца и что…» При сих словах

    Малютки бедные все трое…

    Попадали к Лисе, на низ.

    Что ж кумушка? – Тотчас их съела

    И поученья не допела.

    В басне «Лисица и виноград» – умение скрыть свое бессилие за оскорблением других.

    Пошла с досадою и говорит: «Ну что ж!

    На взгляд – то он хорош,

    Да зелен – ягодки нет зрелой:

    Тотчас оскомину набьешь».

    В басне «Лисица и Осел» – умение иронизировать.

    «Отколе, умная, бредешь ты, голова?»…

    «Но ты коснуться Льву, конечно, не дерзнул?»

    Но иногда, как в басне «Лиса» – промашка, надежда на авось, желание ничем не поступиться даже ради спасения собственной шкуры.

    Щепотки волосков Лиса не пожалей –

    Остался б хвост у ней.

    Также во многих баснях Лисица выступает в роли советчика: «Мирская сходка», «Щука», «Пестрые овцы», но ее советы всегда не без пользы для самой себя.

    Вывод таков: образ Лисицы несет в себе черты человека, умеющего приспосабливаться к ситуации, везде находящего себе выгоду, готового на лесть и подобострастие.

    А вот образ Льва, царя зверей, по частотности находится лишь на третьем месте. Это, на мой взгляд, связано с тем, что он является носителем определенного набора качеств, присущих его положению: он властитель леса, тиран и судья, призванный держать в страхе своих подданных, умеющий практически из любой ситуации извлечь выгоду: «Лев и Барс», «Мор зверей», «Лев на ловле», «Лев и Волк», «Лев и Лисица». В то же время он не избегает участи всех властителей при утрате силы: каждый может над ним посмеяться, лягнуть, как в басне «Лисица и Осел»:

    «Пропал к нему весь прежний страх,

    И поплатился он старинными долгами!

    Кто мимо Льва ни шел, всяк вымещал ему

    По – своему:

    Кто зубом, кто рогами…»

    Очень интересно отношение И.А.Крылова к вечному спутнику человека – Собаке, которая по частотности находится на четвертом месте. Обычно Собака – это преданный друг, защитник. Какова она в баснях?

    В басне «Собачья дружба» – клятва в вечной дружбе не выдерживает испытание первой же костью.

    «Орест мой!» – «Мой Пилад!» Прочь свары, зависть, злость!

    Тут повар, на беду, из кухни кинул кость.

    Вот новые друзья к ней взапуски несутся:

    Где делся и совет и лад?

    С Пиладом мой Орест грызутся, –

    Лишь только клочья вверх летят.

    В басне «Прохожие и Собаки» – это пустобрехи, вместо дела занимающиеся пустыми разговорами и осуждением.

    В басне «Слон и Моська» – умение прославиться пустым делом, без ущерба для себя.

    «Вот то-то мне и духу придает,

    Что я, совсем без драки

    Могу попасть в большие забияки…»

    В басне «Две Собаки» – умение приспособиться к ситуации, забыв о гордости и самоуважении.

    «Чем служишь? Вот прекрасно! –

    С насмешкой отвечал Жужу, –

    На задних лапках я хожу».

    В басне «Собака и Лошадь» – желание показать себя более значительным, чем есть на самом деле.

    «И можно ли тебе равняться в чем со мною?

    Ни днем, ни ночью я не ведаю покою:

    Днем стадо под моим надзором на лугу,

    А ночью дом я стерегу», –

    «Конечно, – Лошадь отвечала, –

    Твоя правдива речь:

    Однако же, когда б я не пахала,

    То нечего б тебе здесь было и стеречь».

    Близость к человеку делает Собаку пустейшим существом, перенявшим худшие черты своего покровителя.

    Рядом с Собакой стоит Осел, ярчайшими чертами которого являются глупость, безаппеляционность суждений, хвастовство, высокое самомнение. В каждой басне эти черты подчеркиваются особо: «Парнас», «Осел и Соловей», «Осел», «Осел и Мужик».

    Все эти представители животного мира относятся к классу руководящих, а вот самыми безропотными, безобидными, не умеющими постоять за себя являются Овцы, которые зачастую даже не имеют права голоса, чаще всего употребляются во множественном лице(исключение составляют басня «Волк и Ягненок», где герой пытается даже спорить с Волком: «Ах, я чем виноват?» и «Змея и Овца», в которой ягненок тоже спрашивает у Змеи: «Что сделал я тебе?»). Образ Овец мы встречаем в 7 баснях: «Волк и Ягненок», «Мирская сходка», «Мор зверей», «Овцы и Собаки», «Змея и Овца», «Крестьянин и Овца», «Пестрые Овцы». Наверно, лишь об этих героях автор говорит без иронии, выражает сочувствие и осуждает тех, кто их притесняет.

    Среди тех, кто встречается в пяти баснях(Обезьяна, Кот, Медведь, Змея), наиболее интересен Медведь. В нем воплощены черты простодушия, доходящего до глупости, дружелюбия, желания помочь. Но все они напоминают известный фразеологизм – медвежья услуга(услуг , повлёкшая, в конечном счёте, за собой негативные последствия для того, кому она была оказана). В басне «Пустынник и Медведь» И.А.Крылов пишет:

    Хотя услуга нам при нужде дорога,

    Но за нее не всяк умеет взяться:

    Не дай бог с дураком связаться!

    Услужливый дурак опаснее врага.

    В басне «Медведь в сетях», герой, пытающийся оправдаться, говорит:

    «Что изо всех зверей мне только одному

    Никто не сделает упрека,

    Чтоб мертвого я тронул человека».

    На что получает ответ:

    «Так лучше бы ты мертвых ел

    И оставлял живых в покое».

    Следующими по частотности употребления следуют Орел, Мышь, Пчела(в четырех баснях), Щука, Кукушка(в трех баснях), Ворона, Курица, Лягушка, Вол, Муравей, Петух, Слон, Соловей, Свинья, Скворец, Муха, Белка, Паук, Козел, Лошадь(в двух баснях). По одному разу встречаем Синицу, Барса, Стрекозу, Сурка, Зайца, Гусей, Дрозда, Крота, Рака, Крысу, Чижа, Голубя, Журавля. Птицы, по сравнению с животными, реже участвуют в сюжетах басен.

    Заключение.

    Итак, я пришла к выводу, что образы зверей у Крылова - не просто аллегории какой-либо одной человеческой черты; многие из них передают многоликий человеческий характер, представляют определенный сословный тип. Лев - это всегда царь; Волк, Лиса, Медведь - придворные вельможи, чиновники; Ягненок, Овцы - «маленькие» люди, стоящие в самом низу социальной лестницы: мелкие чиновники, крестьяне. Часто человеческий характер, которым наделен зверь в басне И.А.Крылова, сливается с его социальными признаками, и тогда перед нами возникают реальные, существующие в обществе социальные типы. А частотность употребления того или иного образа говорит нам о том, против каких человеческих черт направлена сатира, с чем борется писатель, кого хочет высмеять. Баснописец создает живые, типичные, реалистические характеры, обобщая и типизируя саму ситуацию, в которой они действуют. В этом заключается реализм, новаторство и бессмертие басен И. А. Крылова

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Частотность образов животных в баснях И.А.Крылова выполнила ученица 6 класса МОУ «СОШ с.Преображенка» шляпникова Эльвира руководитель куркутова Е.а. Исследовательский проект

    Основополагающий вопрос: какова частотность образов животных в баснях И.А.Крылова?

    Ба́сня - стихотворное или прозаическое литературное произведение нравоучительного, сатирического характера эзоп лафонтен лессинг

    Какие же животные встречаются чаще всего? Волк – 14 басен Лиса – 12 басен Лев – 10 басен Осел, Собака, Овца – 7 басен Обезьяна, Кот, Медведь, Змея – 5 басен

    волк тиранство, беззаконие озлобление, бессилие, лукавство. неблагодарность за помощь, коварство, сознание своей силы и безнаказанности. глупость, невезение жадность, желание урвать кусок мяса без приложения труда

    Лисица хитрость, умение найти слабые черты, лесть, желание поживиться за чужой счет желание оправдаться, обелить себя, представить потерпевшей за правду рассуждение о сострадании, милосердии, жалости, но только до той поры, пока это выгодно умение скрыть свое бессилие за оскорблением других умение иронизировать промашка, надежда на авось, желание ничем не поступиться даже ради спасения собственной шкуры

    лев властитель тиран судья

    собака пустобрехи приспособление к ситуации желание быть значительнее

    осел глупость безаппеляционность суждений хвастовство высокое самомнение

    медведь простодушие, доходящее до глупости дружелюбие желание помочь

    ВЫВОД: баснописец создает живые, типичные, реалистические характеры, обобщая и типизируя саму ситуацию, в которой они действуют образы животных передают многоликий человеческий характер, представляют определенный сословный тип

    АННОТАЦИЯ

    Казак Оксана Николаевна г.Назарово, МОУ СОШ №3, 5А класс

    «Образ Волка в баснях И.А.Крылова»

    руководитель: Кабашева Оксана Леонидовна, учитель русского языка и литературы.

    Цель научной работы: показать, как в разных баснях через образы волка Крылов изображал представителей различных социальных уровней: царей, вельмож, чиновников и т.д., какие человеческие пороки, высмеянные в образе волка, сохранились до наших дней.

    Методы проведенных исследований: изучение, анализ, обобщение

    Основные результаты научного исследования (научные, практические): проведено сравнение нескольких басен, на основе которого выявлены разные характеры и образы аллегорического персонажа – Волка.

    ВВЕДЕНИЕ

    Актуальность (слайд№2 ). Еще в Древней Греции жанр басни прославил остроумный Эзоп. В России в 18 веке басня стала одним из самых любимых жанров в литературе. Крылатые выражения из басен расходились в народе. Мораль басни всегда ненавязчиво поучала, передавала мудрость от старших поколений младшим. Прославленным баснописцем стал Иван Андреевич Крылов. Из большинства детских сказок и стихов – басни Крылова всегда самые лучшие, ведь они врезаются в память и возникают на протяжении всей жизни при встрече с человеческими пороками. Часто люди могут сказать, что Крылов писал совсем не для детей, но неужели смысл его басен совсем не понятен детям? Ясно и грамотно прописана мораль, именно поэтому басни Крылова читать с огромной пользой сможет абсолютно любой ребенок. В наши дни нередко басни используют сатирики для высмеивания каких-либо пороков в обществе, своих политических соперников.

    Цель работы (слайд №3) – показать, как в разных баснях через образы волка Крылов изображал представителей различных социальных уровней: царей, вельмож, чиновников и т.д., какие человеческие пороки, высмеянные в образе волка, сохранились до наших дней.

    Гипотеза(слайд №4). Волк в баснях Крылова - олицетворение жадности, глупости, несправедливости и других пороков людей.

    Задачи(слайд№5):

      проанализировать выбранные басни,

      обобщить аллегорические образы, сделать выводы,

    Методы (слайд №6): изучение, анализ, обобщение.

    Объект изучения – басни И.А.Крылова.

    Предмет изучения – образ Волка в баснях Крылова.

    Глава I. АЛЛЕГОРИЯ КАК СРЕДСТВО

    ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ В БАСНЕ

    Читать Басни Крылова мы обожаем с самого детства. В нашей памяти хранятся различные крыловские образы, которые зачастую возникают в нашей памяти в абсолютно разных жизненных ситуациях, и, обращаясь к ним, мы не перестаем удивляться таланту Крылова.

    Что же такое басня? Согласно толковому словарю, это "краткий, в основном стихотворный, нравоучительный текст", то есть сказка, содержащая в себе поучение, имеющее непосредственное отношение к внутренним душевным качествам личности, основанным на таких моральных идеалах, как добро, отзывчивость, долг, справедливость и другие. Героями в баснях могут быть, что или кто угодно: люди, животные, предметы или растения, которые наделяются различными человеческими качествами.

    Как троп , аллегория используется в стихах , притчах , баснях. Основным способом изображения аллегории является обобщение человеческих понятий; представления раскрываются в образах и поведении животных, растений, мифологических и сказочных персонажей, неживых предметах и обретают переносное значение.

    Глава II. ОБРАЗ ВОЛКА В БАСНЯХ КРЫЛОВА

      «Волк и Ягненок»

    2. «Волк на псарне»

    3. «Волк и журавль»

    4. «Волк и овцы»

    5. «Волк и лисица»

    Выберем для анализа несколько наиболее известных басен.

    1.Басня Крылова «Волк и Ягненок»(слайд №9), на первый взгляд, представляет собой достаточно традиционное толкование известного сюжета. В басне два главных героя, образы которых одинаково важны и не могут существовать один без другого. Если вспомнить сюжет произведения, то уже в его элементах можно увидеть отчетливо выраженное авторское начало: "голодный Волк" рыщет возле ручья, рассчитывая каким-то образом утолить свой голод, и в это время к тому же самому ручью приходит Ягненок, который хочет напиться... "Голодный" хищник просто не может отказаться от появившейся пищи! Не идти же, в самом деле, ему искать еще какую-нибудь "еду", если она уже появилась? Самое страшное в его поведении, по мнению Крылова, не это. Автор, вероятно, не нашел бы, за что ему следовало бы осудить Волка, если бы хищник сразу же съел несчастного Ягненка? Тогда, собственно говоря, и басни бы не было. Для показа же не просто силы, а силы безнравственной, лицемерной и этим особенно страшной в моральном плане, Крылов изображает Волка, который настойчиво стремится оправдать свое отношение к беззащитному Ягненку какими-то, если и не моральными, то хотя бы "законными" основаниями. Именно с помощью использования эпитета "законный" и раскрывается нравственно-эстетическая позиция Крылова. Само значение этого слова, сама "законность" подразумевает, что Волк хочет с помощью высоких мотивов оправдать свое поведение в глазах... того же самого Ягненка. Ведь никто и никогда не узнает, что же именно произошло между Волком и Ягненком, никому и дела не будет до того, что Волк съел последнего - еще одна жертва свирепого хищника... А если бы кто и узнал, разве кто-либо из той среды, в которой живут герои басни, посмел бы осудить.

    Персонаж Волка:

    - Характеризует человека, обладающего силой и пользующегося своим положением.

    Показывает своими словами пренебрежение правилами и понимание собственной безнаказанности.

    Проявляет грубость и обозленность в обращении к Ягненку, обзывая его и псом и нечистым рылом.

    Выворачивает наизнанку свою сущность одними только словами “Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать”, показывая наглость и ничем не прикрытое бесстыдство.

    Мораль басни «Волк и Ягненок»

    «У сильного всегда бессильный виноват»… Волк и Ягненок – одна из редких басен, начинающихся с морали. Крылов сразу настраивает нас на то, о чем пойдет речь. Бытующее мнение, что, мол, кто сильнее, тот и прав показывается во всей красе. Ну на самом деле, что сможет доказать Ягненок голодному Волку? А вот Волку напротив, стоило бы задуматься, не ровен час отыщется сила, больше чем его. Как тогда он заговорит? Как Ягненок?

    Какие можно сделать выводы?

    Крылов в басне «Волк и Ягненок» описывает свою любимую тему – бесправие простого народа. Высмеиваемые в басне человеческие пороки необходимо искоренить из общества людей, исправить. Крылов понимает, что силу, действующую как ей заблагорассудится, сложно остановить. Таким как Волк ведь даже не нужно ни перед кем оправдываться! Хотелось, чтобы сила человека работала на восстановление справедливости.

      В басне "Волк на псарне"(слайд №10) уже можно говорить не столько об аллегории, сколько о метафоре. В этой басне под образом волка подразумевается Наполеон. Можно долго говорить, что Наполеон был хитер, ловок, умен, умел быстро и ловко приспосабливаться к ситуации. Но он не рассчитал своих возможностей и попал "на псарню" вместо "овчарни"...

    Мораль басни «Волк на псарне»

    Басня Крылова «Волк на псарне» – патриотическое произведение о значительных исторических событиях 1812 года. Ловчий – Кутузов, Волк – Наполеон, но даже подробное знание и понимание истории со сравнением поведений этих личностей не покрывают полностью глубокую мораль басни «Волк на псарне».

    В басне Крылова много внимания уделено передаче живописности всех картин и настроений участников. Тревога на псарне взбудораживает использованием ярких и образных выражений: “псы рвутся на драку”… Причем особенно четко описана опасная хитрость волка и изворотливость: “ Я пришел мириться к вам совсем не ради ссоры”. Поведение волка лицемерно, скрывая свою злую сущность, он пытается льстить.

    Крылов очень легко передает ум Ловчего, показывая, что тот даже не дослушивает волка, ведь и так понятно его лицемерие в попытке спасти свою шкуру. Сопоставляя волка и пса, автор отдает предпочтение второму, слова которого становятся началом появляющейся морали: “Ты сер, а я, приятель, сед”.

    Соотнеся образ волка со всем аллегорическим смыслом басни, мы сразу угадываем в нем завоевателя Наполеона. Но при этом образ волка никак не сужается до изображения конкретного человека, он настолько широк и всеобъемлющ, что басня не теряет своей ценности и вне контекста эпохи.

      В басне ” Волк и журавль “ два главных героя. Волк в этой басне хитрый и коварный. А журавль глупый, потому что повелся на такую хитрость.

    Мораль басни:

    Порой бывает так, что вместо благодарности, коварные люди говорят, что не они должны, а мы им обязаны, что все так хорошо закончилось. Действительно, при других обстоятельствах журавль мог стать обедом для волка. Поэтому не стоит, оказывая помощь таким людям, рассчитывать на их благодарность. Мораль кроется гораздо глубже, поскольку в басне говорится о том, что журавль не только нос унес, а и свою глупую голову из пасти волка смог спасти. Слушателям нужно извлечь урок, что сталкиваясь в жизни с коварным и злобным человеком, не стоит оказывать ему помощь, рассчитывая получить вознаграждение. Волк в этой басне – олицетворение коварства и жестокости.

      В басне “Волк и овцы” говорится о том, что правительство зверей решило защитить овец и приняли закон:

    Как скоро Волк у стада забуянит,

    И обижать он Овцу станет,

    То Волка тут властна Овца,

    Не разбираючи лица,

    Схватить за шиворот и в суд тотчас представить,

    В соседний лес иль в бор.

    Но волки всё-таки овец таскали.

    Мораль басни: Во времена Крылова было много законов, которые защищали права лишь сильного сословия, а те, кто находился в крепостной зависимости, были абсолютно бесправны. В этой басне высмеивается такой закон, который невозможно исполнить, и каждому понятно, что он не защитит бесправного. Сильные, т.е. волки могут поступать как им вздумается, несмотря на то что по закону слабым, т.е. овцам можно было самим расправляться с обидчиками. В реальной жизни это невозможно осуществить, т.е. такой закон – лишь лицемерие. Волк в этой басне – образ помещика, вельможи, который понимает, что ему все дозволено.

      В басне «Волк и лисица» говорится о том, как лиса, насытившись в курятнике, еще и прихватила про запас. Вдруг к ней приходит волк голодный, лисичка хитрая ему ни слова про запас, но предложила ему поесть сена. Сбитый с толку ласковыми словами лисы, Волк ушел одураченный и голодный.

    Мораль:

    Охотно мы дарим,

    Что нам не надобно самим.

    Мы это басней поясним,

    Затем что истина сноснее вполоткрыта.

    Волк в этой басне – олицетворение неудачника, наивного и глупого человека, которого легко одурачить. Он купится на любое ласковое слово или лесть.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    У писателя много заимствованных из произведений других баснописцев сюжетов. Но связь Ивана Андреевича с народным творчеством, с языком народных сказок была так тесна, что даже эти заимствованные басни не звучат как переводы. Ведь яркий, меткий, живой русский язык Крылова не мог быть заимствован ни у кого(слайд №11).

    Стихи Крылова, легко запоминаясь, сделались пословицами, вошли в золотой фонд народной речи. Таких пословиц и поговорок из его басен осталось в русском языке много: «А ларчик просто открывался» («Ларчик»), «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать» («Волк и Ягненок»), «Рыльце у тебя в пуху» («Лисица и Сурок»), «Аи, Моська! Знать она сильна, что лает на Слона» («Слон и Моська»), «А Васька слушает да ест» («Кот и Повар») и много-много других не менее замечательных и выразительных.

    Крылов - подлинно народный писатель, художник огромной силы, и влияние его на русскую литературу было глубоким и положительным.

    В баснях Крылова ненавязчиво через образы животных высмеиваются пороки людей. В народных сказках Волк чаще всего – олицетворение зла. Следуя традиции фольклора, Крылов также приписывает Волку разные злодеяния, коварство, жестокость. Но у Крылова Волк еще и глупый, наивный.

    Итак, в баснях Крылова встречается образ Волка – жадного, коварного, хитрого, жестокого, наивного, глупого, и даже есть Волк в образе Наполеона.

    НИЯ

    Приложение 1. Басни И.А.Крылова

    Волк и Ягненок

    У сильного всегда бессильный виноват:
    Тому в истории мы тьму примеров слышим
    Но мы истории не пишем,
    А вот о том как в баснях говорят...

    Ягненок в жаркий день зашел к ручью напиться:
    И надобно ж беде случиться,
    Что около тех мест голодный рыскал Волк.
    Ягненка видит он, на добычу стремится;
    Но, делу дать хотя законный вид и толк,
    Кричит: "Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом
    Здесь чистое мутить питье Мое
    С песком и с илом?
    За дерзость такову
    Я голову с тебя сорву". -
    "Когда светлейший Волк позволит,
    Осмелюсь я донесть, что ниже по ручью
    От Светлости его шагов я на сто пью;
    И гневаться напрасно он изволит:
    Питья мутить ему никак я не могу". -
    "Поэтому я лгу!
    Негодный! Слыхана ль такая дерзость в свете!
    Да помнится, что ты еще в запрошлом лете
    Мне здесь же как-то нагрубил;
    Я этого, приятель, не забыл!" -
    "Помилуй, мне еще и от роду нет году". -
    Ягненок говорит. - "Так это был твой брат". -
    "Нет братьев у меня". - "Так это кум иль сват.
    И, словом, кто-нибудь из вашего же роду.
    Вы сами, ваши псы и ваши пастухи,
    Вы все мне зла хотите,
    И если можете, то мне всегда вредите;
    Но я с тобой за их разведаюсь грехи". -
    "Ах, я чем виноват?" - "Молчи! Устал я слушать.
    Досуг мне разбирать вины твои, щенок!
    Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать".
    Сказал и в темный лес Ягненка поволок.

    Волк на псарне

    Волк ночью, думая залезть в овчарню,
    Попал на псарню.
    Поднялся вдруг весь псарный двор -
    Почуя серого так близко забияку,
    Псы залились в хлевах и рвутся вон на драку;
    Псари кричат: «Ахти, ребята, вор!»-
    И вмиг ворота на запор;
    В минуту псарня стала адом.
    Бегут: иной с дубьем,
    Иной с ружьем.
    «Огня!- кричат,- огня!» Пришли с огнем.
    Мой Волк сидит, прижавшись в угол задом.
    Зубами щелкая и ощетиня шерсть,
    Глазами, кажется, хотел бы всех он съесть;
    Но, видя то, что тут не перед стадом
    И что приходит, наконец,
    Ему расчесться за овец,-
    Пустился мой хитрец
    В переговоры
    И начал так: «Друзья! к чему весь этот шум?
    Я, ваш старинный сват и кум,
    Пришел мириться к вам, совсем не ради ссоры;
    Забудем прошлое, уставим общий лад!
    А я, не только впредь не трону здешних стад,
    Но сам за них с другими грызться рад
    И волчьей клятвой утверждаю,
    Что я…» - «Послушай-ка, сосед,-
    Тут ловчий перервал в ответ,-
    Ты сер, а я, приятель, сед,
    И волчью вашу я давно натуру знаю;
    А потому обычай мой:
    С волками иначе не делать мировой,
    Как снявши шкуру с них долой».
    И тут же выпустил на Волка гончих стаю.

    Волк и журавль

    Что волки жадны, всякий знает;

    Волк, евши, никогда

    Костей не разбирает,