Педразвитие. Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе Тема: Путешествие по сказке «Старик-годовик Как нарисовать Старика карандашом поэтапно

Презентация к уроку литературного чтения "Старик-годовик". В презентации содержится аудиозапись сказки В.И.Даля "Старик-годовик". В ходе презентации учащиеся отгадывают загадки, данные в произведении. Приводятся отрывки из книги.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку родной литературы "Старик-годовик"»

ТЕМА: «Сказка-загадка».

ЛОПЫРЕВА И. А.

учитель начальных классов

МКОУ «СОШ с. Уруп»


Владимир

Иванович

Даль

1801 – 1872 г.


  • Владимир Иванович Даль родился в начале 19 века (1801-1872 г.)
  • Он был военным инженером, великолепным хирургом, который мог одинаково хорошо оперировать правой и левой рукой.
  • Даль был прекрасным знатоком и ценителем русского языка. Он любил собирать слова.
  • 53 года занимался этим нужным и важным делом. Так появился Толковый словарь живого русского языка, «Живаго» как называл его сам Владимир Иванович. Словарь помогает нам в овладении нашим прекрасным и могучим русским языком. Это наша историческая память. Почти всю жизнь он собирал также пословицы, поговорки, загадки, сказки. Написал книгу «Пословицы русского языка». Владимир Иванович написал много сказок и рассказов для детей.

слов






ЗИМА

декабрь

январь

февраль


ВЕСНА

март

апрель


ЛЕТО

июнь

июль

август


ОСЕНЬ

сентябрь

октябрь

ноябрь



Томарова Ирина Рудольфовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ДС№5 "Росток"
Населённый пункт: город Радужный ХМАО Югра Тюменская область
Наименование материала: непосредственно образовательная деятельность
Тема: Сказка загадка "Старик годовик"
Дата публикации: 04.03.2018
Раздел: дошкольное образование

Непосредственно образовательная деятельность.

Возрастная группа: подготовительная.

Образовательная область «Речевое развитие».

Тема: «Чтение сказки – загадки В.И. Даля «Старик - годовик»».

Тип непосредственной образовательной деятельности: тематическое, творческое.

Форма

организации

обучения: фронтальная

(коллективная

подгрупповая

(работа малыми подгруппами, работа в парах), индивидуальная.

Форма обучения на занятии : игра.

Интеграция

образовательных

областей:

«Познавательное

развитие»,

«Социально

коммуникативное

развитие»,

«Художественно

эстетическое

развитие»,

«Физическое

развитие».

Задачи:

Образовательные: продолжить

понимать

жанровые

особенности

выделять главную мысль сказки, её мораль, использовать образные выражения; уточнять

знания детей о временах года; обогащать и активизировать словарь детей.

Развивающие: развивать монологическую и диалогическую речь детей; развивать умение

отвечать развёрнуто, обосновывая свой ответ.

Воспитательные:

воспитывать

произведение;

воспитывать

уважения

воспитывать

познавать

воспитывать

любовь к русскому языку, бережное отношение к природе.

Виды

детской

деятельности : игровая,

коммуникативная,

восприятие

художественной

литературы, двигательная, музыкальная, познавательная.

Используемые

методы

технологии

обучения : интегрированные,

проблемные,

дифференцированные, личностно – ориентированные:

Словесный метод: беседа; вопросы к детям

проблемного характера

;педагогическая оценка,

обсуждение,

пояснение.

Наглядный метод: демонстрация

(просмотр презентации)

метод: загадывание и отгадывание загадок, работа в парах, работа малыми группами.

обсуждение).

Практический метод: сотворчество, самостоятельный выбор.

Словарная работа: «орфографический»,

«орфография», «тройка», «знойно», «душно»,

«жать рожь».

Средства

обучения

воспитателя: мультимедийное

оборудование,

презентации:

«Старик-годовик», «Времена года»; аудиозаписи звуков природы, календари разного вида,

Колесо времени

времена года), макет часов, иллюстрации времён года, портрет В.И. Даля,

орфографический словарь В.И.Даля в II томах.

Средства обучения для детей: карточки «Времена года» для работы в парах, звуковые

схемы слов к карточкам «Времена года», по комплекту на каждую; дидактическая игра

пазлы «Колесо времени» для работы в малых группах по комплекту на каждую.

Предшествующая

работа:

слушание

заучивание

пословиц,

поговорок,

временах

рассказа

Ушинского

желания»,

рассматривание

иллюстраций к произведению; беседы о временах года; знакомство с временем на примере

часов, работа в уголке природы в соответствии с временем года, заучивание физминутки

«Дни недели»;

Проблема : «Почему произведение В.И. Даля «Старик - годовик» и сказка и загадка?».

Предполагаемые результаты:

Обогатится словарный запас и расширится кругозор;

Сформируются навыки диалогичной речи;

Возникнет желание познакомиться с другими произведениями В.И. Даля;

Закреплены знания о временах года.

Ход НОД

1. Вводная часть

На одном боку цветы расцветают,

На другом - листы опадают,

На третьем – плоды созревают,

На четвёртом - сучья подсыхают.

(времена года)

Посмотрите в окно.

Какое время года наступило?

А что на это указывает? Какие признаки весны вы знаете?

Сколько всего времён года? Назовите их.

2 . Времена года. Год.

Времена года следуют друг за другом и образуют год. Ребята, а вы знаете, почему год

называется круглым? На макете «колеса времени»

покрутите стрелочку - зима, лето,

весна, осень – вот и прошёл год. И так по кругу, до бесконечности.

Какие еще есть формы отсчёта времени? (демонстрация макета часов) Вы с ним уже

знакомы – это часы, по ним мы определяем время суток.

Как называются части суток? (утро, день, вечер, ночь)

А что нам помогает узнать, какой сегодня день недели, какое число месяца? Правильно,

календарь (демонстрация видов календарей и нахождение различий).

Календари бывают разного размера, вида, но их объеденяет одно, календарь – это

перечень дней года. В году 365 дней, посмотрите (демонстрация отрывного календаря),

какой толстый календарь. Каждый листочек – день года. А для удобства люди все дни года

разделили на недели и месяцы. Кто нам скажет, сколько месяцев в году?

Я предлагаю встать в круг и поиграть в игру «Колесо времени» Давайте вспомним, с

какого месяца начинается год? Кто первым поднимет руку и даст правильный ответ, тот и

будет ведущим.

Начиная с ведущего, будем называть по порядку месяца времен года

После игры дети садятся за столы.

Вам было дано задание приготовить загадки о временах года.

Дети по очереди загадывают загадки:

Я соткано из зноя,

Несу тепло с собою,

Я реки согреваю,

"Купайтесь!"- приглашаю.

И любите за это

Вы все меня. Я... (лето)

Утром мы во двор идём-

Листья сыплются дождём,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят... (осень)

Дел у меня немало-

Я белым одеялом

Всю землю укрываю,

В лёд реки убираю,

Белю поля, дома,

Зовут меня... (зима)

Я раскрываю почки,

В зелёные листочки

Деревья одеваю,

Посевы поливаю,

Движения полна,

Зовут меня... (весна)

В. Ребята, у вас на столах карточки с временами года, и звуковые схемы, в которых

зашифрованы

названия

правильно

подобрать звуковую схему. (с каждого ряда выходит проверить правильность выполненной

работы по одному ребенку, из тех кто быстрее других выполнил задание)

Ребята, и я приготовила вам сказку-загадку, но перед тем, как мы ее послушаем,

давайте выполним задание, которое поможет нам при разгадывании сказки – загадки.

Дидактическая игра «Панно времен года»

Работа в малых группах.

На столах для каждой группы разрезные картинки «Календарь», которые нужно сложить в

Ребята, сказку-загадку, которую я приготовила для вас, написал Владимир Иванович

Даль более 100 лет назад. Владимир Иванович Даль (1801-1872) - русский писатель, очень

любил и уважал русский язык, составлял словари (показ словаря), Владимир Иванович

рассказы,

взрослых.

Пушкиным,

И.В.Крыловым.

внимательно

послушайте

сказку-загадку

постарайтесь

отгадать её.

Чтение сказки В. И. Даля «Старик-годовик»

Вышел старик- годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим

особым именем. Махнул старик-годовик в первый раз - и полетели первые три птицы.

Повеял холод, мороз(слайд 1).

Махнул старик-годовик второй раз - и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на

полях показались цветы.(слайд2)

Махнул старик-годовик тритий раз - полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно.

Мужики стали жать рожь.(слайд3)

Махнул старик-годовик четвертый раз - и полетели ещё три птицы. Подул холодный

ветер, посыпался частый дождь, залегли туманы.(слайд4)

А птицы были не простые. У каждой птицы по четыре крыла. В каждом крыле по семи

перьев. Каждое перо тоже со своим именем. Одна половина пера белая, другая - черная

(слайд5) Махнёт птица раз - станет светлым-светло, махнёт другой - станет темным-

темно…Это еще не конец сказки. Владимир Иванович Даль приготовил вопросы, на

которые мы должны ответить. Разгадаем каждую загадку, упомянутую в этом тексте.

Что это за птицы вылетали из рукава старика годовика?

(К а ж д а я

м е с я ц е в

Н а з о в и т е

з и м н и е

м е с я ц ы

п о р я д к у.

Как догадались, что речь идет о зиме? («Повеял холод, мороз».)

Какие еще признаки зимы вам известны? (снегопад, гололед, метель, пурга, вьюга)

Перечислите названия весенних месяцев.

Какие признаки весны названы в сказке? («Снег стал таять, на полянах показались

Назовите по порядку летние месяцы. Докажите словами текста, что это говорится о

л е т н и х

м е с я ц а х.

В сказке нам встретились такие слова, как «жарко», «знойно», «душно», «жать рожь».

о з н а ч а ю т

« ж а р к о » ,

« д у ш н о » ,

« з н о й н о » ?

Жарко – ж а р к а я,

г о р я ч а я

п о г о д а.

Душно – жаркий воздух, стесняющий дыхание, насыщенный испарениями, трудный для

Знойно – сильная жара от нагретого солнцем горячего воздуха (обычно летом в полдень).

«жать рожь» - срезать под корень стебли растений серпом или специальными машинами.

– Как вы думаете, почему Даль использует все три слова? (Чтобы показать оттенки

показывает

богатство

русского

Назовите

признаки

Перечислите

«тройки»? (Это

– Сколько же всего птиц выпустил Старик-годовик? Что это за птицы? (Двенадцать

месяцев.)

– Мы ответили на первую загадку Даля: это месяцы.

– Что это за четыре крыла у каждой птицы? (Четыре недели в месяце.)

– Почему в каждом крыле (неделе) по семь перьев? (Семь дней в неделе.)

– Почему у каждого пера одна половина белая, а другая – черная? (День и ночь – сутки.)

– Мы с вами ответили на все четыре вопроса-загадки Даля.

Перечислите названия дней недели. А знаете ли вы, почему так названы дни недели?

1-й день - понедельник - шел сразу после окончания «недели», а неделей в прежние

времена называли выходной.

2-й день - вторник - это второй день недели.

3-й день - среда - середина недели.

4-й день - четверг - очень просто, это четвертый день.

5-й день - пятница - «пятница-опрятница» - пятый день недели; в этот день хорошо

навести порядок в своем доме и помыться, приготовиться к выходным дням.

6-й день - суббота - это слово пришло к нам из далекой страны; день отдыха у еврейского

народа приходится на субботу. Такой день по-еврейски называется «шаббат». В русском

языке это слово прижилось, но превратилось в субботу.

7-й день - воскресенье - раньше его называли неделей, а теперь – воскресеньем

Динамическая пауза. Физминутка «Дни недели»

В понедельник я купался,

А во вторник рисовал.

В среду долго умывался,

А в четверг в футбол играл.

В пятницу я прыгал, бегал,

А в субботу танцевал.

В воскресенье торт я кушал

А под вечер отдыхал.

Показывают, как плывут

Изображают, как рисуют.

Показывают, как умываются.

Бег на месте.

Прыжки на месте.

Кружатся на месте.

Изображают, как кушают

Присели, ладони по щечку.

Дидактическая игра «Панно времен года» Работа в малых группах. На столах для каждой

группы разрезные картинки «Календарь», которые нужно сложить в целое.

Итог занятия Определение главной мысли сказки:

– Ребята, а в чем же заключалась главная загадка Даля, кто такой Старик-годовик? (Это

А что же в этом произведении сказочного? В чем состоит волшебство этого

произведения? Почему Даль назвал его сказкой? (Сам герой - старик годовик, не бывает

на самом деле такого старика.)

Как вы думаете, для чего Даль написал такую сказку – загадку? Чему хотел научить?

Нужно знать названия месяцев, дней недели, времён года, уметь пользоваться календарём.

прекрасно

по-своему,

следующее, ещё лучше прежнего. Даль хотел показать, что природе подвластно все, в том

числе и смена дня и ночи, дней недели, месяцев, времен года. Мы ничего не можем

изменить в этом круговороте. Природа распоряжается сама. Независимо от нас приходит --

Сегодняшнее

понравилось.

разгадали все загадки, быстро справились с заданием, ответили на все вопросы, которые

нам через сотни лет задал В. И. Даль.

Что нового и интересного узнали сегодня?

Что понравилось?

Что показалось трудным?

О чём сможете рассказать друзьям, родителям?

Я предлагаю вам сходить в городскую детскую библиотеку и подобрать пословицы о

временах года из сборника В.И. Даля.

Меня попросили сделать еще один похожий. Дабы не повторяться, назовем его по-другому, пусть будет урок о том как рисовать старика. Но, как вы знаете, для своих уроков я выбираю всегда известных, интересных личностей. И вот, по сему, выбор пал на человека, который широко известен в узких кругах, и заслуживает в первую очередь быть запечатленным во всех учебниках истории. Надеюсь, вы его узнали по фото, а если нет, то читайте ниже, я все подробно расскажу: Джордж Карлин – американский комик, ирландского происхождения, вбивающий в сознания простых смертных хороший юмор, наблюдательность и кучу ненависти к тупой фигне на протяжении половины прошлого столетия. Те, кто слышал его монологи, поймут, почему именно для него подходит звание – Старик. А кроме того он еще и:

  • Один из самых крутых стариков, которых когда-либо знал мир;
  • на сцене;
  • Американский Задорнов;
  • Злобный и добрый чувак в черном;

Цитировать его шутки, я конечно, не буду. Мы здесь не для этого. Но советую всем, посмотреть, или пересмотреть снова его монологи. А пока уши заняты, руки могут заняться творчеством:

Как нарисовать Старика карандашом поэтапно

Шаг первый. Сделаем набросок манекена.
Шаг второй. Прорисуем бороду старику, закрасим зрачки, и добавим руку.
Шаг третий. Изобразим одежду и шевелюру.
Шаг четвертый. Убираем вспомогательные линии. Добавляем штриховки для реалистичности. Лицо у Джорджа серьезное, поэтому стоит уделить много внимания морщинам, чтобы передать эмоции:
И еще попробуйте изобразить других настоящих мужчин.

В заглавной сказке читатель узнает о том, как старик-годовик из широких рукавов своей шубы выпускает диковинных разноцветных птиц. Взмахнул рукавом в первый раз - полетели первые три птицы с синими перьями, и сразу стало ветрено и морозно. Взмахнул во второй раз - поднялась в небо тройка нежно-розовых птиц, и на проталинах появились первые цветы. Взмахнул в третий раз - взвились в вышину три птицы в желтом оперении, и стало жарко и знойно. Взмахнул в четвертый раз - полетела тройка лиловых птиц, повеяло дождями и туманами.

А дальше читатель должен сам разгадать смысл сказки: «Что это за птицы вылетели из рукава старика-годовика? Какие это четыре крыла у каждой птицы? Какие семь перьев в каждом крыле? Что это значит, что у каждого пера одна половина белая, а другая - черная?» И оказывается, что за этими необыкновенно поэтическими образами птиц, выпускаемых стариком-годовиком, скрывается целостная картина мира, когда все вокруг воспринималось как живое, родственное, соразмерное человеку и время текло неспешно, по кругу, в извечном порядке.

Обычно фольклорные произведения разных жанров содержатся в разных разделах сборника. Эта книга необычна по структуре: за сказками следуют загадки и пословицы, за побасенками и скороговорками идут народные игры, а потом снова сказки. Как будто чередуются времена года, проходит месяц за месяцем, а день сменяется ночью - и мы опять наблюдаем за ходом времени. Встречаются даже сквозные образы. Например, загадка «Махнула птица крылом и покрыла весь свет одним пером» явно отсылает читателя к заглавной сказке о старике-годовике.

Чтение фольклорных текстов развивает у ребенка чувство родного языка. Очень полезно вслушиваться, как звучит народная речь, и подмечать, как она организована. Сначала все в ней кажется непривычным, но потом она завораживает своим особым строем и напевностью:

Как по мосту, по мосточку
Шла девица-семилетка,
За девицей - молодец:
- Стой, девица-семилетка,
Загадаю три загадки,
Ты изволь же отгадать их:
А что растет без кореньев?
А что цветет без алого цвету?
А что шумит без буйного ветру?
- Растет камень без кореньев.
Цветет сосна без алого цвету.
Шумит вода без буйного ветру.

А какие встречаются редкие, необыкновенно красивые слова, которые, к сожалению, уже вышли из употребления. Например, в сказке «Девочка Снегурочка» бездетные одинокие старики, у которых весной неожиданно появилась дочка, «беленькая, как снежок, и кругленькая, как комок», пели ей такую колыбельную:

Спи, наша Снегурочка,
Сдобная кокурочка,
Из вешнего снегу скатана,
Вешним солнышком пригретая!
Мы тебя станем поить,
Мы тебя станем кормить,
В цветно платьице рядить,
Уму-разуму учить!

Любопытно, что замечательное слово «кокурочка», которое обозначает сдобную лепешку или булочку, первоначально с яйцом, является выражением самых нежных родительских чувств.

Впервые сборник «Старик-годовик» вышел в 1959 году в оформлении Владимира Конашевича. Книга получилась самобытной, изысканной и очень нарядной. Конашевич говорил, что его «русский стиль» имеет свои «истоки» и поэтому обладает ярко выраженной индивидуальностью: «Обычно художники (как, например, И. Билибин) идут от русских первопечатных книг, евангелий и часословов. У Ю. Васнецова “русский стиль” народный, деревенский, идущий от росписей дуг и донец прялок, а больше из собственного нутра художника. А у меня - и от росписей посуды и подносов, от вышивок бисерных кошельков и шалей. Следовательно, хоть и полностью русский, но не совсем деревенский» («О себе и своем деле»; сайт «Картинки и разговоры»).

И действительно - страницы с загадками, пословицами, поговорками и скороговорками напоминают вышивку или кружева. Текст здесь ложится прямо на затейливые цветочные узоры, при этом цветы всякий раз разные, а цветовая гамма одинаковая: нежнейший розовый, голубой и желтый. Форзацы книги как будто украшены декоративными пасхальными яичками, а внутренняя обложка выглядит как расписной деревянный поднос.

Были времена, когда Конашевича называли формалистом и упрекали в том, что он не учитывает особенности восприятия рисунков дошкольниками. Художник не заигрывает с читателем. Люди и животные на иллюстрациях Конашевича изображены реалистично, без всяких условностей. Обращает на себя внимание эмоциональная закрытость персонажей: они держатся строго, немного отстраненно, с достоинством, все заняты своим делом и как будто погружены в себя. И это очень подходит для визуального сопровождения фольклорных текстов.

Книга «Старик-годовик» предназначена не только для чтения и рассматривания, но и для игр с детьми. Среди разных по жанру произведений фольклора в сборнике есть описания народных игр. Например, в игре «Кузовок» дети должны по очереди называть слова, которые заканчиваются на «ок»: «Я положу в кузовок сапожок, сахарок, сучок, лепесток и т.д.» Тот, кто растеряется или замешкается, должен положить в кузовок залог - какую-нибудь личную вещь. По окончании игры дети назначают каждому залогу выкуп, т.е. придумывают задание для владельца вещи. Например, «в четырех углах дело поделать: в одном постоять, в другом поплясать, в третьем поплакать, в четвертом посмеяться». Многие дворовые и домашние детские игры почти забыты, поэтому эти редкие для фольклорного сборника тексты представляют особую ценность.

Закрываешь эту книгу с трепетным чувством, что приобщился к настоящим сокровищам народной культуры. Еще раз любуешься красивой обложкой, где синяя «зимняя», розовая «весенняя» и желтая «летняя» птицы вьются над стариком-годовиком. А на задней стороне обложки летит лиловая «осенняя» птица, склонив голову вниз и как будто прощаясь с читателем.

Ксения Зернина

Старик годовик (сказка-загадка)

Вышел старик годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик годовик первый раз - и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз.

Махнул старик годовик второй раз - и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях появились цветы.

Махнул старик годовик третий раз - полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. Мужики стали жать рожь.

Махнул старик годовик четвертый раз - и полетели ещё три птицы. Подул холодный ветер, посыпался частый дождь, залегли туманы.
А птицы были не простые. У каждой птицы по четыре крыла. В каждом крыле по семи перьев. Каждое перо тоже со своим именем. Одна половина пера белая, другая - чёрная. Махнет птица раз - станет светлым-светло, махнёт другой - станет темным-темно.

Что это за птицы вылетели из рукава старика-годовика?
Какие то четыре крыла у каждой птицы?
Какие семь перьев в каждом крыле?
Что это значит, что у каждого пера одна половина белая, а другая - чёрная?