Американец нарисовал пейзажи невиданных человечеством планет. Планеты разноцветных солнц Национальный геопарк «Чжанъе Данься», Китай

Планеты - сферические образования из пыли, газа, пепла и камней, образующие звездные системы вокруг звезд. На планете мы живем и другие семь планет в Солнечной системе нам предстоит изучить. На данный момент ведется активный поиск планет, на которых может быть жизнь; планет, подающих признаки жизни (например, тепловая активность инопланетян), а также планет, на которые мы, земляне, сможем однажды ретироваться в случае чего. Планеты и экзопланеты представляют особенный интерес для астрофизиков. Тем не менее, как правило, находятся только пустынные безлюдные планеты, на которых даже примитивными бактериями не пахнет.

Когда вы думаете о планетах , какая из них, по вашему мнению, привлекает больше всего внимания? Очевидно, это . Все благодаря кольцам этой удивительной планеты-гиганта. В то время как сама планета состоит в основном из водорода с примесями гелия, аммиака, метана, воды и других тяжелых элементов, кольца газового гиганта состоят из крошечных частиц льда, пыли и иного космического мусора. Подобный состав позволяет нам видеть их в телескоп — дело в том, что лед отлично отражает солнечный свет. Однако в нашем мире ничто не вечно — недавно астрономы пришли к выводу, что Сатурн теряет свои кольца.

Все известные нам состоят из углерода, азота, кислорода и водорода. Но даже если предположить, что жизнь на Земле и в нашей исключительно органическая, значит ли это, что жизнь такая во всей Вселенной? На эту тему спорит уже не одно поколение ученых и теоретиков. Тем не менее, большинство из них полагают, что жизнь способна принимать самые неожиданные формы.

09.07.2012 Художник Уолтер Майерс использовал научные данные, чтобы создать пейзажи максимально близкими к реальности. Благодаря его картинам мы можем полюбоваться пейзажами других планет. Предлагаем посмотреть подборку картин Майерса и представить, что вы встречаете восход солнца на Марсе и рассматриваете гейзеры на спутнике Юпитера Ио.


1. Восход на Марсе.

Восход солнца на дне одного из каньонов Лабиринта Ночи в провинции Фарсида на Марсе. Красноватый цвет небу придает рассеянная в атмосфере пыль, состоящая преимущественно из "ржавчины” – окислов железа (если к реальным фотографиям, сделанным марсоходами, применить автоматическую цветовую коррекцию в фоторедакторе, то небо на них станет "нормального” голубого цвета. Камни поверхности, правда, при этом приобретут зеленоватый оттенок, что не соответствует действительности, так что правильно все-таки так, как здесь). Пыль эта рассеивает и частично преломляет свет, в результате вокруг Солнца в небе возникает голубой ореол.

2. Рассвет на Ио.

Рассвет на Ио, спутнике Юпитера. Поверхность, похожая на снег, на переднем плане состоит из кристаллов диоксида серы, выброшенных на поверхность гейзерами, подобными виднеющемуся сейчас за близкой линией горизонта. Здесь нет атмосферы, создающей турбулентность, поэтому гейзер имеет такую правильную форму.

3. Рассвет на Марсе

4. Солнечное затмение на Каллисто.

Это самый дальний из четырех крупных спутников Юпитера. Она меньше, чем Ганимед, но больше, чем Ио и Европа. Каллисто тоже покрыта коркой льда пополам с горными породами, под которой содержится океан воды (чем ближе к окраинам Солнечной системы, тем больше доля кислорода в веществе планет, а, значит, и воды), однако приливные взаимодействия этот спутник практически не терзают, поэтому поверхностный лед может достигать стокилометровой толщины, а вулканизм отсутствовать, так что присутствие здесь жизни маловероятно. На этом снимке мы смотрим на Юпитер с позиции примерно 5° от северного полюса Каллисто. Солнце скоро выйдет из-за правого края Юпитера; а его лучи преломляются атмосферой гигантской планеты. Голубая точка слева от Юпитера – это Земля, желтоватая справа – Венера, а правее и выше ее – Меркурий. Беловатая полоса за Юпитером – не Млечный путь, а газопылевой диск в плоскости эклиптики внутренней части Солнечной системы, известный земным наблюдателям как "зодиакальный свет”

5. Юпитер - вид со спутника Европы.

Полумесяц Юпитера медленно колеблется над горизонтом Европы. Эксцентриситет ее орбиты постоянно подвергается возмущениям вследствие орбитального резонанса с Ио, которая сейчас как раз проходит на фоне Юпитера. Приливная деформация заставляет поверхность Европы покрываться глубокими трещинами и обеспечивает спутник теплом, стимулируя подземные геологические процессы, что позволяет оставаться подповерхностному океану жидким.

6. Восход на Меркурии.

Диск солнца с Меркурия выглядит в три раза больше, чем с Земли, и во много раз ярче, особенно в безвоздушном небе.

7. Учитывая неторопливость вращения этой планеты, до этого в течение нескольких недель с этой же точки можно было наблюдать неторопливо выползающую из-за горизонта солнечную корону

8. Тритон.

Полный Нептун в небе – единственный источник света для ночной стороны Тритона. Тонкая линия поперек диска Нептуна – это его кольца, видимые с ребра, а темный кружок – тень самого Тритона. Противоположный край депрессии на среднем плане находится примерно в 15 километрах.

9. Солнечный восход на Тритоне выглядит не менее впечатляюще:

10. "Лето" на Плутоне.

Несмотря на свои небольшие размеры и огромное расстоянии от Солнца, Плутон временами имеет атмосферу. Это происходит, когда Плутон, двигаясь по своей вытянутой орбите, подходит к Солнцу ближе Нептуна. В течение этого примерно двадцатилетнего периода часть метаново-азотных льдов его поверхности испаряется, окутывая планету атмосферой, по плотности соперничающей с марсианской. 11 февраля 1999 года Плутон в очередной раз пересек орбиту Нептуна и вновь стал дальше него от Солнца (и был бы сейчас девятой, самой дальней от Солнца, планетой, если бы в 2006 году с принятием определения термина "планета” его не "разжаловали”). Теперь до 2231 года.он будет обычным (хоть и крупнейшим) промерзшим планетоидом пояса Койпера – темным, покрытым броней замороженных газов, местами приобретшей красноватый оттенок от взаимодействия с гамма-лучами открытого космоса.

11. Опасный рассвет на Глизе 876d.

Опасность в себе могут нести рассветы на планете Глизе 876d. Хотя, на самом деле, никто из человечества не знает реальных условий на этой планете. Она вращается на очень близком расстоянии от переменной звезды - красного карлика Глизе 876. На этом изображении показано, как их вообразил себе художник. Масса этой планеты в несколько раз превышает массу Земли, а размер ее орбиты меньше, чем орбита Меркурия. Глизе 876d вращается настолько медленно, что условия на этой планете днем и ночью очень отличаются. Можно допустить предположение, что на Глизе 876d возможна сильная вулканическая активность, вызванная гравитационными приливами, которая деформируюет и нагревает планету, а сама усиливается в дневное время.

12. Корабль разумных существ под зеленым небом неизвестной планеты.

13. Глизе 581, она же Вольф 562 – звезда класса красный карлик, расположенная в созвездии Весов, в 20,4 св. лет от Земли.

Главная достопримечательность ее системы – первая открытая учёными экзопланета Глизе 581 С в пределах "обитаемой зоны” – то есть не слишком близко и не слишком далеко от звезды, чтобы на ее поверхности могла находиться жидкая вода. Температура поверхности планеты составляет от -3°С до +40°С, а значит, она может быть обитаемой. Гравитация на ее поверхности в полтора раза выше земной, а "год” составляет всего 13 дней. В результате столь близкого расположения относительно звезды, Глизе 581 С всегда повернута к ней одной стороной, поэтому смены дня и ночи там нет (хотя светило может подниматься и опускаться относительно горизонта вследствие эксцентриситета орбиты и наклона планетарной оси). Звезда Глизе 581 в два раза меньше Солнца по диаметру и в сто раз тусклее.

14. Планетарами или блуждающими планетами называют планеты, которые не вращаются вокруг звёзд, а свободно дрейфуют в межзвёздном пространстве. Одни из них образовалась, подобно звёздам, в результате гравитационного сжатия газово-пылевых облаков, другие возникли, подобно обычным планетам, в звездных системах, но были выброшены в межзвёздное пространство из-за возмущений со стороны соседних планет. Планетары должны быть достаточно распространены в Галактике, но их практически невозможно обнаружить, и большинство блуждающих планет, скорее всего, никогда не будет открыто. Если масса планетара составляет 0,6-0,8 от земной и выше, то он способен удерживать вокруг себя атмосферу, которая будет задерживать тепло, выделяемое его недрами, и температура и давление на поверхности могут быть двже приемлемыми для жизни. На поверхности их царит вечная ночь. Шаровое скопление, по краю которого путешествует этот планетар, содержит около 50 000 звезд и находится недалеко от нашей собственной галактики. Возможно, в его центре, как и в ядрах многих галактик, скрывается сверхмассивная черная дыра. Шаровые скопления обычно содержат очень старые звезды и этот планетар, вероятно, тоже намного старше Земли.

15. Когда срок жизни звезды, подобной нашему Солнцу, приближается к концу, она расширяется более чем в 200 раз от первоначального диаметра, став красным гигантом и уничтожив внутренние планеты системы. Затем в течение нескольких десятков тысяч лет звезда эпизодически выбрасывает свои внешние слои в космос, иногда с образованием концентрических оболочек, после чего остается маленькое, очень горячее ядро, которое остывает и сжимается, чтобы стать белым карликом. Здесь мы видим начало сжатия – звезда сбрасывает первую из своих газовых оболочек. Эта призрачная сфера постепенно будет расширяться, выйдя в конечном счете далеко за орбиту этой планеты – "Плутона" этой звездной системы, почти всю свою историю – десяток миллиардов лет – проведшей далеко на ее окраине в виде темного мертвого шара, покрытого слоем замерзших газов. Последнюю сотню миллионов лет она купается в потоках света и тепла, растаявшие азотно-метановые льды образовали атмосферу, а по ее поверхности текут реки настоящей воды. Но скоро – по астрономическим меркам – эта планета вновь погрузится во мрак и холод – теперь уже навсегда.

16. Сумрачный пейзаж безымянной планеты, дрейфующей вместе со своей звездной системой в глубинах плотной поглощающей туманности – огромного межзвездного газопылевого облака.

Свет от других звезд скрыт, в то время как солнечный ветер от центрального светила системы "раздувает” материал туманности, создавая вокруг звезды пузырь относительно свободного пространства, который и виден в небе в виде светлого пятна димаетром около 160 млн. км – это крохотная прореха в темном облаке, габариты которого измеряются световыми годами. Планета, поверхность которой мы видим, когда-то была геологически активным миром со значительной атмосферой – о чем свидетельствует отсутствие ударных кратеров – однако после погружения в туманность количество солнечного света и тепла, достигающее ее поверхности, уменьшилось настолько, что большая часть атмосферы попросту замерзла и выпала в виде снега. Жизнь, которая когда-то процветала здесь, исчезла.

17. Звезда в небе этой марсоподобной планеты – это Тейде 1.

Обнаруженная в 1995 году, Тейде 1 является одним из коричневых карликов – крохотных звездочек массой в несколько десятков раз меньше Солнца – и находится в четырехстах световых годах от Земли в звездном скоплении Плеяды. Тейде 1 имеет массу примерно в 55 раз большую, чем у Юпитера, и считается довольно крупной для коричневого карлика. а, следовательно, достаточно горячей, чтобы поддерживать синтез лития в своих недрах, но она не в состоянии запустить процесс слияния ядер водорода, как наше Солнце. Существует эта субзвезда, вероятно, всего около 120 миллионов лет (по сравнению с 4500 млн лет существования Солнца), и горит при температуре 2200°С – и вполовину не так жарко, как Солнце. Планета, с которой мы смотрим на Тейде 1, находится от нее на расстоянии приблизительно 6,5 млн км. Здесь есть атмосфера и даже облака, но она слишком молода для зарождения жизни. Светило в небе выглядит угрожающе большим, но на самом деле диаметр его лишь в два раза больше, чем у Юпитера. Все коричневые карлики размером сравнимы с Юпитером – более массивные из них просто более плотные. Что касается жизни на этой планете, то она, скорее всего, просто не успеет развиться за короткий срок активной жизни звезды – ей отмерено еще около трехсот миллионов лет, после чего еще миллиард лет она будет медленно дотлевать при температуре менее тысячи градусов и уже перестанет считаться звездой.

18. Весна на Фениксе.

Этот мир похож на Землю… но он пустынен. Возможно, здесь по какой-то причине не возникло жизни, несмотря на благоприятные условия, а может, жизнь просто не успела породить развитые формы и выбраться на сушу.

19. Замерзший мир.

Некоторые планеты земного типа могут быть расположены слишком далеко от звезды, чтобы на их поверхности поддерживалась приемлемая для жизни температура. «Слишком далеко» в данном случае – понятие относительное, все зависит от состава атмосферы и наличия или отсутствия парникового эффекта. В истории нашей Земли был период (850-630 млн лет назад), когда вся она являла собой сплошную ледяную пустыню от полюса до полюса, и на экваторе было так же холодно, как в современной Антарктиде. К моменту начала этого глобального оледенения на Земле уже существовала одноклеточная жизнь, и если бы вулканы за миллионы лет не насытили атмосферу углекислым газом и метаном настолько, что льды начали таять, жизнь на Земле до сих пор была бы представлена бактериями, ютящимися на скальных выходах и в зонах вулканизма

20. Эмблер.

Чужой мир с иной геологией. Образования напоминают останцы из слоистого льда. Судя по отсутствию осадочного материала в низинах, они образованы таянием, а не выветриванием.

Рождение планеты в системе двух Солнц

Пейзаж Марса и районе полярной шапки

Рождение планеты в системе двух Солнц (второй вариант)

Планета Голубого Солнца (третий вариант)

Планета системы трех Солнц

Планета Голубого Солнца (пятый вариант)

Планета Большого Красного Солнца

Планета Изумрудно-Зеленого Солнца

Планета системы трех Солнц

Закат Зеленого Солнца

Планета с пятью Лунами

Планета Зеленого Солнца. Восход

Взрыв сверхновой звезды

Когда стоит задача хотя бы вкратце рассказать о творчестве того или иного художника, прежде всего стараешься оценить, в какой мере ему удалось передать реальность окружающего мира. Но вот - одна картина, вторая, третья, десятая... Глядя на полотна зритель будто заглядывает в окна, распахнутые в совершенно иные миры.

Вот планеты Синего и Оранжевого Солнц, а вот мир Зеленого светила. Посмотрите на следующую картину - и вы окажетесь в удивительном мире Голубого Солнца. А это - зрелище поистине вселенского размаха: взрыв сверхновой звезды. Еще полотно - и мы становимся свидетелями рождения неведомой планеты.

Все это - произведения художника-фантаста Г. И. Курнина. Более двадцати лет творчества посвятил он космической теме. Его полотна были удостоены первой премии на международном конкурсе "Мир завтрашнего дня". Выставки Курнина неоднократно устраивались у нас в стране и за рубежом. Репродукции его картин можно увидеть на страницах популярных журналов, выходящих миллионными тиражами. В адрес художника, живущего в Сочи, идут многочисленные письма. Советских и зарубежных почитателей его творчества интересует, как рождается замысел фантастических картин, являются ли полотна художника только плодом воображения или его живописные фантазии основываются на научных данных, многие другие вопросы.

Примечательно, что большой интерес к работам Курнина проявляют летчики-космонавты, астрономы, физики, специалисты по космической технике, писатели-фантасты. Ими живо интересуется и молодежь.

Чем же вызнано внимание к творчеству художника людей, столь разных и по роду деятельности, и по возрасту, и по складу характера, и по эстетическим запросам? Думается, что ответы на эти вопросы содержатся в самих произведениях Курнина. Первая его картина на космическую тему "Пейзаж Луны" появилась как результат своеобразного синтеза тщательного изучения научных данных и творческого воображения. Картина эта была написана еще до того, как на Луне побывали космические аппараты и весь мир обошли крупномасштабные фотографии нашего естественного спутника. Однако уже тогда художнику удалось создать правдивую картину мира, отдаленного от нас колоссальным пространством. Впрочем, космонавты и астрономы удивляются не только и не столько этому. Их привлекают красота и величие созданного художником лунного пейзажа, разнообразие его красок и полутонов. Перед нами перевал лунного цирка. Острые скалы. Резкие переходы от света к тени, смягченные сиянием матового диска Земли. Черное бархатное небо с ослепительно яркими звездами. На кромке лунного цирка - группа астронавтов.

В данном случае художнику (как это, впрочем, не раз бывало и в творчестве писателей-фантастов) удалось предугадать то, что подтвердилось впоследствии.

Но вот другая картина - "Планета Голубого Солнца".

Залив внеземного моря, огражденный огромными кристаллическими утесами. Они напоминают гигантские постройки, воздвигнутые неведомыми существами. Голубое светило, опускающееся за горизонт, освещает все вокруг мерцающим светом. Мир этот необычен и странен. Чуткие уши земных радиотелескопов не услышали еще его дыхания, не добрались сюда и космические аппараты с Земли. Да и существует ли этот мир на самом деле? На этот вопрос не может быть точного ответа, но не исключено, что существует. У фантастики Курнина реальные корни. Художником прочитано множество книг и статей по астрономии и теории межпланетных полетов, космической биологии, ракетной технике, изучены материалы многочисленных дискуссий по проблемам внеземных цивилизаций, собраны сведения об этапных космических полетах.

Живописью Курнин занимается давно - более сорока лет. Однако наиболее плодотворными художник считает два последних десятилетия, когда он всецело посвятил себя разработке космической темы. "Конечно, - признается Курнин, - я бы не смог всерьез взяться за нее, если бы к этому времени не сформировался как художник".

Георгий Иванович Курнин родился 26 ноября 1915 года в Ташкенте в рабочей семье. Отец Курнина, маляр высокой квалификации, был образованным по тем временам человеком. Он страстно увлекался живописью, все свободное время посвящал работе над этюдами и чтению. Будущий художник рано научился читать, а еще раньше - рисовать. Первыми книжками, которые прочитал Курнин, стали сказки. "Конек-горбунок", "Сказка о царе Салтане", "Аленький цветочек"... Потом были К. Фламмарион, Жюль Верн, А. Беляев, Г. Уэллс. Царевен и витязей сменили в альбомах будущего художника рисунки космических аппаратов и чудища из неведомых миров. Так впервые Курнин приобщился к фантастике. Работы Курнина-школьника выставлялись на областных и республиканских выставках, отмечались дипломами и премиями. Они были замечены художником С. С. Развадовским, который много занимался с юношей, а после окончания школы рекомендовал его в Ташкентское художественное училище. Досрочно закончив отделение живописи, юноша считал себя еще недостаточно подготовленным к большой работе. Ему хотелось глубже изучить творчество великих мастеров прошлого. Курнин поступает на факультет теории и истории искусств Среднеазиатского государственного университета (ныне Ташкентский университет им. В. И. Ленина). Получив диплом искусствоведа, он становится преподавателем и продолжает увлеченно заниматься живописью. Шефство над Курниным берут известные художники П. П. Бельков, А. В. Николаев, В. И. Уфимцев. Сначала вместе с ними, а потом и самостоятельно Курнин много путешествует но Средней Азии. В поездках рождается серия его среднеазиатских пейзажей.

Затем художника постигло несчастье. Тяжелая травма надолго лишила его возможности двигаться. По настоятельной рекомендации врачей Курнин переезжает на Черноморское побережье, в Сочи. Тогда, в начале 1950-х годов, внимание художника все более привлекают проблемы космических полетов. В скромной квартире на одной из приморских улиц Сочи делаются первые наброски живописных фантастических композиций, которые впоследствии критики назовут "космическими симфониями". Для тех лет решение посвятить свое творчество космосу было довольно дерзким, так как эра освоения межпланетного пространства еще не началась, мы только стояли на ее пороге. Изобразительное искусство в этом отношении не имело никаких традиций, произведений па эту тему не существовало, за исключением иллюстраций к некоторым литературным произведениям.

В творческом багаже Курнина немало интересных оригинальных полотен. Начинал он как художник-жанрист. Потом посвятил себя пейзажу Средней Азии. Природа этого удивительного и огромного края покорила его. Покорила прежде всего своими контрастами. Его поражало буйство красок оазисов и величавое однообразие пустынь. Его одинаково захватывали и бурные ритмы жизни плодородных долин, и горделивое молчание гор. Этими контрастами отмечены пейзажи Курнина, над которыми он работал в Средней Азии. Контрасты он искал и позже, когда переехал на Черноморское побережье Кавказа. Созданные здесь произведения можно назвать поиском необычного в обычном. Вот море, залитое июльским солнцем. Пустынный берег с раскаленной галькой. Над берегом колышется легкое марево - еле уловимые, хрустально-прозрачные извивающиеся струи воздуха. Художник пытается сделать их более зримыми, осязаемыми, материальными. В этих серебристых струях, тянущихся от раскаленной земли, мы видим как бы сгущенное марево, его конденсат. Перед нами гипербола природного явления. В результате - ощущение не просто реальности, а сверхреалности, особой осязаемости происходящего.

Найти необычное в обычном - такую задачу ставил перед собой Курнин, работая над некоторыми земными пейзажами. Теперь, когда он обратился к фантазиям на космические темы, его творческую сверхзадачу можно сформулировать так": увидеть знакомое в необычном. Думается, что эти две задачи тесно связаны, одна является продолжением другой. Заглянуть в мир, который существует где-то в неоглядной дали, в мир, который нередко только предполагается, - решению этой творческой проблемы подчинен живописный язык Курнина.

Пейзаж "Закат солнца на планете Венера" появился еще в то время, когда в сторону этой планеты не запускались космические зонды.

Что было тогда известно о Венере художнику? Курнин рассуждал приблизительно так: при наличии мощного плотного слоя атмосферы солнце будет высвечивать в облаках лишь то место, над которым оно находится. Большие температуры на поверхности планеты, доходящие до 500° С, означают, что легкоплавкие металлы окажутся в жидком состоянии, а каменные массы - раскаленными и спекшимися. Очевидно должны быть вулканы.

Колорит картины выдержан в необычных красноватых тонах. На переднем плане озеро расплавленного металла, окруженное раскаленными скалами, края которых тоже оплавлены. Дальше - скалы, за которыми видно уходящее вглубь ущелье. А надо всем этим низкие плотные облака, сквозь которые просвечивает огромное заходящее солнце.

Когда спустя многие годы с художником встретились астрономы, исследовавшие данные космических зондов, запущенных к Венере, они подтвердили, что мир этой планеты должен выглядеть именно так.

Конечно, не все на живописных фантазий Курнина можно проверить данными науки. Да и когда еще побывают экспедиции на планетах Голубого или Зеленого Солнц, на планете с тремя Лунами? Впрочем, есть ли эти планеты?

Художник верит, что они существуют. И силой своих образов хочет увлечь и убедить также и зрителя. Так появляются его картины о других галактиках, о встречах с неведомыми формами жизни. На картинах Курнина мы иногда видим людей, которые не затерялись в безграничных далях Вселенной, а нашли то, что искали...

Все это сегодня только мечта. Но ведь еще вчера полеты к Луне, Венере, Марсу тоже казались мечтой, а сегодня стали действительностью!

    АЛЕКСАНДР ЛАБЗИН.
    кандидат искусствоведения

Пожалуй, никто в прошлом так точно и с такой тщательностью не регистрировал необыкновенные небесные явления, как древние астрономы Востока, По единодушному утверждению хроник, в 1054 году в созвездии Тельца засияла очень яркая, никем не виденная ранее звезда-гостья.

По блеску она превосходила Венеру и некоторое время была третьим, после Солнца и Луны, светилом. Позднее выяснилось, что звезда-гостья - теперь ее называют сверхновой - вспыхнула в центре знаменитой Крабовидной туманности.

Эту вспышку - редчайшее явление во Вселенной - я увидел на полотне художника Георгия Ивановича Курнина. Мгновенное свечение сделало хрустальными громады скал и фиордов, подступивших к морю ("Взрыв сверхновой звезды").

Я не берусь судить о мастерстве Курнина как искусствовед или художник. Тема его произведений близка мне как космонавту. Не раз я пытался представить себе, какими могли бы быть проявления жизни на других планетах, в других галактиках. Курнин показывает нам миры Синего Солнца, Желтого Солнца. Рубиново-Красного Солнца... Работы очень различны и по цвету и по композиции, но все они как бы слились в единую симфонию космоса.

Меня убедило в правдивости, если так можно выразиться, фантазии художника точно переданное переплетение света и тени, мягкий переход от одного тона к другому. Именно такая переливчатая гамма цветов видится человеку, побывавшему в космосе. Контрастом по сравнению с первым полотном, написанным в холодных синих тонах, представляется "Закат па планете Большого Красного Солнца". Огромный багровый диск застыл над горизонтом, отдавая последнее тепло лианоподобным растениям, как бы прощающимся с ним.

Я не без удивления узнал, что Георгий Иванович сначала "слышит" картину, ярко представляя цвет в музыке, и лишь потом пишет ее. Так Блок слышал еще не созданные стихотворения, так Скрябин "пробовал" цвета на слух.

Услышанный и представленный до мельчайших подробностей космический сюжет художник "выплескивает" на большой холст. Его фантастические симфонии ложатся на просторные, размером 2x3 метра, холсты.

И еще одна особенность, отличающая творчество этого фантаста. На его полотнах вы не увидите космической техники. Она осталась где-то за пределами картины. И это, на мой взгляд, естественно, правдиво. Человек, прилетевший на неизведанную планету, о которой столько мечталось, поначалу будет жадно осматриваться. Георгий Иванович очень точно передает настроение этих волнующих первых минут. Когда я разглядывал полотна в мастерской художника, мне подумалось: написать такое под силу только увлеченному, знающему, интересному человеку. И действительно, Георгий Иванович, посвятивший более двадцати лет своей жизни космической фантастике, оказался именно таким человеком. Он необыкновенно требователен к себе.

И я верю, что годы труда и упорного творческого поиска принесут заслуженное признание сочинскому фантасту.

    В. И. СЕВАСТЬЯНОВ
    летчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза, кандидат технических наук

На обложке:
Взрыв сверхновой звезды. Фрагмент
Закат Солнца на планете Венера. Фрагмент

    ПЛАНЕТЫ РАЗНОЦВЕТНЫХ СОЛНЦ
    16 открыток

Авторы А. С. Лабзин и В. И. Севастьянов
Редактор С. Н. Левандовский. Оформление Л. Б. Козина.
Технический редактор А. М. Тимошенок.
Художественный редактор М. А. Бычков.
М-48544. 25.11.80. Изд. № 669179. Тираж 50000 экз. Заказ 5560. 2221211. Цена 1 р. 37 к. Издательство "Художник РСФСР". Ленинград, Большеохтинский пр.. 6, корпус 2.
Ордена Трудового Красного Знамени тип. им. Володарского Лениздата, Ленинград, Фонтанка, 57.
Издательство "Художник РСФСР" 1981

80205-203

М173(03)-81

Американский художник Уолтер Майерс (Walter Myers) родился в 1958 году, с детства увлекается астрономией. Благодаря его картинам, нарисованным в соответствии с научными данными, мы можем полюбоваться пейзажами других планет. Перед вами подборка работ Майерса с его познавательными комментариями.
Юпитер - вид со спутника Европы


Полумесяц Юпитера медленно колеблется над горизонтом его спутника - Европы. Эксцентриситет ее орбиты постоянно подвергается возмущениям вследствие орбитального резонанса с Ио, которая сейчас как раз проходит на фоне Юпитера. Приливная деформация заставляет поверхность Европы покрываться глубокими трещинами и обеспечивает спутник теплом, стимулируя подземные геологические процессы, что позволяет оставаться подповерхностному океану жидким.
Восход на Марсе

Восход солнца на дне одного из каньонов Лабиринта Ночи в провинции Фарсида на Марсе. Красноватый цвет небу придает рассеянная в атмосфере пыль, состоящая преимущественно из «ржавчины» - окислов железа (если к реальным фотографиям, сделанным марсоходами, применить автоматическую цветовую коррекцию в фоторедакторе, то небо на них станет «нормального» голубого цвета. Камни поверхности, правда, при этом приобретут зеленоватый оттенок, что не соответствует действительности, так что правильно все-таки так, как здесь). Пыль эта рассеивает и частично преломляет свет, в результате вокруг Солнца в небе возникает голубой ореол.

Рассвет на Ио

Рассвет на Ио, спутнике Юпитера. Поверхность, похожая на снег, на переднем плане состоит из кристаллов диоксида серы, выброшенных на поверхность гейзерами, подобными виднеющемуся сейчас за близкой линией горизонта. Здесь нет атмосферы, создающей турбулентность, поэтому гейзер имеет такую правильную форму.
Рассвет на Марсе

Солнечное затмение на Каллисто

Это самый дальний из четырех крупных спутников Юпитера. Она меньше, чем Ганимед, но больше, чем Ио и Европа. Каллисто тоже покрыта коркой льда пополам с горными породами, под которой содержится океан воды (чем ближе к окраинам Солнечной системы, тем больше доля кислорода в веществе планет, а, значит, и воды), однако приливные взаимодействия этот спутник практически не терзают, поэтому поверхностный лед может достигать стокилометровой толщины, а вулканизм отсутствовать, так что присутствие здесь жизни маловероятно. На этом снимке мы смотрим на Юпитер с позиции примерно 5° от северного полюса Каллисто.
Солнце скоро выйдет из-за правого края Юпитера; а его лучи преломляются атмосферой гигантской планеты. Голубая точка слева от Юпитера - это Земля, желтоватая справа - Венера, а правее и выше ее - Меркурий. Беловатая полоса за Юпитером - не Млечный путь, а газопылевой диск в плоскости эклиптики внутренней части Солнечной системы, известный земным наблюдателям как «зодиакальный свет»
Восход на Меркурии

Диск солнца с Меркурия выглядит в три раза больше, чем с Земли, и во много раз ярче, особенно в безвоздушном небе.

Учитывая неторопливость вращения этой планеты, до этого в течение нескольких недель с этой же точки можно было наблюдать неторопливо выползающую из-за горизонта солнечную корону.
Тритон

Полный Нептун в небе - единственный источник света для ночной стороны Тритона. Тонкая линия поперек диска Нептуна - это его кольца, видимые с ребра, а темный кружок - тень самого Тритона. Противоположный край депрессии на среднем плане находится примерно в 15 километрах.
Солнечный восход на Тритоне

«Лето» на Плутоне

Несмотря на свои небольшие размеры и огромное расстоянии от Солнца, Плутон временами имеет атмосферу. Это происходит, когда Плутон, двигаясь по своей вытянутой орбите, подходит к Солнцу ближе Нептуна. В течение этого примерно двадцатилетнего периода часть метаново-азотных льдов его поверхности испаряется, окутывая планету атмосферой, по плотности соперничающей с марсианской. 11 февраля 1999 года Плутон в очередной раз пересек орбиту Нептуна и вновь стал дальше него от Солнца (и был бы сейчас девятой, самой дальней от Солнца, планетой, если бы в 2006 году с принятием определения термина «планета» его не «разжаловали»).
Теперь до 2231 года.он будет обычным (хоть и крупнейшим) промерзшим планетоидом пояса Койпера - темным, покрытым броней замороженных газов, местами приобретшей красноватый оттенок от взаимодействия с гамма-лучами открытого космоса.
Опасный рассвет на Глизе 876d

Опасность в себе могут нести рассветы на планете Глизе 876d. Хотя, на самом деле, никто из человечества не знает реальных условий на этой планете. Она вращается на очень близком расстоянии от переменной звезды — красного карлика Глизе 876. На этом изображении показано, как их вообразил себе художник. Масса этой планеты в несколько раз превышает массу Земли, а размер ее орбиты меньше, чем орбита Меркурия. Глизе 876d вращается настолько медленно, что условия на этой планете днем и ночью очень отличаются.
Можно допустить предположение, что на Глизе 876d возможна сильная вулканическая активность, вызванная гравитационными приливами, которая деформируюет и нагревает планету, а сама усиливается в дневное время.
Корабль


Корабль разумных существ под зеленым небом неизвестной планеты

Глизе 581

Глизе 581, она же Вольф 562 - звезда класса красный карлик, расположенная в созвездии Весов, в 20,4 св. лет от Земли
Главная достопримечательность ее системы - первая открытая учёными экзопланета Глизе 581 С в пределах “обитаемой зоны” - то есть не слишком близко и не слишком далеко от звезды, чтобы на ее поверхности могла находиться жидкая вода. Температура поверхности планеты составляет от -3°С до +40°С, а значит, она может быть обитаемой. Гравитация на ее поверхности в полтора раза выше земной, а “год” составляет всего 13 дней.
В результате столь близкого расположения относительно звезды, Глизе 581 С всегда повернута к ней одной стороной, поэтому смены дня и ночи там нет (хотя светило может подниматься и опускаться относительно горизонта вследствие эксцентриситета орбиты и наклона планетарной оси). Звезда Глизе 581 в два раза меньше Солнца по диаметру и в сто раз тусклее.
Планетары


Планетарами или блуждающими планетами называют планеты, которые не вращаются вокруг звёзд, а свободно дрейфуют в межзвёздном пространстве.
Одни из них образовались, подобно звёздам, в результате гравитационного сжатия газово-пылевых облаков, другие возникли, подобно обычным планетам, в звездных системах, но были выброшены в межзвёздное пространство из-за возмущений со стороны соседних планет. Планетары должны быть достаточно распространены в Галактике, но их практически невозможно обнаружить, и большинство блуждающих планет, скорее всего, никогда не будет открыто. Если масса планетара составляет 0,6-0,8 от земной и выше, то он способен удерживать вокруг себя атмосферу, которая будет задерживать тепло, выделяемое его недрами, и температура и давление на поверхности могут быть даже приемлемыми для жизни. На поверхности их царит вечная ночь.
Шаровое скопление, по краю которого путешествует этот планетар, содержит около 50 000 звезд и находится недалеко от нашей собственной галактики. Возможно, в его центре, как и в ядрах многих галактик, скрывается сверхмассивная черная дыра. Шаровые скопления обычно содержат очень старые звезды и этот планетар, вероятно, тоже намного старше Земли.
Когда срок жизни звезды, подобной нашему Солнцу, приближается к концу, она расширяется более чем в 200 раз от первоначального диаметра, став красным гигантом и уничтожив внутренние планеты системы

Затем в течение нескольких десятков тысяч лет звезда эпизодически выбрасывает свои внешние слои в космос, иногда с образованием концентрических оболочек, после чего остается маленькое, очень горячее ядро, которое остывает и сжимается, чтобы стать белым карликом. Здесь мы видим начало сжатия - звезда сбрасывает первую из своих газовых оболочек. Эта призрачная сфера постепенно будет расширяться, выйдя в конечном счете далеко за орбиту этой планеты - «Плутона» этой звездной системы, почти всю свою историю - десяток миллиардов лет - проведшей далеко на ее окраине в виде темного мертвого шара, покрытого слоем замерзших газов.
Последнюю сотню миллионов лет она купается в потоках света и тепла, растаявшие азотно-метановые льды образовали атмосферу, а по ее поверхности текут реки настоящей воды. Но скоро - по астрономическим меркам - эта планета вновь погрузится во мрак и холод - теперь уже навсегда.
Сумрачный пейзаж


Пейзаж безымянной планеты, дрейфующей вместе со своей звездной системой в глубинах плотной поглощающей туманности - огромного межзвездного газопылевого облака
Свет от других звезд скрыт, в то время как солнечный ветер от центрального светила системы “раздувает” материал туманности, создавая вокруг звезды пузырь относительно свободного пространства, который и виден в небе в виде светлого пятна димаетром около 160 млн. км - это крохотная прореха в темном облаке, габариты которого измеряются световыми годами.
Планета, поверхность которой мы видим, когда-то была геологически активным миром со значительной атмосферой - о чем свидетельствует отсутствие ударных кратеров - однако после погружения в туманность количество солнечного света и тепла, достигающее ее поверхности, уменьшилось настолько, что большая часть атмосферы попросту замерзла и выпала в виде снега. Жизнь, которая когда-то процветала здесь, исчезла.
Солнце в небе

Звезда в небе этой марсоподобной планеты - это Тейде 1.
Обнаруженная в 1995 году, Тейде 1 является одним из коричневых карликов - крохотных звездочек массой в несколько десятков раз меньше Солнца - и находится в четырехстах световых годах от Земли в звездном скоплении Плеяды. Тейде 1 имеет массу примерно в 55 раз большую, чем у Юпитера, и считается довольно крупной для коричневого карлика. а, следовательно, достаточно горячей, чтобы поддерживать синтез лития в своих недрах, но она не в состоянии запустить процесс слияния ядер водорода, как наше Солнце. Существует эта субзвезда, вероятно, всего около 120 миллионов лет (по сравнению с 4500 млн лет существования Солнца), и горит при температуре 2200°С - и вполовину не так жарко, как Солнце. Планета, с которой мы смотрим на Тейде 1, находится от нее на расстоянии приблизительно 6,5 млн км. Здесь есть атмосфера и даже облака, но она слишком молода для зарождения жизни.
Светило в небе выглядит угрожающе большим, но на самом деле диаметр его лишь в два раза больше, чем у Юпитера. Все коричневые карлики размером сравнимы с Юпитером - более массивные из них просто более плотные. Что касается жизни на этой планете, то она, скорее всего, просто не успеет развиться за короткий срок активной жизни звезды - ей отмерено еще около трехсот миллионов лет, после чего еще миллиард лет она будет медленно дотлевать при температуре менее тысячи градусов и уже перестанет считаться звездой.
Весна на Фениксе

Этот мир похож на Землю… но он пустынен. Возможно, здесь по какой-то причине не возникло жизни, несмотря на благоприятные условия, а может, жизнь просто не успела породить развитые формы и выбраться на сушу.

Замерзший мир

Некоторые планеты земного типа могут быть расположены слишком далеко от звезды, чтобы на их поверхности поддерживалась приемлемая для жизни температура. «Слишком далеко» в данном случае - понятие относительное, все зависит от состава атмосферы и наличия или отсутствия парникового эффекта. В истории нашей Земли был период (850-630 млн лет назад), когда вся она являла собой сплошную ледяную пустыню от полюса до полюса, и на экваторе было так же холодно, как в современной Антарктиде.
К моменту начала этого глобального оледенения на Земле уже существовала одноклеточная жизнь, и если бы вулканы за миллионы лет не насытили атмосферу углекислым газом и метаном настолько, что льды начали таять, жизнь на Земле до сих пор была бы представлена бактериями, ютящимися на скальных выходах и в зонах вулканизма.
Эмблер


Чужой мир с иной геологией. Образования напоминают останцы из слоистого льда. Судя по отсутствию осадочного материала в низинах, они образованы таянием, а не выветриванием.