Тихое утро главные герои. Казаков, анализ произведения тихое утро, план Главные герои сказки тихое утро

Название произведения: Тихое утро

Год написания: 1954

Жанр произведения: рассказ

Главные герои: двое мальчишек - деревенский Яшка и городской Володя .

Сюжет увлекательного произведения Юрия Казакова о возможности существования настоящей дружбы между совершенно непохожими детьми раскроет краткое содержание рассказа «Тихое утро» для читательского дневника.

Сюжет

Как бы ни было тяжело, Яшка встаёт спозаранку: одевается, завтракает, копает червей и бежит будить своего нового приятеля из Москвы - Володю. Утолив жажду колодезной водой мальчишки отправляются на рыбалку к омуту, который считается самым «рыбным» местом.

Первую рыбу Яшка упустил, но совсем скоро вытащил из воды огромного леща. Неожиданно ком земли из-под ног Володи сползает в омут. Городской парнишка оказывается в воде и отчаянно барахтается. Яшка бросается на помощь и вытаскивает его на берег. Чтобы очистить его лёгкие от воды, Яшка поднимает ноги Володи вверх и трясёт его, как может. Изо рта тонувшего парнишки течёт вода, по его мышцам проходит судорога, он стонет и приходит в себя. Осознав, что всё позади, Яшка пускается в рёв. Вслед за ним взревел и Володя.

Выводы (мое мнение)

Сначала двух непохожих мальчишек связало общее дело - страсть к рыбалке. Теперь, после несчастного случая на воде, их дружба обязательно станет намного крепче. Вряд ли рассудительный Володя сможет забыть, как его приятель бросился в опасный омут, чтобы его выручить.

Сегодня вы знакомитесь с рассказом . В рассказе два главных героя - Володя и Яшка. В основу этого рассказа положен реальный случай. Прежде чем обратиться к анализу рассказа, составим небольшой план:

  1. Ранним утром
  2. Яшка будит Володю
  3. По дороге на рыбалку
  4. Ловля рыбы
  5. Володя тонет
  6. Спасение Володи
  7. Яшка и Володя по дороге домой

Проведем подробный анализ рассказа по плану.

Итак, начало рассказа - утро, когда просыпается Яшка:

Еще только-только прокричали сонные петухи, еще темно было в избе, мать не доила корову, и пастух не выгонял стадо в луга, когда проснулся Яшка.

Он сел на постели, долго таращил глаза на голубоватые потные окошки, на смутно белеющую печь. Сладок был предрассветный сон, и голова валилась на подушку, глаза слипались, но Яшка переборол себя.

Вскоре в рассказе появляется первая пейзажная зарисовка. Природа становится действующим лицом (рис. 2):

Деревня, будто большим пуховым одеялом, была укрыта туманом. Ближние дома были еще видны, дальние - едва проглядывали темными пятнами, а еще дальше, к реке, уже ничего не было видно, и казалось, никогда не было ни ветряка на горке, ни пожарной каланчи, ни школы, ни леса на горизонте...

Рис. 2. Тихое утро ()

Яшка проснулся рано и стал действовать достаточно активно, быстро и собранно. Он встал, умылся, поел, взял удочки, накопал полную банку червей и пошел будить своего нового друга Володю:

На сеновале спал его новый приятель - Володя.

Яшка заложил в рот испачканные землей пальцы и свистнул.

Потом сплюнул и прислушался.

- Володька! - позвал он.- Вставай! (рис. 3)

Рис. 3. Деревенский дом ()

Обратите внимание на очень интересную деталь - испачканные землей пальцы . С помощью этой детали начинает уже вырисовываться образ деревенского мальчишки.

Володя зашевелился на сене, долго возился и шуршал там, наконец, неловко слез, наступая на незавязанные шнурки.

И Яшке, и Володе, конечно, не хочется вставать. Но Яшка в себе преодолел тягу ко сну, потому что обещал сводить мальчика на рыбалку и познакомить его с деревенской рыбной ловлей.

Яшка разозлился: он встал на целый час раньше, червяков накопал, удочки притащил... а если по правде говорить, то и встал-то он сегодня из-за этого заморыша, хотел места рыбные ему показать - и вот вместо благодарности и восхищения - «рано!».

Для Яшки прелесть утра уже была отравлена. И свое настроение, некоторое пренебрежение он начал высказывать Володе:

- Ты что, в ботинках пойдешь? - презрительно спросил он и посмотрел на оттопыренный палец своей босой ноги. - А калоши наденешь? Володя промолчал, покраснел и принялся за другой ботинок. Мы видим, что Яшка чувствует себя в деревне свободно, многое знает, а Володе многому предстоит еще научиться и узнать. Он действительно не умеет ходить босиком и себя чувствует в этой ситуации не очень ловко. Вот каковы мысли Яшки о Володе: А этот... пришел вчера, вежливый... «Пожалуйста, пожалуйста...» Дать ему по шее, что ли? Надо было связываться с этим москвичом, который, наверно, и рыбы в глаза не видал, идет на рыбалку в ботинках!.. - А ты галстук надень,- съязвил Яшка и хрипло засмеялся.- У нас рыба обижается, когда к ней без галстука суешься.

Володя готов был отказаться от рыбалки и тут же разреветься, но он так ждал этого утра!

И вновь как действующее лицо вступает в рассказ природа. Они шли по деревне, и туман отступал перед ними, открывая все новые и новые дома, и сараи, и школу, и длинные ряды молочно-белых построек фермы... Будто скупой хозяин, он показывал все это только на минуту и потом снова плотно смыкался сзади. Обратите внимание, какие чувства по дороге на рыбалку испытывает Володя: Володя жестоко страдал. Он не сердился на себя за грубые ответы Яшке, сердился на Яшку и казался себе в эту минуту неловким и жалким. Ему было стыдно своей неловкости: «Подумаешь, велика важность - босиком идти! Воображалы какие!». Но в то же время он с откровенной завистью и даже с восхищением поглядывал и на босые Яшкины ноги, и на холщовую сумку для рыбы, и на заплатанные, надетые специально на рыбную ловлю штаны, и серую рубаху. Он завидовал Яшкиному загару и его походке. Яшка ощущает себя хозяином положения. Автор характеризует состояние и чувства Яшки с помощью таких слов: Яшка съязвил; хмуро сказал Яшка; самодовольно осведомился Яшка; ядовито прищурился Яшка; задрожал от ярости . В то время как совершенно противоположна характеристика Володи: примиряюще улыбнулся; у Володи заблестели глаза; Володя восторженно выдохнул; Володе стало необыкновенно весело, и он только теперь почувствовал, как хорошо выйти утром из дому, как славно и легко дышится, как хочется побежать по этой мягкой дороге, помчаться во весь дух, подпрыгивая и взвизгивая от восторга. Ощущение восторга и счастья охватывает Володю. Мы видим, как Яшка со знанием дела рассказывает Володе о работе тракториста, о ловле рыбы, о голосах птиц, как он умеет их различать: - Что это свистит? - Володя остановился, подняв голову - Это? Это ути летят... Чирочки. - Ага... знаю. А это что? - Дрозды звенят... На рябину прилетели к тете Насте в огород. Мальчики подходят к рыбному месту (рис. 4): Солнце наконец взошло; только заржала в лугах лошадь, и как-то необыкновенно быстро посветлело, порозовело все вокруг; еще отчетливей стала видна седая роса на елках и кустах, а туман пришел в движение, поредел и стал неохотно открывать стога сена, темные на дымчатом фоне близкого теперь леса. Рыба гуляла. Вот в рассказе появляется первая тревожная мысль: У воды было сыро, угрюмо и холодно. - Тут, знаешь, глубина какая? - Яшка округлил глаза. - Тут и дна нету... Володя немного отодвинулся от воды и вздрогнул.

Проследите, как себя ведут мальчики на рыбалке (рис. 5): Закинув насадку, Яшка, не выпуская из рук удилища, нетерпеливо уставился на поплавок. Почти сейчас же закинул свою насадку и Володя, но зацепил при этом удилищем за ветлу. Яшка страшно взглянул на Володю, выругался шепотом.

Рис. 5. Мальчики на рыбалке ()

Володя не умеет рыбачить и пытается у Яшки этому научиться: Рука у Яшки скоро устала, и он осторожно воткнул удилище в мягкий берег. Володя посмотрел на Яшку и тоже воткнул свое удилище. "Тоже мне рыбак! - подумал Яшка.- Сидит раскорякой... Один ловишь или с настоящим рыбаком, только успевай таскать..." . Он хотел чем-нибудь уколоть Володю. И вот, наконец, первая удача - пойман большой лещ: Володя обернулся и увидел, что его удочка, отвалив ком земли, медленно сползает в воду и что-то сильно дергает леску. Он вскочил, споткнулся и, на коленях подтянувшись к удочке, успел схватить ее. Удилище сильно согнулось. Володя повернул к Яшке круглое бледное лицо. - Держи! - крикнул Яшка. Но в этот момент земля под ногами у Володи зашевелилась, подалась, он потерял равновесие, выпустил удочку, нелепо, будто ловя мяч, всплеснул руками, звонко крикнул: «Ааа...» - и упал в воду. - Дурак! - закричал Яшка, злобно и страдальчески искривив лицо. - Недотепа чертова!.. Рыбу распугал.

Вот здесь Яшка еще пока думает о рыбе, о том, что испорчена рыбалка, не понимая, что случилось страшное.

Но, взглянув на воду, он замер, и у него появилось то томительное чувство, которое испытываешь во сне, когда вялое тело не поддается сознанию: Володя в трех метрах от берега бил, шлепал по воде руками, запрокидывал к небу белое лицо с выпученными глазами, захлебывался и, окунаясь в воду, все силился что-то крикнуть, но в горле у него клокотало, и получалось: «Уаа... Уа...». «Тонет!» - с ужасом подумал Яшка. Подгоняемый страшными звуками, которые издавал Володя, Яшка выскочил на луг и кинулся к деревне, но, не пробежав и десяти шагов, остановился, будто споткнувшись, чувствуя, что убежать никак нельзя. Поблизости не было никого, и некому было крикнуть о помощи... Яшка судорожно шарил в карманах и в сумке в поисках хоть какой-нибудь бечевки и, не найдя ничего, бледный, стал подкрадываться к бочагу. Подойдя к обрыву, он заглянул вниз, ожидая увидеть страшное и в то же время надеясь, что все как-то обошлось, и опять увидел Володю. Володя теперь уже не бился, он почти весь скрылся под водой, только макушка с торчащими волосами была еще видна. Она скрывалась и опять показывалась, скрывалась и показывалась... Яшка, не отрывая взгляда от этой макушки, начал расстегивать штаны, потом вскрикнул и скатился вниз. Высвободившись из штанов, он, как был, в рубашке, с сумкой через плечо, прыгнул в воду, в два взмаха подплыл к Володе, схватил его за руку. Чувствуя у себя на шее мертвую хватку, он попытался выставить из воды свое лицо, но Володя, дрожа, все карабкался на него, наваливался всей тяжестью, старался влезть на плечи. Яшка захлебнулся, закашлялся, задыхаясь, глотая воду, и тогда ужас охватил его, в глазах с ослепительной силой вспыхнули красные и желтые круги. Он понял, что Володя утопит его, что пришла его смерть, дернулся из последних сил, забарахтался, закричал так же нечеловечески страшно, как кричал Володя минуту назад, ударил его ногой в живот, вынырнул, увидел сквозь бегущую с волос воду яркий сплющенный шар солнца, чувствуя еще на себе тяжесть Володи, оторвал, сбросил его с себя, замолотил по воде руками и ногами и, поднимая буруны пены, в ужасе бросился к берегу. Первая мысль, которая приходит к Яшке, - бежать в деревню, просить помощи. Он даже не думает о том, что он может помочь. Но в какой-то момент Яшка понимает, что, пока он будет бежать, Володя уже утонет, и сам его решает спасти. Посмотрите, как человек выбирает между своей смертью и смертью другого человека. Страшно стало мальчику, и он ударил в живот ногой Володю, выплывая сам. И в этот момент его охватывает не только ужас собственной смерти, но и понимание того, что рядом-то тонет человек. Вновь автор мастерски вводит пейзаж, который становится действующим лицом. Ярко светило солнце, и листья кустов и ветлы блестели, радужно горела паутина между цветами, и трясогузка сидела наверху, на бревне, покачивала хвостом и блестящим глазом смотрела на Яшку, и все было так же, как и всегда, все дышало покоем и тишиной, и стояло над землей тихое утро, а между тем вот только сейчас, совсем недавно случилось Небывалое - только что утонул человек, и это он, Яшка, ударил, утопил его.

Обратите внимание на название рассказа - «Тихое утро». Как будто название рассказа вступает в противоречие с тем, что происходит с героями. Не такое уж и тихое это утро. Название у рассказа обманчивое.

Яшка нырнул. Володя держался на боку, одна нога его запуталась в траве, а сам он медленно поворачивался, покачиваясь, подставляя солнечному свету круглое бледное лицо и шевеля левой рукой, словно пробуя на ощупь воду. Чувствуя, что сейчас задохнется, Яшка рванулся к Володе, схватил его за руку, зажмурился, торопливо дернул тело Володи вверх. Не выпуская Володиной рубашки, он стал подталкивать его к берегу. Плыть было тяжело. Почувствовав дно под ногами, Яшка вылез сам и вытащил Володю. Он вздрагивал, касаясь холодного тела, глядя на мертвое, неподвижное лицо, торопился и чувствовал себя таким усталым, таким несчастным... Мы видим, что в этот момент Яшка вновь испытывает страх: Убежать бы куда-нибудь, спрятаться, чтобы только не видеть этого равнодушного, холодного лица! Яшка всхлипнул от ужаса, вскочил, схватил Володю за ноги, вытянул, насколько хватало сил, вверх и, побагровев от натуги, начал трясти. Голова Володи билась по земле, волосы свалялись от грязи. И в тот самый момент, когда Яшка, окончательно обессилев и упав духом, хотел бросить все и бежать куда глаза глядят,- в этот самый момент изо рта Володи хлынула вода, он застонал и судорога прошла по его телу. Проследите, как мальчики переживают случившееся, как проявляются лучшие черты характеров героев в этой ситуации: Никого сейчас не любил он больше Володи, ничто на свете не было ему милее этого бледного, испуганного и страдающего лица. Робкая, влюбленная улыбка светилась в глазах Яшки, с нежностью смотрел он на Володю и бессмысленно спрашивал: -Ну как? А? Ну как?.. Яшка вдруг сморщился, зажмурился, из глаз у него брызнули слезы, и он заревел, заревел горько, безутешно, сотрясаясь всем телом, задыхаясь и стыдясь своих слез. Плакал он от радости, от пережитого страха, от того, что все хорошо кончилось.

Как считают исследователи творчества Казакова, писатель не утаивает ничего невыгодного о своих героях от читателя. Читатель сам должен решить, хороши они или плохи. И вот мы видим, что в этой ситуации Яшке и страшно, и он борется со своей слабостью, и вместе с тем он как ребенок, пережив такой трагический случай, плачет, ревет, сотрясается всем телом.

Рассказ заканчивается пейзажной зарисовкой. Светило солнце, пылали кусты, обрызганные росой, и только вода в омуте оставалась все такой же черной (рис. 6).

Рис. 6. Солнце над озером ()

Запах жизни, свет, который дарит жизнь, помогли Яшке преодолеть моменты малодушия, преодолеть свой собственный страх. Воздух нагрелся, и горизонт дрожал в его теплых струях. Издали, с полей, с другой стороны реки, вместе с порывами ветра летели запахи сена и сладкого клевера. И запахи эти, смешиваясь с более дальними, но острыми запахами леса, и этот легкий теплый ветер были похожи на дыхание проснувшейся земли, радующейся новому светлому дню (рис. 7).

Рис. 7. Мальчики идут домой ()

Тихое утро, казалось бы, не предвещало ничего страшного, но мы видим, сколько напряжения оно потребовало от Яшки, сколько душевных и физических сил потребовалось для спасения друга. Непросто, оказавшись в такой ситуации, проявить мужество, стойкость и остаться человеком. Очень важно в жизни выдержать такое испытание. Вспоминается народная мудрость: друзья познаются в беде.

Список литературы

  1. Коровина В.Я. Дидактические материалы по литературе. 7 класс. - 2008.
  2. Ладыгин М.Б., Зайцева О.Н. Учебник-хрестоматия по литературе. 7 класс. - 2012.
  3. Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 7 классе. - 2009.
  1. Pomnipro.ru ().
  2. Lib.ru ().
  3. Lit-helper.com ().

Домашнее задание

  1. Какие проблемы затрагивает Ю.П. Казаков в рассказе «Тихое утро»?
  2. Дайте характеристику образам героев рассказа. С помощью каких деталей автор придает им образность?
  3. Сделайте краткий пересказ, ориентируясь на план к рассказу.

Конспект урока литературы

Тема: Ю.П.Казаков. Рассказ «Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка.

Учитель: А.В. Степанова, МКОУСОШ №38 г. Тулы

Класс: 7

Цели урока:

А) Дидактическая: познакомить учащихся с творчеством Ю.П. Казакова; проследить за мыслями, чувствами и поступками главных героев рассказа «Тихое утро»; обратить внимание на роль описаний природы в раскрытии внутреннего мира героев; совершенствовать навыки анализа эпического произведения, составления характеристик героев, выразительного чтения.

Б) Развивающая: развивать устную речь, внимание, воображение; развивать умение анализировать, сопоставлять, сравнивать; продолжить формирование эстетической культуры личности школьников.

В) Воспитывающая: воспитывать уважение, сочувствие, сострадание к человеку.

Тип урока: урок изучения нового материала

Оборудование: компьютер, экран, проектор, колонки, презентация Power Point; таблицы «Характеристика героя. Яшка», «Характеристика героя. Володя», «Пейзаж как средство характеристики героев».

Ход урока.

Слайд 1

  1. Организационный момент.
  2. Слово учителя.

Сегодня мы познакомимся с творчеством Ю.П. Казакова. Этот писатель довольно поздно стал задумываться о том, чтобы посвятить себя литературному труду. Окончил музыкальное училище в Москве. Три года играл в симфонических и джазовых оркестрах. И лишь в 26 лет Юрий Казаков поступает в Литературный институт.

Слайд 2

Первые же его рассказы принесли успех: «Арктур – гончий пес», «По дороге», «Голубое и зеленое», «Двое в декабре». В основе его рассказов лежит, как правило, действительный случай. Таков и рассказ «Тихое утро». Об этом произведении нам и предстоит сегодня вести разговор. Юрий Павлович Казаков – писатель честный, правдивый, искренний, не утаивающий ничего невыгодного для своих героев. Его волнуют нравственные проблемы. Как нужно жить? Какими качествами нужно обладать? Что лежит в основе человеческого поведения? Что такое добро? Что такое зло? В рассказе «Тихое утро» писатель предстает перед нами как тонкий психолог, раскрывающий самые потаенные уголки своих героев. А читатель должен сам решить, насколько герои Казакова хороши.

  1. Работа над темой урока.
  1. Постановка задачи урока.

Учитель: Чтобы лучше понять природу поступков героев рассказа, я предлагаю вам ответить на вопрос: что такое добро и зло?

Слайд 3

Дети: Добро - поступки, совершаемые нами во благо других, даже если при этом мы должны жертвовать собой; зло – поступки, совершаемые нами во вред другим для достижения собственных целей.

Учитель: Как вы считаете, добро и зло существует исключительно во внешнем мире, или оно живет в душе человека, исходит от человека?

Дети: Добро и зло существуют в душе человека.

Учитель: Назовите имена главных героев рассказа «Тихое утро». Кто из них был добрым, а кто злым?

Дети: ответы детей.

Учитель: Можем ли мы однозначно оценить человека, однозначно сказать, добрый он или злой? Почему?

Дети: нельзя, в душе человека постоянно происходит борьба добра и зла, человеку свойственны и нравственные «взлеты» и нравственные «падения».

Учитель: Так и в рассказе «Тихое утро» перед нами предстают герои с сильными и слабыми сторонами своей души. Наша задача сегодня понаблюдать за героями, за их поступками, понять причины этих поступков. В ходе урока вы будете заполнять таблицы: первый ряд характеризует Яшку, второй – Володю, третий – рассматривает пейзаж как средство характеристики героев.

  1. Анализ произведения.

Слайд 4

Учитель: коротко охарактеризуйте главных героев рассказа , ответив на вопросы:

  1. Где живет мальчик?
  2. Как он чувствует себя в деревне?
  3. Каково отношение героя к рыбалке?

Ответы детей.

Фактически в рассказе происходит столкновение двух культур: городской и деревенской. Мир Яшки ограничен его деревней, а мир Володи городом. На страницах рассказа разворачивается описание первого контакта, соприкосновения противоположных на первый взгляд миров.

Слайд 5

Постановка проблемного вопроса: Итак, наши герои очень разные. В связи с этим в процессе анализа рассказа я прошу вас подумать над вопросом: смогут ли Яшка и Володя, имеющие разное представление о мире, прийти к взаимопониманию? Почему?

Учитель: Рассказ начинается с пробуждения Яшки. Каким было настроение мальчика? Найдите в тексте слова, подтверждающие это. (с.182 – последний абзац, с.183)

Дети: У мальчика было радостное настроение. Это подтверждают следующие слова: переборол себя, соскочил с крыльца, весело затрусил, побежал, перевалился через плетень, свистнул.

1 группа – заполнение таблицы.

Дети: Описание тихого радостного утра соотносится с настроением Яшки. 3 группа – заполнение таблицы.

Учитель: Мирный радостный рассвет вдохновлял художников и музыкантов. Прослушайте отрывок из музыкального произведения композитора М.Мусоргского «Рассвет на Москве-реке» , чтобы лучше понять настроение Яшки.

Слайд 6

Прослушивание музыкального произведения.

Какое утро у композитора? Какие чувства у вас возникли?

Ответы детей.

Учитель: Прочитайте утренний разговор Яшки и Володи.

Дети: чтение по ролям

Учитель: Как вы думаете, почему произошел конфликт между мальчиками? Почему у Яшки пропало настроение?

Дети: Яшка не получил ожидаемого признания.

Учитель: Найдите ключевые слова, характеризующие состояние Яшки (1 группа – заполнение таблицы – с.183)

Дети: Разозлился, зло ответил, с пренебрежением осмотрел, прелесть утра была отравлена, презрительно спросил, заскучал, съязвил.

Учитель: А как реагирует на конфликт Володя? Найдите слова, характеризующие состояние мальчика (2 группа – заполнение таблицы, с.184)

Дети: Промолчал, покраснел, сквозь зубы ответил, подрагивал от обиды ноздрями, готов был разреветься, ждал этого утра, страдал, сердился на себя, казался себе неловким и жалким, с завистью и с восхищением поглядывал.

Учитель: И вот наши герои отправляются на рыбалку. Как ведут они себя в дороге? Прочитайте.

Слайд 7.

Дети: Сначала мальчики идут молча.

Учитель: Как ведет себя Яшка?

Дети: он чувствует себя хозяином, он на своей земле, знает обо всём, что здесь происходит: о звуках деревни, о птицах, о рыбалке. 1 группа – заполнение таблицы.

Учитель: Когда Володе становится весело?

Слайд 8

Дети: Когда мальчики разговорились у колодца, и Яшка пригласил Володю вечером ловить большую рыбу в бочаге и ночью жечь костер. Володя почувствовал себя немножечко «своим», и ему стало весело. Он ощутил всю прелесть утра. 2 группа – заполнение таблицы.

Рассмотрим эпизоды рыбалки.

Учитель: где мальчики ловили рыбу? Найдите описание омута (с.188, 5 абзац). Как меняется описание природы? Почему?

Слайд 9

Дети: читают описание омута (мрачность, пахло сыростью, черная вода, ветлы закрыли небо). Состояние природы предвещает будущую беду. 3 группа – заполнение таблицы.

Учитель: Ребята выбрали место. Началась рыбная ловля. Что чувствует Яшка, когда у него сорвалась первая рыбина? Как автор передает чувства Яшки? (с.190)

Дети: Яшке было стыдно. Он винил в неудачах Володю. 1 группа – заполнение таблицы.

Учитель: Случалось ли вам в своей жизни чувствовать подобное?

Ответы детей.

Между героями все еще есть недопонимание. Конфликт теперь не внешний, а внутренний. Мальчики не стараются понять друг друга.

Проанализируем эпизод, когда Володя начинает тонуть (с.191 – 192).

Учитель: Какие чувства испытывает Яшка, понимая, что Володя тонет? Найдите слова, показывающие его чувства.

Дети: Яшка чувствует страх, но надеется, что все как-то обошлось. 1 группа – заполнение таблицы.

Учитель: Почему, не пробежав и 10 шагов, Яшка остановился, будто споткнувшись, чувствуя, что, «убежать никак нельзя»?

Дети: Яшка понял, что жизнь Володи зависит только от него. 1 группа – заполнение таблицы.

Учитель: Какие действия предпринимает Яшка и чем это заканчивается?

Дети: Яшка пытается спасти Володю, но утопающий хватается за Яшку и топит его. Яшка понимает, что сам может погибнуть, поэтому отталкивает Володю.

Комментарий учителя: Автор очень тонко описывает психологию тонущего человека. Володя не специально топил Яшку. Утопающие инстинктивно хватаются за то, что может их спасти. Поэтому неопытные спасатели часто погибает вместе с теми, кого они спасают.

Дети: читают отрывок. Природа по-прежнему тиха и спокойна, а в жизни Яшки только что случилось «небывалое». Природа и внутреннее состояние мальчика противопоставлены – антитеза. 3 группа – заполнение таблицы.

Учитель: Яшка снова предпринимает попытку спасти Володю. Когда Яшка видит товарища под водой недвижимого, он все еще боится, что Володя опять схватит его. Но Володя уже не может сделать этого. Чем же заканчивается рассказ?

Ответы детей.

Учитель: Почему Яшка плачет так горько и безутешно? Можно ли сказать, что слезы свидетельствуют о слабости характера?

Дети: Яшка еще всерьез не встречался с жизнью, с ее суровостью, непредсказуемостью, он испытал чувство страха за жизнь Володи, он ужасался мысли, что Володя мог утонуть, жалел его. Это трагическое событие потрясло Яшку, оставило след у обоих мальчиков. Из чувства жалости и сострадания рождается любовь к человеку, любовь к ближнему. 1,2 группы – заполнение таблицы.

Учитель: В заключительном абзаце говорится, что всё радовалось новому светлому дню. Почему именно такими словами заканчивается рассказ?

Дети: Новый день начался не только в природе, но и в душах мальчиков. Яшка не только спас Володю. Он поднялся на новую нравственную высоту, преодолев злость, раздражение, страх за свою жизнь. Через чувства жалости и сострадания к Яшке пришла настоящая истинная любовь, которая одна должна царить в душе человека. 3 группа – заполнение таблицы.

Слайд 10

  1. Ответ на проблемный вопрос.

Смогут ли Яшка и Володя, имеющие разное представление о мире, прийти к взаимопониманию? Почему?

Ответы детей.

  1. Домашнее задание.

1 ряд – характеристика Яшки.

2 ряд – характеристика Володи.

3 ряд – пейзаж как средство характеристики героев.

Задание готовится по таблицам, которые группы заполняли на уроке.

Слайд 11

  1. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Упражнение «Плюс – минус – интересно»

  1. Выставление отметок.

Предварительный просмотр:

Характеристика героя.

Яшка


Подписи к слайдам:

Юрий Павлович Казаков. Рассказ «Тихое утро». Взаимоотношения детей. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка.

ДОБРО И ЗЛО

Краткая характеристика героев Где родился герой? 2. Как мальчик чувствует себя в деревне? 3. Как герой относится к рыбалке?

По дороге на рыбалку «…Ребята молча, не глядя друг на друга, пошли по улице». Володя «…с откровенной завистью и даже с восхищением поглядывал на босые Яшкины ноги, и на холщовую сумку для рыбы, и на заплатанные, надетые специально на рыбную ловлю штаны и серую рубаху».

«Володе стало необыкновенно весело, и он только теперь почувствовал, как хорошо выйти утром из дому. Как славно и легко дышится, как хочется побежать по этой мягкой дороге, помчаться во весь дух, подпрыгивая и взвизгивая от восторга!»

Исаак Левитан «У омута» Исаак Левитан «Озеро» «…Здесь, у воды, было сыро, угрюмо и холодно».

Проблемный вопрос Смогут ли Яшка и Володя, имеющие разное представление о мире, прийти к взаимопониманию? Почему?

«Плюс – минус – интересно» Что понравилось на уроке, вызвало положительные эмоции? Что не понравилось на уроке, вызвало неприязнь, показалось скучным? Интересные факты, которые узнал(а) на уроке, что ещё хотелось бы узнать по данной теме, вопросы к учителю


Яшка - один из главных героев рассказа Юрия Казакова «Тихое утро», деревенский мальчишка, друг Володи из Москвы. Это типичный житель сельской местности. Среди ребят он считался лучшим по части рыбалки. Ему не нравятся Володины городские манеры, но он не прочь научить его рыбачить. Яшка всегда ходит в старых штанах и рубахе, с босыми ногами и испачканными пальцами. Поэтому желание Володи надеть с утра ботинки вызывает у него смех. Пытаясь приобщить Володю к сельской жизни и научить рыбалке, однажды он зовет его с собой пойти к местному водоему. Вода в омуте очень темная и про нее ходят разные легенды. Жители деревни говорят, что она может затянуть.

Так получилось, что пока Яшка ловил рыбу, Володя не удержал равновесия и упал в омут. Яшку это поначалу разозлило, так как он считал этого городского, изнеженного мальчика ни на что негодным. Но когда он увидел, что Володя тонет, то хотел бежать в деревню за подмогой. Подумав с минуту, Яшка передумал и сам прыгнул в воду спасать друга. С первого раза не удалось. Тот его чуть не потопил. Со второго раза он смог вытащить Володю на берег и привести в чувство. Мальчики не на шутку перепугались и плакали. Несмотря на то, что Яша часто ворчал на Володю за его городские манеры, в трудной ситуации он повел себя как настоящий друг.

ТЕМА УРОКА:

Юрий Павлович Казаков
«Тихое утро». Герои рассказа и их поступки

Цель урока: кратко познакомить обучающихся с творчеством Ю.П.Казакова; создать сравнительные характеристики героев: проследить за мыслями, чувствами и поступками Яши и Володи, раскрыть проблему взаимоотношений мальчиков между собой.

Планируемые результаты

Предметные : п онимать нравственную проблематику рассказа; умение давать характеристику героям, оценивать их поступки, понимать внутренний мир героев, их взаимоотношения; оценивать пересказы своих одноклассников; создавать сравнительную характеристику Яшки и Володи, отмечать общее и различное в поведении и характерах героев

Метапредметные

Познавательные: уметь синтезировать полученную информаци ю для составления ответа

Регулятивные: уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания

Коммуникативные: строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи

Личностные

формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя

Характеристика деятельности обучающихся

Комментированное чтение, беседа по тексту, лексическая работа, индивидуальная и парная работа с дидактическим материалом, групповая практическая работа (поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятия портрет героя, речь героя)

Тип урока: урок изучения новых знаний.

Формы работы учащихся: групповая, индивидуальная, фронтальная.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.

Структура и ход урока:

Орг. момент

Мотивация к учебной деятельности

(1 минута)

-Здравствуйте, ребята! Садитесь, начинаем наш урок.

Приветствуют учителя. Проверяют свои рабочие места, настраиваются на урок.

Личностные

Умение быстро организовать рабочее место, поприветствовать учителя и настроиться на урок.

2

Сообщение темы урока

Определение целей урока.

(4 минуты)

Постановка проблемного вопроса.

- Дома вы какой рассказ прочитали?

-Кто главные герои рассказа?

-Как вы думаете наши герои, Яша и Володя, одинаковые? Похожи друг на друга?

-Как будет звучать тема нашего урока?

олодцы. Откройте тетради и запишите тему урока: Юрий Павлович Казаков
«Тихое утро». Герои рассказа и их поступки.

(1 слайд)

- Исходя из темы урока, как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить?

-Какую цель мы поставим перед собой на сегодняшнем уроке?

Ю.П.Казакова «Тихое утро ».

Яша и Володя.

Разные.

Нет, не похожи.

Отвечают.

Познакомиться с биографией писателя, создать сравнительные характеристики героев: проследить за мыслями, чувствами и поступками Яши и Володи, раскрыть проблему взаимоотношений мальчиков между собой.

Метапредметные:

Умение выявлять проблему на уроке, определять цели, знать задачи и последовательно идти к ним.

3

Актуализация знаний

7 минут

8 минут

Физ. минутка.

10 минут.

-Сейчас мы познакомимся с творчеством Ю.П.Казакова, а помогут мне К. и Л.( 4мин.) А вы в это время на листочках, которые лежат у вас на партах укажите верные суждения.

-Спасибо!

Ю.П.Казаков- писатель честный, правдивый, искренний, не утаивающий ничего невыгодного для своих героев. Его волнуют нравственные проблемы.

Как нужно жить?

Какими качествами нужно обладать?

Что лежит в основе человеческогоповедения?

Что такое ДОБРО? Что такое ЗЛО?

Как правило, в основе его рассказов лежит действительный случай, то же можно сказать и о рассказе «Тихое утро».

В этом рассказе писатель представляет перед нами как тонкий психолог, раскрывающий самые потаенные уголки своих героев. А читатель должен сам решить, насколько герои Казакова хороши.

Чтобы вы смогли более глубоко проникнуть в душевный мир героев, осмыслить их психологическое состояние, предлагаю обсудить ряд вопросов.

- Что такое ДОБРО?ЗЛО?(2 слайд)

ДОБРО- поступки, совершаемые нами во благо других, даже если при этом мы должны жертвовать собой.

ЗЛО- поступки, совершаемые нами во вред другими для достижения собственных целей.

- Где существует добро и зло – во внешнем окружающем мире или в душе человека?

-Можно ли однозначно оценивать человека, добрый он или злой?

-Вот сейчас мы и проследим за разными поступками и чувствами наших героев.

Откройте учебники.

1.Каким было настроение Яшки после пробуждения и почему? Какие слова помогают понять это настроение?

с.187,188

2. Найдите описание деревни. Для чего оно дано?

С.188

«Рано»

3.- Почему прелесть утра для Яшки была отравлена? Что его разозлило?(с.189)

- Найдите слова, передающие раздражительное состояние Яшки.

4. Как Володя реагировал на раздражительное отношение к себе Яшки?

- Как вы объясните оживлённое состояние Володи? (с.189)

-5.Какие чувства испытывал Володя на пути к колодцу?

- Чему завидовал и чем восхищался Володя, глядя на Яшку?

6.У колодца

- Как и почему изменилось отношение Яшки к Володе?(с.190)

-7.Когда Яшка совсем подобрел?(с.191)

Каким стало настроение Володи после этого заманчивого предложения Яшки?

-

Итак, между мальчишками наступили мир и согласие, а беседа по дороге к реке стала приятной и интересной, потому что Яшка был щедрым, словоохотливым рассказчиком, а счастливый Володя благодарным слушателем.

8. Какими своими знаниями об окружающем мире, о природе поделился деревенский житель Яшка с москвичом Володей?(с.192)

- Каким показан в этом диалоге Яшка?

9. И вот наконец река. Найдите описание природы и определите роль пейзажа в этом отрывке.

Давайте отдохнём, послушаем музыку. Какое настроение она создает?

10.Найдите описание омута. Какое настроение оно создаёт?

(с.194)

И вот ребята приступили к рыбалке

Почему каждый раз, когда шумно всплёскивала рыба, лицо Яшки принимало напряжённо-страдальческое выражение?

    Рыба ушла.

- Все изменения в настроении Яшки теперь связаны с рыбалкой. Давайте проследим за этими изменениями.

    Лещ.

- Когда Яшка поймал леща, лицо у него стало счастливое, слово «ле-ещ»он выговорил с упоением.

Что случилось потом?

    Ком земли.

Какие чувства испытывает Яшка, понимая, что Володя тонет?

    «Убежать никак нельзя».

Почему, не пробежав и десяти шагов, Яшка остановился, будто споткнувшись, чувствуя, что «убежать никак нельзя»?

- Найдите слова, показывающие, что Яшке страшно.

    Небывалый ужас.

Когда Яшка понял, что Володя утопит его, что пришла его смерть, дикий небывалый ужас охватил его. Он ударил Володю ногой в живот, вынырнул, сбросил с себя Володю и в ужасе поплыл к берегу.

Что он увидел?

- Почему после этой сцены даётся описание тихого утра? Перечитаем его.

- Найдите слова, передающие это сверкание утра.

Всё дышало покоем и тишиной. Но не было этого покоя в душе у Яшки. Его мучают чувства страшной вины, раскаяния, сожаления. «…Случилось небывалое – только что утонул человек, и это он, Яшка, ударил, утопил его…

    Спасение Володи.

- Почему Яшка вновь бросается спасать Володю?

    Любовь истинная.

- Володя спасён. Перечитаем отрывок, помогающий понять чувства спасителя.

- Перечитаем описание природы в конце рассказа. Какие мысли и чувства оно вызывает?

Рассказ со счастливым концом. Яшка не только спас Володю, но и поднялся на новую нравственную высоту, преодолев чувства злости, раздражения, страха за свою жизнь. Через чувства жалости и сострадания к Яшке пришла любовь истинная, которая и должна царить в душе человека.

    Вывод по теме урока

Природа - это источник характеров, а сам человек - это часть природы, осмысляющий через нее самое себя. В произведениях Ю. Казакова природа является отголоском души человека. Автор ярко и образно рисует картину утра, подмечает то, на что порой мы не обращаем внимания..

-Какие поговорки о дружбе и взаимопомощи вы знаете?

(сообщение обучающихся об авторе)

Ответы обучающихся

Дают понятие

Добро и зло существуют не извне, а в душе человека.

Нельзя, в душе человека постоянно происходит борьба добра и зла, «взлеты» и нравственные «падения».

Работа в группах

Обучающиеся ищут в текстах учебника ответы, обсуждают, анализируют, доказывают, делают выводы

Яшка проснулся очень рано, до света, и настроение у него было добрым, радостным, весёлым оттого, что он сумел перебороть себя, преодолев сладкий предрассветный сон, оттого, что предстояла рыбалка и встреча с новым приятелем – москвичом Володей, которому Яшка обещал показать рыбные места, оттого, что утро показалось ему прелестным. Слова «весело затрусил к риге» передают приподнятое настроение Яшки.

Деревня в предрассветный час необычна. Она, будто большим пуховым одеялом, была укрыта туманом. «В тумане рыба берёт – успевай таскать!» - скажет позднее Яшка Володе. Природа вызывает у Яшки радостное настроение.-

Вместо благодарности и восхищения он услышал от разбуженного им Володи: «А не рано?». Яшка считался лучшим рыболовом в колхозе, все мальчишки посчитали бы за особую честь пойти с ним на рыбалку. Он встал на целый час раньше, червяков накопал, удочки притащил – и не получил ожидаемого признания.- «Яшка разозлился», «зло ответил», «с пренебрежением осмотрел Володю с головы до ног», «презрительно спросил», «широкое насмешливо-злое лицо Яшки», «съязвил».

На первый злой ответ Яшки и его пренебрежительный взгляд только что проснувшийся Володя никак не отреагировал. Он «выглянул на улицу, лицо его оживилось, глаза заблестели, он начал торопливо зашнуровывать ботинки».

Он увидел прелесть утра. Ему захотелось побыстрее отправиться на рыбалку. На презрительный вопрос Яшки: «Ты что, в ботинках пойдёшь?» - Володя ничего не ответил, ему не хотелось ссориться с Яшкой, согласившимся взять его с собой; он покраснел – ему стало стыдно и неловко оттого, что он не может ходить босиком.

- «Володя жестоко страдал. Он сердился на себя за грубые ответы, сердился на Яшку и казался сам себе в эту минуту неловким и жалким. Ему было стыдно своей неловкости…он думал, ожесточаясь: «Они меня ещё узнают…». Володю мучило чувство своей никчемности. И в нём возникло стремление самоутвердиться и показать деревенским мальчишкам, на что он способен.- Яшкиному виду бывалого рыбака, Яшкиному загару и его особенной походке.

- Яшка считал, что лучше воды, чем в том колодце, нигде нет, и заставил Володю выпить колодезной воды.

Володе не хотелось пить, «но, чтобы ещё больше не рассердить Яшку, он послушно припал к бадье». На самодовольный вопрос Яшки: «Ну, как водичка?» - Володя ответил: «Законная». Яшка ждал этой похвалы и в глубине души был доволен, ног всё же ядовито спросил: «Небось в Москве такой нету?» Володя не стал спорить, примиряющее улыбнулся. - Когда Володя восторженно отнёсся к Яшкиному сообщению о том, что завклубом видел сома. Яшке захотелось стать добрым, благородным, сделать приятное этому неловкому москвичу, и он пригласил Володю на сома.-

Володе стало необыкновенно весело, ему захотелось помчаться по мягкой дороге во весь дух, подпрыгивая и повизгивая от восторга! Ему показалось, что это ощущение восторга и счастья знакомо ему, было когда-то с ним.

Услышав громкий треск в поле, Володя подумал, что это мотоцикл, и вопросительно посмотрел на Яшку. Яшка важно сообщил, что это трактор Феди Костылева, который всю ночь пахал с фарами, чуток поспал и опять пошёл». Яшка охотно рассказал Володе, что у них водится всякая рыба: караси на плёсах, щука, окунь, плотва, лещ, линь, «толстый, как поросёнок». Яшка хорошо знал голоса птиц и определил, что «ути летят…чирочки», «дрозды звенят» - «на рябину прилетели к тёте насте в огород», рассказал, как можно поймать дрозда.- Мальчик хорошо знает деревенскую жизнь, знает природу, рыб, птиц. Он внимательный и наблюдательный.

Между мальчиками возникли добрые отношения, и красота тихого утра их радует. Они слышат, как тонко заржала в лугах лошадь; замечают седую росу на ёлках и кустах, движение тумана, неохотно открывающего стога сена.

Взошло солнце, и всё вокруг как-то необыкновенно быстро посветлело, порозовело, стало светло и спокойно и на душе мальчишек: злость, раздражение, обида прошли, как туман на лугах. Природа здесь созвучна настроению героев, гармонирует с их чувствами.

В омуте царила мрачность, пахло сыростью, глиной, тиной, вода была чёрная, «ветлы в буйном росте почти закрыли всё небо», «у воды было сыро, угрюмо и холодно». Ому таит в себе опасность. Его описание создаёт тревожное настроение.

Яшка, округлив глаза, сообщает Володе, что в этом омуте дна нет и никто в нём не купается – «засасывает», но самое страшное – «там осьминоги на дне лежат».

Яшка – заядлый рыбак. Ему не терпелось поскорей поймать рыбу, и он боялся, что рыба уйдёт в другой бочаг.

Когда Яшка упустил рыбу, он «задрожал от ярости». На вопрос Володи, может ли рыба в другой бочаг уйти, ответил злобно. Яшке стыдно перед Володей, что он упустил рыбу, и в то же время он чувствует раздражение по отношению к Володе, приписывая свою вину ему: «Тоже мне рыбак! – думает он. – Сидит раскорякой… Один ловишь или с настоящим рыбаком – только успевай таскать»

У Володи стала клевать рыба, но он не удержал удочку и, потеряв равновесие, упал в омут. В эту минуту Яшка не думает о том, что омут может засосать Володю, не думает о смертельной опасности, грозящей товарищу. Яшка приходит в ярость оттого, что Володя рыбу распугал.«Он вскочил, схватил ком земли, готовясь швырнуть в лицо Володе, как только он вынырнет».

Вначале у него появилось то томительное чувство, которое испытывает человек во сне, когда вялое тело не подчиняется сознанию. Яшке стало холодно от ужаса, на ум ему сразу пришёл рассказ Мишки о громадных осьминогах.

поблизости никого не было, и некому было крикнуть о помощи. Яшка понял, что жизнь Володи зависит только от него.

Яшка бледный стал подкрадываться к бочагу. Заглядывая с обрыва в омут, он ожидал увидеть страшное и в то же время надеялся, что всё обошлось. Яшка сумел преодолеть свой страх и прыгнул в воду.

Природа контрастна по отношению к внутреннему состоянию Яшки. Яшка увидел всё то же тихое утро, прекрасное, полное свежести и сверкающей красоты.- Ярко светило солнце, листья кустов и ветлы блестели, радужно светилась паутина между цветами; трясогузка блестящим глазом смотрела на Яшку.

Жить с таким грузом не поправимой вины невозможно. Стремление исправить свою ошибку, надежда на спасение Володи сильнее страха за свою жизнь.

- «Никого сейчас не любил…смотрел на Володю…»

Яшка испытал чувство страха за жизнь Володи, он ужасался мысли о том, что Володя мог утонуть, жалел его. Из чувства жалости и сострадания рождается любовь к человеку, любовь к ближнему.

- стр. 195 (конец)

Теперь наступила гармония во взаимоотношениях природы и человека. И мы понимаем, что теперь, действительно, тихое утро. Спокойно кругом, и спокойно стало на душе у Яшки, потому что, пересилив свой страх, он спас жизнь товарищу. Володя ему теперь казался самым дорогим человеком, на которого он смотрел с “любовью и нежностью”.

Яшка повзрослел благодаря этому случаю, он проявил лучшие свои качества характера, придя на помощь другу, не думая о себе

Друзья познаются в беде”,

Сам погибай, а товарища выручай”,

Одному не под силу - зови товарища”

Предметные

Обучающиеся дают ответы, опираясь на полученные знания по данным понятиям. Обобщают ранее изученный материал, делают вывод. Метапредметные Коммуникативные

Умение проверять и адекватно оценивать способности и знания обучающихся и самого себя. Умение работать в коллективе, группе сообща. Умение искать в текстах учебника ответы, обсуждать, анализировать, доказывать, делать выводы.

4

Закрепление изученного материала

5минут.

)

2. Продолжить предложение определениями (эпитетами), глаголами, существительными.

Яшка был…..

знал…..

умел…..

Володя был …..

хотел….

Р

Метапредметные

умение рассуждать, доказывать, анализировать, сравнивать, подводить под понятие.

Предметные

Умение в паре работать с таблицей , находить и сопоставлять цитаты, различать героев, давать им характеристики словами автора и своими словами. Умение работать с текстом.

5

Подведение

итога урока.

1 минута.

(слайд №14)

-Над какой темой работали?

-Какие они два мальчика?

-Какие эти два разных характера?

Обобщим.

Вывод:

Уникальное произведение, возвращаться к нему можно в любом возрасте и всегда, действительно, автор нам хочет сказать о том, что в человеке главное-оставаться в любой ситуации человеком. Нам предстоит немало преодолеть ситуаций по жизненной дороге, важно не потерять свое лицо.

Ответ ыобучающихся.

Личностная

Делает вывод для себя -каким должен быть человек в этом мире, чтобы быть умным,воспитанным, образованным, добрым –есть большой труд, через который должен пройти каждый. Умение формировать жизненную позицию, основанную на приоритете добра, любви к труду и познаниям, уважении.

6

Домашнее задание.

2 минута

Слайд №15

1. Составить в таблице сравнительную характеристику героев.

2. Художественный пересказ от лица Яши (сцена рыбалки и спасения Володи)

3. Сделайте зарисовки полюбившегося момента рассказа.

Обучающие записывают в тетрадь домашнее задание.

Т ворческий характер выполнения задания (зарисовать понравившийся эпизод.)Умение самостоятельно составлять и заполнять таблицу.

Оценивание обучающихся .Рефлексия.

2 минута.

Слайд №16

- Какое у вас настроение?

- Какими вы были на сегодняшнем уроке?

- Оправдались ли ваши ожидания от урока?

- Я узнал…!

Я запомнил…!

Я понял…!

Я научился…!

Я почувствовал…!

Если вам понравился урок, оцените его смайликом.

-Сегодня получают оценку «5» …

-Оценку «4» …

-Встали ребята! Урок закончен!

-Вам большое спасибо за урок, мне очень было приятно работать сегодня с вами.

-До свидания!

Обучающиеся дают оценку самим себе и друг другу, а так же

всему уроку.

Метапредметные

Обучающиеся дают оценку деятельности по результатам. Самооценка.

Адекватность самооценки учащихся и оценки деятельности учителя, всего урока. Осознание учениками значимости полученных результатов и готовность использовать их для достижения учебных целей.

Действия- регулятивное, коммуникативное.

Рефлексия. Учитель выясняет чему научились и что нового узнали обучающиеся через сигнальные карточки и т.д.

Действи я- регулятивное, коммуникативное.