Почему ангел оставляет тамару демону. Почему Тамара жертвует собой в поэме «Демон

И мир в неведенье спокойном
Я на челе, тебя достойном,
Ни ненавидеть, ни любить.
Слезой раскаянья сотру
Следы небесного огня

И готовой ценой собственной жизни обратить Демона на путь добра. Тамара лишь просит Демона дать «клятву роковую» («Клянися мне… от злых стяжаний Отречься ныне дай обет»). Следующая затем знаменитая клятва Демона, выдержанная в «восточном» стиле и чрезвычайно напряженная по интонационному и ритмическому рисунку, отчетливо делится на две части. В первой Демон говорит искренне и горячо о себе, о том, что он решил отныне стать «добрым»:
И мыслит он, что жизни новой
Ничей уж не встревожит ум;
Отныне яд кровавой лести

Открывая Тамаре незнакомую ей ранее сложность мира, Демон увлекает ее на путь гордого презренья к человеческому миру. Возрождение Демона невозможно без внутреннего перерождения Тамары. Герой поэмы пытается достигнуть своих целей посредством отторжения героини от объективных этических ценностей, лишить ее кровных связей с миром. В этом противоречии – Демон несет Тамаре внутреннюю безграничную свободу духа и одновременно тягость бесцельной жизни, пережитой им самим, пытается взвалить на ее хрупкие плечи бремя индивидуализма и скепсиса – выразилась в конечном итоге злая природа демонического героя. Демон и ради собственного возрождения не может покинуть пределы назначенного пути. В страсти он остается таким же индивидуалистом, лишенным объективных этических ценностей, хотя и стремящимся познать их. Бесчеловечность Демона, сознательно требующего от Тамары добровольной жертвы, контрастна человечности Тамары, глубоко чувствующей страдания героя
Ни долговечной красоты,

Цельная натура Тамары становится ареной борьбы двух распавшихся и непримиримых начал – естественности, стихийной чувственной одухотворенности и абстрактного умозрения, пропитанного ядом безудержного и разъедающего скепсиса. Выход, найденный Тамарой, – уход от земного мира в монастырь – символизирует желание избежать внутренней противоречивости, но он порождает не менее драматическое распадение между телом и духом. Монастырь несет спасенье для души, но для тела – гроб («Пусть примет сумрачная келья, Как гроб, заранее меня…»).

Но возрождение Демона для «жизни новой» связано и с высоким преступлением. Демон силен в своей критике человеческого мира, в своем богоборчестве, в охватившей его любовной страсти, но он слаб в позитивных устремлениях. Он требует от Тамары стать демонической, индивидуалистической натурой:
Я отрекся от гордых дум;
Невольно я с отрадой тайной,
Хочу я веровать добру.
С душой, открытой для добра,

Ценой добровольной жертвы – утраты естественной, природной гармоничности духа и тела – Тамара хочет сохранить чистоту души. В ней доминирует светлое начало, подвергшееся испытаньям злого духа. Напротив, в Демоне доминирует злое начало, стремящееся переродиться. На всем протяжении поэмы доминирующие свойства героев остаются неизменными. Разный характер противоречий, драматически перестраивающий судьбы Тамары и Демона, обусловливает их взаимное притяжение и отталкивание. В то время как Тамара тяготится внутренней борьбой («Утомлена борьбой всегдашней…»), в то время как она начинает испытывать отгороженность от внешнего мира, Демон, напротив, переживает момент причастности к земному миру («И, чудо! из померкших глаз Слеза тяжелая катится…»; «Поныне возле кельи той Насквозь прожженный виден камень Слезою жаркою, как пламень, Нечеловеческой слезой!..»). Это приближение индивидуалистической души к человеческому миру, презираемому, но способному дать хотя бы мгновенье счастья, выражается в ликующих строках о вполне искреннем стремлении Демона к возрождению:
И входит он, любить готовый,
Пришла желанная пора.
Где преступленья лишь да казни,
Страдалец, слушаю тебя»
Хочу я с небом примириться,
Где нет ни истинного счастья,
Где но умеют без боязни
Хочу любить, хочу молиться,
Где страсти мелкой только жить,
Пусть доцветает без меня!
Смотреть на землю станешь ты,
«Кто б ни был ты, мой друг случайный,
Я отрекся от старой мести,
Покой навеки погубя,
Без сожаленья, без участья

    Демон в поэме изображен не как обычно: злым, отвратительным и уродливым посланцем ада, а существом «крылатым и прекрасным». Демон -не сатана, а падший ангел, которого низвергнули с небес за грех мятежа и неповиновение. Он лишен не только смерти, но и...

    Именно Демон, а не человек, мог «всю жизнь, века без разделения и наслаждаться и страдать». Демону были под стать нечеловеческие страдания: «Что повесть тягостных лишений, Трудов и бед толпы людской Грядущих, прошлых поколений. Перед минутою одной Моих...

    Тот занемог, не перенес Творчески развивая революционный романтизм поэтов-декабристов и Пушкина (в «южных» поэмах), Лермонтов в своих последних романтических поэмах использует и художественный опыт реалистической поэзии автора «Полтавы» и «Медного...

  1. Новое!

    Пятнадцатилетним подростком начал Лермонтов работу над поэмой «Демон», закончил ее поэт перед смертью, создав восемь вариантов. Это как бы итог его размышлений о добре и зле, об особенностях современной ему эпохи, ее противоречиях. «Демон» социально-философская...

  • И мир в неведенье спокойном
  • Я на челе, тебя достойном,
  • Ни ненавидеть, ни любить.
  • Слезой раскаянья сотру
  • Следы небесного огня
  • и готовой ценой собственной жизни обратить Демона на путь добра. Тамара лишь просит Демона дать «клятву роковую» («Клянися мне… от злых стяжаний Отречься ныне дай обет»). Следующая затем знаменитая клятва Демона, выдержанная в «восточном» стиле и чрезвычайно напряженная по интонационному и ритмическому рисунку, отчетливо делится на две части. В первой Демон говорит искренне и горячо о себе, о том, что он решил отныне стать «добрым»:

  • И мыслит он, что жизни новой
  • Ничей уж не встревожит ум;
  • Отныне яд кровавой лести
  • Открывая Тамаре незнакомую ей ранее сложность мира, Демон увлекает ее на путь гордого презренья к человеческому миру. Возрождение Демона невозможно без внутреннего перерождения Тамары. Герой поэмы пытается достигнуть своих целей посредством отторжения героини от объективных этических ценностей, лишить ее кровных связей с миром. В этом противоречии – Демон несет Тамаре внутреннюю безграничную свободу духа и одновременно тягость бесцельной жизни, пережитой им самим, пытается взвалить на ее хрупкие плечи бремя индивидуализма и скепсиса – выразилась в конечном итоге злая природа демонического героя. Демон и ради собственного возрождения не может покинуть пределы назначенного пути. В страсти он остается таким же индивидуалистом, лишенным объективных этических ценностей, хотя и стремящимся познать их. Бесчеловечность Демона, сознательно требующего от Тамары добровольной жертвы, контрастна человечности Тамары, глубоко чувствующей страдания героя

  • Ни долговечной красоты,
  • Цельная натура Тамары становится ареной борьбы двух распавшихся и непримиримых начал – естественности, стихийной чувственной одухотворенности и абстрактного умозрения, пропитанного ядом безудержного и разъедающего скепсиса. Выход, найденный Тамарой, – уход от земного мира в монастырь – символизирует желание избежать внутренней противоречивости, но он порождает не менее драматическое распадение между телом и духом. Монастырь несет спасенье для души, но для тела – гроб («Пусть примет сумрачная келья, Как гроб, заранее меня…»).

    И литературы при изучении творчества

    Подготовила учитель русского языка и литературы

    МВСОУ «ОСОШ №35»

    В поэме «Демон» четыре предмета изображения: лирический повествователь, Демон, Тамара, Ангел. Обычно исследователи сосредоточивают внимание на Демоне и Тамаре. Но, чтобы понять позицию автора, необходимо проанализировать всю образную структуру произведения.

    Внутри «картины мира», изображенной в поэме, - Демон - Тамара - Ангел. Сравним, в «Маскараде»: Арбенин - Нина - князь Звездич; в «Герое нашего времени»: Печорин - княжна Мери - Грушницкий.

    Конечно, образ Демона представлен наиболее широко. Однако основным предметом изображения является лирический повествователь: его видение мира, его слово, его оценки преобладают. Он видит мирьв пространстве и времени так же широко, как Демон, но эстетически и нравственно по-иному: это эмоционально восторженное восприятие красоты всего живого и оценки происходящего из системы христианских ценностей.

    Демон.

    Непосредственно в сюжете поэмы на первом месте - Демон. Отметим, «демон», а не «дьявол», хотя природа и история лермонтовского Демона - дьявольские. Именование персонажа Демоном вносит в его образ определенный смысл: слово «демон в христианстве соотносится с понятием греха, присутствующего в человеке: демон гордыни, демон лицемерия, демон вожделения и т. д. Слово «демон» указывает не только на внешнюю силу (на дьявола), но и на человеческий грех, на то, что находится внутри человека, чему он поддался, но что может быть им преодолено. Автор приписывает Демону определенные свойства, выражаемые прежде всего через именования персонажа.


    Демон в прошлом: «счастливый первенец творенья!», «чистый херувим», «познанья жадный», «верил и любил».

    Демон в настоящем: «печальный Демон», «дух изгнанья», «отверженный», «бесприютный» («без приюта»), «изгнанник рая», «изгнанник», «пустыня немой души», «лукавый Демон».

    В воображении Тамары: «пришлец туманный и немой».

    В именовании херувима: «дух беспокойный, дух порочный».

    В именовании Тамары - при встрече с Демоном: «дух лукавый», «враг»; но потом: «друг случайный», «страдалец».

    Смысл именований Демона Тамарой изменяется после того, как он жалуется Тамаре на свою судьбу, воздействуя на самое сокровенное и беззащитное в женщине - на чувство сострадания.

    Искусство соблазнения женщины жалобой и пробуждением чувства сострадания - постоянный прием лермонтовского героя, осознанно применяемый, например, Печориным.

    Печорин рассказывает Мери историю своей жизни: «Да, такой была моя участь с самого детства! Все читали на моем лице признаки дурных свойств, которых не было; но их предполагали и они родились. Я был скромен - меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен». После этого рассказа Печорин замечает: «В эту минуту я встретил ее глаза: в них бегали слезы; рука ее, опираясь на мою, дрожала; щеки пылали; ей было жаль меня! Сострадание - чувство, которому покоряются так легко все женщины, впустило свои когти в ее неопытное сердце. Во все время прогулки она была рассеянна, ни с кем не кокетничала,- а это великий признак!». Печорин торжествует.

    Так сказано и в «Демоне»: «Увы! злой дух торжествовал». Несмотря на то, что Демон говорит о возможном перерождении в любви, о желании «примириться с небом», «веровать добру», в именовании лирическим повествователем он остается по-прежнему «злым духом».

    Обратим внимание на то, что Тамара, будучи христианкой, знает внешний вид своего ангела, о чем она вспоминает при появлении Демона:

    «То не был ангел-небожитель,

    Ее божественный хранитель;

    Венец из радужных лучей

    Не украшал его кудрей.

    Тамара знает и внешний вид дьявола.

    То не был ада дух ужасный,

    Порочный мученик - о нет! ».

    Демон является Тамаре, то «красотой блистая неземной», то в неясном, неопределенном облике:

    «Он был похож на вечер ясный:

    Ни день, ни ночь, - ни мрак, ни свет!..».

    Когда период, данный Демону для возможной власти над человеком (человеческая жизнь), заканчивается, когда Тамара умирает и Ангел несет ее душу, Демон является в своем истинном виде:

    «Пред нею снова он стоял,

    Но, Боже! - кто б его узнал?

    Каким смотрел он злобным взглядом,

    Как полон был смертельным ядом

    Вражды, не знающей конца, -

    И веяло могильным хладом

    От неподвижного лица».

    Именования и внешний вид Демона дополняются описаниями его эмоционального мира, в котором господствуют скука, презрение, зависть, ненависть, равнодушие, гордость:

    «И зло наскучило ему.

    Презрительным окинул оком

    Творенье Бога своего.

    Но, кроме зависти холодной,

    Природы блеск не возбудил

    В груди изгнанника бесплодной

    Ни новых чувств, ни новых сил;

    И все, что пред собой он видел,

    Он презирал иль ненавидел».

    Цель Демона - совратить невинную душу, средство достижения цели - ложь.

    Демон многое предлагает Тамаре, но постоянно возвращается к обещанию сделать Тамару подобной себе, существом вечным и ненавидящим все земное:


    «И вечность дам тебе за миг...

    Без сожаленья, без участья

    Смотреть на землю станешь ты,

    Где нет ни истинного счастья,

    Ни долговечной красоты...».

    Обещания Демона становятся все более земными, он начинает говорить языком лирического повествователя, видящего и выражающего в слове красоту земного мира:

    «Лучом румяного заката

    Твой стан, как лентой, обовью,

    Духаньем чистым аромата

    Окрестный воздух напою...».

    «Дух сомненья» в соответствии со своей природой лжет. Он может утверждать одно и почти одновременно противоположное: он соблазняет Тамару обещанием вечной жизни, но сам тяготится вечностью:

    «И тайно вдруг возненавидел

    Бессмертие и власть свою».

    Демон не знает никакого счастья, никакой красоты: ни вечной, ни временной. В вечности он наказан одиночеством; временное, земное - как Божье творение - он ненавидит.

    Лермонтовский Демон, оказавшись в любовной ситуации, на время изменяется:

    «Немой души его пустыню

    Наполнил благодатный звук -

    И вновь постигнул он святыню

    Любви, добра и красоты!»

    Автор, показывая страшную суть Демона, не отказывает ему в возможности любить, временно приобщиться к святыне - любви, добру и красоте. Подобная «романтизация» персонажа - постоянный элемент лермонтовской любовной ситуации. Арбенин, герой драмы «Маскарад», тоже чувствует, что любит Нину, связывает с любовью надежду на возрождение:

    «И вдруг во мне забытый звук проснулся:

    Я в душу мертвую свою

    Взглянул... и увидал, что я ее люблю...».

    Печорин: «... я, глупец, подумал, что она ангел, посланный мне сострадательной судьбою... Я опять ошибся: любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни...».

    Зло Демона заключается в его вечном стремлении испортить Божье творенье - человека, подвинуть его на путь греха.

    Нравственное зло и его последствия изображаются и в других произведениях Лермонтова: циничен в отношениях с людьми Арбенин («Маскарад»), Печорин в речи-жалобе Мери называет себя «нравственным уродом» и подтверждает это, губя людей, встречающихся ему в жизни.

    Тамара.

    «Искуситель» - еще одно именование Демона в поэме, т. е. демон, являющийся человеку во сне, в мечтах и соблазняющий жаждой вожделения, плотским грехом:

    «Когда Демон приходит к Тамаре, она его спрашивает:

    О! кто ты? речь твоя опасна!

    Тебя послал мне ад иль рай?

    Чего ты хочешь?

    Но молви, кто ты? отвечай... ».

    Вспомним пушкинскую Татьяну, ее письмо к Онегину:

    «Кто ты, мой ангел ли хранитель,

    Или коварный искуситель…».

    Демон искушает Тамару грехом вожделения. Этот грех изображен в описаниях душевных состояний Тамары, жениха, Тамара оказывается во власти демона-греха, понимает и говорит отцу:

    «Меня терзает дух лукавый

    Неотразимою мечтой;

    Я гибну, сжалься надо мной!

    Отдай в священную обитель

    Дочь безрассудную свою;

    Там защитит меня Спаситель,

    Пред ним тоску мою пролью».

    Но Демон приступает к Тамаре с новой силой, «беззаконные мечты» не отпускают «грешницу младую».

    «Тамара тоскует, томится, ей страшно...

    Пылают грудь ее и плечи,

    Нет сил дышать, туман в очах,

    Объятья жадно ищут встречи,

    Лобзанья тают на устах...».

    Нечто подобное испытывает и пушкинская Татьяна, которую «предупреждает»

    «Погибнешь, милая...

    Тебя преследуют мечты:

    Везде воображаешь ты

    Приюты счастливых свиданий;

    Везде, везде перед тобой

    Твой искуситель роковой.

    Ты в сновиденьях мне являлся,

    Незримый, ты мне был уж мил,

    Твой чудный взгляд меня томил

    Давно...».

    Но жизнелюбивый Пушкин видит молодую влюбленную девушку иначе, чем страдающий за грехи человечества Лермонтов. Пушкин мог советовать друзьям:

    «Покамест упивайтесь ею,

    Сей легкой жизнию, друзья!

    Лермонтов горестно вздыхал:

    Любить... но кого же?.. на время - не стоит труда.

    А вечно любить невозможно».

    («И скучно и грустно»)

    Ангел

    Автор видит зло Демона-искусителя, приводящего Тамару к гибели, но автор показывает и победу добра над злом, светлых сил над темными, вводя в поэму образ Ангела, который резко противоположен внешним видом и поведением Демону. Обликом он светел, внутренне спокоен:

    «Он входит, смотрит - перед ним

    Посланник рая, херувим,

    Хранитель грешницы прекрасной,

    Стоит с блистающим челом

    И от врага с улыбкой ясной

    Приосенил ее крылом;

    И луч божественного света

    Вдруг ослепил нечистый взор,

    И вместо сладкого привета

    Раздался тягостный укор».

    Именно Ангел объясняет, почему Тамара удостоена рая: Тамара переживает свое падение по-христиански.

    Поддавшись чувству сострадания, Тамара требует от Демона отречься от зла:

    «Клянися мне... от злых стяжаний

    Отречься ныне дай обет.

    Ужель ни клятв, ни обещаний

    Ненарушимых больше нет?.. ».

    Тамара любит не Демона, но тот обманчивый образ, в котором он предстал перед нею. Ее любовь - не только плотская, но и любовь-сострадание, чем корыстно воспользовался Демон.

    Греховное существует в человеке до тех пор, пока человек пребывает на земле, но как только душа освобождается от земного, телесного, намучившись в жестоких сомнениях, для нее открывается рай:

    «С одеждой бренною земли

    Оковы зла с нее ниспали.

    Ценой жестокой искупила

    Она сомнения свои...

    Она страдала и любила

    И рай открылся для любви!»

    Будучи на земле, Тамара страдает от того, что не может молиться, но после смерти душа Тамары -

    «К груди хранительной прижалась,

    Молитвой ужас заглуша,

    Тамары грешная душа».

    Тамара греховно любит и осознает свой грех. Это вовсе не безоглядное принятие греха и его оправдание. Это временное человеческое бессилие противостоять греху - при сознании греха и внутренней обращенности к Богу.

    Изображение пребывания человека в грехе плотского вожделения автор вписывает в рамки противостояния Бога и дьявола.

    Автор постоянно обращается от земного к небесному: Демон - в его отверженности, гордыне, одиночестве, злобе; Тамара - в ее обращенности к Богу; судьба Тамары, решаемая на небе; ее душа, уносимая Ангелом в рай.

    Жених поспешил, «презрел» «обычай прадедов своих» - помолиться в часовне. Но и этот случай (гибель каравана) имеет свое положительное религиозное значение, что отмечает лирический повествователь.

    Поэма заканчивается картиной-панорамой, в центре которой - Божий храм:

    «Но церковь на крутой вершине,

    Где взяты кости их землей,

    Земной мир, созданный Богом, прекрасен. Это чувство постоянно выражается в речи лирического повествователя:

    «И, глубоко внизу чернея,

    Как трещина, жилище змея,

    Вился излучистый Дарьял,

    И Терек, прыгая, как львица,

    С косматой гривой на хребте,

    И дик и чуден был вокруг

    Весь Божий мир...».

    Не видит красоту мира и внутренне плененная Тамара. Автор же разворачивает перед читателем прекрасную картину местности, где находится монастырь. Всё окружающее для него - живое, всё - единое в своей жизни и взаимосвязи.

    «Скакун лихой, ты господина

    Из боя вынес как стрела,

    Но злая пуля осетина

    Лермонтовский Демон – это образное выражение темных бесовских сил, какими они понимаются в христианстве: Демон обладает способностью преодолевать пространство и время, принимать любое обличье, проникать в сознание человека. Вместе с тем в лермонтовском Демоне сконцентрированы авторские представления о нравственных пороках людей (гордости, зависти, злобе, лжи, равнодушии, скуке).

    В то же время лермонтовский Демон - пример преодоления человеком демонизма через творчество. Именно преодоление демонизма христианской духовностью является внутренней темой поэмы «Демон».

    Вероятно, было бы разумно с этой точки зрения посмотреть на все творчество. Мы увидели бы в творчестве поэта не только повторяющиеся попытки изобразить демона и наделить демоническими чертами персонажей (Арбенин, Печорин), не только изображение разрушительного действия на душу и судьбу человека демонов-грехов, но и преодоление человеком этих грехов. Главное то, что поэт «в небесах видел Бога» и указывал на единственное действенное средство душевного очищения - молитву, после которой:

    «С души как бремя скатится,

    Сомненье далеко -

    И верится, и плачется,

    И так легко, легко...».

    Литература

    1. Лермонтов. В 2 т. М., 1988-1990.

    2. Пушкин. В 3 т. М., 1986.

    Переделывал много раз. Уже во втором очерке поэмы он придал ей автобиографическое значение, связав свое творенье с любовью к Вареньке Лопухиной; в других очерках этой поэмы тоже отразилась история этой любви: в настроениях «Демона», то более мрачных, то более мягких, сказались колебания в чувствах Лермонтова к любимой девушке.

    Лермонтов. Демон. Аудиокнига

    В окончательной, шестой редакции поэмы, образ является наиболее смягченным; очевидно, этому способствовали элегические настроения Лермонтова в последний период его жизни и творчества.

    Демон назван «печальным»; он с грустью вспоминает те «лучшие дни», когда он «верил и любил», блистая красой в свите Творца. Тогда не знал он злобы и сомненья. Когда он отпал от Бога и сделался «духом зла», – это зло недолго доставляло ему радость, – тогда он стал «сеять зло без наслажденья», и скоро «зло наскучило ему». Полный отчаянья, чтобы заглушить сердечный ропот, он часто отдавался титанической борьбе с разъяренными стихиями:

    В борьбе с могучим ураганом
    Как часто, подымая прах,
    Одетый молньей и туманом,
    Я шумно мчался в облаках!

    – рассказывает он.

    Но и такое опьяненье стихийной борьбы ему не помогло, – он скоро пресытился своим одиноким и вечным существованием.

    Какое горькое томленье
    Всю жизнь, века без разделенья
    И наслаждаться, и страдать
    ……………………………
    Жить для себя, скучать собой
    И этой вечною борьбой
    Без торжества, без примиренья!
    Всегда жалеть – и не желать,
    Все знать, все чувствовать, все видеть, –
    Все против воли ненавидеть,
    Все безотрадно презирать!

    Эта тоска его так беспредельна, что он презирает не только людей, но даже самое природу, – «созданье Бога своего».

    В минуту глубокой печали увидел он Тамару. Она была необыкновенная красавица –

    С тех пор, как мир лишен был рая,
    Клянусь, красавица такая
    Под солнцем юга не цвела.

    Но у неё была и необыкновенная душа –

    Её душа была из тех,
    Которых жизнь – одно мгновенье
    Невыносимого мученья,
    Недосягаемых утех.

    Её душа была широкая и мятежная. Недаром Демон увидел в её очах «рай и ад»!.. Говоря о ней, он имел право сказать ангелу:

    Мы связаны судьбой одною,
    И ей, как мне, ты не судья!

    Ангел признал справедливость этих слов и без борьбы отступился от неё.

    Тамара и Демон. Художник М. Врубель, 1890

    Тамара принадлежала к типу тонко организованных натур –

    Творец из лучшего эфира
    Соткал живые струны –

    – её души

    Она не была создана для мира, «я мир был создан» не для неё! Словом, она – под стать Демону, в котором тоже нет грубости, духовный облик которого тоже отличается изяществом и тонкостью.

    Красота Тамары и телесная, и духовная поразила Демона:

    …он опять постиг святыню
    И мир добра и красоты.

    – и в сердце его мелькнул «призрак возрожденья». И тогда он стал неотступно преследовать Тамару:

    И взор его с такой любовью,
    Так грустно на нее смотрел,
    Как будто он о ней жалел.

    Он стоял перед ней «с челом развенчанным» –

    Он от неё спасенья ждал,
    Любить и веровать не смея!
    Он так смотрел, он так молил,
    Он, мнилось, так несчастлив был!..

    Перед ней он испытывает смущенье, даже страх; глядя на неё, он впервые узнает и любовь, и слезы.

    Состояние души его в это время делается довольно смутным –

    Он был похож на вечер ясный,
    Ни день, ни ночь, ни мрак, ни свет.

    Такое «серединное» положение между добром и злом, – небом и землей – знакомо было самому поэту.

    Божественно-чистый лик Тамары склоняет Демона к добру, к свету; он входит к ней в келью, «любить готовый, с душой, открытой для добра». Он ей клянется:

    Хочу я с небом примириться,
    Хочу любить, хочу молиться,
    Хочу я веровать добру!

    Демон верит, что «добру и небесам» Тамара могла бы возвратить его одним своим словом. Но чувство старинной злобы закипает в сердце Демона всякий раз, когда он видит, что на душу его избранницы предъявляют права и другие. Когда между ним и Тамарой становится «посланник Небес», – Демон преисполняется ненавистью к Богу; тогда пробуждается в его сердце мрачная страсть, исчезает ясный рой светлых мечтаний, и власть свою над духом мятежным в его душе опять являют «века вражды, века страданий»...

    Да едва ли было возможно полное примирение Демона с Богом Он говорит Тамаре, что она может вернуть его к «добру», но из дальнейших слов его видно, что «добром» он называет только «отречение от зла», – он не хочет бороться с Богом, но служить Богу и людям тоже не станет, – оттого он зовет Тамару прочь от мира: он предлагает ей –

    Без сожаленья, без участья
    Смотреть на землю...
    Где нет ни истинного счастья,
    Ни долговечной красоты,
    Где преступленья лишь да казни,
    Где страсти мелкой только жить.

    Переродиться нравственно Демон не может, – он не может всего себя «высветлить любовью», так как на дне его старинной раны гнездится старая злоба. Он любит для себя, и холодное презрение его к людям не сменяется в его сердце любовью к ним.

    Демон. Художник М. Врубель, 1890

    Тамара умирает, и душу её ангел уносит на небо, – Демон не владел этой душой, так как –

    Ценой жестокой искупила
    Она сомнения свои;
    Она страдала и любила,
    И рай открылся для любви.

    Таким образом, она прощена за то, что страдала, страдания очистили её душу. Отдаваясь своей греховной любви, она верила, что этим спасет Демона. И это самоотвержение спасло ее самое. Тамару возвысило ее падение, – как Сонечку Мармеладову в «Преступлении и наказании » Достоевского .

    И проклял Демон побежденный
    Мечты безумные свои,
    И вновь остался он надменный,
    Один, как прежде, во вселенной
    Без упованья и любви!

    Поэма Лермонтова богата описаниями кавказской природы и быта горцев (двор Гудала, жизнь Тамары).

    Автобиографическое значение её определяется: 1) эпиграфом:

    Прими мой дар, моя Мадонна...
    С тех пор, как мне явилась ты,
    Моя любовь мне оборона
    От гордых дум и суеты , –

    и 2) посвящением В. А. Б. (Бахметевой – фамилия В. А. Лопухиной замужем).Ее поэт называет «забывчивым, но незабвенным другом»; с болезненной тоской он ее спрашивает, поймет ли она, как много в эту поэму вложено той «тоски», которая томила его «бедный ум» «столько лет».

    Если первая редакция поэмы носит на себе сильные следы литературных влияний Байрона («Каин», образ Люцифера), Виньи («Элоа»), Ламартина («Падение ангела»), то в окончательно переработанном виде произведение Лермонтова значительно отошло от чуждых влияний. Лишь в некоторых чертах героя остались черты, навеянные извне, не объясненные из содержания самой поэты и не нужные для развития её содержания. Так, например, Демон называет себя «царем познанья и свободы», «богом рабов своих земных», – все сделается это понятным для читателя только тогда, когда он ознакомится с произведениями Байрона и Виньи.

    План - конспект

    Открытого интегрированного урока

    литературы и изобразительного искусства

    в 10 классе МОУ

    «СОШ п. Дубки Саратовского района Саратовской области».

    Учитель русского языка и литературы Спивак Е.П.

    Учитель изобразительного искусства Шахбазова Е.П.

    2010 – 2011 учебный год

    Тема: ЗА ЧТО НАКАЗАН ДЕМОН?

    (Аналитическое чтение поэмы М. Ю. Лермонтова)

    И проклял Демон побежденный Мечты безумные свои, И вновь остался он, надменный, Один, как прежде, во вселенной Без упованья и любви!..

    М. Ю. Лермонтов. «Демон»

    Цель:
    Расширить знания о творчестве М.Ю.Лермонтова, помочь учащимся понять образ Демона в творчестве поэта, в искусстве.
    Задачи:
    обучение интерпретации поэтического текста;

    развитие навыка вдумчивого, внимательного чтения; эстетического, интеллектуального и творческого начала учащихся;

    воспитание нравственно- духовных ценностей.
    Оборудование:
    портреты М.Ю Лермонтова и М.А.Врубеля;

    иллюстрации картин М.А. Врубеля «Демон сидящий», «Демон поверженный»;

    текст поэмы «Демон»;

    аудиозапись: Р. Вагнер «Полет Валькирий».

    I. Слово учителя литературы.

    Образ Демона, отвергнувшего из гордости власть Бога, преступившего законы добра и оставшегося одиноким в пустыне наскучившего ему мира, волновал Лермонтова всю жизнь. В 1829 году поэт пишет стихотворение «Мой Демон», в котором восхищается всеобщим бунтом и одновременно осознает трагизм своего героя. Пятнадцатилетним юношей Лермонтов задумывает поэму, начинавшуюся так:

    Печальный демон, дух изгнанья, ^

    Блуждал под сводом голубым,

    И лучших дней воспоминанья

    Чредой теснились перед ним.

    Работая над этой поэмой всю жизнь, поэт только в шестой редакции переводит действие на Кавказ. Здесь Лермонтов слышал старинную легенду о горном духе Гуда, полюбившем пре красную грузинку Нино, жившую в бедной сакле на берегу Арагви у подножья отвесных гор. Хотела ли девушка подняться на гору - тропинка незаметно выравнивалась под ее ножкой. Искала ли она цветы - Гуда приберегал для нее самые лучшие. Когда в 15 лет Нино стала необыкновенной красавицей, Гуда захотел ради нее сделаться с м е р т н ы м. Но девушка полюбила не его, древнего духа, а юного соседа Сосико. Этот юноша славился в ауле силой, ловкостью. Не в силах терпеть муки ревности, Гуда накануне свадьбы засыпал саклю влюбленных снежной лавиной и навсегда разлучил их.

    7.Какое утешение сулит Демон рыдающей Тамаре?

    8.Как отозвались в Тамаре песни Демона? Почему ее «душа рвала свои оковы»? Как вы понимаете сравнения: «Он был похож на вечер ясный: ни день, ни ночь, - ни мрак, ни свет!..»?

    Материал к анализу I части поэмы. Бросив вызов Богу, отвергнув любовь, свет, добро, бывший ангел, «чистый херувим», превратился в печального Демона, который блуждал «в пустыне мира без приюта», «ничтожной властвуя землей», где он «сеял зло без наслажденья». И так как ни в ком и нигде на грешной земле не встречал сопротивленья, поэтому «зло наскучило ему». И даже необычная природа Кавказа с мрачными крепостями, призрачными храмами, снежными горами, вздымающимися к небу, первоначально его оставляет спокойно равнодушным, чего не скажешь об авторе, который восхищен дикой красотой, необузданностью природы Кавказа:

    Под ним Казбек, как грань алмаза,

    Снегами вечными сиял,

    И, глубоко внизу чернея,

    Как трещина, жилище змея,

    Вился излучистый Дарьял,

    И Терек, прыгая, как львица

    С косматой гривой на хребте,

    Ревел - и горный зверь и птица,

    Кружась в лазурной высоте,

    Глаголу вод его внимали...

    И дик, и чуден был вокруг

    Весь Божий мир...

    Но вот Демон достигает «роскошной Грузии долин». Этот край назван счастливым: природа здесь не холодно-величава, а добра и человечна. Однако ни развесистые чинары, ни кущи роз, ни песни красавиц «не возбудили в груди изгнанника новых чувств»: «И все, что перед собою он видел, / Он презирал иль ненавидел». И вдруг Демон видит танцующую Тамару:

    В последний раз она плясала. Увы! заутра ожидала Ее, наследницу Гудала, Свободы резвую дитя, Судьба печальная рабыни, Отчизна, чуждая поныне, И незнакомая семья.

    Впервые Демон почувствовал «неизъяснимое волненье» и в нем пробудились «мечты о прежнем счастье».

    Он слов коварных искушенья Найти в уме своем не мог...

    Демон не может найти слов искушенья? Да что же это такое? А это любовь. Демон полюбил Тамару, и душа его готова была возродиться. А что же «жених нетерпеливый», который спешил на брачный пир. Отважный князь летит к Тамаре, минуя часовню, где всегда приносил «усердную молитву». И как только «презрел удалой жених обычай прадедов своих», смерть от «злой пули осетина» настигает его. Виновен ли Демон в смерти жениха Тамары ? Вряд ли. Видя, как танцует Тамара, Демон преображается:

    И вновь постигнул он святыню Любви, добра и красоты!..

    Эти строки поставлены прямо перед событиями, приведшими к смерти Синодала. Демон, в котором оживает сердце, лишен зла, жажды мести, в нем нет ревности к жениху. Синодала «коварною мечтою лукавый Демон возмущал: / Он в мыслях, под ночною тьмою, / Уста невесты целовал». Но это его внутренний демон, а не герой поэмы. И ведь не случайно в поэме упоминание о том, что та молитва, которой (торопясь насладиться поцелуями невесты) пренебрег Синодал, сберегла путника от мусульманского кинжала. Боги ли рассердились на легкомысленного жениха или просто не повезло ему: в горах всегда было неспокойно, к тому же напавшие осетины-мусульмане оказались смелее:

    Недолго продолжался бой: Бежали робкие грузины! -вероятно, бросив своего господина.


    Вопросы ко II части поэмы.

    1. Почему Тамара уходит в монастырь? Ведь она даже вдовой еще не стала.

    2.Почему даже в келье образ Демона «сиял... тихо, как звезда»?

    3. Что поразило Тамару в Демоне?


    1. Почему Демон не решается войти в обитель, из его «померкших глаз слеза тяжелая катится»?

    2. Почему Ангел признает право Демона владеть сердцем Тамары?

    3. Искренна ли исповедь Демона, или его клятвы лишь способ завладеть сердцем Тамары?

    4. Почему «улыбка странная застыла» на устах мертвой Тамары, а смерть ее похожа на сон?

    5. Зачем рассказана история одного из праотцов Гудала, построившего церковь, где хоронят Тамару? v
    9. Почему грешную Тамару Ангел несет в рай?

    Материал к анализу II части поэмы.

    Зачем Тамара просит отца отдать ее в монастырь? Она не обет безбрачия избирает, она не по жениху скорбит, она боится Демона, но боится не как темную силу. В ней зарождается ответное сильное чувство, которому нет сил противостоять:
    Меня терзает дух лукавый

    Неотразимою мечтой...

    Она ищет в монастыре защиты Спасителя, хотя понимает, что отрекается от жизни вообще:

    Пусть примет сумрачная келья,

    Как гроб, заранее меня...

    Но и под сводом сумрачного храма, куда отец ее отвез, «знакомый образ иногда скользил без звука и следа... сиял он тихо, как звезда; / Манил и звал он... но - куда?..» Так куда звал Демон Тамару? Тамаре, сузившей свою жизнь до мрачной кельи, Демон хочет подарить весь мир, подарить ей не только красоты мироздания, но и вечность:

    Тебя я, вольный сын эфира,

    Возьму в надзвездные края;

    И будешь ты царицей мира,

    Подруга первая моя...

    В ранних редакциях «Демона» герой, слушая чарующую игру монахини на лютне, сопротивлялся чувству:

    Окован сладостной игрою, Стоял злой дух. Ему любить Не должно сердца допустить...

    В окончательной редакции любовь Демона к Тамаре искренна. Она не жертва Демона, скорее он жертва своей надежды любовью спастись от вечного холода равнодушия. Демон взволнован ее совершенной красотой, искренностью, он любит и обещает ей рай всезнанья, рай свободы:

    Я опущусь на дно морское,

    Я полечу за облака,

    Я дам тебе все, все земное –

    Люби меня!..
    Но какую цену за это должна заплатить Тамара? Цена этой свободы и любви - отказ от всего земного как ничтожного и жалкого:

    Без сожаленья, без участья

    Смотреть на землю станешь ты,

    Где нет ни истинного счастья,

    Ни долговечной красоты...

    И, несмотря на это, Тамара ждет Демона и томится в ожидании неизвестного. И Демон долго не смел «святыню мирного приюта нарушить». И не потому что не мог, мог (он на земле всесилен), а потому что любил настолько, что боялся причинить Тамаре (может и невольно) боль, он даже был готов «оставить умысел жестокий», но тут Тамара в своей келье запела. Это была песнь любви, ангельская, неземная, и из «померкших глаз»


    Демона в первый раз «слеза тяжелая катится», нечеловеческая
    слеза, и хочет он в страхе удалиться - и не может, «его крыло не
    шевелится».

    И входит он, любить готовый,

    С душой, открытой для добра,

    И мыслит он, что в жизни новой

    Пришла желанная пора.

    Преодолев все сомненья, Демон готов любить и возродиться к новой жизни. В его любовь поверил даже Ангел , явившийся защитить Тамару от посещений Демона:

    Дух беспокойный, дух порочный,

    Кто звал тебя во тьме ночной?

    Твоих поклонников здесь нет...

    Есть, Тамара песнею своей зовет Демона, и тот оскорблен неспособностью Ангела понять не преступные, а благие намерения «духа изгнанья». И потому ответ Демона так гневен и дерзок. Посланец Неба, не веря в преображение Демона, возвращает его к прежней роли, заставляет говорить на языке войны:


    Она моя! - сказал он грозно, -

    Оставь ее, она моя!

    Явился ты защитник поздно,

    И ей, как мне, ты не судья.

    На сердце, полное гордыни,

    Я наложил печать мою;

    Здесь больше нет твоей святыни,

    Здесь я владею и люблю! Ангел верит в завоевание зла и потому неохотно и огорченно удаляется, оставив Тамару Демону. У Неба не хватило веры в добро в душе Тамары и возможности его в Демоне, а потому разразилась катастрофа:

    Смертельный яд его лобзанья

    Мгновенно в грудь ее проник.

    Мучительный ужасный крик

    Ночное возмутил молчанье.

    Вряд ли можно предположить, что Демон намеренно губит Тамару. Вторая встреча Демона с Ангелом, уже после смерти Тамары, свидетельствует об ошибке Неба. Тамара оказалась способной любить Демона и заботиться о спасении души. Лицо мертвой Тамары - свидетельство этой любви к Демону: Ценой жестокой искупила

    Она сомнения свои...

    Она страдала и любила -

    И рай открылся для любви! -говорит о Тамаре Ангел и потому «грешная душа» ее омыта слезами Ангела. Увидев, что душа Тамары, «молитвой ужас заглуша», ищет спасения, прижалась к груди Ангела, Демон принадлежит уже не любви, а злобе. Ангел недаром называет его «мрачным духом сомненья». Преображение Демона стало невозможным. Демон побежден сомненьем в любви:

    И вновь остался он надменный,

    Один, как прежде, во вселенной

    Без упованья и любви!..

    За что же наказан Демон? За яд сомнений, за неверие в настоящую чистую любовь. За то, что, презирая мир людей «грешной» земли, сам оказался не выше, не лучше их. Сочувствуя ему, автор осуждает его за надменное ожесточение против мира при гибели мечты.


    Слово учителя ИЗО

    Поэт и художник используют разные изобразительные средства, создавая образ Демона. В живописи есть свои изобразительные средства.

    Почему нам представляется, что Демон Врубеля печален и задумчив? Что в фигуре Демона говорит об этом?

    (Он сидит устало. Его плечи опущены, бессильно сложены руки... Делаем вывод, что “печаль и задумчивость” выражены в позе персонажа.)

    Выбор позы персонажа является композиционным приёмом в живописи. Оказывается, “позу Демона” использовали и другие художники для выражения настроения задумчивости, печали, грусти, скорби.

    (Ребята вспоминают, что Демон уже в начале поэмы был печален, потому что он уже не ангел, он печалится о прошедших счастливых днях , когда он блистал, как “чистый херувим”.

    . Сложной натурой представлял своего героя Врубель. Художник говорил, что Демона не понимают: “«Демона» путают с чёртом или дьяволом, тогда как «чёрт» по-гречески значит «рогатый», «дьявол» - «клеветник», а «демон» значит «душа» и олицетворяет собой вечную борьбу мятущегося человеческого духа...”

    Демон заключает в себе черты и положительные и отрицательные. Демон - сложная, противоречивая натура.

    Какие средства использовал поэт, чтобы показать противоречие в натуре своего героя?

    Оказывается, антитезой пользовался и художник, только в живописи этот приём называется иначе - приём контраста. Попробуйте найти в картине противоречия.

    (Вместе с ребятами выясняем, что у Демона тёмное лицо и светлое тело, Демону тесно в картине, хотя он один в пустом пространстве. У него очень сильное молодое тело с безвольно опущенными руками... “Демон сидит в самом бездейственном состоянии, но мускулы его напряжены так, будто он действует” (Н.Петрова). Противоречие обнаруживается между мёртвыми каменными цветами и живым телом героя.)

    Какие чувства может вызвать этот печальный красивый юноша на фоне мёртвого пейзажа?

    (Жалость, сострадание.)

    Другая знаменитая иллюстрация Врубеля к поэме называется «Демон поверженный» . (Показ слайда «Демон поверженный».)

    Мы видим, какие страшные перемены произошли с нашим героем: фигура Демона уменьшилась, плетьми стали некогда могучие руки. Всю маленькую фигуру, кажется, вот-вот поглотит тьма. На картине «Демон сидящий» у Демона не было крыльев, а теперь о них напоминают сказочные перья, окружающие фигуру.

    III. Эпилог.

    А какова роль эпилога? Нужен ли он вообще после сурового приговора Демону, после победы Добра над Злом?

    Эпилог поэмы грустен и полон сознания необходимого примирения с законом жизни: человеческое существование временно, быстротечно, а природа вечна. От замка Гудала остались лишь развалины:

    И не напомнит ничего

    О славном имени Гудала,

    О милой дочери его!

    Лишь «церковь на крутой вершине», слившаяся с природой, сторожит «семью могильных плит»:

    И вечный ропот человека Их вечный мир не возмутит.

    «Вечный ропот человека» как гордое его желание встать вровень с природой запечатлен в образе Демона. И при всем своем сочувствии этому мятежному желанию, автор поэмы вынужден признать его неосуществимость. Божий мир могущественнее мира человека. И не об этом ли «Кавказское» А. А. Ахматовой:

    Здесь Пушкина изгнанье началось

    И Лермонтова кончилось изгнанье.

    Здесь горных трав легко благоуханье.

    И только раз мне видеть удалось

    У озера, в густой тени чинары,

    В тот предвечерний и жестокий час –

    Сияние неутоленных глаз

    Бессмертного любовника Тамары.