Уроки учебно-методический материал по литературе (6 класс) на тему. «Нравственный выбор моего ровесника в рассказах В

Во многих произведениях Астафьева и Распутина главными героями являются дети. Примечательно, что рассказы этих писателей во многом автобиографичны, но их главный герой – обобщенный образ, передающий общие черты характера и жизни многих мальчишек.

Так, в рассказе В. Астафьева «Конь с розовой гривой» герой сталкивается с непростой ситуацией. Он вместе с соседскими ребятами пошел за земляникой. Витька знал, что эту ягоду его бабушка, у которой он жил, пойдет продавать в город. Мальчик, в отличие от левонтьевских шалопаев, старательно собирал землянику в туесок. А его друзья, поссорившись из-за нее, съели весь собранный урожай. Но Саньке, младшему и самому злому из всех соседских детей, и этого показалось мало. Он стал подначивать Витьку, чтобы тот отдал все собранные ягоды на общее «съедение». Добродушный и наивный герой поддался на злую хитрость. Но потом он совершил еще большую глупость – набил туесок травой и только верх забросал ягодой, для вида. И такую корзинку Витька отдал бабушке.
Мальчика очень сильно мучила совесть. Ему было плохо от того, что бабушка не подозревала об обмане, хвалила его и обещала привезти из города пряник. Жизнь стала Витьке не в радость. Все изменилось вокруг: он уже не мог играть, как и прежде, беззаботно и весело. Сознание своей вины тяготило его.

И еще хуже стало герою, когда бабушка вернулась из города. Она, конечно, обнаружила обман внука. Но, хуже того, Витька и ее поставил в очень неловкое положение. Катерина Петровна всем рассказывала, как она продавала туесок ягод какой-то городской даме, и там обнаружился обман.

Стыду и вине Витьки не было предела. Он был готов умереть, провалиться сквозь землю, только бы бабушка его простила. Витька пошел просить прощения, но от слез не мог вымолвить и двух слов. Любящая бабушка простила внука и даже отдала ему заготовленный пряник – коня с розовой гривой. Но этот нравственный урок герой запомнил на всю жизнь.

Герой рассказа В. Распутина «Уроки французского» тоже выносит свой нравственный урок, делает свой нравственный выбор. Он уезжает из родной деревни, от мамы, чтобы продолжать учебу. Время, в которое происходит действие рассказа, было тяжелым, послевоенным. В деревне стоял голод, царила нищета. Что могла мать героя собрать своему сыну, чем «подкормить» его? Она присылала с дядей Ваней, деревенским шофером, мешок картошки, — все, что могла. Но и эту малость мальчик не получал сполна – ее воровали хозяева, у которых герой жил на квартире.

Герой пишет, что он постоянно хотел есть. Даже во сне он чувствовал голодные спазмы желудка. Ради еды мальчик стал играть на деньги. Он сделался виртуозом игры «в чику», но выигрывал только рубль и ни копейкой больше – на молоко.

Вскоре героя начали избивать более взрослые мальчишки – слишком хорошо он играл: «нос вспух и раздулся, под левым глазом синяк, а ниже его, на щеке, изгибается жирная кровавая ссадина». Но в школу герой продолжал ходить даже в таком виде.

Есть ему хотелось все больше и больше. Посылок из дома герой больше не получал – и он опять пошел играть. И опять его стали избивать. Тогда Лидия Михайловна, учительница французского языка, решила помочь ему – она прислала мальчику посылку, якобы пришедшую из дома. Но герой сразу догадался, от кого была такая «роскошь». И никакими уговорами не могла учительница убедить мальчика принять этот подарок – ему не позволяли гордость и чувство собственного достоинства.

В итоге Лидия Михайловна вынуждена была уехать к себе на родину: ее застали во время игры на деньги с героем рассказа. И никто не захотел понять, что это была еще одна «хитрость», чтобы спасти ученика от голодной смерти. Но эту женщину герой также помнил до конца своей жизни, ведь она стала его ангелом-спасителем.

Юные герои рассказов Астафьева и Распутина совершают свой нравственный выбор. И всегда он получается в пользу Добра, Света, моральных принципов. И мы, читая рассказы, берем пример и учимся у этих мальчишек стойкости, душевной чистоте, доброте, мудрости

План урока литературы в 6 классе

Ф. Искандера.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ УРОКА:

1. Формирование монологической и диалогической устной и письменной речи.

2. Создание условий для прогнозирования темы и цели занятия.

3. Организация работы в группах.

4. Создание условий для рефлексии достижения цели.

ЗАДАЧИ УРОКА

1. Проверить умения учащихся понимать и анализировать художественный текст.

2. Организовать проблемную ситуацию через формулирование вопросов к тексту.

3. Активизировать учащихся на творческую работу в группах, предоставить возможность высказывания при обсуждении вопросов темы.

4. Сформировать умения строить устное и письменное высказывание по законам логики.

5. Организовать рефлексию учебной деятельности.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Актуализация знаний

Организация работы по ознакомлению с фрагментами произведений

Промежуточный контроль и демонстрация презентации

Знакомятся с презентацией, грамотно заполняют третью графу таблицы (узнал)

Организация индивидуальной работы по формулированию вопросов

Формулируют вопросы по предложенным фрагментам текстов, записывают во вторую графу таблицы (хочу узнать)

Организация фронтальной работы по обсуждению темы и цели урока. Тема: «Нравственный выбор моего ровесника»

Цель: собрать материал к сочинению.

Высказывают предположения о теме и цели урока.

Записывают в первой графе таблицы (знаю) продолжение предложения «Нравственный выбор – это …» (домашнее задание к данному уроку)

Организация планирования работы в группах, в т.ч.

  • определение сроков выполнения работ
  • обсуждение с учащимися критериев оценки качества работ в группе.

Объединяются в группы по вариантам.

Планируют работу в группе.

Участвуют в обсуждении.

Организация работы в группах

Консультирование работы групп.

Работают в группах по обсуждению сформулированных вопросов и выбирают 3 наиболее интересных, по мнению группы.

Организация публичного выступления

Презентация результатов групповой работы с обоснованием выбора вопросов.

Рефлексивный этап (10 минут)

Подведение итогов деятельности учащихся на уроке

Участвуют в подведении итогов, выражая согласие или несогласие с выбором своей группы.

Завершение работы над таблицей

Оценивание деятельности каждого участника группы и самооценка.

Определение домашнего задания: написать сочинение по плану

  1. Что такое нравственный выбор и когда человек его делает?
  2. Пример из художественного произведения
  3. Вывод. Моё отношение к поступкам героя.

Запись домашнего задания

Учебные задания (УЗ)

  1. Прочитайте фрагмент художественного произведения, определите, откуда он взят. Если узнали, внесите в первую графу таблицы автора и название. Если не узнали, напишите во второй графе, что вы хотите узнать.
  2. Организация работы с таблицей
  3. Посмотрите презентацию и напишите в третьей графе (узнал) полное имя авторов и названия произведений, на которые вы сможете опираться в своём сочинении.
  4. Сформулируйте вопросы по данному вам фрагменту текста, отражая в них ваши размышления о поведении литературного героя (используйте в них слова: почему, зачем, с какой целью и т.п.).
  5. Выскажите предположения о теме нашего урока и его цели.
  6. Запишите на листочках тему и внесите в первую графу таблицы (знаю) продолжение предложения «Нравственный выбор – это …»

Личностные: мотивация учения, формирование основ гражданской идентичности личности

Регулятивные: целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно)

Познавательные: общеучебные (поиск, выделение и структурирование информации)

Познавательные: общеучебные (смысловое чтение); логические (анализ с целью выделения признаков, выдвижение гипотез и их обоснование)

Регулятивные: целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно); прогнозирование (предвосхищение результата и уровня усвоения)

Работа в группах.

Объединитесь в группы по вариантам (один фрагмент текста).

Обсудите цели (надо выбрать 3 наиболее интересных вопроса по тексту) и критерии, по которым будете оценивать вклад каждого человека в работу группы.

Определите, кто будет представлять итоги обсуждения.

Познавательные: создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение договариваться и приходит

Регулятивные: планирование (определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий)

Прочитайте выбранные вами вопросы, обоснуйте их выбор.

Дополните, если хотите, ответ вашего одноклассника.

Во время выступления вашего одноклассника записывайте в свой листочек понравившиеся вам вопросы.

Познавательные: анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

Коммуникативные: умение с достаточной точностью выражать свои мысли , умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, управление поведением партнера (контроль, коррекция, оценка действий партнера).

Личностные: нравственно-этическое оценивание (оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор, исходя из социальных и личностных целей)

Поставьте себе оценку за урок.

Регулятивные: оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения).

Коммуникативные: контроль, коррекция, оценка действий партнера.

Написать сочинение, выбрав произведение, на основе которого приведёте пример для обоснования своих рассуждений.

Личностные: нравственно-этическое оценивание (оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор, исходя из социальных и личностных целей).

Приложение № 1

Вариант № 1

Откуда мне было знать, что никогда и никому еще не прощалось, если в своем деле он вырывается вперед? Не жди тогда пощады, не ищи заступничества, для других он выскочка, и больше всех ненавидит его тот, кто идет за ним следом. Эту науку мне пришлось в ту осень постигнуть на собственной шкуре.

Я только что опять угодил в деньги и шел собирать их, когда заметил, что Вадик наступил ногой на одну из рассыпавшихся по сторонам монет. Все остальные лежали вверх решками. В таких случаях при броске обычно кричат «в склад!», чтобы - если не окажется орла - собрать для удара деньги в одну кучу, но я, как всегда, понадеялся на удачу и не крикнул.

Не в склад! - объявил Вадик.

Я подошел к нему и попытался сдвинуть его ногу с монеты, но он оттолкнул меня, быстро схватил ее с земли и показал мне решку. Я успел заметить, что монета была на орле, - иначе он не стал бы ее закрывать.

Ты перевернул ее, - сказал я. - Она была на орле, я видел.

Он сунул мне под нос кулак.

А этого ты не видел? Понюхай, чем пахнет.

Мне пришлось смириться. Настаивать на своем было бессмысленно; если начнется драка, никто, ни одна душа за меня не заступится, даже Тишкин, который вертелся тут же.

Злые, прищуренные глаза Вадика смотрели на меня в упор. Я нагнулся, тихонько ударил по ближней монете, перевернул ее и подвинул вторую. «Хлюзда на правду наведет, - решил я. - Все равно я их сейчас все заберу». Снова наставил шайбу для удара, но опустить уже не успел: кто-то вдруг сильно поддал мне сзади коленом, и я неловко, склоненной вниз головой, ткнулся в землю. Вокруг засмеялись.

За мной, ожидающе улыбаясь, стоял Птаха. Я oпeшил:

Чего-о ты?!

Кто тебе сказал, что это я? - отперся он. - Приснилось, что ли?

Давай сюда! - Вадик протянул руку за шайбой, но я не отдал ее. Обида перехлестнула во мне страх ничего на свете я больше не боялся. За что? За что они так со мной? Что я им сделал?

Давай сюда! - потребовал Вадик.

Ты перевернул ту монетку! - крикнул я ему. - Я видел, что перевернул. Видел.

Ну-ка, повтори, - надвигаясь на меня, попросил он.

Ты перевернул ее, - уже тише сказал я, хорошо зная, что за этим последует.

Первым, опять сзади, меня ударил Птаха. Я полетел на Вадика, он быстро и ловко, не примериваясь, поддел меня головой в лицо, и я упал, из носу у меня брызнула кровь. Едва я вскочил, на меня снова набросился Птаха. Можно было еще вырваться и убежать, но я почему-то не подумал об этом. Я вертелся меж Вадиком и Птахой, почти не защищаясь, зажимая ладонью нос, из которого хлестала кровь, и в отчаянии, добавляя им ярости, упрямо выкрикивая одно и то же:

Перевернул! Перевернул! Перевернул!

Они били меня по очереди, один и второй, один и второй. Кто-то третий, маленький и злобный, пинал меня по ногам, потом они почти сплошь покрылись синяками. Я старался только не упасть, ни за что больше не упасть, даже в те минуты мне казалось это позором. Но в конце концов они повалили меня на землю и остановились.

Иди отсюда, пока живой! - скомандовал Вадик. - Быстро!

Я поднялся и, всхлипывая, швыркая омертвевшим носом, поплелся в гору.

Только вякни кому - убьем! - пообещал мне вслед Вадик.

Я не ответил. Все во мне как-то затвердело и сомкнулось в обиде, у меня не было сил достать из себя слово. И, только поднявшись на гору, я не утерпел и, словно сдурев, закричал что было мочи - так что слышал, наверное, весь поселок:

Переверну-у-ул!

Вариант № 2

Не было в тот день и не могло быть во всем белом свете человека несчастнее меня.

Утром я со страхом смотрел на себя в зеркало: нос вспух и раздулся, под левым глазом синяк, а ниже его, на щеке, изгибается жирная кровавая ссадина. Как идти в школу в таком виде, я не представлял, но как-то идти надо было, пропускать по какой бы то ни было причине уроки я не решался. Допустим, носы у людей и от природы случаются почище моего, и если бы не привычное место, ни за что не догадаешься, что это нос, но ссадину и синяк ничем оправдать нельзя: сразу видно, что они красуются тут не по моей доброй воле.

Прикрывая глаз рукой, я юркнул в класс, сел за свою парту и опустил голову. Первым уроком, как назло, был французский. Лидия Михайловна, по праву классного руководителя, интересовалась нами больше других учителей, и скрыть от нее что-либо было трудно. Она входила, здоровалась, но до того, как посадить класс, имела привычку внимательным образом осматривать почти каждого из нас, делая будто бы и шутливые, но обязательные для исполнения замечания. И знаки на моем лице она, конечно, увидела сразу, хоть я, как мог, и прятал их; я понял это потому, что на меня стали оборачиваться ребята.

Ну вот, - сказала Лидия Михайловна, открывая журнал. - Сегодня среди нас есть раненые.

Класс засмеялся, а Лидия Михайловна снова подняла на меня глаза. Они у нее косили и смотрели словно бы мимо, но мы к тому времени уже научились распознавать, куда они смотрят.

И что случилось? - спросила она.

Упал, - брякнул я, почему-то не догадавшись заранее придумать хоть мало-мальски приличное объяснение.

Ой, как неудачно. Вчера упал или сегодня?

Сегодня. Нет, вчера вечером, когда темно было.

Хи, упал! - выкрикнул Тишкин, захлебываясь от радости. - Это ему Вадик из седьмого класса поднес. Они на деньги играли, а он стал спорить и заработал, Я же видел. А говорит, упал.

Я остолбенел от такого предательства. Он что - совсем ничего не понимает или это он нарочно? За игру на деньги нас в два счета могли выгнать из школы. Доигрался. В голове у меня от страха все всполошилось и з гудело: пропал, теперь пропал. Ну, Тишкин. Вот Тишкин так Тишкин. Обрадовал. Внес ясность - нечего сказать.

Тебя, Тишкин, я хотела спросить совсем другое, - не удивляясь и не меняя спокойного, чуть безразличного тона, остановила его Лидия Михайловна. - Иди к доске, раз уж ты разговорился, и приготовься отвечать. Она подождала, пока растерявшийся, ставший сразу несчастиым Тишкин выйдет к доске, и коротко сказала мне: - После уроков останешься.

Стыдно сейчас вспомнить, как я пугался и терялся, когда Лидия Михайловна, закончив наш урок, звала меня ужинать. Будь я тысячу раз голоден, из меня пулей тут же выскакивал всякий аппетит. Садиться за один стол с Лидией Михайловной! Нет, нет! Лучше я к завтрашнему дню наизусть выучу весь французский язык, чтобы никогда больше сюда не приходить. Кусок хлеба, наверное, и вправду застрял бы у меня в горле. Кажется, до того я не подозревал, что и Лидия Михайловна тоже, как все мы, питается самой обыкновенной едой, а не какой-нибудь манной небесной, - настолько она представлялась мне человеком необыкновенным, непохожим на всех остальных.

Я вскакивал и, бормоча, что сыт, что не хочу, пятился вдоль стенки к выходу. Лидия Михайловна смотрела на меня с удивлением и обидой, но остановить меня никакими силами было невозможно. Я убегал. Так повторялось несколько раз, затем Лидия Михайловна, отчаявшись, перестала приглашать меня за стол. Я вздохнул свободней.

Вариант № 3

Старшой брал, брал ягоды да и задумался: он для дома старается, а те вон, дармоеды, жрут ягоды либо вовсе на траве валяются. Подскочил старшой и пнул Саньку еще раз. Санька взвыл, кинулся на старшого. Зазвенел чайник, брызнули из него ягоды. Бьются братья богатырские, катаются по земле, всю землянику раздавили.

После драки и у старшого опустились руки. Принялся он собирать просыпанные, давленые ягоды - и в рот их, в рот.

Значит, вам можно, а мне, значит, нельзя! Вам можно, а мне, значит, нельзя? - зловеще спрашивал он, пока не съел все, что удалось собрать.

Вскоре братья как-то незаметно помирились, перестали обзываться и решили спуститься к Фокинской речке, побрызгаться.

Мне тоже хотелось к речке, тоже бы побрызгаться, но я не решался уйти с увала, потому что еще не набрал полную посудину.

Бабушки Петровны испугался! Эх ты! - закривлялся Санька и назвал меня поганым словом. Он много знал таких слов. Я тоже знал, научился говорить их у левонтьевских ребят, но боялся, может, стеснялся употреблять поганство и несмело заявил:

Зато мне бабушка пряник конем купит!

Может, кобылой? - усмехнулся Санька, плюнул себе под ноги и тут же что-то смекнул; - Скажи уж лучше - боишься ее и еще жадный!

А хочешь, все ягоды съем? - сказал я это и сразу покаялся, понял, что попался на уду. Исцарапанный, с шишками на голове от драк и разных других причин, с цыпками на руках и ногах, с красными окровенелыми глазами, Санька был вреднее и злее всех левонтьевских ребят.

Слабо! - сказал он.

Мне слабо! - хорохорился я, искоса глядя в туесок. Там было ягод уже выше середины. - Мне слабо?! - повторял я гаснущим голосом и, чтобы не спасовать, не струсить, не опозориться, решительно вытряхнул ягоды на траву: - Вот! Ешьте вместе со мной!

Навалилась левонтьевская орда, ягоды вмиг исчезли. Мне досталось всего несколько малюсеньких, гнутых ягодок с прозеленью. Жалко ягод. Грустно. Тоска на сердце - предчувствует оно встречу с бабушкой, отчет и расчет. Но я напустил на себя отчаянность, махнул на все рукой - теперь уже все равно. Я мчался вместе с левонтьевскими ребятишками под гору, к речке, и хвастался:

Я еще у бабушки калач украду!

Парни поощряли меня, действуй, мол, и не один калач неси, шанег еще прихвати либо пирог - ничего лишнее не будет.

Вариант № 4

В тот день я не решил задачу, заданную на дом. У меня решение никак не сходилось с ответом.


- Ну, как задача?
- Ничего, - говорит он, - решил. При этом он коротко и значительно кивнул головой в том смысле, что трудности были, но мы их одолели.




- Извините,- сказала доктор еще раз и, почему-то нерешительно помешкав, закрыла дверь.







- Значит, организованно?

- Но ведь нам сказали сначала в пятый "А",- заупрямилась эта Галочка и строго посмотрела на меня.

Какая разница, - сказала докторша и решительно повернулась.



Приложение № 2

Фамилия, имя ____________________________________класс_________________

Хочу узнать

Пожалуйста, внимательно прочитайте вопросы и подчеркните подходящий вам вариант ответа.

  1. Я удовлетворен (а) результатами занятия ДА; НЕТ
  2. Я удовлетворен (а) своим выступлением ДА; НЕТ

3.Во время выступления я испытывал (а) затруднения, стеснение, неудобство, затруднений не было, другое______________________________________________

Приложение № 3

(Презентация

Настя возле черного пня.

Спасение Митраши.

Митраша в Блудовом болоте.

Рогатый великан лось.

Что объединяет все эти рисунки? (Это иллюстрации к одному произведению)

Приложение 1

Настя

«Как золотая курочка на высоких ножках»

«Волосы отливали золотом»

«Веснушки по всему лицу крупные, как золотые монетки»

«Носик был чистенький и глядел вверх»

«Как мать, вставала далеко до солнца, в предрассветный час»

«Растопляла печь, чистила картошку, заправляла обед»

«Выгоняла своё любимое стадо»

«Мало слушает, стоит и улыбается, оглаживает брата по затылку»

Митраша

«Десять лет с хвостиком»

«Коротенький, но очень плотный, лобастый»

«Упрямый и сильный»

«Мужичок в мешочке»

«Подгоняет дощечки одну к другой, складывает и обдерживает железными обручами»

«На нём лежит всё мужское хозяйство и общественное дело»

«Бывает на всех собраниях, стараясь понять общественные заботы»

«Начинает злиться, хорохориться и задирать нос»

«Вздумает, подражая отцу, учить свою сестру»

(Составление таблицы на доске и в тетради каждого ученика) –

Сказка
1. Активное участие в жизни детей принимают животные.
2. Образы природы: сосна и ель, ёлочки-старушки, Лежачий камень.
3. Добро побеждает зло.
Быль
1. События имеют реальную основу.
2. Подробное описание жизни детей и их самих.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План урока литерату ры в 6 классе

«Нравственный выбор моего ровесника» по произведениям В.Распутина, В Астафьева,

Ф. Искандера.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ УРОКА:

1. Формирование монологической и диалогической устной и письменной речи.

2. Создание условий для прогнозирования темы и цели занятия.

3. Организация работы в группах.

4. Создание условий для рефлексии достижения цели.

ЗАДАЧИ УРОКА

1. Проверить умения учащихся понимать и анализировать художественный текст.

2. Организовать проблемную ситуацию через формулирование вопросов к тексту.

3. Активизировать учащихся на творческую работу в группах, предоставить возможность высказывания при обсуждении вопросов темы.

4. Сформировать умения строить устное и письменное высказывание по законам логики.

5. Организовать рефлексию учебной деятельности.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Вводно – мотивационный этап (15 минут)

Актуализация знаний

Организация работы по ознакомлению с фрагментами произведений

Промежуточный контроль и демонстрация презентации

Знакомятся с презентацией, грамотно заполняют третью графу таблицы (узнал)

Организация индивидуальной работы по формулированию вопросов

Формулируют вопросы по предложенным фрагментам текстов, записывают во вторую графу таблицы (хочу узнать)

Организация фронтальной работы по обсуждению темы и цели урока. Тема: «Нравственный выбор моего ровесника»

Цель: собрать материал к сочинению.

Высказывают предположения о теме и цели урока.

Записывают в первой графе таблицы (знаю) продолжение предложения «Нравственный выбор – это …» (домашнее задание к данному уроку)

Технологический этап (20 минут)

Организация планирования работы в группах, в т.ч.

  • определение сроков выполнения работ
  • обсуждение с учащимися критериев оценки качества работ в группе.

Объединяются в группы по вариантам.

Планируют работу в группе.

Участвуют в обсуждении.

Организация работы в группах

Консультирование работы групп.

Работают в группах по обсуждению сформулированных вопросов и выбирают 3 наиболее интересных, по мнению группы.

Организация публичного выступления

Презентация результатов групповой работы с обоснованием выбора вопросов.

Рефлексивный этап (10 минут)

Подведение итогов деятельности учащихся на уроке

Участвуют в подведении итогов, выражая согласие или несогласие с выбором своей группы.

Завершение работы над таблицей

Оценивание деятельности каждого участника группы и самооценка.

Определение домашнего задания: написать сочинение по плану

  1. Что такое нравственный выбор и когда человек его делает?
  2. Пример из художественного произведения
  3. Вывод. Моё отношение к поступкам героя.

Запись домашнего задания

ТАБЛИЦА СООТВЕТСТВИЯ УЧЕБНЫХ ЗАДАНИЙ И

УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

Учебные задания (УЗ)

Универсальные учебные действия (УУД)

Постановка темы и цели занятия

  1. Прочитайте фрагмент художественного произведения, определите, откуда он взят. Если узнали, внесите в первую графу таблицы автора и название. Если не узнали, напишите во второй графе, что вы хотите узнать.
  2. Организация работы с таблицей
  3. Посмотрите презентацию и напишите в третьей графе (узнал) полное имя авторов и названия произведений, на которые вы сможете опираться в своём сочинении.
  4. Сформулируйте вопросы по данному вам фрагменту текста, отражая в них ваши размышления о поведении литературного героя (используйте в них слова: почему, зачем, с какой целью и т.п.).
  5. Выскажите предположения о теме нашего урока и его цели.
  6. Запишите на листочках тему «Нравственный выбор моего ровесника (по литературному произведению») и внесите в первую графу таблицы (знаю) продолжение предложения «Нравственный выбор – это …»

Личностные: мотивация учения, формирование основ гражданской идентичности личности

Регулятивные: целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно)

Познавательные: общеучебные (поиск, выделение и структурирование информации)

Познавательные: общеучебные (смысловое чтение); логические (анализ с целью выделения признаков, выдвижение гипотез и их обоснование)

Регулятивные: целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно); прогнозирование (предвосхищение результата и уровня усвоения)

Работа в группах.

Объединитесь в группы по вариантам (один фрагмент текста).

Обсудите цели (надо выбрать 3 наиболее интересных вопроса по тексту) и критерии, по которым будете оценивать вклад каждого человека в работу группы.

Определите, кто будет представлять итоги обсуждения.

Познавательные: создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

Регулятивные: планирование (определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий)

Организация публичного выступления

Прочитайте выбранные вами вопросы, обоснуйте их выбор.

Дополните, если хотите, ответ вашего одноклассника.

Во время выступления вашего одноклассника записывайте в свой листочек понравившиеся вам вопросы.

Познавательные: анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

Коммуникативные: умение с достаточной точностью выражать свои мысли , умение договариваться и приходит ь к общему решению в совместной деятельности, управление поведением партнера (контроль, коррекция, оценка действий партнера).

Личностные: нравственно-этическое оценивание (оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор, исходя из социальных и личностных целей)

Организация и подведение итогов деятельности учащихся на уроке

Поставьте себе оценку за урок.

Регулятивные: оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения).

Коммуникативные: контроль, коррекция, оценка действий партнера.

Определение домашнего задания

Написать сочинение, выбрав произведение, на основе которого приведёте пример для обоснования своих рассуждений.

Личностные: нравственно-этическое оценивание (оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор, исходя из социальных и личностных целей).

Приложение № 1

Вариант № 1

Откуда мне было знать, что никогда и никому еще не прощалось, если в своем деле он вырывается вперед? Не жди тогда пощады, не ищи заступничества, для других он выскочка, и больше всех ненавидит его тот, кто идет за ним следом. Эту науку мне пришлось в ту осень постигнуть на собственной шкуре.

Я только что опять угодил в деньги и шел собирать их, когда заметил, что Вадик наступил ногой на одну из рассыпавшихся по сторонам монет. Все остальные лежали вверх решками. В таких случаях при броске обычно кричат «в склад!», чтобы - если не окажется орла - собрать для удара деньги в одну кучу, но я, как всегда, понадеялся на удачу и не крикнул.

Не в склад! - объявил Вадик.

Я подошел к нему и попытался сдвинуть его ногу с монеты, но он оттолкнул меня, быстро схватил ее с земли и показал мне решку. Я успел заметить, что монета была на орле, - иначе он не стал бы ее закрывать.

Ты перевернул ее, - сказал я. - Она была на орле, я видел.

Он сунул мне под нос кулак.

А этого ты не видел? Понюхай, чем пахнет.

Мне пришлось смириться. Настаивать на своем было бессмысленно; если начнется драка, никто, ни одна душа за меня не заступится, даже Тишкин, который вертелся тут же.

Злые, прищуренные глаза Вадика смотрели на меня в упор. Я нагнулся, тихонько ударил по ближней монете, перевернул ее и подвинул вторую. «Хлюзда на правду наведет, - решил я. - Все равно я их сейчас все заберу». Снова наставил шайбу для удара, но опустить уже не успел: кто-то вдруг сильно поддал мне сзади коленом, и я неловко, склоненной вниз головой, ткнулся в землю. Вокруг засмеялись.

За мной, ожидающе улыбаясь, стоял Птаха. Я oпeшил:

Чего-о ты?!

Кто тебе сказал, что это я? - отперся он. - Приснилось, что ли?

Давай сюда! - Вадик протянул руку за шайбой, но я не отдал ее. Обида перехлестнула во мне страх ничего на свете я больше не боялся. За что? За что они так со мной? Что я им сделал?

Давай сюда! - потребовал Вадик.

Ты перевернул ту монетку! - крикнул я ему. - Я видел, что перевернул. Видел.

Ну-ка, повтори, - надвигаясь на меня, попросил он.

Ты перевернул ее, - уже тише сказал я, хорошо зная, что за этим последует.

Первым, опять сзади, меня ударил Птаха. Я полетел на Вадика, он быстро и ловко, не примериваясь, поддел меня головой в лицо, и я упал, из носу у меня брызнула кровь. Едва я вскочил, на меня снова набросился Птаха. Можно было еще вырваться и убежать, но я почему-то не подумал об этом. Я вертелся меж Вадиком и Птахой, почти не защищаясь, зажимая ладонью нос, из которого хлестала кровь, и в отчаянии, добавляя им ярости, упрямо выкрикивая одно и то же:

Перевернул! Перевернул! Перевернул!

Они били меня по очереди, один и второй, один и второй. Кто-то третий, маленький и злобный, пинал меня по ногам, потом они почти сплошь покрылись синяками. Я старался только не упасть, ни за что больше не упасть, даже в те минуты мне казалось это позором. Но в конце концов они повалили меня на землю и остановились.

Иди отсюда, пока живой! - скомандовал Вадик. - Быстро!

Я поднялся и, всхлипывая, швыркая омертвевшим носом, поплелся в гору.

Только вякни кому - убьем! - пообещал мне вслед Вадик.

Я не ответил. Все во мне как-то затвердело и сомкнулось в обиде, у меня не было сил достать из себя слово. И, только поднявшись на гору, я не утерпел и, словно сдурев, закричал что было мочи - так что слышал, наверное, весь поселок:

Переверну-у-ул!

Вариант № 2

Не было в тот день и не могло быть во всем белом свете человека несчастнее меня.

Утром я со страхом смотрел на себя в зеркало: нос вспух и раздулся, под левым глазом синяк, а ниже его, на щеке, изгибается жирная кровавая ссадина. Как идти в школу в таком виде, я не представлял, но как-то идти надо было, пропускать по какой бы то ни было причине уроки я не решался. Допустим, носы у людей и от природы случаются почище моего, и если бы не привычное место, ни за что не догадаешься, что это нос, но ссадину и синяк ничем оправдать нельзя: сразу видно, что они красуются тут не по моей доброй воле.

Прикрывая глаз рукой, я юркнул в класс, сел за свою парту и опустил голову. Первым уроком, как назло, был французский. Лидия Михайловна, по праву классного руководителя, интересовалась нами больше других учителей, и скрыть от нее что-либо было трудно. Она входила, здоровалась, но до того, как посадить класс, имела привычку внимательным образом осматривать почти каждого из нас, делая будто бы и шутливые, но обязательные для исполнения замечания. И знаки на моем лице она, конечно, увидела сразу, хоть я, как мог, и прятал их; я понял это потому, что на меня стали оборачиваться ребята.

Ну вот, - сказала Лидия Михайловна, открывая журнал. - Сегодня среди нас есть раненые.

Класс засмеялся, а Лидия Михайловна снова подняла на меня глаза. Они у нее косили и смотрели словно бы мимо, но мы к тому времени уже научились распознавать, куда они смотрят.

И что случилось? - спросила она.

Упал, - брякнул я, почему-то не догадавшись заранее придумать хоть мало-мальски приличное объяснение.

Ой, как неудачно. Вчера упал или сегодня?

Сегодня. Нет, вчера вечером, когда темно было.

Хи, упал! - выкрикнул Тишкин, захлебываясь от радости. - Это ему Вадик из седьмого класса поднес. Они на деньги играли, а он стал спорить и заработал, Я же видел. А говорит, упал.

Я остолбенел от такого предательства. Он что - совсем ничего не понимает или это он нарочно? За игру на деньги нас в два счета могли выгнать из школы. Доигрался. В голове у меня от страха все всполошилось и з гудело: пропал, теперь пропал. Ну, Тишкин. Вот Тишкин так Тишкин. Обрадовал. Внес ясность - нечего сказать.

Тебя, Тишкин, я хотела спросить совсем другое, - не удивляясь и не меняя спокойного, чуть безразличного тона, остановила его Лидия Михайловна. - Иди к доске, раз уж ты разговорился, и приготовься отвечать. Она подождала, пока растерявшийся, ставший сразу несчастиым Тишкин выйдет к доске, и коротко сказала мне: - После уроков останешься.

Стыдно сейчас вспомнить, как я пугался и терялся, когда Лидия Михайловна, закончив наш урок, звала меня ужинать. Будь я тысячу раз голоден, из меня пулей тут же выскакивал всякий аппетит. Садиться за один стол с Лидией Михайловной! Нет, нет! Лучше я к завтрашнему дню наизусть выучу весь французский язык, чтобы никогда больше сюда не приходить. Кусок хлеба, наверное, и вправду застрял бы у меня в горле. Кажется, до того я не подозревал, что и Лидия Михайловна тоже, как все мы, питается самой обыкновенной едой, а не какой-нибудь манной небесной, - настолько она представлялась мне человеком необыкновенным, непохожим на всех остальных.

Я вскакивал и, бормоча, что сыт, что не хочу, пятился вдоль стенки к выходу. Лидия Михайловна смотрела на меня с удивлением и обидой, но остановить меня никакими силами было невозможно. Я убегал. Так повторялось несколько раз, затем Лидия Михайловна, отчаявшись, перестала приглашать меня за стол. Я вздохнул свободней.

Вариант № 3

Старшой брал, брал ягоды да и задумался: он для дома старается, а те вон, дармоеды, жрут ягоды либо вовсе на траве валяются. Подскочил старшой и пнул Саньку еще раз. Санька взвыл, кинулся на старшого. Зазвенел чайник, брызнули из него ягоды. Бьются братья богатырские, катаются по земле, всю землянику раздавили.

После драки и у старшого опустились руки. Принялся он собирать просыпанные, давленые ягоды - и в рот их, в рот.

Значит, вам можно, а мне, значит, нельзя! Вам можно, а мне, значит, нельзя? - зловеще спрашивал он, пока не съел все, что удалось собрать.

Вскоре братья как-то незаметно помирились, перестали обзываться и решили спуститься к Фокинской речке, побрызгаться.

Мне тоже хотелось к речке, тоже бы побрызгаться, но я не решался уйти с увала, потому что еще не набрал полную посудину.

Бабушки Петровны испугался! Эх ты! - закривлялся Санька и назвал меня поганым словом. Он много знал таких слов. Я тоже знал, научился говорить их у левонтьевских ребят, но боялся, может, стеснялся употреблять поганство и несмело заявил:

Зато мне бабушка пряник конем купит!

Может, кобылой? - усмехнулся Санька, плюнул себе под ноги и тут же что-то смекнул; - Скажи уж лучше - боишься ее и еще жадный!

Ты!

Жадный?

Жадный!

А хочешь, все ягоды съем? - сказал я это и сразу покаялся, понял, что попался на уду. Исцарапанный, с шишками на голове от драк и разных других причин, с цыпками на руках и ногах, с красными окровенелыми глазами, Санька был вреднее и злее всех левонтьевских ребят.

Слабо! - сказал он.

Мне слабо! - хорохорился я, искоса глядя в туесок. Там было ягод уже выше середины. - Мне слабо?! - повторял я гаснущим голосом и, чтобы не спасовать, не струсить, не опозориться, решительно вытряхнул ягоды на траву: - Вот! Ешьте вместе со мной!

Навалилась левонтьевская орда, ягоды вмиг исчезли. Мне досталось всего несколько малюсеньких, гнутых ягодок с прозеленью. Жалко ягод. Грустно. Тоска на сердце - предчувствует оно встречу с бабушкой, отчет и расчет. Но я напустил на себя отчаянность, махнул на все рукой - теперь уже все равно. Я мчался вместе с левонтьевскими ребятишками под гору, к речке, и хвастался:

Я еще у бабушки калач украду!

Парни поощряли меня, действуй, мол, и не один калач неси, шанег еще прихвати либо пирог - ничего лишнее не будет.

Ладно!

Вариант № 4

В тот день я не решил задачу, заданную на дом. У меня решение никак не сходилось с ответом.

Поэтому на следующий день я пришел в школу за час до занятий. Мы учились во вторую смену. Самые заядлые футболисты были уже на месте. Я спросил у одного из них насчет задачи, оказалось, что и он ее не решил. Совесть моя окончательно успокоилась. Мы разделились на две команды и играли до самого звонка.
И вот входим в класс. Еле отдышавшись, на всякий случай спрашиваю у отличника Сахарова:
- Ну, как задача?
- Ничего, - говорит он, - решил. При этом он коротко и значительно кивнул головой в том смысле, что трудности были, но мы их одолели.

Между тем Харлампий Диогенович поздоровался с классом и уселся на стул. Он слегка вздернул рукава пиджака, медленно протер нос и рот носовым платком, почему-то посмотрел после этого в платок и сунул его в карман. Потом он снял часы и начал листать журнал. Казалось, приготовления палача пошли быстрей.
Но вот он отметил отсутствующих и стал оглядывать класс, выбирая жертву. Я затаил дыхание.
Класс замер. Но в это мгновение раскрылась дверь и в дверях появились доктор с медсестрой.
- Извините, это пятый "А"? - спросила доктор.
- Нет, - сказал Харлампий Диогенович с вежливой враждебностью, чувствуя, что какое-то санитарное мероприятие может сорвать ему урок. Хотя наш класс был почти пятый "А", потому что он был пятый "Б", он так решительно сказал "нет", как будто между нами ничего общего не было и не могло быть.
- Извините,- сказала доктор еще раз и, почему-то нерешительно помешкав, закрыла дверь.

И вот внезапная надежда, своим белоснежным халатом озарившая наш класс, исчезла. Я этого не мог так оставить.
- Можно, я им покажу, где пятый "А"? - сказал я, обнаглев от страха.
Два обстоятельства в какой-то мере оправдывали мою дерзость. Я сидел против двери, и меня часто посылали в учительскую за мелом или еще за чем-нибудь. А потом пятый "А" был в одном из флигелей при школьном дворе, и докторша в самом деле могла запутаться, потому что она у нас бывала редко, постоянно она работала в первой школе.
- Покажите, - сказал Харлампий Диогенович и слегка приподнял брови.
Стараясь сдерживаться и не выдавать своей радости, я выскочил из класса.
Я догнал докторшу и медсестру еще в коридоре нашего этажа и пошел с ними.
- Я покажу вам, где пятый "А", - сказал я. Докторша улыбнулась так, как будто она не уколы делала, а раздавала конфеты.
- А нам что, не будете делать? - спросил я.
- Вам на следующем уроке, - сказала докторша, все так же улыбаясь.
- А мы уходим в музей на следующий урок, - сказал я несколько неожиданно даже для себя.
- А мы вас не пустим,- сказала докторша шутливо.
- Что вы, - сказал я, начиная волноваться,- мы собираемся во дворе и организованно пойдем в музей.
- Значит, организованно?
- Да, организованно, - повторил я серьезно, боясь, что она не поверит в нашу способность организованно сходить в музей.
- А что, Галочка, пойдем в пятый "Б", а то и в самом деле уйдут, - сказала она и остановилась. Мне всегда нравились такие чистенькие докторши в беленьких чепчиках и в беленьких халатах.
- Но ведь нам сказали сначала в пятый "А",- заупрямилась эта Галочка и строго посмотрела на меня.

Какая разница, - сказала докторша и решительно повернулась.

Убедившись, что они не передумают, я побежал вперед, чтобы устранить связь между собой и их приходом.
Когда я вошел в класс, у доски стоял Шурик Авдеенко, и, хотя решение задачи в трех действиях было написано на доске его красивым почерком, объяснить решение он не мог. Вот он и стоял у доски с яростным и угрюмым лицом, как будто раньше знал, а теперь никак не мог припомнить ход своей мысли.
"Не бойся, Шурик, - думал я, - ты ничего не знаешь, а я тебя уже спас". Хотелось быть ласковым и добрым.

Приложение № 2

Фамилия, имя ____________________________________класс_________________

Знаю

Хочу узнать

Узнал (а)

Пожалуйста, внимательно прочитайте вопросы и подчеркните подходящий вам вариант ответа.

  1. Я удовлетворен (а) результатами занятия ДА; НЕТ
  2. Я удовлетворен (а) своим выступлением ДА; НЕТ

3.Во время выступления я испытывал (а) затруднения, стеснение, неудобство, затруднений не было, другое______________________________________________

Приложение № 3

Ребята, взгляните на рисунки. Что объединяет все эти рисунки? (Это иллюстрации к одному произведению)

(Презентация

Настя возле черного пня.

Спасение Митраши.

Митраша в Блудовом болоте.

Рогатый великан лось.

Что объединяет все эти рисунки? (Это иллюстрации к одному произведению)

Приложение 1

Настя

«Как золотая курочка на высоких ножках»

«Волосы отливали золотом»

«Веснушки по всему лицу крупные, как золотые монетки»

«Носик был чистенький и глядел вверх»

«Как мать, вставала далеко до солнца, в предрассветный час»

«Растопляла печь, чистила картошку, заправляла обед»

«Выгоняла своё любимое стадо»

«Мало слушает, стоит и улыбается, оглаживает брата по затылку»

Митраша

«Десять лет с хвостиком»

«Коротенький, но очень плотный, лобастый»

«Упрямый и сильный»

«Мужичок в мешочке»

«Подгоняет дощечки одну к другой, складывает и обдерживает железными обручами»

«На нём лежит всё мужское хозяйство и общественное дело»

«Бывает на всех собраниях, стараясь понять общественные заботы»

«Начинает злиться, хорохориться и задирать нос»

«Вздумает, подражая отцу, учить свою сестру»

(Составление таблицы на доске и в тетради каждого ученика) –

Кто вам понравился больше? Настя или Митраша? Почему?

По вариантам работа:

Сказка
1. Активное участие в жизни детей принимают животные.
2. Образы природы: сосна и ель, ёлочки-старушки, Лежачий камень.
3. Добро побеждает зло.
Быль
1. События имеют реальную основу.
2. Подробное описание жизни детей и их самих.


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Костромы «Лицей №32»

Конспект урока литературы в 6 классе

«

в произведениях В. Астафьева и В. Распутина».

Выполнила

учитель русского языка и литературы

.

Цель: Сформировать у детей представление о нравственных выборах героев произведений В. Астафьева и В. Распутина, определить положительные и отрицательные черты подросткового периода.

Задачи:

1. Образовательные

1.Углубить и систематизировать знания учащихся о характере литературного героя.

2. Совершенствовать навык отбора и систематизации материала для характеристики героя и сравнительной характеристики героев.

3. Расширять словарный запас школьников через работу над понятиями и языковыми средствами.

2. Развивающие

1. Актуализировать знания учащихся о психологических особенностях подросткового возраста и нравственных выборах

2. Развивать логическое мышление и речь учащихся через работу над постановкой целей, анализом высказываний.

3. Совершенствовать навыки сопоставительного анализа героев.

4. Совершенствовать речь учащихся через работу над монологическим ответом.

3.Воспитательные

1. Воспитывать любовь к слову через работу над литературным произведением.

Методы

1. Репродуктивный

2. Частично-поисковый.

Оформление

1. Эпиграф к уроку

2. Таблица

3. Фрагмент из телевизионного фильма по рассказу В. Распутина «Уроки французского».

Нравственный выбор моего ровесника

Ход урока

Учитель : Отрочество… Именно тогда познаются первые уроки добра и зла, потому что каждый подросток делает свой выбор. Я думаю, что многие из вас слышали выражение «сделать свой выбор». Как вы понимаете это выражение?

Ученик : Это совершенный поступок, хороший или плохой.

Тема нашего урока «Нравственный выбор моего ровесника в произведениях В. Астафьева и В. Распутина». Подберите однокоренные слова к слову «нравственный».

Ученик: Нравственность, нрав.

Обратимся к «Толковому словарю» Ожегова и определим лексическое значение слова «нравственность»

Нравственность - правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил поведения.

Что же такое «нравственный выбор»?

Ученик: Это поступки, совершаемые человеком в соответствии с теми правилами поведения, которые приняты в обществе. (Запись темы в тетрадь).

Учитель: Исходя из темы, сформулируйте цель нашего урока.

Ученик: Сопоставив героев произведений В. Астафьева и В. Распутина, мы определим, какие выборы в отношениях со сверстниками и взрослыми делают герои произведений и почему? Что положительного и отрицательного несут их поступки? (Запись ключевых вопросов в тетрадь).

Учитель: Исследователь русской литературы утверждает: «Два свойства детской души дороги: непосредственная чистота нравственного чувства и способность легко и свободно восстанавливать гармонию во взаимоотношениях с миром».

Насколько прав исследователь русской литературы в своем выводе? На этот вопрос мы ответим сегодня. Я же предлагаю вам вспомнить эпизоды из прочитанных произведений и проанализировать жизненные выборы главных героев.

Эти мальчишки общаются с разными людьми: со сверстниками, родителями (или другими родственниками), и учителями. Герои произведений - ваши ровесники. Чье мнение для них и для вас более важное, а чье - менее значительно.

Ученик: Более важно мнение сверстников, менее важное - других людей.

Учитель: Перед вами – таблица, в которую мы будем записывать выводы. (Таблица продублирована на доске).

Нравственный выбор моего ровесника

Учитель: Давайте посмотрим, как складываются их отношениях со сверстниками.

Астафьева общается с левонтьевскими ребятами. Обратимся к эпизоду «Левонтьевские мальчишки предлагают обмануть бабушку». Прослушайте пересказ этого эпизода и подумайте над вопросом «Как ведет себя герой? Почему он не смог дать отпор левонтьевским мальчишкам?»

Ученик: Учащийся пересказывает эпизод близко к тексту от первого лица.

Ученик: Для него мнение сверстников было важнее, чем мнение взрослых людей, поэтому он решил доказать ребятам, что не боится бабушку.

Учитель: Запишем вывод в таблицу

Учитель: Продолжим наши наблюдения. Обратимся к эпизоду из рассказа Распутина «Игра подростков в «чику». Прослушайте этот эпизод и подумайте над вопросом «Принимает ли главный герой правила игры, навязанные сверстниками? С чем он не может смириться?»


Чтение по ролям эпизода из рассказа Распутина «Игра подростков в «чику».

Ученик: Этот мальчик не принимает тех условий, которые ему навязывают Вадик и ребята, поэтому оказывается избитым.

Учитель: Запишем вывод в таблицу

Учитель: Как ведут себя герои в отношениях со сверстниками?

Ученик: Для героя Астафьева мнение левонтьевских ребят значимо, поэтому он «идет у них на поводу», а герой рассказа Распутина более независимый в своих решениях: терпит побои, защищая правоту своих взглядов.

Учитель: Как правило, каждый поступок имеет свои последствия. Это находит отражение в отношениях со взрослыми как в школе, так и дома. Вспомните, к чему привел обман героя рассказа «Конь с розовой гривой»? Найдите в тексте строки, которые говорят о душевных переживаниях героя.

Ученик: (Чтение эпизода со слов « Бабушку надул…» (стр.95).

Учитель: Запишем вывод в таблицу

Учитель: Скажите, как повлияла эта история на его дальнейшие поступки?

Ученик: Эта история не прошла для него даром: случай он запомнил на всю жизнь. Чтение эпизода со слов «Сколько лет с тех пор прошло!» (стр. 105).

Учитель: Герой рассказа Распутина старается быть честным, но обманывает учительницу Лидию Михайловну. Как он это делает и почему?

Ученик: Она была человеком из другого мира. Чтение эпизода со слов «Она сидела передо мной…» (стр.127). Мальчик боялся правды, ему было стыдно: его могли выгнать из школы! Стыдно ему было и из-за того, что он был бедным, и голод заставлял его идти на это «преступление».

Учитель: Запишем вывод в таблицу

Учитель: Ребята, нужно ли обманывать взрослых? А почему это делают дети?

Ученик: Нет, но дети заблуждаются, ошибаются, поэтому и обманывают взрослых.

Учитель: А как вы думаете, взрослым обманывать можно? пошла на обман? Имела ли она право это делать?

Ученик: Она не нашла другого способа, чтобы помочь этому мальчику. И этот ее обман можно оправдать.

Учитель: Почему этого не понял директор? (Просмотр эпизода из фильма или обращение к эпизоду из текста).

Ученик: Ему должность не позволяла – он действовал как руководитель школы. И за «преступление» учителя наказал.

Учитель: Как вы думаете, возможны ли дружеские отношения между учителем и учеником? А как сам автор отвечает на этот вопрос?

Ученик: Да, если учитель помогает ученику.

Учитель: Я бы ответила на этот вопрос словами русского писателя «Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях».

Обратимся к вопросам, поставленным в начале урока.

Какие выборы в отношениях со взрослыми и сверстниками делают герои произведений и почему? Что положительного и отрицательного несут их поступки?

Ученик: Делает обобщение по материалам таблицы

Оба героя примерно одного возраста. Они общаются с ребятами как в школе, так и во дворе. Мнение сверстников для героя рассказа В. Астафьева «Конь с розовой гривой» важно: он хотел доказать левонтьевским ребятам, что не боится бабушку и может ее обмануть. А вот герой рассказа В. Распутина «Уроки французского» не терпит обмана в игре с Вадиком и другими мальчишками, отстаивает свою точку зрения. Он более сильный и независимый.

Но оба героя обманывают взрослых: один - бабушку, другой - учительницу.

Герой рассказа В. Астафьева «Конь с розовой гривой» обманывает бабушку, стыдится своего обмана, потому что испытывает угрызения совести. Обманув ее, обманывает самого себя: убивает в себе честность. Стыдится того, что обманывает Лидию Михайловну, и герой рассказа В. Распутина «Уроки французского», так как восхищается этим человеком и уважает учительницу.

Но оба героя «находят в себе смелость» признать свои ошибки, получают уроки на всю жизнь.

Учитель: Произведения, которые мы с вами прочитали, являются автобиографическими , то есть написанными на основе событий из собственной жизни авторов. Как вы думаете, зачем о своих не очень-то хороших поступках авторы нам рассказали?

Ученик: Мы должны учиться на чужих ошибках и не совершать собственных.

Мы вновь обращаемся к словам: «Два свойства детской души дороги: непосредственная чистота нравственного чувства и способность легко и свободно восстанавливать гармонию во взаимоотношениях с миром». «В них заключены бесконечные возможности и резервы нравственного самоусовершенствования»,- пишет он.

Но герои этих произведений – люди другой эпохи. Кто из них более близок вам? (Голосование с обоснованием).

Домашнее задание Сочинение на одну из тем: «Нравственный выбор моего ровесника в произведениях В. Астафьева и В. Распутина», «Герой произведения, который по характеру мне близок и интересен».

На уроках литературы мне интересно работать с детьми над изучением произведений художественной литературы, героями которых являются их сверстники, оказавшиеся в условиях нравственного выбора. Данный урок - это размышление над нравственными проблемами рассказа В. Г. Распутина "Уроки французского". Восприятие и осмысление материала во многом основано на субъективном опыте учащихся. На уроке прослеживается формирование УУД.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Читатель учится у книг не жизни, а чувствам. Литература, на мой взгляд, - это прежде всего воспитание чувств, и прежде всего доброты, чистоты, благородства В. Г. Распутин

Уроки нравственности в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского»

Почему мальчик оказался в райцентре? «Чтобы учиться дальше… мне пришлось снаряжаться в райцентр»

Как он чувствует себя на новом месте? «Так мне было плохо, так горько и постыло! – хуже всякой болезни»

Почему он не убежал в деревню? «Но и тогда про меня можно сказать, что я человек ненадежный, раз не выдержал того, что хотел…»

Как складывались отношения героя с окружающими его ребятами? «…ни с кем из ребят я тогда не сошелся.»

Что заставило мальчика играть в «чику» на деньги? «Получив его (рубль), …я покупал баночку молока»

Гордость, честность, ответственность, мужество, трудолюбие, желание учиться, непреклонность перед трудностями жизни, любовь к игре, упрямство в достижении цели, благородство, беззаботность. Мальчик

Ум, красота, деликатность, доброта, понимание другого человека, милосердие, искренность, гордость, способность на самопожертвование, склонность к азартным играм, ответственность, упрямство в достижении целей, бескорыстие, душевная щедрость, эгоизм. Лидия Михайловна

Ум, красота, деликатность, доброта, понимание другого человека, милосердие, искренность, гордость, способность на самопожертвование, склонность к азартным играм, ответственность, упрямство в достижении целей, бескорыстие, душевная щедрость, эгоизм. Гордость, честность, ответственность, мужество, трудолюбие, желание учиться, непреклонность перед трудностями жизни, любовь к игре, упрямство в достижении цели, благородство, беззаботность. Мальчик Лидия Михайловна

Какие уроки нравственности получил автобиографический герой В. Г. Распутина от всех событий и благодаря учительнице?

Мальчик научился жить среди чужих людей, прощать обиды, заставил себя смириться с голодом, заботится о матери. - Герой старается понять поведение Владика, Птахи, Тишкина.(« Никогда и никому еще не прощалось, если в своем деле он вырывался вперед » . « Не жди пощады, не ищи заступничества » . « Остолбенел от предательства »). - Он понял, что унижение оскорбляет человека. (« Горько, навзрыд заплакал » , « не было человека несчастнее меня » . « Обида перехлестнула во мне страх, ничего на свете я больше не боялся »). - Он учится преодолевать свои слабости. (« Когда что – то не выходит, все сделаешь для того, чтобы вышло, так просто не отступишься »). - Можно сказать, что он приобрел опыт общения, « научился держать себя » , « справился с диковатостью » , начал задавать вопросы, вступать в спор. - Он приобрел духовный опыт выхода из драматических ситуаций при ощущении внутренней правоты. - Мальчик получил урок бескорыстной доброты и заботы, благодарную память о которой сохранил на всю жизнь. -Приобрел урок духовной памяти, что позволило ему, став взрослым, посвятить свое произведение учительнице.

1. Сочинение « Нравственный выбор моего ровесника в рассказе В.Г. Распутина « Уроки французского » . 2. Написать заметку в стенгазету « Советую прочитать « Уроки французского » В.Г. Распутина » . 3. Сочинение о понравившемся герое. (По рассказу В. Г. Распутина «Уроки французского»). Тему сочинения сформулируйте сами. Домашнее задание

Во многих произведениях Астафьева и Распутина главными героями являются дети. Примечательно, что рассказы этих писателей во многом автобиографичны, но их главный герой – обобщенный образ, передающий общие черты характера и жизни многих мальчишек.
Так, в рассказе В. Астафьева «Конь с розовой гривой» герой сталкивается с непростой ситуацией. Он вместе с соседскими ребятами пошел за земляникой. Витька знал, что эту ягоду его бабушка, у которой он жил, пойдет продавать в город. Мальчик, в отличие от левонтьевских шалопаев, старательно собирал землянику в туесок. А его друзья, поссорившись из-за нее, съели весь собранный урожай. Но Саньке, младшему и самому злому из всех соседских детей, и этого показалось мало. Он стал подначивать Витьку, чтобы тот отдал все собранные ягоды на общее «съедение». Добродушный и наивный герой поддался на злую хитрость. Но потом он совершил еще большую глупость – набил туесок травой и только верх забросал ягодой, для вида. И такую корзинку Витька отдал бабушке.
Мальчика очень сильно мучила совесть. Ему было плохо от того, что бабушка не подозревала об обмане, хвалила его и обещала привезти из города пряник. Жизнь стала Витьке не в радость. Все изменилось вокруг: он уже не мог играть, как и прежде, беззаботно и весело. Сознание своей вины тяготило его.
И еще хуже стало герою, когда бабушка вернулась из города. Она, конечно, обнаружила обман внука. Но, хуже того, Витька и ее поставил в очень неловкое положение. Катерина Петровна всем рассказывала, как она продавала туесок ягод какой-то городской даме, и там обнаружился обман.
Стыду и вине Витьки не было предела. Он был готов умереть, провалиться сквозь землю, только бы бабушка его простила. Витька пошел просить прощения, но от слез не мог вымолвить и двух слов. Любящая бабушка простила внука и даже отдала ему заготовленный пряник – коня с розовой гривой. Но этот нравственный урок герой запомнил на всю жизнь.
Герой рассказа В. Распутина «Уроки французского» тоже выносит свой нравственный урок, делает свой нравственный выбор. Он уезжает из родной деревни, от мамы, чтобы продолжать учебу. Время, в которое происходит действие рассказа, было тяжелым, послевоенным. В деревне стоял голод, царила нищета. Что могла мать героя собрать своему сыну, чем «подкормить» его? Она присылала с дядей Ваней, деревенским шофером, мешок картошки, - все, что могла. Но и эту малость мальчик не получал сполна – ее воровали хозяева, у которых герой жил на квартире.
Герой пишет, что он постоянно хотел есть. Даже во сне он чувствовал голодные спазмы желудка. Ради еды мальчик стал играть на деньги. Он сделался виртуозом игры «в чику», но выигрывал только рубль и ни копейкой больше – на молоко.
Вскоре героя начали избивать более взрослые мальчишки – слишком хорошо он играл: «нос вспух и раздулся, под левым глазом синяк, а ниже его, на щеке, изгибается жирная кровавая ссадина». Но в школу герой продолжал ходить даже в таком виде.
Есть ему хотелось все больше и больше. Посылок из дома герой больше не получал – и он опять пошел играть. И опять его стали избивать. Тогда Лидия Михайловна, учительница французского языка, решила помочь ему – она прислала мальчику посылку, якобы пришедшую из дома. Но герой сразу догадался, от кого была такая «роскошь». И никакими уговорами не могла учительница убедить мальчика принять этот подарок – ему не позволяли гордость и чувство собственного достоинства.
В итоге Лидия Михайловна вынуждена была уехать к себе на родину: ее застали во время игры на деньги с героем рассказа. И никто не захотел понять, что это была еще одна «хитрость», чтобы спасти ученика от голодной смерти. Но эту женщину герой также помнил до конца своей жизни, ведь она стала его ангелом-спасителем.
Юные герои рассказов Астафьева и Распутина совершают свой нравственный выбор. И всегда он получается в пользу Добра, Света, моральных принципов. И мы, читая рассказы, берем пример и учимся у этих мальчишек стойкости, душевной чистоте, доброте, мудрости.

Томас МаннБудденброкиВ 1835 г. семейство Будденброков, весьма почитаемое в маленьком немецком торговом городе Мариенкирхе, перебирается в новый дом на Менгштрассе, недавно приобретенный главой фирмы «Иоганн Будденброк». Семейство состоит из старого Иоганна Будденброка, его жены, их сына Иоганна, невестки Элизабет и внуков: десятилетнего Томаса, восьмилетней Антонии - Тони - и семилетнего Христиана. С ними живут еще сверстница Тони Клотильда, отпрыск неимущей линии семейства, и гувернантка Ида Юнгман, прослужившая у них так долго, что считается почти членом семьи.Но о первенце Иоганна Будденбро

Тарас Скотинин один из главных героев в клмедии Д.И.Фонвизина "Недоросль".По происхождению он дворянин.Являлся братом госпожи Простаковой.Его фамилия соответствует образу героя в произведении.Главным и единственным интересом его жизни быри свиньи,разведением которых он занимался. Я представляю себе этого героя человеком средних лет,плотного телослоржения и глупым выражением лица. Этот персонаж был с подлым характером.Он хотел жениться на Софье из-за свиней,которых разводила Софья,племянница Стародума.Из-за женитьбы на Софье он соперничает с Митрофанушкой,своим племянником,конфликтует с

Федор Иванович Тютчев родился в старинной дворянской семье, в имении Овстуг Брянского уезда Орловской губернии. Юные годы провел в Москве. В 1821 году блестяще закончил словесный факультет Московского университета. Вскоре поступил на службу в министерство иностранных дел. в 1822 году уехал за границу, получив назначение на скромную должность в русском посольстве в Мюнхене. Служил также в Турине (Сардиния). В чужих краях Тютчев прожил двадцать два года, но не терял духовной связи с родиной, хотя посещал ее нечасто. В Мюнхене он приобщился к немецкой идеалистической философии, свел знакомств