"Бирюк": анализ рассказа, основные особенности. Образ Бирюка

Бирюк – герой одноименного рассказа И. С. Тургенева из цикла «Записки охотника». В Орловской губернии Бирюком называли человека одинокого и угрюмого. На самом деле героя зовут Фома Кузьмич и он является незаменимым лесником в округе. Внешне это высокий, плечистый, хорошо сложенный мужчина с густыми бровями, бородой и небольшими карими глазами. По натуре он личность цельная, справедливая, по-своему трагичная. Он живет на опушке леса в маленькой, бедной избенке с двенадцатилетней дочкой и новорожденным младенцем. Жена оставила его и детей ради прохожего мещанина. Слава о Бирюке пошла далеко за пределы леса. Все знают, что он силен и ловок, как дьявол. У него в лесу и вязанка хворосту не пропадет, поэтому народ не может там наживаться. Сам он живет бедно, но честно зарабатывая свой хлеб.

Он уверен в своей правоте и в том, что даже бедность не может толкать человека на воровство. В ходе рассказа он сталкивается с одним вором, который рубил дерево под проливным дождем, чтобы прокормить семью и одну тощую лошадь. С одной стороны, Бирюк не хочет поступаться своими принципами, а с другой – в нем часто проявляются жалость и сострадание. Так он и живет всю жизнь, колеблясь между чувствами и принципами.

Просто, поэтично и с любовью показана Россия в «Записках охотника» И. С. Тургенева. Автор любует-ся нехитрыми народными характерами, полями, ле-сами, лугами России. Как бы ни относились к расска-зам, это в первую очередь поэзия, а не политика. С большой любовью и наблюдательностью написан са-мый короткий рассказ цикла «Бирюк». Глубина со-держания сочетается с совершенством формы, что го-ворит об умении писателя подчинять все компоненты произведения, все свои художественные приемы еди-ной творческой задаче.

Бирюком в Орловской губернии называли угрюмого и одинокого человека. Лесник Фома одиноко жил в за-коптелой и низкой избушке с двумя малолетними деть-ми, жена его бросила, семейное горе и тяжелая жизнь сделали его еще более угрюмым и необщительным.

Главным и единственным событием рассказа явля-ется поимка лесником бедняка-крестьянина, срубив-шего в барском лесу дерево. Конфликт произведения состоит в столкновении лесника с мужиком.

Образ Бирюка сложный и противоречивый, и что-бы разобраться в нем, обратим внимание на художест-венные средства, которыми воспользовался автор.

Описание обстановки, говорит о том, насколько бе-ден герой. Печальное зрелище представляло собой это жилище: «Я посмотрел кругом — сердце во мне заны-ло: не весело войти ночью в мужицкую избу».

Психологический портрет лесника свидетельству-ет об исключительной силе Бирюка, становится по-нятно, почему все окрестные мужики боялись его. «Он был высокого роста, плечист и сложен на славу. ...Черная курчавая борода закрывала до половины его суровое и мужественное лицо; из-под сросшихся широких бровей смело глядели небольшие карие глаза». С виду этот человек грубый и грозный, а на самом деле — хороший и добрый. И рассказчик явно любует-ся своим героем.

Ключ к пониманию характера Фомы — прозвище, которым его наделяют крестьяне. От них мы получа-ем косвенную характеристику лесника: «мастер сво-его дела»; «вязанки хворосту не даст утащить»; «си-лен... и ловок, как бес... И ничем его взять нельзя: ни вином, ни деньгами; ни на какую приманку не идет».

Сюжет, состоящий из двух эпизодов (лесник встре-тил охотника во время грозы и помог ему; он же пой-мал крестьянина на месте преступления, а потом от-пустил его на свободу), раскрывает лучшие черты ха-рактера героя. Фоме трудно сделать выбор: поступить по велению долга или пожалеть мужика. Отчаяние пойманного крестьянина пробуждает у лесника луч-шие чувства.

Природа в рассказе служит не просто фоном, она неотъемлемая часть содержания, помогающая рас-крыть характер Бирюка. Сочетания слов, рисующих быстрое наступление ненастья, унылые картины при-роды подчеркивают драматизм положения крестьян: «гроза надвигалась», «туча медленно поднималась», «неслись облака».

Тургенев помог не просто увидеть быт крестьян, по-сочувствовать их бедам и нуждам, он обратил нас к ду-ховному миру русского мужика, заметил много непо-вторимых, интересных индивидуальностей. «Мне все-таки моя Русь дороже всего на свете...»,— напи-шет позже И. С. Тургенев. «Записки охотника» — это дань писателя России, своеобразный памятник рус-скому крестьянству.

«Записки охотника» появились в печати отдельными рассказами и очерками на рубеже 40-50-х годов XIX века. Толчком для начала работы над циклом была обращённая Тургеневу осенью 1846 года просьба дать материал для первого номера обновлённого журнала «Современник».

Так появился первый очерк «Хорь и Калиныч». Практически все последующие рассказы и очерки «Записок охотника» И.С.Тургенев написал за границей: он уехал в 1847 году и пробыл там три с половиной года.

Давайте вспомним, что такое рассказ.

Рассказ — это небольшое по объёму эпическое произведение, повествующее об одном или нескольких событиях из жизни человека.

Докажите, что «Бирюк» — рассказ.

Это произведение небольшого объёма. Здесь говорится о Бирюке, о его жизни, встрече с мужиком. В произведении мало действующих лиц…

Рассказ «Бирюк» создавался в 1847 году, а напечатан был в 1848 году.

Создавая это произведение, как и весь цикл «Записки охотника», Тургенев опирался на собственные впечатления от жизни крестьян в Орловской губернии. Один из бывших крепостных И.С.Тургенева, а впоследствии сельский учитель А.И.Замятин вспоминал: «Бабушка и мать говорили мне, что почти все лица, упомянутые в «Записках охотника», не выдуманные, а списанные с живых людей, даже имена их настоящие: был Ермолай … был Бирюк, которого в лесу убили свои же крестьяне … »

— Ребята, а сколько рассказов включил писатель в цикл «Записки охотника»? (Дети вспоминают, что их 25.)

— «Записки охотника» — это своеобразная летопись русской крепостной деревни. Рассказы близки по тематике и идейному содержанию. Они разоблачают уродливые явления крепостничества.

Создавая картину русской действительности, Тургенев в «Записках охотника» применил своеобразный приём: ввёл в действие рассказчика-охотника. А как вы думаете, зачем?

Читатель благодаря этому может вместе с охотником, наблюдательным, умным и знающим человеком, пройти по родным полям писателя, посетить с ним деревни и сёла. Он ценит красоту и правду. Его присутствие никого не стесняет и часто остаётся даже незамеченным. Образ охотника помогает нам глубже понять действительность, разобраться в происходящем, оценить увиденное им, понять душу народа. Картины природы подготавливают знакомство читателя с главным героем рассказа — Бирюком.

Бирюк появляется неожиданно, автор сразу отмечает его высокую фигуру и звучный голос. Несмотря на то что первое появление Бирюка сопровождает некий романтический ореол (белая молния озарила лесника с головы до ног», «я поднял голову и при свете молнии увидел небольшую избушку…»). В жизни героя, о которой мы узнаём, нет ничего
романтического, напротив, она обыденна и даже трагична.

Найдите описание избы лесника.

«Изба лесника состояла из одной комнаты, закоптелой, низкой и пустой, без полатей и перегородок. Изорванный тулуп висел на стене. На лавке лежало одноствольное ружьё, в углу валялась груда тряпок; два больших горшка стояли возле печки. Лучина горела на столе, печально вспыхивая и погасая. На самой середине избы висела люлька, привязанная к концу длинного шеста. Девочка погасила фонарь, присела на крошечную скамейку и начала правой рукой качать люльку, левой поправлять лучину. Я посмотрел кругом — сердце во мне заныло: не весело войти ночью в мужицкую избу».

— О чём говорит вам это описание? (Описание обстановки избы, «закоптелой, низкой и пустой» говорит о бедности. Но среди этого бедности теплится жизнь маленьких детей героя. Безрадостная картина вызывает у читателей искреннее сочувствие Бирюку.)

— А как выглядит Бирюк? Что подчёркивает писатель в его портрете? (Высокий рост, могучие мышцы, чёрную курчавую бороду, суровое мужественное лицо, широкие брови и небольшие карие глаза.)

— Обратимся к портрету Бирюка. «Я посмотрел на него. Редко мне случалось видеть такого молодца. Он был высокого роста, плечист и сложён на славу. Из-под мокрой замашной рубашки выпукло выставлялись его могучие мышцы. Чёрная курчавая борода закрывала до половины его суровое и мужественное лицо; из-под сросшихся широких бровей смело глядели небольшие карие глаза … »

Как в этом портрете выразилось отношение рассказчика к Бирюку? (Видно, что ему нравится Бирюк своим сложением, силой, красивым, мужественным лицом, смелым взглядом, твёрдым характером, о чём говорят сросшиеся брови. Он называет его молодцом.)

— А как о нём говорят мужики? Дети приводят примеры из текста: «вязанки хворосту не даст утащить», « … нагрянет как снег на голову», -силён.. и ловок как бес … И ничем его взять нельзя: ни вином, ни деньгами; ни на какую приманку не идет».

— Почему героя зовут Бирюком? Почему он так себя ведёт с мужиками? Его зовут Бирюком, потому что он одинокий и угрюмый.
— Тургенев подчёркивает, что лесник грозный и непреклонный не потому, что чужой своему брату — мужику, он человек долга и считает себя обязанным беречь доверенное ему хозяйство: «Должность свою справляю … даром господский хлеб есть не приходится».

— Ему доверили охрану леса, и он охраняет лес хозяина, как солдат на посту.

Найдите и прочитайте описание столкновения Бирюка с мужиком. В чём причина конфликта мужика с Бирюком? На фоне какого пейзажа разворачиваются события? Как меняются крестьянин и Бирюк в кульминационной сцене? Какие чувства вызывают у автора и у нас, читателей, лесник?

Картина грозы подготавливает центральный эпизод рассказа: столкновение между Бирюком и пойманным им мужиком-вором. Читаем описание столкновения Бирюка с мужиками и выясняем причины конфликта мужика с Бирюком.

— Между какими героями происходит конфликт? Между Бирюком и мужиком, воровавшим лес.

Дети должны понять, что сцена борьбы- сначала физической, потом моральной – не только выявляет взгляды, чувства, стремления героев, но и углубляет их образы. Автор
подчёркивает, что физически мужик явно проигрывает Бирюку во время их схватки в лесу, но в дальнейшем по силе характера, внутреннему достоинству они становятся
равными друг другу. Тургенев, создавая образ мужика, запечатлел черты обнищавшего крестьянина, измождённого полуголодным существованием.

Зачитаем описание мужика: «При свете фонаря я мог разглядеть его испитое, морщинистое лицо, нависшие жёлтые брови, беспокойные глаза … » Но именно такой мужик от мольбы переходит к угрозам.

Чтение по ролям разговора мужика с Бирюком.

— Как Тургенев показывает, что внешний облик и внутреннее состояние крестьянина меняется? Вновь обращаемся к тексту.

Сначала мужик молчит, затем «голосом глухим и разбитым», обращаясь к леснику по имени-отчеству — Фома Кузьмич, просит отпустить, но, когда чаша его терпения переполнена, «мужик внезапно выпрямился. Глаза у него загорелись, и на лице выступила краска». Голос мужика стал «свирепым». Речь стала иной: вместо обрывистых фраз: «Отпусти … приказчик … разорены, во как … отпусти!» — зазвучали ясные и грозные слова: «А мне что? Всё едино — пропадать; куда я без лошади пойду? Пришиби — один конец; что с голоду, что так — всё едино. Пропадай всё».

Рассказ «Бирюк» является одним из немногих рассказов «Записок охотника», в котором затронут вопрос о крестьянском протесте. Но из-за цензурных ограничений Тургенев не мог прямо изобразить протест крестьян против крепостного права. Поэтому гнев доведённого до отчаяния крестьянина обращён не на помещика, на которого он работает, а на его слугу-крепостного, охраняющего добро хозяина. Однако гнев этот, ставший выражением протеста, не теряет от этого силы и смысла.

Олицетворением власти крепостничества является для мужика не помещик, а Бирюк, наделённый помещиком правом охранять лес от грабежа. Образ Бирюка в кульминационной сцене психологически углубляется, он выступает перед нами как образ трагический: в душе его идёт борьба между чувствами и принципами. Честный человек, он при всей своей правоте чувствует и правоту крестьянина, которого в барский лес привела нищета: «Ей-богу, с голодухи … детки пищат, сам знаешь. Круто, во как приходится».

— Почему Бирюк отпускает мужика? Отпускает не из-за страха перед его угрозами: «Да, постой, недолго тебе царствовать! затянут тебе глотку, постой!», а из-за сочувствия. Бирюк видит отчаяние, которое охватывает мужика при мысли о дальнейшей судьбе.

— Сцена эта эмоциональная, напряжённая, проходит как бы под аккомпанемент дождя. Найдите в тексте подтверждения.

«Дождик начал опять накрапывать и скоро полил ручьями. С трудом добрались мы до
избы»; «дождик стучал по крыше и скользил по окнам; мы все молчали»; «бедняк потупился …Дождик всё не переставал. Я ждал, что будет».

— В конце рассказа, когда Бирюк обращается к охотнику, вновь говорится о непогоде. «Да уж я лучше вас провожу, — прибавил он, — знать, дождика-то вам не переждать… »

Какое настроение вносит в рассказ мотив непрекращающегося дождя?

— Настроение безысходности, печали.
— Согласитесь, что и картины природы углубляют смысл рассказа, показывая, что непогода — ненастье — и в душе героев рассказа, и в душе всего крепостного народа …
— Что даёт нам право говорить о сочувствии писателя народу?
— Он с любовью и состраданием описывает портрет и жилище Бирюка, видно его сочувствие и нищему мужику.

Характеристика героя

Бирюк – личность цельная, но трагичная. Его трагедия заключается в том, что у него есть собственные взгляды на жизнь, но иногда ему приходится ими поступаться. В произведении показано, что большинство крестьян середины XIХ века относились к воровству, как к чему-то обыденному: «Вязанки хворосту не даст из леса утащить», – говорил мужик, будто у него было полное право красть из леса хворост. Конечно, главную роль в становлении такого мировоззрения сыграли некоторые социальные проблемы: необеспеченность крестьян, необразованность и безнравственность. Бирюк не похож на них. Он сам живет в глубокой бедности: «изба Бирюка состояла из одной комнаты, закоптелой, низкой и пустой, без полатей и перегородок»,- но не ворует (если бы он воровал лес, он мог бы себе позволить белую избу) и пытается отучить от этого других: «а ты все равно воровать не ходи». Он четко осознает, что, если каждый будет воровать, станет только хуже. Уверенный в своей правоте, он твердо шагает к собственной цели.

Однако его уверенность иногда подрывается. Например, в случае, описанном в очерке, когда человеческие чувства жалости и сострадания состязаются в нем с жизненными принципами. Ведь если человек действительно нуждается и у него нет другого пути, он часто идет на воровство от безнадежности. Фоме Кузьмичу (леснику) выпала тяжелейшая доля всю жизнь колебаться между чувствами и принципами.

Очерк «Бирюк» имеет много художественных достоинств. Это и живописные картины природы, и неподражаемый стиль повествования, и своеобразие героев и многое, многое другое. Вклад Ивана Сергеевича в отечественную литературу бесценен. Его сборник «Записки охотника» стоит в ряду шедевров русской словесности. А проблемы, поднятые в произведении, актуальны и по сей день.

Детство И. С. Тургенева прошло на Орловщине. Дворянин по происхождению, получивший прекрасное светское воспитание и образование, он рано стал свидетелем несправедливого отношения к простому народу. Всю жизнь писателя отличали интерес к русскому укладу жизни и сочувствие к крестьянам.

В 1846 году Тургенев несколько летних и осенних месяцев провел в родном имении Спасское-Лутовиново. Он часто отправлялся на охоту, а длительных походах по окрестностям судьба сводила его с людьми разных сословий и благосостояния. Итогом наблюдений за жизнью местного населения стали рассказы, появившиеся в 1847-1851 годах в журнале «Современник». Год спустя автор объединил их в одну книгу, получившую название «Записки охотника». В их число вошел и написанный в 1848 году рассказ с необычным названием «Бирюк».

Повествование ведется от лица Петра Петровича - охотника, объединяющего все рассказы цикла. На первый взгляд, сюжет довольно прост. Рассказчик, возвращаясь как-то с охоты, попадает под дождь. Он встречает лесника, который предлагает переждать непогоду в его избе. Так Петр Петрович становится свидетелем непростой жизни нового знакомого и его детей. Фома Кузьмич ведет замкнутый образ жизни. Крестьяне, живущие в округе, не любят и даже побаиваются грозного лесника, а за нелюдимость дали ему прозвище Бирюк.

Краткое содержание рассказа можно продолжить неожиданным для охотника происшествием. Когда дождь немного поутих, в лесу послышался стук топора. Бирюк с рассказчиком отправляются на звук, где застают крестьянина, решившегося на воровство, еще и в такое ненастье, явно не от хорошей жизни. Он пытается разжалобить лесника уговорами, рассказывает о тяжелой жизни и безысходности, однако тот остается непреклонен. Их беседа продолжается в избе, где отчаявшийся мужик вдруг повышает голос и начинает обвинять хозяина во всех крестьянских бедах. В конце концов последний не выдерживает и отпускает нарушителя. Постепенно, в ходе развернувшейся сцены, раскрывается перед рассказчиком и читателем Бирюк.

Внешность и поведение лесника

Бирюк был ладно сложен, высок и плечист. Его лицо с черной бородой выглядело одновременно суровым и мужественным; карие глаза глядели из-под широких бровей смело.

Все поступки и поведение выражали решительность и неприступность. Не случайным было и его прозвище. Этим словом в южных районах России называют волка-одиночку, о чем хорошо знал Тургенев. Бирюк в рассказе - нелюдимый, суровый человек. Именно так его воспринимали крестьяне, на которых он всегда навевал страх. Сам же Бирюк объяснял свою непоколебимость добросовестным отношением к работе: «даром господский хлеб есть не приходится». Он находился в таком же тяжелом положении, как и большая часть народа, вот только жаловаться и надеяться на кого-то не привык.

Изба и семья Фомы Кузьмича

Тягостное впечатление производит знакомство с его жильем. Это была одна комната, низкая, пустая и закоптелая. В ней не чувствовалось женской руки: хозяйка сбежала с мещанином, оставив мужу двух детей. На стене висел изорванный тулуп, на полу лежала куча тряпья. В избе пахло остывшим дымом, мешавшим дышать. Даже лучина горела печально и то гасла, то вновь вспыхивала. Единственное, что мог предложить гостю хозяин, - это хлеб, ничего другого у него не было. Так невесело и по-нищенски жил наводящий на всех страх Бирюк.

Рассказ продолжается описанием его детей, которое дополняет нерадостную картину. Посреди избы висела люлька с грудным ребенком, ее качала девочка лет двенадцати с робкими движениями и печальным личиком - мать оставила их на попечение отца. У рассказчика «сердце заныло» от увиденного: нелегко войти в мужицкую избу!

Герои рассказа «Бирюк» в сцене воровства леса

По-новому раскрывается Фома во время разговора с отчаявшимся мужиком. Внешность последнего красноречиво говорит о безысходности и полной нищете, в которой он жил: одет в лохмотья, борода растрепана, лицо испитое, во всем теле невероятная худоба. Нарушитель рубил дерево осторожно, очевидно, надеясь, что в непогоду вероятность быть пойманным не так велика.

Попавшись на воровстве господского леса, он сначала умоляет лесника отпустить его, называет Фомой Кузьмичом. Однако чем больше тает надежда на то, что его отпустят, тем гневнее и резче начинают звучать слова. Крестьянин видит перед собой душегубца и зверя, намеренно унижающего мужика.

Совершенно непредсказуемую развязку вводит в рассказ И.Тургенев. Бирюк вдруг хватает нарушителя за кушак и выталкивает за дверь. Можно предположить, что происходило в его душе во время всей сцены: сострадание и жалость вступают в противоборство с чувством долга и ответственности за порученное дело. Ситуация усугублялась тем, что Фома на собственном опыте знал, как тяжела жизнь мужицкая. На удивление Петра Петровича он лишь машет рукой.

Описание природы в рассказе

Тургенев всегда славился как мастер пейзажных зарисовок. Присутствуют они и в произведении «Бирюк».

Рассказ начинается с описания все усиливающейся и разрастающейся грозы. И вот совершенно неожиданно для Петра Петровича из лесу, темного и мокрого, появляется Фома Кузьмич, который чувствует себя здесь как дома. Он легко дергает с места испуганную лошадь и, сохраняя спокойствие, ведет ее к избе. Пейзаж является у Тургенева отражением сущности главного героя: такую же хмурую и мрачную, как этот лес в непогоду, жизнь ведет Бирюк.

Краткое содержание произведения нужно дополнить еще одним моментом. Когда небо начинает чуть-чуть проясняться, появляется надежда на то, что дождь скоро закончится. Подобно этой сцене, читатель вдруг обнаруживает, что неприступный Бирюк способен на добрые поступки и простое человеческое сочувствие. Однако остается это «чуть-чуть» - невыносимая жизнь сделала героя таким, каким видят его местные крестьяне. И это нельзя изменить в одночасье и по желанию нескольких человек. К таким невеселым раздумьям приходят и рассказчик, и читатели.

Значение рассказа

В цикл «Записки охотника» входят произведения, по-разному раскрывающие образ простых крестьян. В одних рассказах автор обращает внимание на их душевную широту и богатство, в других показывает, насколько они могут быть талантливы, в третьих описывает их скудный быт… Таким образом раскрываются разные стороны характера мужика.

Бесправие и нищенское существование русского народа в эпоху крепостничества - вот основная тема рассказа «Бирюк». И в этом главная заслуга Тургенева-писателя - привлечь внимание общественности к трагическому положению главного кормильца всей земли русской.