Распад Османской империи — история, интересные факты и последствия. Рождение османской империи

Османская империя (в Европе ее традиционно называли Оттоманской империей) – крупнейшее турецкое государство-султанат, наследница мусульманского Арабского халифата и христианской Византии.

Османы – династия турецких султанов, которая правила государством с 1299 по 1923 г. Османская империя сформировалась в XV–XVI вв. в результате турецких завоеваний в Азии, Европе и Африке. За 2 века небольшой и мало кому известный Османский эмират стал огромной империей, гордостью и силой всего мусульманского мира.

Империя турок просуществовала 6 столетий, занимая в период наивысшего расцвета, с середины XVI в. по последнее десятилетие XVIII в., обширные земли – Турцию, Балканский полуостров, Месопотамию, Северную Африку, побережья Средиземного и Черного морей, Ближний Восток. В этих границах империя просуществовала большой исторический период, представляя собой ощутимую угрозу всем соседним странам и отдаленным территориям: армии султанов опасались вся Западная Европа и Россия, а турецкий флот безраздельно господствовал в Средиземном море.

Превратившись из небольшого тюркского княжества в сильное военно-феодальное государство, Османская империя почти 600 лет яростно боролось против «неверных». Турки-османы, продолжив дело своих предшественников арабов, захватили Константинополь и все территории Византии, превратив бывшую мощную державу в мусульманскую землю и связав Европу с Азией.

После 1517 г., утвердив свою власть над святыми местами, османский султан стал служителем двух древних святынь – Мекки и Медины. Присвоение этого сана наделило османского владыку особой обязанностью – защищать святые мусульманские города и способствовать благополучию ежегодного паломничества к святыням правоверных мусульман. С этого периода истории Османское государство почти полностью сливается с мусульманством и всячески старается расширить территории его влияния.

Османская империя, к ХХ в. уже достаточно растерявшая былое величие и мощь, окончательно распалась после поражения в Первой мировой войне, ставшей смертельной для многих государств мира.

У истоков цивилизации

Начало существования турецкой цивилизации следует отнести к периоду Великого переселения народов, когда в середине I тысячелетия тюркские переселенцы из Малой Азии нашли себе пристанище под властью византийских императоров.

В конце XI в., когда гонимые крестоносцами сельджукские султаны переселились к границам Византии, тюрки-огузы, являясь основным народом султаната, ассимилировались с местным анатолийским населением – греками, персами, армянами. Так рождалась новая нация – турки, представители тюрко-исламской группы, окруженные христианским населением. Окончательно турецкая народность была сформирована в XV в.

В ослабевшем государстве Сельджуков придерживались традиционного ислама, а потерявшая мощь центральная власть опиралась на чиновников, состоявших из греков и персов. На протяжении XII–XIII вв. власть верховного правителя становилась все менее заметной одновременно с усилением власти местных беев. После вторжения монголов в середине XIII в. сельджукская держава практически перестает существовать, раздираемая изнутри волнениями религиозных сектантов. К XIV в. из десяти бейликов, расположенных на территории государства, заметно возвышается западный, которым сначала управлял Эртогрул, а затем его сын Осман, ставший позднее основателем огромной турецкой державы.

Рождение империи

Основоположник империи и его преемники

Осман I, турецкий бей династии Османов, является основателем Османской династии.

Став правителем горного района, Осман в 1289 г. получил от сельджукского султана титул бея. Придя к власти, Осман сразу отправился на завоевание византийских земель и первый же захваченный византийский городок Мелангию сделал своей резиденцией.

Осман родился в небольшом горном местечке Сельджукского султаната. Отец Османа, Эртогрул, получил соседние с византийскими земли от султана Ала-ад-Дина. Тюркское племя, к которому принадлежал Осман, считало священным делом захват соседних территорий.

После побега сверженного сельджукского султана в 1299 г. Осман создал независимое государство на основе собственного бейлика. За первые годы XIV в. основатель Османской империи сумел значительно расширить территорию нового государства и перенес свою ставку в город-крепость Эпишехир. Сразу же после этого османская армия стала совершать набеги на византийские города, расположенные на черноморском побережье, и на византийские области в районе пролива Дарданеллы.

Продолжил османскую династию сын Османа Орхан, начавший свою военную карьеру с удачного взятия Бурсы, мощной крепости в Малой Азии. Орхан объявил процветающий укрепленный город столицей государства и велел начать чеканку первой монеты Османской империи – серебряного акче. В 1337 г. турки одержали несколько блестя щих побед и заняли территории до Босфора, сделав завоеванный Исмит главной верфью государства. Одновременно Орхан присоединил соседние турецкие земли, и под его владычеством к 1354 г. оказались северо-западная часть Малой Азии до восточных берегов пролива Дарданеллы, часть его европейского побережья, включая город Галлиополь, и Анкара, отбитая у монголов.

Сын Орхана Мурад I (рис. 8) стал третьим правителем Османской империи, прибавившим к ее владениям территории около Анкары и отправившийся с военным походом в Европу.

Рис. 8. Правитель Мурад I


Мурад был первым султаном османской династии и настоящим поборником мусульманства. В городах страны начали строить первые в турецкой истории школы.

После первых же побед в Европе (завоевание Фракии и Пловдива) на европейское побережье хлынул поток тюркских поселенцев.

Султаны скрепляли указы-фирманы собственной имперской монограммой – тугрой. Сложный восточный узор включал в себя имя султана, имя его отца, титул, девиз и эпитет «всегда победоносный».

Новые завоевания

Большое внимание Мурад уделял совершенствованию и укреплению армии. Впервые в истории была создана профессиональная армия. В 1336 г. правитель сформировал корпус янычар, позднее превратившийся в личную охрану султана. В дополнение к янычарам была создана конная армия сипахов, и в результате этих коренных изменений турецкая армия стала не только многочисленной, но и необычайно дисциплинированной и мощной.

В 1371 г. на реке Марице турки разбили объединенную армию южно-европейских государств и захватили Болгарию и часть Сербии.

Следующая блестящая победа была одержана турками в 1389 г., когда янычары впервые взяли в руки огнестрельное оружие. В том году состоя лось историческое сражение на Коссовом поле, когда, разгромив крестоносцев, турки-османы присоединили к своим землям значительную часть Балкан.

Сын Мурада Байазид во всем продолжил политику отца, но в отличие от него отличался жестокостью и предавался разврату. Байазид довершил разгром Сербии и превратил ее в вассала Османской империи, став полновластным хозяином на Балканах.

За быстрые передвижения армии и энергичные действия султан Байазид получил прозвище Ильдерим (Молния). Во время молниеносного похода в 1389–1390 гг. он подчинил Анатолию, после чего турки овладели почти всей территорией Малой Азии.

Байазиду пришлось сражаться одновременно на двух фронтах – с византийцами и крестоносцами. 25 сентября 1396 г. турецкая армия разгромила огромное войско крестоносцев, получив в подчинение все болгарские земли. На стороне турок, по описанию современников, сражались более 100 000 человек. Многие знатные европейцы-крестоносцы попали в плен, позднее их выкупали за огромные деньги. В столицу османского султана потянулись караваны вьючных животных с дарами императора Карла VI Французского: золотыми и серебряными монетами, шелковыми тканями, коврами из Арраса с вытканными на них картинами из жизни Александра Македонского, охотничьими соколами из Норвегии и многим другим. Правда, дальнейших походов в Европу Байазид не совершал, отвлеченный восточной опасностью со стороны монголов.

После неудачной осады Константинополя в 1400 г. туркам пришлось сражаться с татарской армией Тимура. 25 июля 1402 г. произошла одна из величайших битв Средневековья, во время которой под Анкарой встретились армия турок (около 150 000 человек) и армия татар (около 200 000 человек). Армия Тимура, кроме хорошо обученных воинов, имела на вооружении более 30 боевых слонов – довольно мощное оружие при наступлении. Янычары, показав необычайную смелость и силу, все-таки были разбиты, а Байазид захвачен в плен. Армия Тимура разграбила всю Османскую империю, истребила или захватила в плен тысячи людей, сожгла красивейшие города и поселки.

Мухаммад I правил империей с 1413 по 1421 г. На всем протяжении своего правления Мухаммад состоял с Византией в добрых отношениях, обратив свое основное внимание на обстановку в Малой Азии и совершив первый в истории турок поход в Венецию, закончившийся неудачей.

Мурад II, сын Мухаммада I, взошел на престол в 1421 г. Это был справедливый и энергичный правитель, много времени уделявший развитию искусств и градостроительству. Мурад, справляясь с внутренними распрями, совершил удачный поход, овладев византийским городом Фессалоникой. Не менее удачными были и сражения турок против сербской, венгерской и албанской армий. В 1448 г. после победы Мурада над объединенной армией крестоносцев, была предрешена судьба всех народов Балкан – на несколько веков над ними нависло турецкое владычество.

Перед началом исторической битвы в 1448 г. между объединенной европейской армией и турками через ряды османского войска была пронесена на кончике копья грамота с договором о перемирии, нарушенным в очередной раз. Тем самым османы показали, что мирные договоры их не интересуют, – только сражения и только наступление.

С 1444 по 1446 г. империей правил турецкий султан Мухаммад II, сын Мурада II.

Правление этого султана на протяжении 30 лет превратило державу в мировую империю. Начав правление с уже ставшей традиционной казни родственников, потенциально претендовавших на трон, честолюбивый юноша показал свою силу. Мухаммад, получивший прозвище Завоеватель, стал жестким и даже жестоким правителем, но в то же время имел прекрасное образование и владел четырьмя языками. Султан приглашал к своему двору ученых и поэтов из Греции и Италии, много средств выделял на строительство новых зданий и развитие искусства. Главной своей задачей султан поставил завоевание Константинополя, при этом отнесся к ее реализации очень обстоятельно. Напротив византийской столицы в марте 1452 г. была заложена крепость Румелихисар, в которой установили новейшие пушки и разместили сильный гарнизон.

В результате Константинополь оказался отрезанным от Причерноморья, с которым его связывала торговля. Весной 1453 г. к византийской столице подошли огромная сухопутная армия турок и мощный флот. Первый штурм города не увенчался успехом, но султан приказал не отступать и организовать подготовку нового штурма. После перетаскивания в константинопольскую бухту по специально сооруженному над железными заградительными цепями настилу части кораблей город оказался в кольце турецких войск. Сражения шли ежедневно, но греческие защитники города показывали образцы смелости и упорства.

Осада не была сильным местом османской армии, и турки победили только за счет тщательного окружения города, численного перевеса сил приблизительно в 3,5 раза и благодаря наличию осадных орудий, пушек и мощной мортиры с ядрами весом по 30 кг. Перед главным штурмом Константинополя Мухаммад предложил жителям сдаться, обещав пощадить их, но они, к его огромному изумлению, отказались.

Генеральный штурм был начат 29 мая 1453 г., и отборные янычары при поддержке артиллерии ворвались в ворота Константинополя. 3 дня турки грабили город и убивали христиан, а храм Святой Софии впоследствии был превращен в мечеть. Турция стала настоящей мировой державой, провозгласив своей столицей древнейший город.

В последующие годы Мухаммад сделал своей провинцией завоеванную Сербию, покорил Молдову, Боснию, немного позже – Албанию и захватил всю Грецию. Одновременно турецкий султан завоевал обширные территории в Малой Азии и стал властителем всего Малоазийского полуострова. Но и на этом он не остановился: в 1475 г. турки захватили многие крымские города и город Тану в устье Дона на Азовском море. Крымский хан официально признал власть Османской империи. Вслед за этим были завоеваны территории сефевидского Ирана, а в 1516 г. под властью султана оказались Сирия, Египет и Хиджаз с Мединой и Меккой.

В начале XVI в. завоевательские походы империи были направлены на восток, на юг и на запад. На востоке Селим I Грозный одержал победу над Сефевидами и присоединил к своему государству восточную часть Анатолии и Азербайджан. На юге османы подавили воинственных мамлюков и взяли под контроль торговые пути по побережью Красного моря к Индийскому океану, в Северной Африке дошли до Марокко. На западе Сулейман Великолепный в 1520-х гг. захватил Белград, Родос, венгерские земли.

На пике могущества

Османская империя вступила в стадию наивысшего расцвета в самом конце XV в. при султане Селиме I и его преемнике Сулеймане Великолепном, которые добились значительного расширения территорий и установили надежное централизованное управление страной. Время правления Сулеймана вошло в историю как «золотой век» Османской империи.

Начиная с первых лет XVI в., империя турок превратилась в самую мощную державу Старого Света. Современники, побывавшие на землях империи, в своих записках и воспоминаниях с восторгом описывали богатство и роскошь этой страны.

Сулейман Великолепный

Султан Сулейман – легендарный правитель Османской империи. Во времена его правления (1520–1566 гг.) огромная держава стала еще больше, города – красивее, дворцы – роскошнее. В историю Сулейман (рис. 9) вошел также под прозвищем Законодатель.

Рис. 9. Султан Сулейман


Став султаном в 25 лет, Сулейман значительно расширил границы государства, захватив в 1522 г. Родос, в 1534 г. – Месопотамию, в 1541 г. Венгрию.

Правителя Османской империи традиционно называли султаном, титулом арабского происхождения. Считается правильным использование таких терминов, как «шах», «падишах», «хан», «цезарь», пришедшие от разных народов, находившихся под властью турок.

Сулейман способствовал культурному процветанию страны, при нем во многих городах империи были построены красивые мечети, роскошные дворцы. Знаменитый император был неплохим поэтом, оставив свои сочинения под псевдонимом Мухибби (Влюбленный в Бога»). В годы правления Сулеймана в Багдаде жил и творил замечательный турецкий поэт Физули, написавший поэму «Лейла и Меджун». Прозвище Султан Среди Поэтов получил служивший при дворе Сулеймана Махмуд Абд аль-Баки, отразивший в своих поэмах жизнь высшего общества государства.

Султан заключил законный брак с легендарной Роксоланой, прозванной Смешливой, одной из рабынь славянского происхождения в гареме. Такой поступок был по тем временам и согласно шариату явлением исключительным. Роксолана родила султану наследника, будущего императора Сулеймана II и много времени посвящала меценатству. Большим влиянием супруга султана обладала на него и в делах дипломатических, особенно в отношениях с западными странами.

Для того чтобы оставить о себе память в камне, Сулейман пригласил известного архитектора Синана для создания мечетей в Стамбуле. Приближенные императора также возводили крупные религиозные сооружения с помощью знаменитого зодчего, в результате чего столица заметно преобразилась.

Гаремы

Гаремы с несколькими женами и наложницами, разрешенные исламом, могли себе позволить только состоятельные люди. Султанские гаремы стали неотъемлемой частью империи, ее визитной карточкой.

Гаремами, кроме султанов, обладали визири, беи, эмиры. Подавляющее большинство населения империи имело по одной жене, как положено во всем христианском мире. Ислам же официально разрешал мусульманину иметь четырех жен и несколько рабынь.

Султанский гарем, породивший множество легенд и преданий, на самом деле представлял собой сложную организацию со строгими внутренними порядками. Управляла этой системой мать султана, «валиде султан». Главными ее помощниками были евнухи и рабыни. Понятно, что жизнь и сила власти управительницы султана напрямую зависели от судьбы ее высокопоставленного сына.

В гареме жили девушки, захваченные во время войн или приобретенные на невольничьих рынках. Независимо от их национальности и вероисповедания до попадания в гарем все девушки становились мусульманками и обучались традиционным для ислама искусствам – вышиванию, пению, умению вести беседу, музыке, танцам, литературе.

Находясь в гареме длительное время, его обитательницы проходили несколько ступеней и званий. Сначала их называли джарийе (новичками), затем довольно в скором времени их переименовывают в шагирт (учениц), со временем они становились гедикли (компаньонками) и уста (мастерицами).

Бывали в истории и единичные случаи, когда султан признавал наложницу своей законной супругой. Случалось это чаще тогда, когда наложница рожала правителю долгожданного сына-наследника. Яркий пример – Сулейман Великолепный, женившийся на Роксолане.

Снискать внимание султана могли только девушки, достигшие ступени мастериц. Из их числа правитель выбирал себе постоянных любовниц, фавориток и наложниц. Многие представительницы гарема, ставшие любовницами султана, награждались собственным жильем, драгоценностями и даже рабынями.

Законный брак не был предусмотрен шариатом, но султан выбирал себе из всех обитательниц гарема четырех жен, находившихся в привилегированном положении. Из них главной становилась родившая султану сына.

После смерти султана всех его жен и наложниц отправляли в Старый дворец, находившийся за пределами города. Новый правитель государства мог разрешить отставным красавицам выйти замуж или перейти к нему в гарем.

Столица империи

Великий город Истанбул, или Стамбул (ранее Бизанс и затем Константинополь), являлся сердцем Османской империи, ее гордостью.

Страбон сообщал, что город Бизанс был основан греческими колонистами в VII в. до н. э. И назван в честь их предводителя Визаса. В 330 г. город, ставший крупным торговым и культурным центром, императором Константином был превращен в столицу Восточной Римской империи. Новый Рим был переименован в Константинополь. Третий раз город наименовали турки, захватив давно желанную столицу Византии. Название Истанбул дословно означает «к городу».

Захватив Константинополь в 1453 г., турки сделали этот старинный город, называвшийся ими «порогом счастья», новым мусульманским центром, возвели несколько величественных мечетей, мавзолеев и медресе, всячески способствовали дальнейшему расцвету столицы. Большинство христианских храмов были переделаны в мечети, в центре города устроен большой восточный базар, вокруг него – караван-сараи, фонтаны, больницы. Исламизация города, начатая султаном Мехмедом II, продолжалась при его преемниках, стремившихся коренным образом изменить бывшую христианскую столицу.

Для грандиозного строительства требовались рабочие, и султаны всячески способствовали переселению в столицу и мусульманского, и немусульманского населения. В городе появляются мусульманские, еврейские, армянские, греческие, персидские кварталы, в которых быстрыми темпами развивались ремесла и торговля. В центре каждого квартала строились церковь, мечеть или синагога. Многонациональный город с уважением относился к любой религии. Правда, позволенная высота дома у мусульман была несколько выше, чем у представителей других вероисповеданий.

В конце XVI в. в османской столице проживали более 600 000 жителей – это был самый большой город мира. Надо отметить, что все остальные города Османской империи, кроме Стамбула, Каира, Алеппо и Дамаска, скорее, можно было назвать крупными сельскими поселениями, численность жителей в которых редко превышало 8000 человек.

Военная организация империи

Общественный строй Османской империи был полностью подчинен военной дисциплине. Как только захватывалась новая территория, она делилась на лены между военными предводителями без права передачи земли по наследству. При таком землепользовании в Турции не появлялся институт дворянства, некому было претендовать на разделение верховной власти.

Каждый мужчина империи был воином и начинал свою службу с простого солдата. Каждый владелец земного надела (тимара) обязан был бросить все мирные дела и вступить в войско при начале войны.

Приказы султана в точности передавались двум беям одного берлика, как правило, европейцу и турку, те передавали приказ управителям районов (санджаков), а те, в свою очередь, доносили сведения до мелких правителей (алийбеев), от которых приказы переходили к вождям небольших военных отрядов и к начальникам группы отрядов (тимарлитам). После получения приказов все собирались на войну, садились на коней и армия молниеносно была готова к новым захватам и битвам.

Дополняли войско наемные отряды и гвардейцы-янычары, набиравшиеся среди пленных юношей из других стран мира. В первые годы существования государства вся территория делилась на санджаки (знамя), во главе которых стоял санджак-бей. Бей был не только управляющим, но и предводителем собственного небольшого войска, состоявшего из родственников. Со временем, превратившись из кочевников в оседлое население империи, турки создали регулярное войско из всадников-сипахов.

Каждый воин-сипах за службу получал земельный надел, за который уплачивал в казну определенный налог и который мог передавать по наследству только тому из преемников, кто поступал на службу в армию.

В XVI в. дополнительно к сухопутной армии султан создал на Средиземном море большой современный флот, который главным образом состоял из больших галер, фрегатов, галиотов и гребных лодок. С 1682 г. произошел переход от парусных кораблей к весельным. Гребцами на флоте служили как военнопленные, так и преступники. Ударной силой на реках были особые канонерные шлюпки, участвовавшие не только в крупных военных сражениях, но и в подавлении восстаний.

За 6 веков существования Османской империи ее могущественная армия 3 раза менялась коренным образом. На первом этапе (с XIV по XVI в.) турецкое войско считалось одним из самых боеспособных во всем мире. Его могущество было основано на сильном авторитете султана, поддерживавшемся местными правителями, и на жесточайшей дисциплине. Гвардия султана, состоявшая из янычаров, хорошо организованная кавалерия также значительно усиливали войско. Кроме того, это было, безусловно, хорошо вооруженное войско с многочисленными артиллерийскими орудиями.

На втором этапе (в XVII в.) турецкая армия переживала кризис из-за значительного сокращения завоевательских походов и, следовательно, уменьшения военной добычи. Янычары из боеспособной единицы большой армии превратились в личную охрану султана и принимали участие во всех внутренних раздорах. Новые войска наемников, снабжавшиеся хуже, чем раньше, постоянно поднимали восстания.

Третий этап, наступивший в начале XVIII в., тесно связан с попытками перестроить ослабевшее войско, чтобы вернуть ему былую мощь и силу. Турецкие султаны вынуждены были пригласить западных инструкторов, что вызывало острую реакцию янычаров. В 1826 г. султану пришлось распустить корпус янычаров.

Внутреннее устройство империи

Главную роль в экономике огромной империи играли сельское хозяйство, земледелие и животноводство.

Все земли империи находились в государственном владении. Воины – командиры сипахов – становились обладателями крупных земельных наделов (зеаметов), на которых работали нанятые крестьяне-райя. Заимы и находившиеся под их руководством тимариоты были основой огромной турецкой армии. Кроме того, в армии служили ополчение и янычары-гвардейцы. Военные школы, в которых воспитывались будущие воины, находились в подчинении монахов суфийского ордена Бекташи.

Казна государства постоянно пополнялась за счет военной добычи и налогов, а также в результате развития торговли. Постепенно в военизированном государстве сложилась чиновничья прослойка, имевшая право на владение земельными участками типа тимаров. Вокруг султана находились близкие ему люди, крупные землевладельцы из числа родственников правителя. Все руководящие должности в государственном аппарате управления занимали также представители того рода, к которому принадлежал султан; позже именно такое положение дел послужило одной из причин ослабления империи. Султан располагал огромным гаремом, и после его смерти множество наследников претендовало на трон, что вызывало постоянные споры и распри внутри окружения султана. В период расцвета государства почти официально выработалась система убийства одним из наследников всех потенциальных соперников на престол.

Верховным органом государства, полностью подвластным султану, был Высочайший совет (диван-и-хумайюн), состоявший из визирей. Законодательство империи подчинялось исламскому праву, шариату и принятому в середине XV в. своду законов. Вся власть подразделялась на три крупные части – военно-административную, финансовую и судебно-религиозную.

Сулейман I Великолепный, правивший в середине XVI в., получил второе прозвище – Кануни (Законодатель) благодаря нескольким своим удачным законопроектам, усилившим центральную власть.

В начале XVI в. в стране насчитывались 16 крупных областей, во главе каждой из которых стоял губернатор-бейлербей. В свою очередь, большие области были поделены на мелкие уезды-санджаки. Все местные правители подчинялись великому визирю.

Характерной чертой Османской империи было неравноправное положение иноверцев – греков, армян, славян, иудеев. Турки, находившиеся в меньшинстве, и немногочисленные арабы-мусульмане были освобождены от дополнительных налогов и занимали все руководящие посты в государстве.

Население империи

По приблизительным подсчетам, все население империи в период расцвета государства составляло около 22 млн человек.

Мусульмане и немусульмане – две большие группы в населении Османской империи.

Мусульмане, в свою очередь, делились на аскеров (всех военнослужащих и чиновников государства) и райя (дословно – «пасомые», сельские жители-земледельцы и простые горожане, а в некоторые периоды истории – и купцы). В отличие от крестьян средневековой Европы райя не были прикреплены к земле и в большинстве случаев могли переселиться на другое место или стать ремесленниками.

Немусульмане составляли три крупные религиозные части, в которые входили православные христиане (рум, или ромеи) – балканские славяне, греки, православные арабы, грузины; восточные христиане (эрмени) – армяне; иудеи (яхуди) – караиты, романиоты, сефарды, ашкенази.

Положение христиан и иудеев, т. е. немусульман, было определено исламским законом (шариатом), который позволял представителям других народов и вероисповеданий жить на территории империи, придерживаться своих верований, но обязывал уплачивать подушную подать как подданных, стоявших на ступень ниже, чем все мусульмане.

Все представители иных религий должны были отличаться по внешнему виду, носить другую одежду, воздерживаясь от ярких цветов в ней. Коран запрещал немусульманину жениться на девушке-мусульманке, а на суде в решении любых вопросов и споров приоритет отдавался мусульманам.

Греки в основном занимались мелкой торговлей, ремеслом, держали трактиры или посвящали себя морскому делу. Армяне контролировали торговлю шелком между Персией и Стамбулом. Евреи находили себя в выплавке металлов, ювелирном деле, ростовщичестве. Славяне занимались ремеслами или служили в христианских военных отрядах.

Согласно мусульманской традиции человек, освоивший профессию и приносивший пользу людям, считался счастливым и достойным членом общества. Все жители огромной державы получали какую-либо профессию, поддерживаемые в этом примером великих султанов. Так, правитель империи Мехмед II освоил садовое дело, а Селим I и Сулейман Великолепный были высококлассными ювелирами. Многие султаны писали стихи, прекрасно владея этим искусством.

Такое положение дел сохранялось до 1839 г., когда все подданные империи согласно принятому закону во время начавшегося периода реформ (танзимата) получили равные права.

Положение раба в обществе османов было намного лучше, чем в античном мире. Специальные статьи Корана предписывали оказывать рабу медицинскую помощь, хорошо его кормить и помогать в старости. За жестокое отношение к рабу мусульманину грозило серьезное наказание.

Особую категорию населения империи составляли рабы (келе), бесправные люди, как и во всем остальном мире рабовладельцев. В Османской империи раб не мог иметь дома, имущества, не имел права на наследство. Заключать брак раб мог только по разрешению хозяина. Рабыня-наложница, родившая ребенка своему господину, становилась свободной после его смерти.

Рабы в Османской империи помогали вести хозяйство, служили сторожами в мавзолеях, медресе и мечетях, евнухами, которые охраняли гарем и своего господина. Женщины-рабыни в большинстве становились наложницами и служанками. В армии и сельском хозяйстве рабы использовались гораздо меньше.

Арабские государства под властью империи

Процветавший во времена Аббасидов Багдад пришел в полный упадок после нашествия армии Тимура. Опустело и богатое Двуречье, сначала превратившись в малонаселенный район сефевидского Ирана, а в середине XVIII в. ставшее отдаленной частью Османской империи.

Турция постепенно усилила политическое влияние над территориями Ирака и всячески развивала колониальную торговлю.

Населенная арабами Аравия, формально подчиняясь власти султанов, оставила за собой значительную независимость во внутренних делах. В Центральной Аравии на протяжении XVI–XVII вв. хозяйничали бедуины, руководимые шейхами, а в середине XVIII в. на ее территории был создан эмират ваххабитов, распространивший свое влияние почти на всю территорию Аравии, включая Мекку.

В 1517 г., завоевав Египет, турки почти не вмешивались во внутренние дела этого государства. Управление Египтом осуществлял паша, назначаемый султаном, а на местах по-прежнему значительным влиянием обладали мамлюкские беи. В кризисный период XVIII в. Египет отошел от империи и мамлюкские правители повели самостоятельную политику, в результате чего Наполеон легко захватил страну. Только давление со стороны Великобритании заставило правителя Египта Махуммеда-Али признать суверенитет султана и вернуть Турции территории Сирии, Аравии и Крита, захваченные мамлюками.

Важной частью империи была Сирия, подчинившаяся султану почти полностью за исключением горных областей страны.

Восточный вопрос

Захватив в 1453 г. Константинополь и переименовав его в Стамбул, Османская империя на несколько столетий установила власть над европейскими землями. На повестку дня в очередной для Европы раз встал восточный вопрос. Теперь он звучал так: как далеко может проникнуть турецкая экспансия и как долго это может продолжаться?

Речь шла об организации нового Крестового похода против турок, но ослабевшие к этому времени церковь и императорское правление не смогли собрать силы для его организации. Ислам находился в стадии своего процветания и имел огромный моральный перевес в мусульманском мире, что благодаря цементирующему свойству ислама, крепкой военной организации государства и авторитету власти султанов позволило Османской империи укрепиться на юго-востоке Европы.

На протяжении следующих 2 столетий турки сумели присоединить к своим владениям еще более обширные территории, чем весьма пугали христианский мир.

Обуздать турок и обратить их в христианство сделал попытку Папа Римский Пий II. Он составил послание к турецкому султану, в котором предлагал тому принять христианство, утверждая, что крещение возвеличит правителя османов. Турки даже не удосужились послать ответ, начав новые завоевания.

На протяжении долгих лет европейские державы вынуждены были считаться с политикой Османской империи на территориях, населенных христианами.

Кризис империи начался изнутри вместе с ускоренным ростом ее населения во второй половине XVI в. В стране появилось большое количество безземельных крестьян, а тимары, уменьшаясь в размерах, приносили сокращавшийся с каждым годом доход.

В Сирии вспыхнули народные бунты, а в Анатолии восстали против непомерных налогов крестьяне.

Исследователи считают, что закат Османского государства относится ко времени правления Ахмеда I (1603–1617 гг.). Его преемник, султан Осман II (1618–1622 гг.) впервые за всю историю Османского государства был смещен с трона и казнен.

Потеря военной мощи

После разгрома турецкого флота при Лепанто в 1571 г. заканчивается безраздельное морское господство империи. К этому прибавились неудачи в сражениях с армией Габсбургов, проигранные персам битвы в Грузии и Азербайджане.

На рубеже XVII–XVIII вв. Турция впервые за всю историю существования империи проиграла несколько битв подряд. Уже невозможно было скрыть заметное ослабление военной мощи государства и его политического могущества.

С середины XVIII в. Османской империи пришлось раздавать так называемые капитуляции за поддержку ее в военных столкновениях.

Капитуляции – особые льготы, впервые предоставленные турками французам за помощь в войне с Габсбургами в 1535 г. В XVIII в. подобных льгот добились несколько европейских держав, в том числе могущественная Австрия. С этого времени капитуляции стали превращаться в неравноправные торговые договоры, предоставлявшие европейцам преимущества на турецком рынке.

По Бахчисарайскому договору 1681 г. Турция вынуждена была отказаться от территории Украины в пользу России. В 1696 г. армия Петра I отбила у турок крепость Азак (Азов), в результате чего Османская империя потеряла земли на побережье Азовского моря. В 1718 г. Османская империя покинула Западную Валахию и Сербию.

Начавшееся на рубеже XVII–XVIII вв. ослабление империи привело к постепенной потере ее былой мощи. В XVIII в. Турция в результате проигранных Австрии, России и Ирану сражений потеряла часть Боснии, побережье Азовского моря с крепостью Азов, запорожские земли. Османские султаны уже не могли оказывать политическое воздействие на соседние Грузию, Молдову, Валахию, как это было раньше.

В 1774 г. был подписан Кючук-Кайнарджийский мирный договор с Россией, по которому турки потеряли значительную часть северного и восточного побережья Черного моря. Крымское ханство получило независимость – впервые Османская империя потеряла мусульманские территории.

К XIX в. из-под влияния султаната вышли территории Египта, Магриба, Аравии и Ирака. Наполеон нанес серьезный удар по престижу империи, совершив удачную для французской армии египетскую военную экспедицию. Вооруженные ваххабиты отбили у империи большую часть Аравии, перешедшую под власть правителя Египта Мухамеда-Али.

В начале XIX в. от Османского султаната отпала Греция (в 1829 г.), за тем французы в 1830 г. захватили Алжир и сделали его своей колонией. В 1824 г. произошел конфликт турецкого султана с Мехмедом Али, египетским пашой, в результате чего Египет добился автономии. От некогда великой империи земли и страны отпадали с невероятной быстротой.

Упадок военного могущества, распад системы землевладения привели к культурному, экономическому и политическому замедлению развития страны. Этим обстоятельством не преминули воспользоваться европейские державы, поставившие на повестку дня вопрос о том, что же делать с огромной державой, потерявшей большую часть мощи и самостоятельности.

Спасительные реформы

Османские султаны, правившие на протяжении XIX в., пытались укрепить военно-земледельческую систему путем проведения ряда реформ. Селим III и Махмуд II предприняли попытки улучшить старую систему тимаров, но поняли, что этим невозможно вернуть империи былую мощь.

Административные реформы были направлены главным образом на создание турецкой армии нового типа, армии, включающей в себя артиллерию, сильный флот, гвардейские отряды, специализированные инженерные подразделения. Из Европы были привезены консультанты, помогавшие перестроить армию и минимизировать старые от ношения в войсках. В 1826 г. специальным указом Махмуда был расформирован корпус янычар, так как последние восставали против нововведений. Вместе с былым величием корпуса потерял свое могущество и влиятельный суфийский орден, занимавший в этот период истории реакционную позицию. Кроме коренных изменений в армии, были проведены реформы, изменившие систему управления государством и внесшие в нее европейские заимствования. Весь период реформ в империи получил название танзимата.

Танзимат (в переводе с арабского – «упорядочение») – серия прогрессивных реформ в Османской империи с 1839 по 1872 гг. Реформы способствовали развитию в государстве капиталистических отношений и полному переустройству армии.

В 1876 г. в результате реформаторского движения «новых османов» была принята первая турецкая Конституция, правда, приостановленная деспотичным правителем Абдул Хамидом. Реформы XIX в. превратили Турцию из отсталой к этому времени восточной державы в самодостаточную европейскую страну с современной системой налогообложения, образования и культуры. Но в качестве могущественной империи Турция существовать уже не могла.

На руинах былого величия

Берлинский конгресс

Русско-турецкие войны, борьба многочисленных порабощенных народов против турок-мусульман заметно ослабили огромную империю и привели к созданию новых самостоятельных государств в Европе.

Согласно Сан-Стефанскому мирному соглашению 1878 г., закрепившему результаты Русско-турецкой войны 1877–1878 гг., был проведен Берлинский конгресс с участием представителей всех крупных держав Европы, а также Ирана, Румынии, Черногории, Сербии.

По этому договору Закавказье отходило к России, Болгария была объявлена автономным княжеством, во Фракии, Македонии и Албании турецкому султану надлежало провести реформы, направленные на улучшение положения местного населения.

Черногория и Сербия получили независимость и стали королевствами.

Закат империи

В конце XIX в. Османская империя превратилась в страну, зависимую от нескольких государств Западной Европы, диктовавших ей свои условия развития. В стране образовалось движение младотурок, стремившихся к политической свободе страны и к освобождению от деспотической власти султанов. В результате младотурецкой революции 1908 г. султан Абдул Хамид II, за свою жестокость прозванный Кровавым, был свергнут, а в стране установилась конституционная монархия.

В этом же году Болгария объявила себя независимым от Турции государством, провозгласив Третье Болгарское царство (под владычеством Турции Болгария находилась почти 500 лет).

В 1912–1913 гг. Болгария, Сербия, Греция и Черногория в объединенном Балканском союзе одержали победу над Турцией, потерявшей все европейские владения, кроме Стамбула. На территории бывшей величественной державы были созданы новые самостоятельные государства-королевства.

Последним османским султаном был Мехмед VI Вахидеддин (1918–1922 гг.). После него на престол взошел Абдул-Меджид II, сменивший титул султана на титул халифа. Эпоха огромной турецкой мусульманской державы закончилась.

Османская империя, располагавшаяся на трех континентах и обладавшая огромной властью над сотнями народов, оставила после себя большое наследство. На ее основной территории, Турции, в 1923 г. сторонниками революционера Кемаля (Ататюрка) была провозглашена Турецкая Республика. Султанат и халифат были официально ликвидированы, режим капитуляций и привилегий иностранных инвестиций – отменены.

Мустафа Кемаль (1881–1938), прозванный Ататюрком (дословно – «отец турок»), – крупный турецкий политический деятель, руководитель национально-освободительной борьбы в Турции по завершении Первой мировой войны. Кемаль после победы революции в 1923 г. стал первым в истории государства президентом.

На руинах бывшего султаната родилось новое государство, из мусульманской страны превратившееся в светскую державу. Столицей ее 13 октября 1923 г. становится Анкара – центр национально-освободительного движения турок в 1918–1923 гг.

Стамбул остался легендарным историческим городом с уникальными памятниками архитектуры, национальным достоянием страны.

План
Введение
1 История
2 Устройство и управление
2.1 Общественные отношения
2.2 Государственное устройство
2.3 Административное устройство
2.4 Армия
2.4.1 Реформа армии при Махмуде

2.5 Города Османской империи. Ремесла и торговля

3 Культура
4 Религия
5 Наука и искусство
6 Экономика
6.1 Экономический подъём

Список литературы
Османская империя

Введение

Осма́нская импе́рия, официально - Великое Осма́нское Госуда́рство (осм. دولت عالیه عثمانیه‎ - Devlet-i Âliyye-i Osmâniyye ) - многонациональное государство под управлением османских султанов, существовавшее с 1299 по 1923 годы. В Европе Османскую империю часто называли Оттоманской империей, Высо́кой (блистательной) По́ртой или просто По́ртой. В период расцвета в XVI-XVII веках государство включало Малую Азию (Анатолию), Ближний Восток, Северную Африку, Балканский полуостров и прилегающие к нему с севера земли Европы.

Анатолия, в которой расположена основная часть современной Турции, до прихода турок-сельджуков в XI веке была территорией Византии. Османская империя завершила завоевание Византии взятием в 1453 году Константинополя. На вершине своего могущества, в правление Сулеймана Великолепного (1520-1566), империя простиралась от ворот Вены до Персидского залива, от Крыма до Марокко.

После окончания Первой мировой войны Османская империя распадается: Третья французская республика получает Сирию, Британская империя - Ирак и Палестину; оставшиеся территории составили современную Турцию.

1. История

Анатолия (Малая Азия), где расположена Турция, в древности была колыбелью многих цивилизаций. Ко времени прихода предков современных турок здесь существовала Византийская империя - греко-православное государство со столицей в Константинополе (Стамбул). Воевавшие с византийцами арабские халифы приглашали на военную службу тюркские племена, которым выделяли для поселения пограничные и пустующие земли.

В 1071 году возникло государство турок-сельджуков со столицей в Конье, которое постепенно расширило свои границы почти на всю территорию Малой Азии. Разрушено монголами.

В 1326 на отвоёванных у византийцев землях был основан турецкий султанат со столицей в городе Бурса. Опорой власти турецких султанов стали янычары.

В 1362 турки, завоевав земли в Европе, перенесли столицу в город Адрианополь (Эдирне). Европейские владения турецкого султаната получили название Румелия .

В 1453 турки взяли Константинополь и сделали его столицей империи. При Селиме Грозном Турция завоевала Сирию, Аравию и Египет. Турецкий султан низложил последнего халифа в Каире и сам стал халифом. Нанеся поражение Венеции (1505) и Египту (1517), османы получили контроль над Восточным Средиземноморьем. В 1526 произошла Мохачская битва, в ходе которой турки разбили чешско-венгерское войско и оккупировали Венгрию и в 1529 подступили к стенам Вены. На вершине своего могущества, в правление Сулеймана «Великолепного» (1520-1566), империя простиралась от ворот Вены до Персидского залива, от Крыма до Марокко. В 1678 турки захватили территории к западу от Днепра.

В XIX веке османы начали бурные завоевания в Африке к югу от Египта, в результате чего им наконец удалось окончательно присвоить нубийские земли, Восточный Судан (те территории, которые составляют ныне Республику Судан), Хабеш - прибрежные земли на территории современных Эритреи и Джибути, а также северную часть современного Сомали.

2. Устройство и управление

2.1. Общественные отношения

Взятие Константинополя сделало Османское государство могущественной державой. Это была уже не орда в 50 000 мужчин и женщин; это было государство, способное выставить армию в 250 000 чел., сохраняя в то же время сильные гарнизоны в различных местах обширной территории.

Такой рост численности турок объясняется лёгкостью, с которой они ассимилировали другие народности, тюркские племена Анатолии, греков, славян; из среды последних турками делались все те, кто соглашался пожертвовать религией ради приобретения привилегированного положения - а таких было немало. Балканские народы должны были платить налог не только деньгами (джизья), но и детьми (девширме), из которых после обращения в ислам воспитывали янычар и капы-кулу - личных рабов султана (неподтверждённая информация). Родители часто сами добровольно отдавали своих детей турецким чиновникам, так как при дворе рабы достигали иногда очень высокого положения. Происхождение от христианских родителей нисколько не мешало карьере. Так, великим визирем при Мехмете II был Махмуд-паша, сын православных сербки и грека. При Сулеймане Кануни великим визирем был также бывший раб серб Мехмед Соколлу паша (Соколович или Соколич).

Изменение физических черт турок ускорялось тем, что гарем турок по большей части состоял из пленниц европейского или кавказского происхождения. В политическом и культурном отношении завоеватели Константинополя тоже далеко не были ордой Османа; они представляли собой большое государство со сложной администрацией и сложным характером жизни. Сами турки составляли в нём привилегированное, преимущественно военное, также чиновное сословие, но отнюдь не замкнутую касту. Исключительно из них назначались администраторы и судьи; они же были армией.

Воинской повинности для покорённых христианских народов османы никогда не вводили, хотя брали иногда вспомогательные отряды у вассальных народов. Многие турки получали в виде наград или иным способом приобретали значительные земельные владения (чифлики) и являлись крупными помещиками, хозяйничавшими в своих поместьях при помощи крепостного труда подвластного христианского населения. Рядом с ними появлялись и мелкие землевладельцы-крестьяне, частью турки, но в основном греки, сербы или болгары, принявшие ислам. Положение завоёванных христианских народов под властью османов (кроме, разумеется, рабов) было не особо тяжелым в первое время.

Османы сознательно сохраняли местное самоуправление подвластной «райи»; о религиозных преследованиях они и не думали, так как Ислам запрещал ограничивать свободу вероисповедания любых народов. Тотчас после взятия Константинополя Мехмед предложил греческому духовенству избрать нового патриарха (прежний был убит во время осады) и немедленно утвердил избранного. Для его охраны была приставлена стража из янычар, что сразу придало ему характер турецкого чиновника. Патриарх вместе с собором получил значение верховного управления над православными (греками, сербами, болгарами, русскими и т. д.) и суда в спорах между ними. Они могли назначать православным наказания, до смертной казни включительно, и османские власти обыкновенно без возражений приводили их в исполнение. Минусом данной политики было то, что со временем все высшие должности в составе православного миллета получили греки, которые часто развивали и насаждали язык и культуру своих единоплеменников во всем миллете, за счет остальных народностей. Точно так же поступали турки и с другими народами. Этим они легко примиряли их на первое время со своей властью, но церковь становилась силой, которая впоследствии немало содействовала освобождению этих народностей.

Рядом с крепостным правом существовало и настоящее рабство: рабы употреблялись преимущественно как домашняя прислуга, рабыни - как наложницы в гареме. Торг невольниками производился в довольно широких размерах в Константинополе и в других городах. Гражданское управление стояло на очень низкой ступени; чиновники и судьи смотрели на свои должности как на способ обогащения; процветало самое грубое взяточничество. Султаны пытались бороться с этим злом; так, Баязет I в один день повесил 80 судей, уличённых во взяточничестве, но при отсутствии правильно организованного контроля со стороны общества или хотя бы правительства, при забитости населения, лишённого возможности протестовать, подобные меры не приводили к желанным результатам. Духовное управление Мехмед II передал в верховное заведование муфтия, или шейх-уль-ислама, духовного главы всех правоверных, назначаемого султаном. Даваемые им фетвы (постановления) имели характер действующего права. Нередко, несмотря на всю осмотрительность при их назначении, шейх-уль-исламы оказывались сильными противниками того или иного султана; иногда при их помощи совершались государственные перевороты. Шейх-уль-ислам стоял также во главе суда.

2.2. Государственное устройство

Османская империя на протяжении шести столетий развила достаточно сложное государственное устройство. В годы правления Османа (1288-1326) формируется могущественное военное государство, абсолютистское, по сути, хотя полководцы, которым султан давал разные области в управление, часто оказывались самостоятельными и неохотно признавали верховную власть султана. Этот период обозначен созданием Османской системы государственного управления, которая оставалась практически неизменной на протяжении четырёх столетий.

2.3. Административное устройство

Административное деление Османской империи было основано на военной администрации с гражданскими исполнительными функциями. Вне этой системы имелись вассальные отношения. В истории империи есть две эпохи административного устройства и управления: первая возникла ещё при создании османского государства, вторая - после обширных административных реформ и европеизации управления в 1864.

Несмотря на несомненную храбрость османских солдат, военное искусство и организация армии стояли не так высоко сравнительно с военным искусством европейцев, только значительный численный перевес давал возможность османцам одерживать их громкие победы; так, во второй битве на Косовом поле численность армии Хуньяди определяется в 30 000 чел., тогда как османская армия достигала 150 000; и всё-таки битва длилась 3 дня и не менее 30 000 турок остались на месте битвы. В морской битве с генуэзцами под Константинополем даже значительный перевес сил не помог туркам. До тех пор пока возможны были завоевания, заставлявшие народ напрягать все свои силы, Османская империя могла сохранять своё существование; но достаточных внутренних сил для культурного развития у неё не было, и с прекращением завоеваний должен был начаться политический распад и внутреннее разложение.

Осман I Гази (1258-1326) правил с 1281 г., основатель Османской империи в 1299 г.

Первый турецкий султан Осман I в 23 года унаследовал от своего отца князя Эртогрула обширные территории во Фригии. Он объединил разрозненные турецкие племена с бежавшими от монголов мусульманами, позднее их всех стали называть османами, и завоевал значительную часть Византийского государства, получив выход к Черному и Мраморному морям. В 1299 году он основал империю, названную его именем. Захватив в 1301 году византийский город Енишехир, Осман сделал его столицей своей империи. В 1326 году он штурмом овладел городом Бурса, который уже при его сыне Орхане стал второй столицей империи.

Территория в Малой Азии, на которой расположена сегодня Турция, в глубокой древности называлась Анатолией и являлась колыбелью многих цивилизаций. Среди них одной из наиболее развитых была Византийская империя — греко-римское православное государство со столицей в Константинополе. Созданная в 1299 году султаном Османом, Османская империя активно расширяла свои границы и захватывала соседние земли. Постепенно под его властью оказались многие провинции ослабевавшей Византии.

Причины побед султана Османа крылись, прежде всего в его идеологии, он объявил войну христианам и намеревался захватывать их земли и обогащать своих подданных. Под его знамена стекались многие мусульмане, в том числе тюркские кочевники и ремесленники, бежавшие от нашествия монголов, были и не мусульмане. Султан принимал всех. У него впервые образовалось войско янычар — будущая регулярная турецкая пехота, созданная из христиан, рабов и заключенных, в дальнейшем она пополнялась детьми христиан, воспитанных в исламских традициях.

Авторитет Османа был настолько высок, что в его честь при жизни стали складывать поэмы и песни. Многие ученые того времени — дервиши — указывали на пророческий смысл его имени, которое, по одним данным, означало «бьющий кости», то есть воин, не знающий преград и валящий противника с ног, по другим — «ястреб-стервятник», который питается падалью убитого. Но на западе христиане называли его не Осман, а Оттоман (отсюда произошло слово оттоманка — мягкое турецкое сиденье без спинки), что означало просто «турок-осман».

Широкое наступление Османа, его хорошо вооруженной армии приводило к тому, что византийцы-крестьяне, которых никто не защищал, вынуждены были бежать, бросая свои хорошо возделанные сельскохозяйственные районы. И туркам доставались пастбища, виноградники, сады. Трагедия Византии заключалась в том, что ее столица Константинополь в 1204 году захватили рыцари-крестоносцы, совершавшие Четвертый крестовый поход. Полностью разграбленный город стал столицей Латинской империи, которая распалась к 1261 году Тогда же была снова создана Византия, но уже ослабленная и не способная сопротивляться внешнему нашествию.

Византийцы сосредоточили свои усилия на создании флота, они хотели остановить турок у моря, не дать им продвинуться в глубь материка. Но Османа уже ничто не могло остановить. В 1301 году его армия нанесла сокрушительное поражение объединенным византийским войскам возле Никеи (теперь турецкий город Изник). В 1304 году султан захватил город Эфес на Эгейском море — центр раннего христианства, в котором, по легенде, жил апостол Павел, писал Евангелие Иоанн. Турки стремились к Константинополю, к проливу Босфор.

Последним завоеванием Османа стал византийский город Бурса. Эта победа была очень важна — она открывала дорогу на Константинополь. Находившийся при смерти султан повелел своим подданным превратить Бурсу в столицу Османской империи. До падения Константинополя Осман не дожил. Но его дело продолжили другие султаны и создали великую Османскую империю, которая просуществовала до 1922 года.

Турки – народ сравнительно молодой. Его возраст составляет всего 600 с небольшим лет. Первые турки представляли собой кучку туркменов, беглецов из Средней Азии, убежавших от монголов на запад. Они добрались до Конийского султаната и попросили землю для поселения. Им выделили место на границе с Никейской империей около Бурсы. Там беглецы и стали обживаться в середине XIII века.

Главным у беглых туркменов был Эртогрул-бей. Выделенную ему территорию он назвал Османским бейликом. А с учётом того, что конийский султан потерял всякую власть, стал самостоятельным правителем. Эртогрул умер в 1281 году и власть перешла к его сыну Осману I Гази . Именно он считается основателем династии османских султанов и первым правителем Османской империи. Просуществовала Османская империя с 1299 по 1922 годы и сыграла заметную роль в мировой истории .

Османский султан со своими воинами

Важным фактором, способствующим образованию могущественного турецкого государства, послужило то, что монголы, дойдя до Антиохии, дальше не пошли, так как считали Византию своим союзником. Поэтому они не тронули земли, на которых находился Османский бейлик, полагая, что тот вскоре войдёт в состав Византийской империи.

А Осман Гази, подобно крестоносцам, объявил священную войну, но только за мусульманскую веру. Он стал приглашать всех желающих принять в ней участие. И со всего мусульманского востока к Осману начали стекаться искатели удачи. Они готовы были сражаться за веру ислама, пока сабли у них не затупятся и пока они не получат достаточное количество богатства и жён. А на востоке это считалось очень большим достижением.

Таким образом, османское войско стало пополняться черкесами, курдами, арабами, сельджуками, туркменами. То есть любой мог прийти, произнести формулу ислама и стать турком. А на захваченных землях таким людям начали выделять маленькие участки земли для ведения сельского хозяйства. Назывался такой участок «тимар». Представлял он собой дом с садом.

Хозяин тимара становился всадником (спаги). В его обязанность входило по первому зову являться к султану в полном вооружении и на собственном коне, чтобы служить в конном войске. Примечательным было то, что спаги не платили налоги в виде денег, так как налог они платили своей кровью.

При такой внутренней организации территория Османского государства начала быстро расширяться. В 1324 году сын Османа Орхан I захватил город Бурсу и сделал его своей столицей. От Бурсы до Константинополя рукой подать, и византийцы потеряли контроль над северными и западными районами Анатолии. А в 1352 году турки-османы переправились через Дарданеллы и оказались в Европе. После этого начался постепенный и неуклонный захват Фракии.

В Европе одной конницей обойтись было невозможно, поэтому возникла острая необходимость в пехоте. И тогда турки создали абсолютно новое войско, состоящее из пехоты, которую назвали янычарами (янг – новый, чарик – войско: получается янычар).

Завоеватели силой брали у христианских народов мальчиков в возрасте от 7 до 14 лет и обращали в ислам. Этих детей хорошо кормили, обучали законам Аллаха, военному делу и делали пехотинцами (янычарами). Эти воины оказались самыми лучшими пехотинцами во всей Европе. Ни рыцарская конница, ни персидские кызылбаши не могли прорвать строй янычар.

Янычары - пехота османской армии

А секрет непобедимости турецкой пехоты заключался в духе боевого товарищества. Янычары с первых дней жили вместе, ели из одного котла вкусную кашу, и, несмотря на то, что принадлежали к разным народам, были людьми одной судьбы. Когда они становились взрослыми, то женились, обзаводились семьями, но продолжали жить в казармах. Лишь во время отпуска посещали жён и детей. Именно поэтому они не знали поражений и представляли собой верную и надёжную силу султана.

Однако, выйдя к Средиземному морю, Османская империя не могла ограничиться лишь одними янычарами. Раз есть вода, то нужны корабли, и возникла потребность в военном флоте. На флот турки начали набирать пиратов, авантюристов и бродяг со всего Средиземного моря. К ним пошли служить итальянцы, греки, берберы, датчане, норвежцы. У этой публики не было ни веры, ни чести, ни закона, ни совести. Поэтому они охотно переходили в мусульманскую веру, так как вообще не имели никакой веры, и им было абсолютно всё равно, кем быть, христианами или мусульманами.

Из этой разношерстной публики сформировали флот, который больше напоминал пиратский, чем военный. Он начал свирепствовать в Средиземном море, да так, что привёл в ужас испанские, французские и итальянские корабли. Само же плавание по Средиземному морю стало считаться опасным делом. Турецкие корсарские эскадры базировались в Тунисе, Алжире и других мусульманских землях, имевших выход к морю.

Османский военный флот

Таким образом, из абсолютно разных народов и племён сформировался такой народ как турки. А связующим звеном стали ислам и единая военная судьба. Во время удачных походов турецкие воины захватывали пленниц, делали их своими жёнами и наложницами, а дети от женщин разных национальностей становились уже полноценными турками, родившимися на территории Османской империи.

Маленькое княжество, появившееся на территории Малой Азии в середине XIII века, очень быстро превратилось в мощную средиземноморскую державу, называемую Османской империей по имени первого правителя Османа I Гази. Турки-османы также называли своё государство Высокой Портой, а себя не турками, а мусульманами. Что же касается настоящих турков, то ими считалось туркменское население, жившее во внутренних районах Малой Азии. Этих людей османы покорили в XV веке уже после взятия Константинополя 29 мая 1453 года.

Европейские государства не могли противостоять туркам-османам. Султан Мехмед II захватил Константинополь и сделал его своей столицей – Стамбулом. В XVI веке Османская империя заметно расширила свои территории, а с захватом Египта турецкий флот стал господствовать в Красном море. Население государства ко второй половине XVI века достигло 15 млн. человек, а саму Турецкую империю стали сравнивать с Римской империей.

Но к концу XVII века турки-османы потерпели ряд крупных поражений в Европе . Важную роль в ослаблении турок сыграла Российская империя. Она всегда била воинственных потомков Османа I. Отобрала у них Крым, побережье Чёрного моря, и все эти победы стали предвестником заката государства, которое в XVI веке блистало в лучах своего могущества.

Но Османскую империю ослабили не только бесконечные войны, но и безобразное ведение сельского хозяйства. Из крестьян чиновники выжимали все соки, а поэтому те вели хозяйство хищническим способом. Это привело к появлению большого количества бросовых земель. И это в «благодатном полумесяце», который в древности кормил почти всё Средиземноморье.

Османская империя на карте, XIV-XVII века

Кончилось всё это катастрофой в XIX веке, когда государственная казна оказалась пустой. Турки начали брать в долг кредиты у французских капиталистов. Но вскоре выяснилось, что оплатить долги они не могут, так как после побед Румянцева, Суворова, Кутузова, Дибича турецкая экономика оказалось полностью подорванной. Тогда французы ввели военный флот в Эгейское море и потребовали таможни во всех портах, разработки полезных ископаемых как концессии и право на сбор налогов, пока долг не будет возвращён.

После этого Османская империя получила название «больной человек Европы». Она начала быстро терять завоёванные земли и превращаться в полуколонию европейских держав. Ситуацию попытался спасти последний самодержавный султан империи Абдул-Хамид II. Однако при нём политический кризис ещё больше усугубился. В 1908 году султана свергли и заключили под стражу младотурки (политическое течение прозападного республиканского толка).

Младотурки 27 апреля 1909 года возвели на престол конституционного монарха Мехмеда V, приходившегося братом свергнутому султану. После этого младотурки вступили в Первую мировую войну на стороне Германии и были разбиты, уничтожены. Ничего хорошего в их правлении не было. Они обещали свободу, а закончили жуткой резнёй армян, заявив, что те против нового режима. А те действительно были против, так как в стране ничего не изменилось. Всё осталось так же, как до этого было 500 лет при власти султанов.

После поражения в Первой мировой войне Турецкая империя начала агонизировать . Англо-французские войска заняли Константинополь, греки захватили Смирну и двинулись вглубь страны. Мехмед V умер 3 июля 1918 года от сердечного приступа. А 30 октября того же года было подписано позорное для Турции Мудросское перемирие. Младотурки бежали за границу, оставив у власти последнего османского султана Мехмеда VI. Он стал марионеткой в руках Антанты.

Но тут случилось неожиданное. В 1919 году в далёких горных провинциях зародилось национальное освободительное движение. Возглавил его Мустафа Кемаль Ататюрк. Он повёл за собой простой народ. Тот очень быстро выгнал со своих земель англо-французских и греческих захватчиков и восстановил Турцию в тех границах, которые существуют ныне. 1 ноября 1922 года султанат был упразднён. Таким образом, Османская империя прекратила своё существование. 17 ноября последний турецкий султан Мехмед VI покинул страну и уехал на Мальту. Умер он в 1926 году в Италии.

А в стране 29 октября 1923 года Великое национальное собрание Турции объявило о создании Турецкой Республики. Она существует по сей день, а её столицей является город Анкара. Что же касается самих турок, то последние десятилетия живут они вполне счастливо. Утром поют, вечером танцуют, а в перерывах молятся. Да хранит их Аллах!

Всесултаны Османской империи и годы правленияисторией делятся на несколько этапов: от периода создания до образования республики. Эти временные периоды имеют практически точные границы в истории Осман.

Образование Османской империи

Считается, что основатели Османского государства прибыли в Малую Азию (Анатолию) из Средней Азии (Туркменистан) в 20-е годы XIII века. Султан турок-сельджуков Кейкубад II предоставил им для проживания районы у городов Анкара и Сегют.

Сельджукский султанат в 1243 году погиб под ударами монголов. С 1281 года к власти в выделенном туркменам владении (бейлике) приходит Осман, который проводит политику по расширению своего бейлика: захватывает малые города, провозглашает газзават – священную войну с неверными (византийцами и другими). Осман частично подчиняет территорию Западной Анатолии, в 1326 году берет город Бурса и делает его столицей империи.

В 1324 году Осман I Гази умирает. Похоронили его в Бурсе. Надпись на могиле стала молитвой, которую произносили османские султаны при вступлении на трон.

Продолжатели династии Османидов:

Расширение границ империи

В середине XV в. наступил период наиболее активного расширения империи Османидов. В это время во главе империи стояли:

  • Мехмед II Завоеватель – правил в 1444 - 1446 гг. и в 1451 - 1481 гг. В конце мая 1453 года захватил и разграбил Константинополь. Перенес в разграбленный город столицу. Софийский собор переделал в главный храм ислама. По требованию султана в Стамбуле разместились резиденции православных греческого и армянского патриархов, а также главный иудейский раввин. При Мехмеде II прекращена автономия Сербии, подчинена Босния, присоединен Крым. Смерть султана не позволила захватить Рим. Султан абсолютно не ценил человеческую жизнь, но писал стихи и создал первый поэтический дуван.

  • Баязид II Святой (Дервиш) – правил с 1481 по 1512 гг. Практически не воевал. Прекратил традицию личного султанского руководства войсками. Покровительствовал культуре, писал стихи. Умер, передав власть сыну.
  • Селим I Грозный (Беспощадный) – правил с 1512 по 1520 гг. Начал правление с уничтожения ближайших конкурентов. Жестоко подавил восстание шиитов. Захватил Курдистан, запад Армении, Сирию, Палестину, Аравию и Египет. Поэт, стихи которого впоследствии издавались германским императором Вильгельмом II.

  • Сулейман I Кануни (Законодатель) – правил с 1520 по 1566 гг. Раздвинул границы до Будапешта, верховьев Нила и Гибралтарского пролива, Тигра и Евфрата, Багдада и Грузии. Провел множество государственных реформ. Последние 20 лет прошли под влиянием наложницы, а затем жены Роксоланы. Наиболее плодовит среди султанов в поэтическом творчестве. Умер во время похода в Венгрию.

  • Селим II Пьяница – правил с 1566 по 1574 гг. Присуще было пристрастие к алкоголю. Талантливый поэт. В это правление произошел первый конфликт Османской империи с Московским княжеством и первое крупное поражение на море. Единственное расширение империи – захват о. Кипр. Умер от удара головой о каменные плиты в бане.

  • Мурад III – на троне с 1574 по 1595 гг. «Любитель» многочисленных наложниц и коррупционер, который практически не занимался управлением империей. При нем захвачен Тифлис, имперские войска добрались до Дагестана и Азербайджана.

  • Мехмед III – правил с 1595 по 1603 гг. Рекордсмен по уничтожению конкурентов на престол – по его приказу умерщвлены 19 братьев, их беременные женщины и сын.

  • Ахмед I – правил с 1603 по 1617 гг. Правление характеризуется чехардой высших чиновников, которые часто сменялись по желанию гарема. Империя потеряла Закавказье и Багдад.

  • Мустафа I – правил с 1617 по 1618 гг. и с 1622 по 1623 гг. Считался святым за слабоумие и лунатизм. 14 лет просидел в темнице.
  • Осман II – правил с 1618 по 1622 гг. Возведен на престол в 14 лет янычарами. Был паталогически жесток. После поражения под Хотином от запорожских казаков, за попытку побега с казной убит янычарами.

  • Мурад IV – правил с 1622 по 1640 гг. Ценой большой крови навел порядок в корпусе янычар, уничтожил диктатуру визирей, очистил суды и госаппарат от коррупционеров. Вернул в состав империи Эривань и Багдад. Перед смертью приказал убить своего брата Ибрахима – последнего из Османидов. Умер от вина и лихорадки.

  • Ибрахим – правил с 1640 по 1648 гг. Слабый и безвольный, жестокий и расточительный, падкий до женских ласк. Смещен и задушен янычарами при поддержке духовенства.

  • Мехмед IV Охотник – правил с 1648 по 1687 гг. Провозглашен султаном в 6 лет. Истинное управление государством осуществляли великие визири, особенно в первые годы. В первый период правления империя усилила свою военную мощь, завоевала о. Крит. Второй период был не столь удачным – проиграна битва при Сен-Готарде, не взята Вена, бунт янычар и свержение султана.

  • Сулейман II – правил с 1687 по 1691 гг. Возведен на престол янычарами.
  • Ахмед II – правил с 1691 по 1695 гг. Возведен на престол янычарами.
  • Мустафа II – правил с 1695 по 1703 гг. Возведен на престол янычарами. Первый раздел Османской империи по Карловицкому мирному договору в 1699 г. и Константинопольский мирный договор с Россией в 1700 г.

  • Ахмед III – правил с 1703 по 1730 гг. Укрывал гетмана Мазепу и Карла XII после Полтавской битвы. В его правление проиграна война с Венецией и Австрией, потеряна часть владений в Восточной Европе, а также Алжир и Тунис.