Начальная школа. Фонетический разбор

Фонетика - это раздел науки о языке, в котором изучаются звуки и их чередования, а также ударе­ние, интонация, слогораздел.

Графика - это раздел науки о языке, в котором изучаются начертания букв алфавита и их соотноше­ние со звуками речи.

Современный русский алфавит состоит из 33 букв, 10 из которых предназначены для обозначения гласных звуков и со­ответственно называются гласными. 21 согласная буква служит для обозначения согласных звуков. Кроме того, в современном русском языке есть две буквы, которые никаких звуков не обо­значают : ъ (твёрдый знак), ь (мягкий знак).

Гласные и согласные звуки

Звуки речи на письме заключаются в квадратные скобки . Это транскрипция. В транскрипции не принято писать прописные буквы и ставить знаки препинания. См. подробно: Правила русской транскрипции в школе.

Все звуки русского языка делятся на гласные и согласные.

1. Гласные звуки - это звуки, которые образуются при участии голоса. В русском языке их шесть: [а], [э], [и], [о], [у], [ы].

2. Согласные звуки - это звуки, которые образуются при участии голоса и шума или только шума.

а) Согласные звуки делятся на твердые и мягкие . Большинство твердых и мягких согласных образуют пары по твер­дости-мягкости : [б] - [б""], [в] - [в""], [г] - [г""], [д] - [д""], [з] - [з""], [к] - [к""], [л] - [л""], [м] - [м""], [н] - [н""], [п] - [п""], [р] - [р""], [с] - [с""], [т] - [т""], [ф] - [ф""], [х] - [х""] (апостроф справа вверху обозначает мягкость согласного звука). Например, лук - [лук] и люк - [л""ук].

б) У некоторых согласных звуков отсутствуют соот­носительные пары но твердости-мягкости, то есть в языке суще­ствуют непарные твердые согласные [ж], [ш], [ц] (т.е. они всегда только твёрдые) и непарные мягкие согласные [ш""], [й], [ч] (т.е. они всегда только мягкие).

Примечания:

у звуков [й], [ч] не принято обозначать мягкость апострофом, хотя в некоторых учебниках она обозначается;

звук [ш""] обозначается на письме буквой щ;

черта сверху обозначает удвоенный (долгий) звук . Например, щека - [ш""ика], чаща - [чаш""а], ванна - [вана], касса - [каса]. В некоторых учебниках обозначают долгие согласные так: [ван:а] - ванна.

в) Согласные звуки, образованные при участии голоса и шума, называютсязвонкими (например, [д], [д""], [з], [з""] и др.); если в образовании звуков участвует только шум, то такие звуки называются глухими согласными (например, [т], [т""], [с], [с""] и др.). Большинство звонких и глухих согласных в русском языке образуют пары по звонкости-глухости : [б] - [п], [б""] - [п""], [в] - [ф], [в""] - [ф""], [г] - [к], [г""] - [к""], [д] - [т], [д""] - [т""], [з] - [с], [з""] - [с""], [ж] - [ш]. Ср.: бить - пить, год - кот, жить - шить.

г) Звуки [й], [л], [л""], [м], |м""], [н], [н""], [р], [р""] не образуют соот­носительной пары с глухими согласными, следовательно, они являются непарными звонкими (непарные звонкие согласные еще называются сонорными , это звуки, в образовании которых участвует и голос и шум). И наоборот, глухие согласные, не образующие пары со звонкими, являютсянепарными глухими . Это звуки [ч], [ц], [х], [х""].

3. В потоке речи звучание одного звука может уподобляться звучанию другого звука. Такое явление называется ассимиляция . Так, в слове жизнь звук [з], стоящий рядом с мягким [н""], тоже смягчается, и мы получаем звук [з""]. Таким образом, произношение слова жизнь записывается так: [жыз""н""]. Сближение звучания возможно также у парных по звонкости-глухости звуков. Так, звонкие согласные в позиции перед глухи­ми и в конце слова по звучанию сближаются с парными глухи­ми. Следовательно, происходит оглушение согласных. Например, лодка - ло[т]ка, сказка - ска[с]ка, воз - во[с]. Возможно и об­ратное явление, когда глухие согласные в позиции перед звон­кими тоже становятся звонкими, то есть озвончаются . Напри­мер, косьба - ко[з""]ба, просьба - про[з""]ба.

Обозначение мягкости согласных на письме

В русском языке мягкость согласных обозначается следую­щими способами:

1. При помощи буквы ь (мягкий знак) в конце слова и в середине между согласными: польза - [пол""за], лось - [лос""] и др.

Примечание. Мягкий знак не обозначает мягкости со­гласных в следующих случаях:

а) если служит для разделения согласных, второй из которых й (йот): листья - лис[т""йа], бе­лье - бе[л""йо];

б) для различения грамматических категорий: рожь (3 скл., ж.р.) - нож (2 скл., м.р.);

в) для различения форм слов (после шипящих): читаешь (2 л., ед.ч.), режь (форма повелительного наклонения), помочь (неопределенная форма глаго­ла), а также наречий: вскачь, навзничь.

2. Посредством букв и, е , ё, ю, я, указывающих на мягкость предшествующего согласного звука и передающих гласные зву­ки [и], [э], [о], [у], [а]: лес - [л""эс], мёд - [м""от], лил - [л""ил], люк - [л""ук], мял - [м""ал].

3. При помощи последующих мягких согласных: винтик - [в""ин""т""ик], слива - [с""л""ива].

Звуковое значение букв е, ё, ю, я

1. Буквы е, ё, ю, я могут обозначать два звука : [йэ], [йо], [йу], [йа]. Происходит это в следующих случаях:

    в начале слова: например, ель - [йэ]ль, ёж - [йо]ж, юла - [йу]ла, яма - [йа]ма;

    после гласного звука: моет - мо[йэ]т, поёт - по[йо]т, дают - да[йу]т, лаять - ла[йа]ть;

    после разделительных ь,ъ: съем - съ[йэ]м, пьёт - пь[йо]т, льют - ль[йу]т, рьяный - рь[йа]ный.

Кроме того, после разделительного ь два звука будет обозначать буква и : соловьи - соловь[йи].

2. Буквы е, ё, ю, я указывают на мягкость предшеству­ющего согласного в позиции после согласных, парных по твер­дости-мягкости: мех - [м""эх], нёс - [н""ос], люк - [л""ук], мял - [м""ал].

Памятка:

    Звуки [й], [л], [м], [н], [р] - звонкие (не имеют пары по звонкости-глухости)

    Звуки [х], [ц], [ч], [ш""] - глухие (не имеют пары по твер­дости-мягкости)

    Звуки [ж], [ш], [ц] - всегда твёрдые.

    Звуки [й], [ч], [ш""] - всегда мягкие.

Фонетический разбор слова (звуко-буквенный анализ слова) - это анализ слова, который заключается в характеристике слоговой структуры и звукового состава слова ; фонетический разбор слова предполагает элементы графического анализа. Слово для фонетического разбора в школьных учебниках обозначается цифрой 1: например, земля1 .

При проведении фонетического разбора слова необходимо обязательно произносить слово вслух. Нельзя автоматически переводить буквенную запись в звуковую, это ведет к ошибкам. Нужно помнить, что характеризуются не буквы, а звуки слова.

Иногда необходимо сделать фонетическую запись целого предложения или текста .

Порядок фонетического (звуко-буквенного) разбора слова (по школьной традиции): 1.Запишите данное слово, разделите его на слоги, устно укажите количество слогов. 2.Поставьте ударение в слове. 3. Запишите фонетическую транскрипцию слова (пишем слово буквами в столбик, напротив каждой буквы записываем звук в квадратных скобках). 4. Охарактеризуйте звуки (напротив каждого звука ставим тире и пишем его характеристики, разделяя их запятыми):

    характеристики гласного звука: указываем, что звук гласный; ударный или без­ударный;

    характеристики согласного звука: указываем, что звук согласный; твёрдый или мягкий, звонкий или глухой. Можно ещё указать парный или непарный по твер­дости-мягкости, звонкости-глухости.

5. Укажите количество звуков и букв.

Образцы фонетического (звуко-буквенного) разбора слова (базовый уровень)

Фонетический разбор слова люблю: люблю люб – лЮ (на второй слог падает ударение, 2 слога) люб-лю [л"убл"у]

Л – [л"] согласный, мягкий, звонкий и непарный;

Ю – [у] – гласный и безударный;

Б – [б] – согласный, твердый, звонкий и парный

Л – [л"] – согласный, мягкий, звонкий и непарный;

Ю – [у] – гласный и ударный

В слове 5 букв и 5 звуков.

Фонетический разбор слова морковь: морковь мор-кОвь (на второй слог падает ударение, 2 слога). Перенос: мор-ковь [маркоф"]

М – [м] – согласный, твердый, звонкий и непарный.

О – [а] – гласный и безударный.

Р – [р] – согласный, твердый, звонкий и непарный.

К – [к] – согласный, твердый, глухой и парный.

О – [о] – гласный и ударный.

В – [ф"] – согласный, мягкий, глухой и парный.

Ь ---------–

В слове 7 букв и 6 звуков.

о – а, в – глухой звук ф, ь смягчает в

Что надо знать для фонетического разбора слов в начальной школе.

Фонетика — раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи.

Буквы – это графические знаки, с помощью которых звуки речи обозначаются при письме.

Звуки мы произносим и слышим, буквы — видим и пишем. Читая слова, мы видим буквы, а произносим звуки.

Звуки бывают гласные и согласные.

Гласные звуки.

При произнесении гласных выдыхаемый воздух свободно выходит изо рта и не встречает преград. Гласные звуки можно петь. Они состоят только из голоса, который образуется при дрожании голосовых связок.

В русском языке 10 гласных букв: А-Я,О-Ё, У-Ю, Ы-И, Э-Е ,
но 6 гласных звуков: [А], [О], [У], [Ы], [ Э], [И ] .

  • А, О, У, Ы, Э — это буквы, которые дают предыдущему согласному команду: «Читайся твёрдо!», но звуки [ч’], [щ’] — всегда мягкие:
    сон [с он], дым [д ым], чаща [ч’ ащ’ а], часы [ч’ ас ы].
  • Я, Ё, Ю, И, Е — это буквы, которые дают предыдущему согласному команду: «Читайся мягко!» (обозначают мягкость предыдущего согласного), но звуки [ж], [ш], [ц] остаются всегда твердыми:
    мята [м’ ата], тёрка [т’ орка], мюсли [м’ усл и], мел [м’ эл], лес [л’ эс], жир [ж ыр], ширь [ш ыр’], цифра [ц ыфра].
  • Буквы Я, Ё, Ю, Е — йотированные. Они могут давать один или два звука, в зависимости от положения в слове.
    • Я, Ё, Ю, Е стоят после согласных, то обозначают мягкость предыдущего согласного (кроме всегда твердых [ж], [ш], [ц]) и дают один гласный звук: я — [а], ё — [о], ю — [у], е — [э] :
      Мяч[м‘а ч], тёрн [т‘о рн], тюль [т‘у л’], пена [пэ на].
    • Я, Ё, Ю, Е дают два звука: согласный [й’] и соответствующий гласный, если они стоят
      • в начале слова: я ма [й’a ма ], ёлка [й’о лка], ю ла [й’у ла ], е ль [й’э л’];
      • после гласных: мая к [май’а к], поё т [пай’о т], пою т [пай’у т], пое л [пай’э л];
      • после разделительных Ъ и Ь знаков: деревья [д’ир’эв’й’а ], объём [абй’о м], вьюга [вй’у га], съезд [сй’э ст].
  • В транскрипции буквы Я, Ё, Ю, Е не используются. Звуков [е], [ё], [ю], [я] не существует.
  • Буква И после Ь обозначает два звука: чьи [ч’й’и ], лисьи [лис’й’и ]
  • [й’] — согласный, всегда звонкий, всегда мягкий звук.

В состав обязательно входит гласный звук: «Сколько в слове гласных, столько и слогов. Это знает каждый из учеников!»

Для малышей! Чтобы определить количество слогов в слове, надо приложить раскрытую ладошку под подбородок и четко произнести слово. На гласных подбородок ударит по ладошке. Посчитайте количество таких ударов и узнаете количество слогов.

Согласные звуки.

При произнесении согласных выдыхаемый воздух встречает преграды (губы, зубы и язык) в ротовой полости. Всего 36 согласных звуков.

Согласные звуки бывают твердые и мягкие, звонкие и глухие.

  • Звонкие
    • образуются при помощи голоса (вибрируют голосовые связки) и шума.
    • Л, М, Н, Р, Й — самые звонкие согласные (больше голоса и совсем мало шума в звуке), всегда звонкие.
    • Б, В, Г, Д, Ж, З — звонкие [б], [в], [г], [д], [ж], [з], [б’], [в’], [г’], [д’], [з’], имеют парные звуки по звонкости/глухости.
    • Фраза для запоминания содержит все звонкие согласные : Мы же не забывали друга.
  • Глухие
    • произносятся без голоса (без колебания голосовых связок) и состоят только из шума:
    • П, Ф, К, Т, Ш, С — глухие [п], [ф], [к], [т], [ш], [с], [п’], [ф’], [к’], [т’], [с’] имеют парные звонкие;
    • X, Ц, Ч, Щ — [х], [х’], [ц], [ч’], [щ’] — всегда глухие, не имеют парных по звонкости/глухости.
    • Фразы для запоминания, которые содержат все глухие согласные:
      • «Степка, хочешь щец?» — «Фи!»
      • Фока, хочешь поесть щец?

Для того чтобы определить, звонкий или глухой согласный, ребёнок закрывает уши ладошками и произносит этот звук. Если ребёнок при произнесении слышит голос, то это звонкий согласный. Если слышит не голос, а шум, то этот согласный глухой.

  • Твердые : [б], [в], [г], [д], [ж], [з], [к], [л], [м], [н], [п], [р], [с], [т], [ф], [х], [ц], [ш].
  • Мягкие : [б’], [в’], [г’], [д’], [з’], [й’], [к’], [л’], [м’], [н’], [п’], [р’], [с’], [т’], [ф’], [х’], [ч’], [щ’]. При фонетическом разборе мягкие звуки обозначаются знаком [‘].

Твердые и мягкие согласные при произношении различаются положением языка. Важно различать для правильного произношения и написания слов: мол [мол] — моль [мол’], угол [угол] — уголь [угол’] , нос [нос] — нёс [н’ос].

  • Л, М, Н, Р, Й — всегда звонкие.
  • Б-П, В-Ф, Г-К, Д-Т, Ж-Ш, З-С — парные согласные по звонкости-глухости.
  • X, Ц, Ч, Щ — всегда глухие согласные.
  • Ч, Щ, Й — всегда мягкие согласные.
  • Ж, Ш, Ц — всегда твердые согласные.
  • Ж, Ш, Ч, Щ — шипящие.

ФОНЕТИЧЕСКИЙ (ЗВУКО-БУКВЕННЫЙ) АНАЛИЗ СЛОВА

  1. Запишите слово.
  2. Поставьте ударение.
  3. Разделите слово на . Сосчитайте и запишите их количество.
  4. Выпишите все буквы этого слова в столбик одну под другой. Сосчитайте и запишите их количество.
  5. Напишите справа от каждой буквы, в квадратных скобках, звук, который эта буква обозначает.
  6. Опишите звуки:
    • Гласный, ударный или безударный.
    • Согласный, глухой или звонкий, парный или непарный; твёрдый или мягкий, парный или непарный.
  7. Сосчитайте и запишите количество звуков.
  8. Иногда требуется объяснить особенности правописания (орфографические правила).

Примеры

Обратите внимание!

  • Для гласных.

    1. Буквы Я, Ё, Ю, Е — йотированные.
      • Если эти буквы стоят после согласных, то они дают один звук:
        • Я — [а], Ё — [о], Ю — [у], Е — [э]: Лён — [л’ о н] — 3 буквы, 3 звука.
      • Если эти буквы стоят в начале слова, после гласных и разделительных Ъ и Ь знаков , то они дают 2 звука:
        • Я — [й’а], Ё — [й’о], Ю — [й’у], Е — [й’э] : Ёлка — [й’ о л к а] — 4 буквы, 5 звуков. Поёт [пай’о т ] — 4 буквы, 5 звуков.
    2. Буква И
      • после Ь обозначает два звука: чьи [ч’й’и ], лисьи [лис’й’и ] ;
      • после согласных Ж, Ш, Ц даёт звук [ы]:
        • зажи м [зажы м], ши ны [ш ы н ы], цирк [цы рк] ;
    3. гласная О под ударением даёт звук [о], а без ударения [а]:
      • кО тик — [ кО т ‘ и к], скво рцы — [с к в а р ц ы];
    4. гласная Е под ударением даёт звук [э], а без ударения [и]:
      • лес [л’эс], ле сА [л’и сА] (см. ли сА [л’и сА]), весна [в’исна];
    5. в некоторых иноязычных словах перед гласной Е согласный произносится твёрдо:
      • кафе [кафэ ], купе [купэ], свите р [свитэ р], отель [атэ л’];
    6. гласная Я под ударением даёт звук [а], а без ударения [э], [и]:
      • мяч — [м’ач’], рябина — [р’эб’ина], пятно — [п’итно].
  • Для согласных.

    1. парные по глухости/звонкости согласные в конце слова, перед глухой согласной произносятся глухо (оглушаются):
      • гриб — [гр’ и п], лав ка — [л а ф к а] ;
    2. Й, Ч, Щ — [й’], [ч’], [щ’] — всегда мягкие;
    3. Ж, Ш, Ц — [ж], [ш], [ц] — всегда твердые;
    4. Если в слове рядом стоят несколько согласных, то в некоторых словах звуки [в], [д], [л], [т] не произносятся (непроизносимые согласные), но буквы в,д, л, т пишутся:
      • чувст во [ч’Уства], солн це [сОн цэ], сердц е [с’Эрц э], радост ный [рАдасн ый’].
    5. сочетание СТН произносится как [сн], ЗДН — [зн]:
      • звёздн ый — [з в’ о з н ы й’], лестн ица — [л’ эс ‘н’ и ц а].
    6. иногда на месте буквы Г перед глухой согласной произносятся звуки [к], [х]:
      • когти — [к о к т’ и], мягкий — [м’ ах ‘ к ‘ и й’];
    7. иногда буква С в начале слова перед звонкой согласной озвончается:
      • сделал — [з’ д’ э л а л].
    8. между корнем и суффиксом перед мягкими согласными согласные могут звучать мягко:
      • зонт ик — [з о н’ т ‘ и к];
    9. иногда буква Н обозначает мягкий согласный звук перед согласными Ч, Щ:
      • стаканчик — [с т а к а н’ ч’ и к], сменщик — [см’э н’ щ’ и к];
    10. Удвоенные согласные располагаются
      • после ударного гласного, то дают длинный звук: грУпп а [ груп: а], вАнн а [ ван: а];
      • перед ударным гласным, то образуется обычный согласный звук: милл иОн [м’ил ‘иОн], акк Орд [ак Орт], аллЕя [ал ‘Эй’а] ;
    11. сочетания ТСЯ, ТЬСЯ (у глаголов) произносятся как длинный [ц]:
      • бриться — [бр’ иц :а];
    12. иногда сочетание ЧН , ЧТ произносится как [ш]:
      • конечн о — [ кан ‘ эш на ], скучн о — [ скуш на ], что — [ш т о], чтобы — [ш тобы] ;
    13. буква Щ и сочетания букв СЧ, ЗЧ, ЖЧ обозначают звук [щ’]:
      • щ авель [щ ‘ ав ‘ эл ‘ ], сч астливый [ щ ‘ асливый ‘ ], извозчик [извощ ‘ ик], перебежч ик [п ‘ир ‘иб’Эщ ‘ ик];
    14. в окончаниях имён прилагательных ОГО , ЕГО согласный Г произносится как [в]:
      • белог о — [б’ Э л а в а].

Гласные звуки
В русском алфавите всего 33 буквы.
Две из них - Ь, Ъ - не относятся ни к гласным, ни к согласным буквам, звуков не обозначают .
Гласные буквы : бывают ударными или безударными, образуют слоги. Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.
Гласных букв 10 : а, о, у, э, ы, я, ё, ю, е, и.
Гласных звуков 6 : [а], [о], [у], [э], [и], [ы].
А, О, У, Э, Ы - обозначают твёрдость согласных звуков.
Я, Ё, Ю, Е, И - обозначают мягкость согласных звуков.
Йотированные гласные буквы (буквы, обозначающие два звука).

Обозначают два звука , если стоят:
Я - [йа] Ю- [йу] Е - [йэ] Ё - [йо]
* в начале слова (ёж, яблоко, юла)
* после Ъ и Ь (съешь, семья, подъём)
* после гласных букв (споём, союз, военный)
Буквы е, я, ю, ё обозначают один звук [э], [а], [у], [о] после согласного только под ударением.
век - [в"эк], мяч- [м"ач"], блюз - [бл"ус], мед - [м"от]
В безударном положении эти буквы после согласного
обозначают звук [и]
ряды [р’ и д ы] лесок [л’ и с о к]
Согласные звуки
Согласные звуки не образуют слог.
Согласные звуки не бывают ударными или безударными.
Согласных букв 21 : н, м, л, р, й, б, в, г, д, ж з, п, ф, к, т, ш, с, х, ц, ч, щ.
Согласных звуков в русском языке - 36.
Парные согласные звуки

твердые звонкие твердые глухие мягкие звонкие мягкие глухие
[б]
[п] [б’]
[п’]
[в]
[ф] [в’]
[ф’]
[г]
[к] [г’]
[к’]
[д]
[т] [д’]
[т’]
[ж]
[ш]
[з]
[с] [з’]
[с’]


Непарных глухих звуков - 5: [х], [х’] [ц], [ч’], [щ’].
Непарных звонких звуков - 9: [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’], [й’].
Всегда твёрдые согласные звуки: [ж], [ш], [ц].
Всегда мягкие согласные звуки: [ч’], [щ’], [й’].
Непарные звонкие звуки [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’] называются сонорными, что в переводе с латинского значит «звучные».

ЗВУКО-БУКВЕННЫЙ РАЗБОР СЛОВА.

Порядок разбора:

  1. Напиши слово.
  2. Раздели слово на слоги и определи количество слогов.
  3. Определи, на какой слог падает ударение, поставь знак ударения.
  4. Определи количество гласных букв и согласных.
  5. Запиши буквы в столбик, около каждой буквы в запиши их звуки.
  6. Дай характеристику каждому звуку: Какой звук обозначают согласные буквы: звонкие или глухие, твердые или мягкие. Какой звук обозначают гласныебуквы: ударный или безударный.

Обрати внимание на буквы е, ё, ю, я (обозначают 2 звука, если: стоят вначале слова, после гласной, после ь или ъ знаков).

Не забудь об особенностях ь и ъ знаков.

Помни, что согласные звуки [ж], [ш] — твёрдые непарные, а звуки [ч " ], [щ"] — мягкие непарные. Т вёрдость и мягкость этих звуков не обо значается на письме и не зависит от пос ледующей гласной буквы.

  1. Подведи черту.
  2. Подсчитай и запиши, сколько букв и звуков в слове.

Устный разбор:

Голубь

В словеголубь 2 слога

Ударение падает на первый слог: гÓлубь

В слове 2 гласн., 3 согл.

Буквой г (гэ)обозначен звук [г] - согласный, звонкий, твердый;

Буквой о обозначен ударный звук [Ó];

Буквой л (эль) обозначен согласный звук [л] - согласный, звонкий, твердый;

Буквой у обозначенбезударныйгласный звук - [у];

Буквой б (бэ) обозначен согласный звук [п’] - глухой, мягкий; мягкость звука обозначена буквой ь (мягкий знак);

Буква «мягкий знак» звука не обозначает.

В словеголубь - 5 звуков, 6 букв.

Письменный разбор:

Го - лубь - 2 слога, 2 гласн., 3 согл.

г - [г] - согл., зв (п.)., тв. (п.)

о - [о] - гл., удар.

л - [л] - согл., зв. (неп.), тв. (п.)

у - [у] - гл., безуд.

б - [п’] - согл., глух. (п.), мягк. (п.)

ь - [-]

________________________

6 букв, 5 звуков

Де- ре - вья - 3 слога, 3 гласн., 3 согл.

д - [д’] - согл., зв. (п.), мяг. (п.)

е - [и] - гласн., безуд.

р - [р’] - согл., зв. (неп.), мяг. (п.)

е - [э] - гласн., ударн.

в - [в’] - согл., зв. (п.), мяг. (п.)

ь - [-]

я - [й’ ] - согл., зв. (неп.), мяг. (неп.)

[а] - гласн., безуд.

_______________________________

7 букв, 7 звуков

Фонетикой называют раздел языкознания, который изучает звуковую систему языка и звуки речи в целом. Фонетика - это наука о сочетании звуков в речи.

Фонетический разбор, или звуко-буквенный, - это анализ строения слогов и звуковой системы слова. Такой анализ предлагается выполнять как упражнение в учебных целях.

Под анализом понимается:

  • подсчитывание количества букв;
  • определение числа звуков в слове;
  • постановка ударения;
  • распределение звуков на согласные и гласные;
  • классификация каждого звука;
  • составление транскрипции (графической формы слова).

При разборе важно различать понятия «буква» и «звук». Ведь первые соответствуют орфографическим правилам, а вторые - речевым (то есть звуки анализируются с точки зрения произношения).

Прежде чем приступить к звуко-буквенному разбору, следует запомнить

В русском языке десять гласных звуков:

Первые пять обозначают, что предшествующий согласный является твердым, а вторые - мягким.

И двадцать один согласный звук:

звонкие непарные звуки [Й’] [Л] [М] [Н] [Р]
глухие непарные [Х] [Ц] [Ч’] [Щ’]
звонкие парные [Б] [В] [Г] [Д] [Ж] [З]
глухие парные [П] [Ф] [К] [Т] [Ш] [С]

Звонкими называют согласные, которые образуются с участием звука, а глухие - с помощью шума. Парными называют те согласные, которые образуют пару глухой/звонкий. Например, [Б]/[П], [В]/[Ф], [Г]/[К]. Непарными - те, которые не образуют пары: [Л], [М], [Р].

При фонетическом анализе слова стоит помнить, что согласные [Ч’], [Щ’], [Й’] - всегда мягкие, вне зависимости от того, какой гласный образует с ними слог. Согласные [Ж], [Ш] и [Ц] - всегда твердые.

[Й’], [Л], [Л’], [М], [М’], [Н], [Н’], [Р], [Р’] - сонорные звуки. А значит, при произношении этих согласных звук образуется преимущественно голосом, но не шумом. Все сонорные - звонкие звуки.

В русском алфавите есть также буквы Ь, Ъ. Они не образуют звука. Ь (мягкий знак) служит для того, чтобы смягчать согласные, после которых он ставится. Ъ (твердый знак) имеет разделительную функцию.

Правила разбора на звуки

  1. Транскрипция записывается в квадратных скобках: .
  2. Мягкость звука обозначается символом «’».
  3. Перед глухими звонкие согласные оглушаются: ногти - [нокт’и].
  4. Звуки [с], [з] в приставках слов смягчаются: разъединить - [раз’й’эд’ин’ит’].
  5. Некоторые согласные в словах не читаются: костный - [косный’].
  6. Сочетание букв «сч», «зч» читаются как «щ»: счастье - [щ’аст’й’э].
  7. Удвоенный согласный обозначается «:»: постепенный - [паст’ип’эн:ый’].

Образец звуко-буквенного разбора слова

  1. Записать слово по правилам орфографии.
  2. Разделить слово по слогам.
  3. Обозначить ударный слог.
  4. Произнести слово вслух и на основании этого выполнить транскрипцию.
  5. Описать гласные звуки по порядку, обозначить, какие из них являются ударными, а какие - безударными. Описать согласные. Охарактеризовать их: парные/непарные, звонкие/глухие, твердые/мягкие.
  6. Подсчитать количество звуков и букв в слове.

Как правильно сделать фонетический разбор слова?

– это характеристика структуры слогов и состава слова из звуков.

Памятка

План фонетического разбора

  1. Записать слово орфографически правильно.
  2. Разделить слово на слоги и найти место ударения.
  3. Отметить возможности переноса слова по слогам.
  4. Фонетическая транскрипция слова.
  5. По порядку характеризовать все звуки: а. согласный – звонкий – глухой (парный или непарный), твёрдый или мягкий, какой буквой он обозначен; б. гласный: ударный или безударный.
  6. Подсчитать количество букв и звуков.
  7. Отметить случаи, если звук не соответствует букве.

Образцы фонетического разбора слов :

Я очень люблю есть морковь.

Фонетический разбор слова люблю:

  1. люблю
  2. люб – лЮ (на второй слог падает ударение, 2 слога)
  3. люб-лю
  4. [л"убл"у]
  5. Л – [л"] согласный, мягкий, звонкий и непарный;
    Ю – [у] – гласный и безударный;
    Б – [б] – согласный, твердый, звонкий и парный
    Л – [л"] – согласный, мягкий, звонкий и непарный;
    Ю – [у] – гласный и ударный
  6. В слове 5 букв и 5 звуков.

Фонетический разбор слова морковь:

  1. морковь
  2. мор-кОвь (на второй слог падает ударение, 2 слога).
  3. Перенос: мор-ковь
  4. [маркоф"]
  5. М – [м] – согласный, твердый, звонкий и непарный.
    О – [а] – гласный и безударный.
    Р – [р] – согласный, твердый, звонкий и непарный.
    К – [к] – согласный, твердый, глухой и парный.
    О – [о] – гласный и ударный.
    В – [ф"] – согласный, мягкий, глухой и парный.
    Ь —————————–
  6. В слове 7 букв и 6 звуков.
  7. о – а, в – глухой звук ф, ь смягчает в.

Видео про фонетическую транскрипцию

Полезные советы:

  • Делая фонетический разбор, нужно произнести слово вслух.
  • Важно всегда проверять транскрипцию.
  • Обязательно обращать внимание на орфограммы при фонетическом анализе.
  • Также обращать внимание на звуки, которые произносятся в слабых позициях, таких как: стечение согласных или стечение гласных, согласные шипящие, непарные согласные по твёрдости и мягкости или звонкости и глухости.

Возможно, вам также понадобится