Проект по фэмп проект по математике (старшая группа) на тему. Проект проект по математике (старшая группа) на тему Математические проекты в доу по фгос

Педагогический проект по ФЭМП для детей старшего дошкольного возраста «В стране умных игр»

Леонова С. В.


Вид проекта:

Групповой, информационно –познавательный.

Участники проекта:

Дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатель.

Срок реализации проекта :

октябрь – май 2016 – 2017г.


  • Следует помнить, что бы научить детей дошкольного возраста любить математику, поддерживать у них интерес к интеллектуальной деятельности, побуждать к решению поисковых задач, необходимо творчески и с интересом подходить к организации процесса обучения, использовать разнообразие и вариативность развивающих игр с математическим содержанием.

  • Создать условия для усвоения дошкольниками математических представлений, обеспечить успешное развитие способностей и мышления детей.

  • развивать интерес к математике у детей старшего дошкольного возраста;
  • развивать умения детей самостоятельно использовать полученные знания в разных видах деятельности, вовлекать сверстников в развернутые игры;
  • формировать заинтересованность родителей в достижениях своих детей в совместной с ними деятельности;
  • способствовать развитию мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, классификация, логического мышления

  • использование в работе информационно - коммуникационных технологий, в виде игровых заданий;
  • создание в группе математического уголка;
  • применение детьми математических знаний и умений в самостоятельной деятельности, проявлений творческой инициативы;
  • развитие у детей интереса к математике, стремления к преодолению трудностей;
  • осознание родителями важности формирования элементарных математических представлений у детей с помощью занимательного материала, расширение знаний родителей о занимательном материале.

Этапы проекта:

1 этап – подготовительный :

  • Сбор информации по теме.
  • Создание картотеки математических игр.
  • Создать игры-презентации по математике, используя компьютерную технологию.

  • Беседы и консультации на темы:
  • «Как привить интерес к математике?»
  • «Царица наук - математика»
  • «Как организовать игры детей дома с использованием занимательного математического материала».

  • Логические упражнения и задачи (игры на воссоздание из геометрических фигур образных и сюжетных изображений, загадки, задачи-шутки, занимательные вопросы).
  • Математические игры с использованием ИКТ.

Дидактическая игра « Фигуры »






Настольные игры

Настольные игры





  • презентация проекта

Заключение

  • Проект предлагает систему работы с детьми, с педагогами и родителями по внедрению в образовательный процесс развивающих игр с математическим содержанием с целью развития элементов логического мышления и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
  • Формирование математических представлений и элементов логического мышления требует постоянной, планомерной и системной работы, как в совместной деятельности взрослого и ребёнка, так и в самостоятельной деятельности. Развивающие игры математической направленности способствуют успешному обучению основам математики, формированию математического мышления, стимулируют развитие творческого воображения, воспитанию настойчивости, воли, усидчивости, целеустремленности. Работы известных представителей дошкольной педагогики, использование современной научной литературы помогли осуществить данный проект.
  • Проект предоставляет возможность проявить на практике свои профессиональные знания, фантазию, творчество.

Спасибо за

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида № 18 города Славянска - на - Кубани муниципального образования Славянский район

Проект разработан:

Старшим воспитателем Халардиной

Мариной Владимировной

г. Славянск - на - Кубани

Введение:

Место проведения исследования : территория муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада общеобразовательного вида № 18 города Славянска - на - Кубани муниципального образования Славянского района

Сроки выполнения проекта : май 2015года

Цель проекта : создание условий для развития умственных, математических способностей, заинтересовывать их предметом математики, с помощью дидактических игр.

Участники проекта : дети, педагог, музыкальный руководитель.

Данный проект по виду является игровым;

по составу участников - фронтальным.

по характеру контактов - внутри группы.

Задачи :

Развивать интерес к решению познавательных, творческих задач, к разнообразной интеллектуальной деятельности;

Развивать образное и логическое мышление, умение воспринимать и отображать, сравнивать, обобщать, классифицировать, видоизменять и т. д.;

Развивать способности к установлению математических связей, закономерностей, порядка следования, взаимосвязи арифметических действий, знаков и символов, отношений между частями целого, чисел, измерения и др.;

Развивать комбинаторные способностей путём комбинирования цвета и формы, развитие творческого воображения, памяти;

Вызвать стремление к творческому процессу познания и выполнению строгих действий по алгоритму, самовыражению в активной, интересной, содержательной деятельности;

Способствовать проявлению исследовательской активности детей в самостоятельных математических играх, в процессе решения задач разных видов, стремлению к развитию игры и поиску результата своеобразными, оригинальными действиями.

Формирование представлений о числе и количестве:

Развивать общие представления о множестве: умение формировать множества по заданным основаниям, видеть составные части множества, в которых предметы отличаются определенными признаками.

Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10.

Развитие представлений о величине:

Устанавливать соотношение целого и части, размера частей; находить части целого и целое по известным частям.

Развивать представление о том, что результат измерения (длины, веса, объема предметов) зависит от величины условной меры.

Развитие представлений о форме:

Уточнить знание известных геометрических фигур, их элементов (вершины, углы, стороны) и некоторых их свойств.

Учить распознавать фигуры независимо от их пространственного положения, изображать, располагать на плоскости, упорядочивать по размерам, классифицировать, группировать по цвету, форме, размерам.

Учить составлять фигуры из частей и разбивать на части, конструировать фигуры по словесному описанию и перечислению их характерных свойств; составлять тематические композиции из фигур по собственному замыслу.

Развитие пространственной ориентировки:

Учить ориентироваться на ограниченной территории; располагать предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение.

Развитие ориентировки во времени:

Учить пользоваться в речи словами-понятиями: сначала, потом, до, после, раньше, позже, в одно и то же время.

Ожидаемый результат.

Ребёнок активен и самостоятелен в использовании освоенных способов познания (сравнения, счёта, измерения, упорядочивания) с целью решения практических, проблемных задач, переноса в новые условия.

Учить составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться цифрами и арифметическими знаками (+, -, =)

Учить успешно решать логические задачи;

Учить соотносить схематическое изображение с реальными предметами;

Развивать быстроту мышления;

Проявляет интерес к экспериментированию. Способен наметить последовательные шаги развития ситуации, следует цели, выбирает средства;

Активно включается в игры на классификацию и сериацию; предлагает варианты; участвует в преобразовательной деятельности, понимает и объясняет неизменность объёма количества, массы.

Проект предназначен для детей старшей группы 5-6 лет

Актуальность.

Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. Один из показателей интеллектуальной готовности ребёнка к школьному обучению - уровень развития математических и коммуникативных способностей.

Среди учебных предметов, вызывающих повышенные трудности в усвоении, математика занимает повышенное место. Это обнаруживается уже в дошкольном возрасте, но особенно четко наблюдается в процессе обучения в начальной школе. Абстрактный характер математического материала, который необходимо анализировать, обобщать, делая определенные выводы, недостаточное владение математической памятью создают особые трудности в освоении математики. Математика для детей имеет наиболее важное значение, в плане развития памяти, и дальнейшего восприятия математической информации. Для более эффективного внедрения математики в сознание ребенка, изучение ее должно начинаться, безусловно, в детском саду. Очень важно иметь правильный подход, заниматься с ребенком только в игровой форме, методом игр и подсказок, иначе строгие занятия быстро станут малышу скучным проведением времени, и он не захочет больше к этому возвращаться.

Математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Известно и то, что от эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе.

Почему же многим детям так трудно дается математика не только в начальной школе, но уже сейчас, в период подготовки к учебной деятельности? В современных обучающих программах важное значение придается логической составляющей. Развитие логического мышления ребенка подразумевает формирование логических приемов мыслительной деятельности, а также умения понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений и умения выстраивать простейшие умозаключения на основе причинно-следственной связи. Чтобы ребёнок не испытывал трудности буквально с первых уроков и ему не пришлось учиться с нуля, уже сейчас, в дошкольный период, нужно готовить ребенка соответствующим образом. Дидактическая игра является универсальным педагогическим явлением, которое даёт воспитателю возможность решать педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной для дошкольников. Ребёнок познаёт мир математики с самого раннего возраста, путём экспериментирования с различными предметами. Задача педагогов - поддерживать инициативу малыша. Дидактическая игра увлекает ребёнка и создаёт приподнятое настроение и он не замечает, что играя, решает определённые задачи и тем самым, учится. Задача педагога - способствовать развитию ребёнка и ни в коем случае не навредить. Однако ребята в нашей группе недостаточно хорошо умеют формировать множества, количественный и порядковый счет в пределах 10, упорядочивать по размерам, классифицировать, группировать по цвету, форме, размерам, поэтому обогащению опыта детей могут послужить дидактические игры, которые и взяты за основу проекта.

1.этап:

1.Чтение стихотворения Е.В.Колесниковой «Математические ступеньки»

Цель: закрепить знания детей о цифрах в пределах 10 с презентацией по ИТК

1)Цифру ноль ты раньше знал,

Это круг или овал.

2)Эта цифра единица.

Видишь как она гордится.

А ты знаешь почему?

Начинает счет всему.

3)Цифра два-лошадка - диво.

Мчит, размахивая гривой.

4)Выгнув шею- гусь и только,

Цифра три спешит за двойкой.

5)Цифра четыре всех удивляет:

В локте согнутую руку

Никогда не опускает.

6) Кто так может закружится,

Кто так может танцевать,

Кто так может прокатится?

Ну, конечно, цифра пять!

7)Рисуем сверху мы крючок,

И плавно вниз рисуем круг.

Так получилась цифра шесть.

Ты молодец, мой юный друг.

8)Цифра семь, мои друзья,

Словно нос у корабля.

9)Два друга, два круга

Стоят друг на друге.

Всех ребят запомнить просим,

Получилась цифра восемь.

10) Цифру девять получить несложно.

Нужно только цифру шесть

Вверх ногами повернуть осторожно.

11)Ничего нет проще

Число 10 написать.

Нужно только единице

Справа ноль пририсовать.

2.Дидактическая игра «Найди, кто лишний»

Цель: Закрепить умение сравнивать свойства предметов.

3.Дидактическая игра: «Геометрическое лото»

Цель: Учить детей различать и называть геометрические фигуры- круг, квадрат, треугольник, овал, краг, учить соотносить сенсорные эталоны с предметами окружающего мира.

4. Дидактическая игра: «Четвертый лишний»

Цель: Закрепить умение сравнивать группы предметов.

5.Дидактическая игра: «Продолжи счет»

6.Дидактическая игра: «Найди свой дом»

4.Обучающие мультфильмы для детей:

Мудрые сказки тетушки Совы;

Развивалки для Мишутки;

Арифметика с тетушкой Совой;

Геометрия для малышей;

4. Чтение пословиц, сказок, загадок. Заучивание стихов: С. Маршак "Веселый счет", пальчиковых игр на закрепление счёта.

5. Игры-аттракционы ИКТ: «Логическая математика», «Дидактические игры по математике», «Найди 10 отличий» и др.

2 этап:

1.НОД по изобразительной деятельности:

Тема: «Рисование города» с помощью геометрических фигур

Цель Закрепить знания детей о геометрических фигурах. Учить изображать предметы из геометрических фигур. Развивать интерес, воображение, память, внимание, логическое мышление.

3 этап:

1. Математическое развлечение: « Путешествие на планету Точных наук»

Цель: Закрепление математических представлений дошкольников.

Образовательные:

Закреплять умение собирать из частей целое изображение.

Закреплять знание геометрических фигур, их основные признаки, сходства и отличия. Совершенствовать навыки количественного счета, определения состава числа из двух меньших чисел, решения простых арифметических задач, умение соотносить количество предметов с числом, соотносить заданное число с цифрой.

Развивающие:

Развивать внимание, память, мышление, конструктивные способности, умение анализировать и синтезировать, обобщать, сопоставлять, делать выводы.

Воспитательные:

Воспитывать умение работать в команде, организованность, самоконтроль.

Оборудование:

Детали трех «космических кораблей»;

. «билеты» на космический корабль с наклеенными геометрическими фигурами;

Цифры на тесьме от 1 до 10;

Наборы цифр на карточках;

Три набора игрушек от 1 до 10-ти;

Три стола для игр;

Числовой кубик;

Карточка крупного формата с изображением домика

Ларец - сундучок, цепи из бумаги, замок из картона, ключи к замку из картона.

Ход развлечения:

Ведущая: Сегодня Королева Математики пригласила нас на свою удивительную планету Точных Наук. Она устраивает праздник. И попасть туда могут только Настоящие Математики, которые не боятся даже самых трудных заданий и сложных задач. А вы не боитесь? Тогда в путь.

Задание 1. «Сбор космических кораблей»(собери из частей целое).

Педагог выставляет три конверта - частями космических кораблей.

Ведущая: На эту планету мы можем попасть только на космических кораблях, которые вы должны построить сами. Детали будущих кораблей лежат у вас в конвертах.

Набираем три команды по 6 человек.

По моему сигналу каждый из вас возьмет 1 деталь будущего корабля и выйдет к коврографу, на котором вся команда и соберет свой корабль.

Ведущий дает сигнал. Команда детей выходит и собирает из отдельных частей свой корабль. (В том случае, если детали корабля собраны неверно, ведущий предлагает выйти к одного "конструктора" из команды для устранения неполадок).

Ведущая: Все корабли собраны. Экипажи готовы?

Задание 2. «Узнай и назови геометрическую фигуру - изображение на билете».

Педагог раздаёт билеты с наклеенными фигурками детям треугольники, круги, квадраты, прямоугольники, овалы;

Билеты нужно нам раздать,

а вам - фигуры в них узнать.

Дети называют геометрические фигуры, изображенные на билетах.

Отправляемся в полет.

Начинаем мы отсчет: 10,9,8,7,6,5,4,3,2,1,-лети.

Но что-то корабль лететь не желает.

Выстроим цифры мы все по порядку.

О цифрах стихи прочитаем ребятки.

Дети берут цифры

Задание 3. Игра «Живые цифры»

Дидактические задачи: упражнять в нахождении места цифр в числовом ряду, упражнять в нахождении последующего и предыдущего числа; закреплять умение уменьшать и увеличивать число на единицу.

Оборудование: карточки с цифрами

Ход игры.

Каждый ребенок берет себе эмблему с цифрой, т.е. превращается в соответствующее ей число от 1 до 10.

Варианты заданий:

● педагог предлагает детям-«цифрам» разместиться в возрастающем порядке;

● педагог предлагает детям - цифрам разместиться в убывающем порядке;

Ведущая: 10-9-8-7-6-5-4-3-2-1- пуск.

Музыкальный руководитель включает музыкальное сопровождение полета.

Ведущий: Чтобы было в полете нам не скучно, исполнят нам дети математические частушки.

Музыкальный руководитель аккомпонирует.

Задание 4. «Математические частушки»

1. Ноль на месте, на пустом, ставят, как известно,

Только он при всем при том не пустое место.

2. Вид ее -как запятая, хвост крючком, и не секрет:

Любит всех она лентяев, а лентяи ее нет.

А учится он не хочет, кувыркается, хохочет.

4. Там в углу лежат игрушки, ожидают в тишине…

Пять игрушек в день рожденья, подарили гости мне.

Королева Математики рада принять нас на своей планете. Хотела Королева бы узнать. Умеете ли, дети, вы считать?

Выходят трое чтецов.

Цель: Закрепить умение детей выразительному и осмысленному чтению стихов.

Задание 5. Соотнесение количества предметов с цифрой

Цель: учить детей отбирать количество предметов по заданному числу.

Ведущая: Посмотрите, на планете Точных наук есть числовой кубик.

Вы бросаете кубик и должны собрать столько игрушек, какое число выпадет на кубике.

Ведущая: Мы подлетели к самой большой горячей звезде под названием «Солнце». Задание: сосчитать и цифрами показать сколько самых горячих лучей у звезды.

Ребята, на Планете Точных наук есть замечательная страна Геометрия. Мы с вами попали в гости к двум братьям Треугольнику с Квадратом.

Педагог помогает детям надеть маски треугольника и квадрата.

Задание 6. Инсценирование стихотворения «Треугольник и квадрат» Евгения Паина.

Цель: Учить детей выразительно рассказывать стихотворение, закреплять знания о геометрических фигурах.

Задание 7 . Вычленение частей из целого. Счет геометрических фигур.

Цель: Закреплять знания детей о треугольниках, учить внимательно считать, логически мыслить.

Задание: Посчитай сколько каких фигур в каждом домике.

Задание 8. Ребята, на планете Точных наук, в стране Первого Десятка, в городе Чисел построен новый дом. А как расселить в новом доме жильцов? Справимся мы с этой задачей?

Ребята, да вы Настоящие Математики, которые не боятся даже самых трудных заданий и сложных задач.

Педагог выносит ларец. Раскладывает перед ним ключи.

Задание 9 . Подбор ключей к замкам.

Цель:Зрительное восприятие и соотнесение контура предмета по форме.

Посмотрите, что это за волшебный ларец?

Ой, сколько здесь замков! Как же их открыть?

А вот и ключи. Давайте подберем к каждому замку свой ключ.

Дети выполняют задание. Открывают ларец.

Педагог достаёт из ларца и раздаёт детям подарки.

Ведущая достаёт из ларца и читает письмо.

Это письмо от Царицы Математики.

Ребята! Сегодня вы проявили свои знания, смекалку и сообразительность.

Настоящие короли и королевы математики - это вы. А ваша дошкольная страна может превратиться в любую страну: страну Точных Наук, страну Театра, страну Творчества и Фантазии, страну Добрых Сердец. Пусть ваши желание, интерес и любознательность станет настоящим кораблем, несущим вас по волнам знаний. В Добрый Путь!

2. Была проведена диагностика уровня развития детей в рамках проекта

Умеет составлять множества и устанавливать отношения

Умеют сравнивать два предмета по величине

Знание геометрических фигур

Умение определять пространственные направления: слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади, в середине

Охотно участвует в коллективной деятельности по проекту

Стремиться к самостоятель -ному разрешению постав- ленной проблемы

Начало проекта 20 чел

Конец проекта 20 чел

Сравнив полученные результаты и сделав вывод, что дидактические игры помогают детям раскрепоститься, выдвигать свои версии в решении поставленных задач. Работа в команде развивает у детей чувство ответственности, коллективизм, быстроту мышления. Мы решили продолжить работу с детьми по теме, а так же мы будем привлекать родителей в работе с детьми по развитию математических представлений, изготовлению и приобретению демонстрационного, раздаточного обучающего материала.

Вывод:

Вот так постепенно в процессе работы я стараюсь в игровой форме развивать у детей математические представления, логическое мышление, ответственность, взаимовыручку. В ходе работы над проектом предполагаемые результаты были достигнуты: мы обогатили и обобщили опыт детей в сфере математического воспитания путем применения игровых методов и приемов. В период работы над проектом дети обогатили словарь и пополнили словарный запас, развивали воображение, мышление, сформировали навыки элементарной исследовательской деятельности. Научились работать в команде.

Математика - один из наиболее сложных предметов в школьном цикле, поэтому для успешного обучения ребенка в школе уже в детском саду необходимо способствовать математическому развитию дошкольника, расширять математический кругозор, повышать качество математической подготовки к школе. Это позволит детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активно использовать математические знания в повседневной жизни.

Математические представления должны осваиваться дошкольником последовательно, равномерно и систематически. С этой целью необходимо организовать образовательную деятельность, осуществляемую как в процессе организации различных видов деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения художественной литературы), так и в ходе режимных моментов; а также самостоятельную деятельность детей с применением разнообразных игровых средств. Так же, математическое развитие детей будет более эффективно при взаимодействии с семьями детей.

Дидактическая игра и игровые упражнения с использованием наглядного материала (с помощью схем, карточек, моделей, предметов) вызывают у детей интерес, облегчают и ускоряют процесс запоминания, формируют приемы работы с памятью и мышлением, которые в наглядной и доступной форме помогают детям запомнить сложный материал.

Занимательность математическому материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении, развлечении, будь то шашки или самая элементарная головоломка. Включение занимательного материала в НОД по ФЭМП позволяет удерживать интерес детей к занятию, и это создает условия для повышения эмоционального отношения к содержанию учебного материала, обеспечивает его доступность и осознанность. Используемые математические приемы, сочетание практической и игровой деятельности, решение проблемно - игровых и поисковых ситуаций способствует развитию у детей элементарных математических представлений.

Чтобы научить детей дошкольного возраста любить математику, поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, побуждать к решению поисковых задач, необходимо творчески и с интересом подходить к организации процесса обучения, использовать разнообразие и вариативность развивающих игр с математическим содержанием.

Вид проекта : познавательно - игровой.

Срок реализации: краткосрочный (1 месяц).

Состав участников: групповой (воспитатель, дети старшей группы, родители).

Цель проекта: формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через занимательный материал в организованной и самостоятельной деятельности детей.

Задачи :

  1. Создать условия для усвоения дошкольниками математических представлений, обеспечить успешное развитие способностей и мышления детей.
  2. Содействовать развитию умения считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке, правильно пользоваться порядковыми и количественными числительными.
  3. Способствовать закреплению умения узнавать и называть геометрические фигуры.
  4. Содействовать совершенствованию умения выделять совокупности предметов или фигур, обладающих общим свойством.
  5. Содействовать развитию мыслительных операций: логического мышления, смекалки, зрительной памяти, воображения, умения сравнивать и анализировать.
  6. Способствовать развитию интереса к играм, требующим умственного напряжения, интеллектуального усилия.
  7. Способствовать воспитанию самостоятельности, умения понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.
  8. Содействовать повышению уровня готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.
  9. Побуждать родителей к участию в реализации проекта и заниматься с детьми дома.

Предполагаемые результаты:

  1. Повышение уровня математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
  2. У детей выработан интерес к самому процессу познания математики.
  3. Дети самостоятельно находят способы решения познавательных задач, стремятся к достижению поставленной цели, преодолевают трудности, умеют переносить усвоенный опыт в новые ситуации.
  4. Активизация интереса родителей к использованию математических игр и упражнений.
  5. Осознание родителями важности формирования элементарных математических представлений у детей с помощью занимательного материала, расширение знаний родителей о занимательном материале.

Подготовительный этап:

  • Определение темы проекта.
  • Постановка цели и задач проекта.
  • Подбор методической, художественной литературы по теме проекта.
  • Подбор дидактических, подвижных игр, физкультминуток по теме проекта.
  • Изготовление развивающих игр по математике.
  • Составление плана основного этапа проекта.
  • Разработка конспектов предполагаемой образовательной деятельности, викторин.
  • Привлечение родителей к совместной работе над проектом:
  • творческое задание: подобрать математические загадки, задачки, ребусы и красочно оформить этот материал;
  • помощь родителей в изготовлении дидактических игр по ФЭМП.
  • Проведение анкетирования родителей.
  • Оформление папки - передвижки «Математика для дошкольников».
  • Беседа с родителями «Как организовать игры детей дома с использованием занимательного материала»

Основной этап:

  • НОД согласно календарно-перспективному планированию в старшей группе:
  • НОД по ФЭМП «Письма королевы математики», «Город математики»;
  • НОД по изобразительной деятельности: рисование «Забавные фигуры», аппликация из гороха «Волшебные цифры», лепка «Веселые цифры».
  • Чтение математических сказок, сказок с элементами счета: «Три медведя», «Два медвежонка», «Двенадцать месяцев» С.Маршака, «Цветик - семицветик» В. Катаева; рассказа К. Ушинского «Четыре желания».
  • Заучивание стихов про цифры, считалок, загадок о геометрических фигурах и цифрах.
  • Просмотр компьютерной презентации «Полет на планету Математика», «Забавные фигуры».
  • Раскрашивание математических раскрасок, рисование цифр.
  • Конструирование.
  • Работа со счетными палочками.
  • Рисование геометрических фигур на манке
  • Дидактические игры с математическим содержанием: «Крестики - нолики», «Математическое лото», «Божьи коровки и ромашки», «Лабиринты», «Какие цифры потерялись», «Веселые цифры», «Математические домики», «Мозаика из крышек», «Танграм», «Математический планшет «Геометрик», «Волшебные круги», «Домино», «Чудесный мешочек», «тренажер «Божьи коровки».
  • Отгадывание загадок, занимательных вопросов, шуточных задачек, головоломок.
  • Подвижные игры: «Сделай фигуру», «Море волнуется».
  • Пальчиковые гимнастики.
  • Физкультминутки «Зарядка», «Сделай фигуру».

Заключительный этап:

  • Выставка развивающих игр, изготовленных вместе с детьми и родителями.
  • Беседа «Чем мне интересны математические игры».
  • Выставка книжек - малышек с математическими заданиями.
  • Самостоятельная деятельность детей в математическом уголке.
  • Использование дидактических игр по ФЭМП на НОД.
  • Итоговое мероприятие - викторина «Умники и умницы».
  • Обработка и оформление материалов проекта.

Ход проекта.

Работа над проектом проходила в несколько этапов. На подготовительном этапе был составлен план реализации основного этапа проекта, подобраны методическая и художественная литература, иллюстративный материал, компьютерные презентации «Полет на планету Математика», «Забавные фигуры», дидактические игры, физкультминутки, пальчиковые гимнастики. Были изготовлены развивающие игры математического содержания.

К подготовке реализации проекта были привлечены родители: с ними было проведено анкетирование, для них была оформлена папка - передвижка «Математика для дошкольников». Также родители оказали помощь в изготовлении развивающих игр по математике. Родителям было дано задание: подобрать занимательный математический материал (задачки, загадки, головоломки, ребусы) и красочно его оформить.

На основном этапе реализации проекта многие занятия были связаны с темой проекта. На занятиях по развитию речи и чтению художественной литературы мы с детьми:

Читали математические рассказы и сказки с математическим содержанием: «Три медведя», «Два медвежонка», «Двенадцать месяцев» С.Маршака, «Цветик - семицветик» В. Катаева; рассказа К. Ушинского «Четыре желания»;

Заучивали стихи про цифры, считалки, математические загадки.

На занятиях по художественному творчеству дети создавали рисунки с помощью геометрических фигур, делали «волшебные» цифры из гороха и пластилина.

На занятиях по математике и во время свободной деятельности дети работали с математическими прописями - раскрасками, делали постройки из конструктора, мозаики, блоков Дьеныша. Также дети работали со счетными палочками: собирали фигуры по образцу и по замыслу. Ребятам очень понравилось рисовать геометрические фигуры на манке.

Мы много играли в самодельные дидактические игры математического содержания:

  • «Крестики - нолики». Задачи: способствовать развитию внимания, памяти, умения сосредотачиваться на определенном предмете длительное время, содействовать развитию умения различать такие понятия, как «по диагонали», «вертикально», «горизонтально».
  • «Математическое лото». Задачи: способствовать усвоению порядка следования чисел от 1 до 9; закреплению знаний о геометрических фигурах.
  • «Божьи коровки и ромашки». Цель: формирование умения сравнивать, сопоставлять числа и цифры, расставлять их в прямом и обратном порядке.
  • «Лабиринты». Задачи: способствовать развитию логического и пространственного мышления, многовариативности, умения достигать цели, содействовать развитию упорства и терпения.
  • «Какие цифры потерялись?». Цель: развитие умения определять место того или иного числа в ряду и отношение к предыдущему и последующему числу.
  • «Математические домики». Цель: формирование знаний о составе числа из двух меньших.
  • Головоломка «Танграм». Цель: формирование умения детей анализировать изображения, выделять в них геометрические фигуры, разбивать целый предмет на части, и наоборот - составлять из элементов заданную модель.
  • «Математический планшет «Геометрик». Цель: формирование умения создавать образы, развитие образного мышления, концентрации,
  • «Волшебные круги». Цель: развитие навыка счета и закрепление состава числа.
  • Тренажер «Божьи коровки». Цель: формирование умения ориентироваться на игровом поле с клеточками, передвигать божью коровку в указанном направлении, определять пространственное расположение предметов: «вверху», «внизу», «справа - налево», «слева - направо».
  • «Веселые цифры». Цель: формирование умения выкладывать цифры из разного подручного материала, развитие мелкой моторики.

Решали шуточные задачки, головоломки, отгадывали математические загадки. В этой работе мы использовали книжки-малышки, сделанные родителями. Вместе с детьми мы разучили и освоили новые подвижные игры, физкультминутки и пальчиковые гимнастики математического содержания.

На заключительном этапе проекта были оформлены: уголок занимательной математики, выставка совместных творческих работ родителей и детей. Также была проведена математическая викторина «Умники и умницы». Были обработаны и оформлены материалы проекта, создана презентация.

Результаты проекта.

Проект предлагает систему работы с детьми, родителями по внедрению в образовательный процесс развивающих игр с математическим содержанием с целью развития логического мышления и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста. Формирование математических представлений и элементов логического мышления требует постоянной, планомерной и системной работы, как в совместной деятельности взрослого и ребенка, так и в самостоятельной деятельности. Развивающие игры математической направленности способствуют успешному обучению основам математики, формированию математического мышления, стимулирует развитие творческого воображения, воспитанию настойчивости, воли, усидчивости, целеустремленности.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №79 «Садко»

Краткосрочный проект в старшей группе

по теме: «Центр занимательной математики»

Выполнил:

воспитатель Трефилова Е.В

Сургут, 2016

«Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упустить случая, сделать его немного занимательным»
Б. Паскаль

Тип – практико-ориентированный.

Вид – творческий.

Сроки реализации: сентябрь - ноябрь 2016 г.

Участники проекта: воспитатель, родители, дети.

Актуальность работы:

ФГОС ДО устанавливает требования к развивающей предметно-пространственной среде, как одному из условий реализации основной образовательной программы дошкольного образования (далее Программа)

Инновационность подхода к организации развивающей предметно-пространственной среды развития ребенка определяется актуальностью интеграции не только образовательных областей, определенных ФГОС, но и необходимостью организации центров активности на принципах развития и интеграции.

Для реализации образовательной области «Познавательное развитие», через процесс формирования элементарных математических представлений в группах ДОУ, организуются центры занимательной математики .

Математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Известно и то, что от эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе.

Обучение дошкольников началам математики преследует главную цель: вырастить детей людьми, умеющими думать, хорошо ориентироваться во всем, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, принимать самостоятельные решения.

Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. Где роль несложного занимательного материала - активизировать умственную деятельность; увлекать и развлекать детей; расширять, углублять, математические представления; закреплять полученные знания и умения; упражнять в применении их в других видах деятельности, новой обстановке.

Именно через игры, как основной вид деятельности детей, процесс познания становится более интересным и занимательным, а значит, и успешным.

Цель проекта: создать условия для познавательного развития детей старшего дошкольного возраста, путем преобразования «Центра занимательной математики» в развивающей предметно-пространственной среде группы.

Задачи:

  • проанализировать нормативно - методические требования к организации РППС, к содержанию центра занимательной математики в ДОУ;
  • подобрать игры и игровой материал в центр занимательной математики, исходя из принципов доступности игр детям в данный момент, учитывая их возрастные особенности;
  • приобщить родителей к активной предметно-преобразовательной деятельности в интерьере группы своими руками;
  • участвовать в смотре-конкурсе на лучшее методическое обеспечение «Центра занимательной математики», на уровне ДОУ.

Ожидаемые результаты:

  • повышение психолого-педагогической компетентности педагога в вопросах формирования РППС, оформления центра занимательной математики и использования его содержимого;
  • наличие в центре таких игр и игрового материала, освоение которых детьми возможно на разном уровне, с учетом их возрастных особенностей;
  • позитивное отношение родителей к вопросам преобразования центра занимательной математики, своими руками в группе;
  • победить в смотре-конкурсе на лучшее методическое обеспечение «Центра занимательной математики» (положение о конкурсе от 28 августа 2015года), на уровне ДОУ и представить результаты педагогическому сообществу.

Описание проделанной работы

Подготовительный этап

В группе для центра занимательной математики необходимо было отвести специальное место , оснащенное играми, пособиями, обеспечив свободный доступ детей к находящимся там материалам. Этим самым, детям предоставляется возможность самостоятельно выбрать интересующую их игру, пособия математического содержания и играть индивидуально или совместно с другими детьми, небольшой подгруппой. Именно в ходе игры, возникающей по инициативе самого ребенка, он приобщается к сложному интеллектуальному труду.

  • Разработку проекта решено начать с анкетирования родителей (Приложение №1), чтоб проанализировать насколько родители владеют информацией о занимательном математическом материале и, какую бы они хотели получить консультацию, информацию по формированию элементарных математических представлений у детей.
  • После обработки анкет, была проведена родительская гостиная на тему: «Значение занимательной математики в дошкольном возрасте». Цель: повышение активности и интереса родителей к развитию у детей математических способностей; привлечение родителей к созданию центра занимательной математики в группе, главной идеей которого было сделать математическую игру каждой семье своими руками .

Каждой семье педагогом подобрана такая математическая игра, которую бы они смогли сделать своими руками в домашних условиях совместно со своими детьми.

  • Также были подготовлены буклеты для родителей «Математика важна, математика нужна» (Приложение №2) Родители активно откликнулись, делились идеями, находили оригинальные решения, высказывались, кто какой вклад может внести в оформление математического центра и началась совместная творческая работа, которая доставила всем массу удовольствия.

Деятельный этап

За время реализации проекта, совместно с родителями, были проведены следующие мероприятия:

  • освободили место, необходимое для центра занимательной математики (убрали ненужную мебель, полки);
  • сделали небольшой косметический ремонт стены, после демонтажа мебели (обклеили обоями, покрасили в ярко желтый цвет);
  • подобрали необходимую, новую мебель для математического центра (длинный стол вдоль стены, для математической деятельности детей; стулья; прозрачные полки из оргстекла, для создания объема на стене; небольшой шкаф с дверкой);
  • оформили стену яркой, объемной композицией (жираф с воздушными шарами, обклеенный цифрами от 1 до 10);
  • наполнили центр занимательной математики следующим материалом:

Наполнение математическим материалом

Наглядный демонстрационный материал

  • комплекты цифр;
  • демонстрационный материал «Поиграй и сосчитай»;
  • картинки по временам года и частям суток;

Раздаточный материал

  • комплекты геометрических фигур разных размеров, разного цвета;
  • комплекты цифр и картинок с предметами;
  • мелкие игрушки и предметы – матрешки, грибочки, рыбки и др.;
  • счетные палочки;

Занимательный математический материал (картотеки)

  • картотека математических загадок и пословиц;
  • поговорок и считалок, задач-шуток;
  • головоломок и лабиринтов;
  • заданий на сообразительность;
  • подвижных игр, игр на нахождение сходства и различия, занимательных примеров;
  • сказок о цифрах, числах и других математических понятиях;
  • картотека математических фокусов «Матемагия»;

Дидактические игры математического характера (по основным подразделам: «Количество и счет», «Величина», «Форма», «Ориентировка в пространстве», «Время» + различные математические лото, домино и др.).

  • набор вкладышей по принципу матрешки;
  • мозаика;
  • объемная игра-головоломка на комбинаторику из кубиков, составленных из 2 частей различных конфигурации и цвета;
  • рамки и вкладыши;
  • тематические домино с цветными и теневыми изображениями;
  • конструктор из элементов с логическими вкладышами на темы «Форма», «счет», «расположение»;
  • настольно-печатные игры математического характера (по направлениям – величина, форма, счет, ориентировка в пространстве и т. п.);
  • игры с цифрами, монетами;
  • календарь, модель календаря;
  • шашки, шахматы;

Интеллектуальные, логико – математические игры

  • кубики Никитина;
  • Рамки – вкладыши Монтессори;
  • Геоконт;
  • математический планшет;
  • блоки Дьенеша;
  • палочки Кюизенера;
  • игры Воскобовича.

А также математические игры, сделанные родителями своими руками

  • на стене поместили название математического центра (дети группы придумали сами «Академия математики»);
  • позаботились о том, в чем будет храниться математический материал, чтобы выглядело эстетично, не рвалось, не мялось, можно было использовать долгое время (сумочки, коробочки, баночки, конверты, папки с файлами, подставки).

Оценочный (заключительный) этап

  • Реализуя проект, педагог активно взаимодействовала с родителями воспитанников, используя информационно-коммуникационную форму работы сними. В созданной интернет-группе «Солнышки-104» в «Контакте», где систематически ведется общение с родителями, обсуждались различные вопросы, касаемо преобразования «Центра занимательной математики», выкладывались фотоотчеты о проделанной работе и итогом всего мероприятия стало вручение благодарностей всем участникам проекта.
  • Педагог приняла участие во всероссийской акции «Я люблю математику», разместив на площадке социальных сетей: «В контакте» фото, созданного «Центра занимательной математики», сопроводив его коротким текстом.
  • 18 декабря 2015 года состоялся смотр – конкурс лучшего методического обеспечения «Центра занимательной математики» на уровне 8 международного конкурса и после подведения итогов жюри конкурса, созданный математический центр, занял диплом 1 степени.

И, как результат проделанной работы отмечено, что:

  • у родителей появился интерес к жизни детского сада, также у них повысилась активность и интерес к развитию у детей математических способностей;
  • у детей повысился интерес к элементарной математической деятельности;
  • у детей появилась потребность занимать свое свободное время не только развлекательными, но и требующими умственного напряжения, интеллектуального усилия играми;
  • у детей отмечается стремление к проявлению самостоятельности, развитие познавательных мотивов, что обеспечивает элементы самоорганизации в игровой и других видах деятельности;
  • дети самостоятельно могут выбрать себе игру, занятие по интересам, целенаправленно действовать с материалом, объединятся в игре со сверстниками.

В дальнейшем, в течение года, по мере освоения детьми игр, следует разнообразить их виды, вводить более сложные игры с новым занимательным материалом.

Преобразовывая центр занимательной математики, педагог с родителями получили массу удовольствий от совместной творческой деятельности.

«Академия математики»

Заключение

«Природа формирует свои законы языком математики» - эти слова принадлежат Г. Галилею.

Действительно, изменения, процессы, происходящие в мире видимых предметов и явлений, протекают одинаково для целых групп, классов, объектов.

Знакомство с математикой дает первое интуитивное ощущение, что мир не есть хаос, но скорее некая тонкая архитектура, которая имеет канон своего создания, и человек способен прикоснуться к этому канону.

Многие видные психологи и педагоги (П. Я. Гальперин, А. Н. Леушина, Т. В. Тарунтаева и др.) считают, что формирование у детей математических представлений должно опираться на предметно-чувственную деятельность, в процессе которой легче усвоить весь объем знаний и умений, осознанно овладеть навыками счета и измерения. С этой целью продумываются различные формы образовательной работы с детьми, т. е. обучение проводится не только во время непосредственной образовательной деятельности, но и во время других видов воспитательной работы (в игре, в процессе выработки трудовых навыков и др.). Именно игра, в процессе обучения дошкольников математике, непосредственно включается в занятие, являясь средством освоения новых знаний, уточнения, закрепления материала.

Играя, в центрах занимательной математики, дети, в самостоятельной деятельности, отрабатывают навыки, закрепляют уже имеющиеся знания, открывают для себя новое в области математики.

Список литературы

  1. Арапова-Пискарева Н.А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду. – М.: «Мозаика-Синтез», 2008 г.
  2. Воронова В.Я. «Творческие игры для дошкольников»
  3. Карабанова О.А., Алиева Э.Ф., Радионова О.Р., Рабинович П.Д., Марич Е.М. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста / О.А. Карабанова, Э.Ф. Алиева, О.Р. Радионова, П.Д. Рабинович, Е.М. Марич. – М.: Федеральный институт развития образования, 2014. – 96 с. Чеплашкина И.Н. и др. Математика – это интересно. – СПб.: «Акцидент», 1996 г.
  4. http://www.consultant.ru/ Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"

Вид проекта: познавательно-творческий.
Проблема: «Какой формы предмет?»
Цель проекта: познакомить с основными формами окружающих предметов, закрепить знание геометрических фигур.
Срок реализации проекта: в течение учебной недели.
Участники проекта: воспитатель, дети старшей группы, родители.
Гипотеза: используя методы и приемы работы по проекту можно добиться не только высокого уровня усвоения программного материала, но и научить детей видеть формы окружающих предметов, сопоставляя их с геометрическим образцом.
Задачи:
1. Углубить знания детей о геометрических фигурах и их отличительных свойствах.
2. Учить анализировать форму предметов и отдельных частей, находить в ближайшем окружении предметы одинаковой и разной формы.
3. Развивать умение различать модели близких по форме фигур.
4. Развивать представление о том, как из одной формы сделать другую.
5. Воспитывать любознательность, интерес к фольклору.
Предполагаемый результат:
1. Освоение детьми математических знаний в области форма предметов.
2. Приобретение конструктивных способностей, умения преобразовывать одни математические объекты в другие.
3. Умение слушать и понимать взрослого, действовать по образцу в разных видах образовательной деятельности.
Результат (продукт) проектной деятельности:
4. Создание сборника с загадками и стихами, оформление его детскими рисунками.
5. Презентация проекта: развлечение «Путешествие в город геометрических форм»
Этапы проекта:
1. Подготовительный.
2. Организация работы над проектом.
3. Практическая деятельность.
4. Подведение итогов (презентация).
Схема реализации проекта:
1. Работа с детьми.
Непосредственно образовательная деятельность.
ФЭМП.
Тема: «Счет в пределах 9, образование числа 9, геометрические фигуры, ориентировка в пространстве».
Программное содержание: учить считать в пределах 9, показать образование числа 9 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 8 и 9; закреплять представления о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), развивать умение видеть и находить в окружающей обстановке предметы, имеющие форму знакомых геометрических фигур; продолжать определять свое местоположение среди окружающих предметов.
Изобразительная деятельность.
Рисование «Сказочные домики».
Программные задачи: учить детей создавать образ сказочного домика, передавая в рисунке форму знакомых геометрических фигур; закреплять умение рисовать разными материалами, выбирая их по своему желанию.
Аппликация.
Тема: «Сказочная птица»
Программные задачи: закреплять умение детей вырезать части предмета разной геометрической формы и составлять из них изображение; учить предавать образ сказочной птицы, украшать отдельные части и детали изображения; закреплять умение вырезать симметричные части из бумаги, сложенной вдвое.
Лепка из пластилина.
Тема: «Овощи и фрукты для магазина».
Программные задачи: закреплять умение детей передавать в лепке форму разных овощей и фруктов; учить сопоставлять их форму с геометрическими формами, находить сходство.
Ознакомление с художественной литературой.
Тема: Пересказ детьми словацкой народной сказки «У солнышка в гостях» по моделям заместителям.
Программные задачи: учить пересказывать сказку самостоятельно по моделям заместителям, предавать интонацией характеры героев, рассказывать сказку в лицах (меняя голос, интонацию).
Заучивание стихотворений «Учим формы предметов» Кожевников А. Ю. и разгадывание загадок о геометрических фигурах.
Самостоятельная игровая деятельность. Логические блоки Дьенеша, кубики «Сложи узор», Колумбово яйцо, головоломка Пифагора, Вьетнамская игра, квадраты Воскобовича, решение логических задач на поиск недостающих фигур, д/игра «Перевертыш» (преобразование одной фигуры в другую), д/игры «Формы», «Найди похожую фигуру», «Цвет и форма» (соотнесение форм предметов с геометрической фигурой), «Подбери ключик», «Разложи фигуры по местам» и др. Раскрашивание картин, состоящих из геометрических фигур.
2. Совместная работа с родителями.
Подбор стихов и загадок о геометрических фигурах для сборника и создание иллюстраций совместно с детьми. Подготовка оборудования к развлечению «В городе геометрических фигур».
Вывод:
Гипотеза подтвердилась. Дети научились сопоставлять формы предметов с геометрическими образцами, находить их в окружающей обстановке.